культурология ответы на вопр к экзамену. Предмет культурологии и ее роль в совр обществе. Культурология одна из самых молодых наук. Она выделилась в науч дисциплину на рубеже 1920в Термин культурология
Скачать 499.5 Kb.
|
Язык культуры – совок-ть всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью кот. передается культурно значимая информация. Наиб. универсальной знаковой системой явл-ся язык. Осн. средством познания и коммуникации явл-ся естеств-е языки. Наряду с ними сущ-ют искусств-е языки (дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной инф-ции исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов). Культурный текст явл-ся выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта. В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п. Самым поверхностным уровнем смысла является так называемый здравый смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом на уровне сознания. Самым глубинным уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака). Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл. Культура выражает себя и через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается смысл самого объекта. С помощью символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.). | |
| Искусство как сфера культуры: виды и функции искусства. Искусство - специфич. форма общественного сознания и человеч. деят-ти, кот. представляет собой отражение окружающей действит-ти в худож. образах. Потреб-ть передать будущим поколениям свой духов.опыт - одно из обстоятельств, породивших эстетич. отношение к миру. Из этого возникло иск-во. Предмет искусства - человек, его отношения с окр. миром и др. индивидами, жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство через прекрасное призвано гармонизировать человеч. мир и способствовать единению людей. Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из кот. обладает специфич. языком, своей знаковой системой. Виды искусств: Архитектура (зодчество) - система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека. Живопись - отображен. жизни на определенной поверх-сти при помощи цвета. От живописи следует отличать графику, кот. тоже связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как прав., выпол-ся на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в пространстве. Скульптура - произведения имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Декоративно-прикладное искусство - вид изобраз. искусства, связанный с бытовыми нуждами людей. Литература - действительность в словесно-письменных образах. Музыка - действительность в звуковых художественных образах. Театр-сценич-е действие, возник-щее в процессе игры актера перед публикой. Цирк - иск-во акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкал. эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Балет - вид иск-ва, содержание кот. раскрыв-ся в танцевально-музык. образах. Кино - вид иск-ва, произведения кот. создаются с пом. киносъемки реальных, спец. инсценированных или воссозд. событий сред-ми мультипликации. Фотоискусство - иск-во создания химико-тех. сред-ми зрительного образа, с достоверностью запечатляющего существенный момент действительности. Эстрада - вид иск-ва, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, произведения кот. предст. собой отдельные законченные номера. Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество функций. - Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетич. воздействие на людей, включает их в направленную деят-ть по преобразованию общества. - Утешительно-компенсаторная функция заключ. в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной чел. в реальной действит-ти. Своей гармонией искусство влияет на внутр. гармонию личности. - Художественно-концептуальная - анализировать состояние окружающего мира. - Функ. предвосхищения - способ-ть искусства предвосхищать будущее. (фантастика). - Воспитательная - отражает роль искусства в формировании целостной чел. личности, чувств и мыслей людей. - Внушающая - проявл-ся в воздействии искусства на подсознание людей, на человеч. психику. - Эстетическая - это способность формировать эстетич. вкусы и потреб-ти человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты. - Гедонистическая -показыв. особый, духов. хар-р искусства. Она опирается на идею самоценного значения личности и осущ-ет ее, доставляя чел. радость эстетич. наслаждения. - Познавательно-эвристическая - показывает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, кот. труднодоступны науке. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразен. В отличие от различных общественных наук, изуч-щих отдельные стороны жизни людей, иск-во исследует чел. в целом и явл-ся особой формой познания окр. действит-ти. В совр. обществе идут споры о судьбе иск-ва. Одни считают, что оно отживает свой век, не выдержив. конкуренции с техникой, наукой. Др. - что только иск-во есть область деяний, достойная людей, и кто отвергают его, теряют человеч. облик. Иск-во развлекает и дарит эстетич. наслаждение, улучшает общение, оказыв. воспитательное воздействие на духов.облик чел. |
| Понятие стиля в культуре. Исторические стили искусства. Стиль- фундаментальная и универс. категория искусства. Стиль - наиболее общая категория художеств. мышления. Все стили связаны с историей, характерны для определ-х этапов историч. развития. Содержание стилей определяется способом видения и понимания свойств времени и пространства, в кот. живет и действует чел. конкретной историч. эпохи и социальной среды. Именно стиль выражает уникальную суть художеств.творчества определенной эпохи. Смена духов. стилей - один из типов культурных изменений, наиб. отчетливо заметный в истории западноевроп. культуры (романский, готический, ренессансный стили, барокко, классицизм, рококо, ампир, романтизм, неоклассицизм, реализм, модернизм). Направл-я, течения и стили в иск-ве явл-ся своеобраз-ми «визитными карточками», отмечающими духов.жизнь каждой эпохи, поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так как лицо - «зеркало души» отдельного чел., иск-во - зеркало души своего народа и своего времени. В самом общем виде стили в иск-ве можно определить как исторически сложившуюся общность художеств. признаков. Романский стиль (лат. - римский) - стилевое направл. в западноевроп. иск-ве 10-13вв., проявив. в архитектуре и скульптурном декоре, в росписях соборов. Религиоз. сооружения отличаются монументальностью и рациональностью, использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, многофигурными скульптурн. композициями, создавая впечатление мощности Готический - в Европе 13-16вв., связан с религиоз. архитектурой скульптурой и декоративно-приклад. ис-вом (мебель, одежда, витражи и т.п.). Для готич.соборов характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромн. прорезными окнами, украшен. витражами, пышный декор с использов. золотой краски, резьбы по дереву. Прим. - Собор Париж. Богоматери, Кельнский собор. Барокко (итал. - странный, причудл.) - стиль в западноевроп. иск-ве - архитектуре, музыке, живописи, лит-ре, декорат. иск-ве кон.16 - сер. 8вв., для кот. характерны: стремление к пышности; богатство декоратив. элементов, криволинейные формы (завитки, спирали). Прим. - Зимний дворец (С.-Петерб.). Классицизм (от лат.- образцовый) стиль и направл. в иск-ве и лит-ре 17-нач.19 вв. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции. К сер. 19 в. классицизм, отставая от разв. общест. эстетич. чувства, переродился в академизм. Рококо (франц. - раковина) - стиль в искусстве Зап.Европы, преимущ.Франции 18в., занимающий «промежуточное положение» между барокко и классицизмом. Наиб.ярко выразился в архитектуре, живописи и декоративно-приклад. иск-ве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Черта стиля - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутр. убранства. Сентиментализм (франц.-чувство) – худож. течение в западноевроп. и Америк. иск-ве и лит-ре во вт.пол. 18в., сложивш. в рез-те разочарования в положительной роли «цивилизации», «царства разума». Сентим-зм идейно восходит к высказыванию Ж.-Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувство - никогда!». Сентим-зм не выработал собств.эстетики, занимая положение между классицизмом и романтизмом. Романтизм - идейное и худож. направление в запад. и русск. культуре, охватив. все виды иск-ва и гуманит. науку в кон. 17-нач.20 вв., как реакция на Вел. Франц. револ. Романтики проявляли интерес к фольклору, народн. явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко наследуя из них сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску. Центром движения стала Германия в лице ее филос. и поэтов - братьев Шлегелей, Новалиса, Шеллинга и др. Предст. рус. ром-зма в лит-ре - Жуковский, Лермонтов и Тютчев; в живописи - Кипренский и др. Реализм (позднелат. - вещественный, действительный) - в лит-ре и изобразит. иск-ве. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - изображение жизни в такой, какой она реально видится чел.; и в более узком - как творческий метод, вводимый к определенным эстетич. принципам. Натурализм (лат.-природа) – творч-е направл. в лит-ре, изобраз. иск-ве, театре, кино, появ. последней трети 19в. в Европе и Америке под влиянием его предст-лей –франц. Огюст Конт, англич. Герберт Спенсер и др. Художник должен отражать окруж. мир без прикрас, объективно, подчиняясь правде «позитивной». Писатели и художники претендовали на то, чтобы сказать о чел. «всю подноготную», проявляя внимание к биологич. сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд. |
| Понятие и взаимосвязь культуры и цивилизации. Типы цивилиз.: традиц., динамическая и адаптивная. В науч. лит-ре по вопросу о взаимоотнош. понятий «культура» и «цивилизация» сущ-ет неск. позиций - отождествление, противопоставление и взаимообусловлен-ть. Первоначально эти понятия использовались как синонимы. С эпохи Просвещения философы настаивали на взаимосвязи этих понятий - только высокая культура могла порождать цивилизацию, а цивилизация, соотв-но, была показателем культурной развитости общества. Данные понятия использ. в трудах Гумбольдта, Тейлора. По мнению Фрейда, культура и цивилиз. отличают чел. от животного. По мнению Шпенглера, цивилиз. – последний этап развития культуры, этап ее упадка и гибели. По Бердяеву культура имеет душу, цивилиз.– лишь методы и орудия. По Маркузе цивилиз. – повседневная реальность, культура – праздник. И «культура», и «цивилиз.» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы. Оба слова могут указывать на процесс развития человечества. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация» связаны с их происхождением. Понятие «культура» происходит (если не рассм. первонач. знач. «земледелие») из сферы религии («почитание богов»), педагогики («образование, воспитание, обучение»), оно прим-ся к явлениям «духовной культуры»: образованию, науке, иск-ву, философии, религии, морали. Понятие «цивилизация» происх. из политич. и юридич. словаря Др.Рима. Слово «цивилизация» обычно относится к явлениям «материальной культуры» (техника, производит. силы экономики, жилища, транспорт и связь и т.д.) и к общественной жизни. Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем эконом., технич. и социального развития - США, западноевроп. госуд-ва, Япония. С др. стороны, «культурной страной» могут назвать и страну с низким или средним уровнем социально-экономич. и тех. развития. Традиц. цивил. - это монотонные цивилиз., повторяющие культурный опыт. Под трад.цивил. обычно понимают общество, для кот. характерны высокая степень завис-ти от природных условий бытия, жесткая связь индивида со своей социальн. группой. К трад. относят древневосточные, античные и средневековые цивилизации. Эпоха их - с V-IV тыс. до Р.Х. по 1492г. по Р.Х. и включ. периоды древности и средневек-я. Индивид, сформиров-й в условиях этих цивилиз., явл-ся "групповым человеком" с глубоко укорененным в психике чувством завис-ти чел. от сил природы и социального порядка. Основа трад.цивил. - община. Основа экономики - сельское хозяйство экстенсивного типа, направл-е на овладение природными ресурсами. Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города - центры ремесла и торговли, но доля городского населения невелика. Политич. и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный хар-р. В рез-те складывается иерархическое устройство общества. Несмотря на развитые системы письменности, большинство людей в традиц. цивил. было неграмотно. К динам. цивил. относят социальные саморегулирующиеся организмы, кот. имеют возможность взаимодействовать не только с опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относят европейскую цивилиз. с характерным для нее рационализмом и техницизмом, уходящими корнями в античность. К специфич. характ-кам динам. цивил. кроме рационализма относят: а) накопление науч. знаний и технологий, превышающие актуальную потребность; б) появл. нов. лидеров, способных и готовых перестроить мир на новых началах; в) постоянные экономические и социальные трансформации; г) интеграцию индивидов и социальных групп в национальные общества. В искусстве присутствует установка на новаторство, оно берет на себя функцию обновления традиции, ее критики в соот-вии с изменившимися условиями быта. Адаптивный тип цивил. Социокультурный комплекс адаптив.типа характерен для вторичных цивилизаций, возникших на почве более древних, часто более развитых культур либо на периферии, в сфере влияния «сильных» цивилизаций. Классическим образцом счит-ся арабо-мусульманская цивилиз. в период ее возникнов. и расцвета. На завоеванных территориях арабы, как прав. оставляли без особых изменений хозяйственно-экономич. отношения и социальные структуры. Они лишь насаждали сверху своих резидентов. Мусульм. цивилиз. ассимилировала все лучшее в более древних и более высоких культурах. Арабоязычная культура сохраняла независ-ть по отношению к господ-щей религии, терпимость и даже известно любопытство к духовной культуре «неверных» как к экзотике. Арабо-мусульм. худож. стиль - запрет на изображ-е чел. Кораном предопределяли разв. орнаментально-декоративн. ис-ва. |
| Наука и техника как сферы культуры. Понятие «техника» столь же многозначно, как и понятие «культура». Существует огромное количество определений техники – способ подчинения природы, ср-во освобождения ограничений природы, создание искусств. среды и др. В широком смысле техника – это продукт человеч. цивилизации, технич. знание, часть общественного прогресса, в узком - инструментальные средства, используемые чел. в своей деят-ти по преобразованию природы, искусств. объекты, созданные чел., имеющие свою внутр. природу и логику действий. Взаимодействие техники и культуры носит противоречивый характер. Но это замечено недавно. До этого тех. прогресс воспринимался оптимистично, развитие науки и техники вписывалось в систему культурных ценностей, с их развитием связывались надежды на лучшее экономич. и культурное будущее. Техника обогащ. человеч. существование, позволяла расширять среду обитания, облегчать жизнь. Техника, включенная в культуру, имеет в совр. цивилизации приоритетное значение. Без техники культура (как искусственная среда) невозможна. Именно техника создавала новую действит-ть, созидала то, чего природа достичь не могла, но при этом техника все более отрывала чел. от природы, естественного фона жизни. Обеспечивая богатство, экономическую мощь, техника активно помогала человеку утверждать свое господство над природой, вселяла ощущение независимости от природных и иных обстоятельств, укрепляла веру в безграничные возможности преобразовательной человеческой деят-ти. В рез-те ускоренного процесса технизации (постоянного увеличения и совершенствования мира инструментальных средств) человеч. цивилизация (прежде всего европейская) стала приобретать техногенный характер. Сложность техники и ее объем стали превосходить контролирующие возможности человека. Возросла непредсказуемость последствий для природы и чел. процесса бурного разв. техники. Во взаимоотношениях чел. как творца культуры и техники появились нов. аспекты. Все более стирались границы между чел. и машиной, изменялся образ жизни человека в техномире, а проблема создания искусственного интеллекта обозначила предел собственно человеческому существованию. Культ науки и техники привел к духовной односторонности человеческого существования, это понизило возмож-ти общекультурн. развития, гармоничн. взаимодействия техники и культуры. Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное). Предметная - материальные средства человеческой деятельности. Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология). Функции техники в культуре 1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры. 2. Ср-во приложения достижений культуры к решению практич. задач - ответ на «социальный заказ» культуры. 3. Создание инструментария культуры — средств и способов деятельности. 4. Техника явл-ся культурным кодом, «аккумулятором инф.», ср-вом ее хран. и передачи. Образ техники в культуре. Образ техники — существующее в культуре представление о ней. ♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами. ♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов. ♦ В Средневек.: технич. новации осужд-ся как попытки отойти от установл-х Богом канонов. ♦ С эпохи Возрож. на технику начин. смотреть как на важн. фактор общественного прогресса. ♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм). ♦ Национальные различия образа техники. ♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян. ♦ После Октябрьской революции — восхваление могущества техники. ♦ В 20 в.- борьба 2 тенденций. Техницизм изображ.технику как благо, антитехницизм-как зло. Опасности технического прогресса: 1. Обеднение духовной жизни человечества. 2. Превращение человека в раба техники. 3. Разрушение природной основы человеч. бытия, чел. - не часть природы, а ее господин. 4. Опасность самоуничтожения человеч. вследствие неосторожного обращения с техникой. 5. Угроза самоотравления человеч. в рез-те использования искусственных заменителей. Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса: 1. Развитие науки и инженерии. 2. Развитие духовной и социальной культуры. 3. Совершенствование системы управления обществом. |
| Символический аспект культуры. Для понимания существа и особенностей культуры в XX в. очень важным оказалось развитие символизма и семиотики на основе философии и лингвистики. С семиотических позиций культура - это совок-ть знаковых систем, с помощью кот. человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром. При этом знак понимается как «чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), кот. выступает как представитель др. предмета, свойства или отношения». Культура порой понимается и как совок-ть знаков–символов, особых условных многозначных смыслов. Так, у неокантианца Э. Кассирера все формы культуры рассматривались как иерархия «символических форм». Усвоение и передача знания по своей природе суть операции. Они требуют опредмечивания знания, превращения его в операциональную единицу. Так рождается символ. Если символ стабилен, т.е. постоянно указывает на одно и то же значение, он превращается в архетип. Повседневная жизнь чел. наполнена символами и знаками, кот. регулируют поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом. Вокруг символов человечество развернуло бурную деят-ть. Символы конструируются, описываются, с помощью одних символов создаются новые символы, целые символические системы, наконец, изучается сама эта деят-ть по созданию и использованию символических систем. Этот символический мир, параллельный реальному, и образуют культуру. Культура предст. собой попытку подвести единое смысловое основание под восприятие мира. Она дает людям готовые смыслы. Эта смыслополагающая функция делает равноправными любые культуры, не взирая на время и расстояния. Система общепринятых ответов не останавливает вопрошания. Культура бессильна дать подлинные смыслы бытия: она содержит лишь возможные смыслы. Если смысл все-таки врывается в жизнь чел., он приходит помимо культуры - личностно, адресуясь к конкретному чел. Польза культуры - лишь в предуготовлении к смыслу. Научая чел. видеть символы, она может адресовать его к тому, что стоит за символикой. Но она может и запутать его. Чел. может принять смыслы за реальность и довольствоваться культурным бытием, не зная, что такое подлинная реальность. |
| Коммуникативный аспект культуры. Диалог культур и формирование мировой культуры. Культура является продуктом и в то же время детерминантой систем человеческого социального взаимодействия. Со своего появления чел. сущ-ет в коммуникации. Проблемами межкультурных коммуникаций занимается этнопсихолингвистика. С культурологич. точки зрения общение обеспеч-ет внутри- и межэтнические связи. Посредством общения передается культурная инф-ция, необходимая для создания пространственной стабильности и культурной интегрированности общества. Характер общения определяется на 2 уровнях - социальном и культурном. Вступая в процесс коммуникации, мы оказываемся носителями определенных социальных ролей. Знания личности, усвоенные в процессе социализации, структурированы способом, общим для всех членов данного общества. Т.о., культурные знания, усвоенные в рамках так назыв. национальной роли, сост-ют ядро нац-й специфики мышления. Диалог культур Сущ-ет множество культур (типов культуры), в человеческой истории. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соот-щих себе символических формах. Смыслы одной культуры не переводятся без остатка на язык другой культуры, что иногда трактуется как несоизмеримость различных культур и невозможность диалога между ними. Между тем такой диалог возможен в силу того, что у истоков всех культур общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соот-щие культуры очерчивают специфич. смысловые и символические границы. Во-первых, богатая культура несет в себе массу скрытых возможностей, позволяющих перебросить смысловой мост к другой культуре; во-вторых, творческая личность способна выйти за пределы ограничений, налагаемых исходной культурой. Поэтому, будучи творцом культуры, человек способен найти способ диалога между различными культурами. Каждая культура неповторима. Но тогда как оценить степень развития культуры? Есть критерии оценки культуры. Они вытекают из того факта, что первичной ценностью явл-ся человек, развитие его личности и свободы. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творч. самореализации чел. как личности. |
| Первобытная культура: характерные черты и этапы развития. Под ПК принято понимать архаичную культуру, кот. характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, либо тех народов (напр., затерянные в джунглях племена), кот. сущ-ют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Деят-ть человека архаики осущ-сь в различных способах освоения природной среды. Человек не воспринимал себя в качестве ее «царя», напротив, чувствовал свою незащищенность. Чтобы выжить следовало найти среди населяющих природу существ покровителей. Они и становились божествами – священными предками. Культура первобытного человека отличалась синкретизмом – сочетанием разнородных элементов (понятий, представлений, воззрений). Одним из существенных признаков синкретизма архаичной культуры является слияние в ней рациональных знаний с религиозными верованиями, магическими ритуалами и ранними формами искусства. ПК включает религиозные верования и культы, особые традиции и обряды, искусство. Первобытное искусство представлено в след. видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы. Первые произведения относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились фигурки женщин высотой 10—15 см, так называемые «венеры». Они символизировали плодородие и связаны с культом женщины-матери прородительницы рода. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. И зоологические, и антропоморфные изображения выполняли культовую функцию. Т.о., религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства). Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью. Особая область первобыт. искусства - орнамент. Расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ. Природа отражена в круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник - плодородие, мир - ромб, ориентированный по сторонам света. Орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Т.о., на смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии, В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. Над курганами возвышались каменные бабы – каменные изваяния. Объективное отражение явлений окружающей действит-сти не входило в задачи художников и скульпторов, поэтому искусство архаики отличалось символической формой (причем условность эта была сознательной): изображаемое интерпретировалось в соответствии со сложными отношениями первобытного человека с природным миром и в свете религиозных представлений архаичной культуры. Например, вождь племени мог выглядеть на рисунке гораздо выше и крупнее не только своих соплеменников, но и зверей и животных. |
| Культура Др.мира. Др Египет. Египет - одно из древнейших государств мира, а его иск-во – один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Др. Востока. История культуры Др.Египта делится на следующие этапы: додинастический период (5-4тыс. до н.э.), Раннее царство (ок. 3000- 2000 г.г. до н.э.), Древнее царство (XXVIII – XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI – XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.), Поздний период (XI – IV вв. до н.э.). Сакральный хар-р древнеегипет. культуры проявл-ся в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх. |