Предмет любой науки это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира,
Скачать 0.52 Mb.
|
Осн-я возд-я об-ва: Гл. деление об-в по пр-ку осн-я их возн-я сводится к противопост-ю об-в из договора и об-в из правоиар-й. Понятие обя?-ва. Эл-ты обяз-ва. Об-во - правовые оковы, в силу кот. чел принужд-ся что-нибудь исполнить согласно з-нам гос-ва. Сущ-ть обяз-ва сост. не в том, чтобы сделать своим какой-то предмет, а чтобы связать др. чела в том отнош-и, чтобы он что-нибудь дал нам или сделал. Т. обр. в об-ве закл-ся с одной стор. право требовать, с др. - соогв-шая этому праву обяз-ть исполнить треб-е или долг. Обяз-во д. обладать опр. эл-тами, без кот. оно не м. сущ-ть: [)об-во д. предст-ть собой правоотн-е м. двумя опр. лицами 2)об-во д. предпол-ть осн-е для его возн-я, т.е. точную и конкретн. причинную связь для треб-я одного лица н ад-е другого. 3)об-во предпол-ет исполн-е им-венного хар-ра 4)об-во д. предпол-ть обяз-ть исполнить треб-е, причем исполн-е д.б. возм-ным, дозволенным, нравственным. Перемена лиц в обяз-ве. 1)Переход об-ва по наследству. "наследник явл. продолжателем лич-ти насл-дателя". Вместе с насл-вом получ. права и обяз-ти умершего. 2)Цессия. Замена в обяз-ве допж-ка 3)Перевод долга Замена одного долж-ка др. возм. только с согласия К-тора, I .к. ему не по барабану, с кого получать. 26. Защита права собственности в Риме. Иски. Систему средств защиты составляют: вещно-правовые средства защиты права собственности; обязательственно-правовые средства; средства защиты права собственности, не относящиеся к вещно-правовым или обязательственно-правовым средствам, и вытекающие из различных институтов гражданского права; гражданско-правовые средства, направленные на защиту интересов собственника или прекращение права собственности по основаниям, предусмотренным в законе. Что касается первого средства защиты права собственности, интересующего нас, то следует заметить, что они направлены непосредственно на защиту права собственности как абсолютного субъективного права и не связаны с какими-либо конкретными обязательствами и имеют целью либо восстановление владения, пользования и распоряжения собственника принадлежащей ему вещью, либо устранение препятствия или сомнения в осуществлении этих полномочий. Соответственно к вещно-правовым искам относятся: иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения; иск об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения; иск о признании права собственности. Виндикационный иск - требование собственника о возврате своего имущества из чужого незаконного владения. Оно представляет собой иск не владеющего конкретным имуществом собственника к незаконно владеющему им несобственнику. Это требование установлено на случай утраты собственником владения своей вещью. Субъектом права на виндикацию является собственник (или иной титульный, то есть законный, владелец), который, следовательно, должен доказать свое право на истребуемое имущество, то есть его юридический титул. Субъектом обязанности здесь является незаконный владелец, фактически обладающий вещью на момент предъявления требования. Если к этому моменту вещи у ответчика не окажется, виндикационный иск предъявлять нельзя, ибо исчез сам предмет виндикации. Можно, однако, предъявить к такому лицу иск о возмещении причиненных им собственнику убытков. Объектом виндикации во всех без исключения случаях является индивидуально-определенная вещь, сохранившаяся в натуре. Невозможно предъявить виндикационный иск в отношении вещей, определенных родовыми признаками или не сохранившихся в натуре (например, в случае, когда спорное строение капитально перестроено, а не просто отремонтировано фактическим владельцем и стало практически новой недвижимой вещью). Ведь содержание такого иска возврат конкретной вещи, а не замена ее другой вещью или вещами того же рода и качества. Незаконное владение чужой вещью бывает как добросовестным, так и недобросовестным. В первом случае фактический владелец вещи не знает и не должен был знать о незаконности своего владения (а чаще всего о том, что передавший ему вещь отчуждатель был неуправомочен на ее отчуждение): например, при приобретении вещи в комиссионном магазине или на аукционной торговле, когда продавец умышленно или по незнанию скрыл от покупателя отсутствие требуемых правомочий. Во втором случае фактический владелец знает либо по обстоятельствам дела должен знать об отсутствии у него прав на имущество (например, похититель или приобретатель вещи "с рук" по заведомо низкой цене). Название негаторного иска происходит от латинских слов “actio negatoria” (отрицающий иск). Негаторный иск представляет собой требование об устранении препятствий в осуществлении прав собственности, не связанных с нарушением правомочия владения, т.е. иск о прекращении таких нарушений, которые хотя и не соединены с лишением собственника владения имуществом, однако мешают ему с реализации других правомочий собственника (ст. 304 ГК). Препятствием в осуществлении правомочий собственника являются неправомерные действия нарушителя этих прав, которые могут выражаться, например, в присвоении права сервитутного или сходного пользования (прохода или проезда через его участок, пристройки к его стене своих соору-жений). 27. Основные изменения в римском семейном и наследственном праве (классический период). В Древнем Риме были известны три формы заключения брака: брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под власть мужа; брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа; брак сине ману - без власти мужа. В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - отца. Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Власть главы семьи над детьми также постепенно ослабевала: убийство детей было признано преступлением, сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество, был упрощен порядок усыновления внебрачных детей и т. д. Согласно нормам наследственного римского права: первыми к наследованию призывались дети; если их не было - внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники; если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди - всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую. Особенностью римского права являются нормы, ограничивающие свободу завещательных распоряжений. Ими введен принцип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению свидетелями. 28. Гражданский процесс в Риме и его виды. Процесс делился на две части: 1) отличалась строгим формализмом. Истец и ответчик в назначенный день являлись на форум для произнесения клятвы, после чего назначался день суда и судья, выбираемый из списка. 2) Судья выслушивал стороны, анализировал показания свидетелей и принимал решение, которое было окончательным, апелляции и кассации не существовало… Судья уже не свободен в решениях, он действует по приказу(формуле) претора- прцесс стал формулярным. Формула состояла из трех частей: интенция заключала в себе требование истца, эксцепция- возражение ответчика, и кондемнация- приказ претора судье… Третья форма процесса- переход процесса от судей к чиновникам. Вызов ответчика, оценка доказательств, вынесение решения и его исполнение- все это входило в функции соответствующего чиновника и его помощников. Высшей аппеляционной инстанцией по судебным делам был император (его канцелярия). 29. Государственный строй Византии. Имп. Диалектиан, для удобства управления, разделил имп. на 2- заподную и восточьную, а за тем на 4 адм. еденици. В последствие имп. Константин перенёс столицу своей империи на восток, в город Византий, и переименовал его в свою честь. ЗРИ пала под ударами варваров в 476г., а Византия процветалат ещё 1000 лет. Общ. строй: военная, адм., дух. и торггово-финансовая арестократия, земельные магнаты, горожани, колоны- гос. и частные, рабы, процесс феодолизации идёт медленно из-за частной собств. на землю. Все гос. устройстов унаслед. от поздней римской империи. Изначально имп. избирался жителями Канстантинополя на ипподроме. Константинопольский Сенат- 2000 чел., пратии-димы, голубые- адм. арестократия и зелёные- торг.-фин. верхушка, мин. и ведомства, тер. деление- претории, затем фемы,во главе стратеги. Постепенно возникают вассально-сюзеренные отношения и закрепощение крестьян Большое влияние имеет армия-постоянные и мобильные войска, крестьянскоое ополчение, наемники. Нашествие арабов, славян и полит. кризис привеилик и установлению сильной имп. власти, но имп. выбирался. Единственной сильной орг. остаётся Православная церковь, сразу была поставлена под контроль, имп.-её покровитель. 30. Источники византийского права. Разработка и структура кодекса Юстиниана. Византийское право, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. На ранних этапах развития государства сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям. Императорское законодательство в качестве основного источника права. Первым официальный свод законов - Кодекс императора Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина. В 4-6вв. - высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. Византийские юристы адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Под руководством юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом явился Свод законов Юстиниана. Эта кодификация до XI в. оставалась важнейшим источником действующего права В это же время в Византии был принят ряд новых императорских законов, где под влиянием развивающихся общинных порядков все чаще воспринимались нормы обычного права. Таким образом проявилась одна из характерных тенденций развития византийской правовой системы, а именно стремление императорской власти консолидировать все право в писаном законе. 31. Правовое регулирование общественных отношений в Византии. Рецепция Византийского права. В рассматриваемое время уже не сохранилась в значительной степени традиционная городская община. Это не была регенерация аграризировавшего старого города, а это было возникновение на его развалинах, а часто по соседству с ними нового города. Он был разбросанным, представлял возможность обработки земли, в нем не было бань, общегородских систем водоснабжения и канализации. Такой характер раннесредневекового византийского городского строя исследователи объясняют тем, что в Византии было развитым и устойчивым деревенское ремесло, что в условиях IX - X вв. не стимулировало быстрое конституирование города как исключительно ремесленно-торгового центра. Город был прежде всего центром локального обмена и лишь отчасти производства. Обмен между городом и округой осуществлялся в основном на ярмарках. Внутригородская торговля и обмен ведутся не на торговой площади, рынке внутри города, а дома, непосредственно между продавцом и покупателем. На ярмарках византийские купцы скупали изделия как сельских, так и городских ремесленников, увеличение спроса стимулировало городское ремесло. Важнейшим организатором и регулятором развития товарно-денежных отношений был не город, а государство. Константинополь занял монопольное производственное значение, что тормозило оживление и подъем ремесла в провинциях и провинциальных городах. Медленное развитие провинциального ремесла подтолкнуло власть к поощрению кинонии - мелких временных объединений (новеллы императора Льва VI - начало X вв.) Византийская государственность регулировала и норму прибыли: ограничивала спекуляции, контролировала цены, создала систему поимущественно-подоходного обложения с известными уравнительными тенденциями. Городское население обязано было нести некоторые повинности, сочетавшие элементы общегосударственных и городских: осуществлять надзор за системами водоснабжения и орошения, ремонтировать общественные здания, доставлять грузы. Город представлял собой особый податный округ. Исследователи имеют возможность лучше изучить город Константинополь, поскольку существует знаменитая «Книга Эпарха» - сборник постановлений, которые были установлены эпархом (градоначальником) в виде правил для 22 корпораций столицы. В рассматриваемый период ремесленное производство и торговля в империи процветали, подъем начался в столице с середины IX века, а со второй половины XI века - и в провинциальных городах. Шелк, художественные изделия из стекла, металла, слоновой кости, дорогая посуда, льняные ткани из Византии снова обрели мировую славу. Возобновились широкие внешнеторговые связи. 32. Общественный и государственный строй славянских стран в период феодализма. Приняв христианство, славянские государства Восточной Европы включили себя в круг византийских культурных и правовых влияний. На базе норм византийского и обычного болгарского права в конце IX века появился "Закон судный людям", который дошел до нашего времени в двух редакциях - Краткой (32 статьи) и Пространной (77 статей). Наиболее древней и близкой к подлиннику считается краткая редакция Закона по так называемому Румянцевскому списку. В связи с развитием ремесла сравнительно широкое распространение имел договор подряда. В одной из статей этого Закона говорится, что, если портной испортит материал вследствие неумения шить или злонамерения, он должен быть избит или лишен вознаграждаения. Особое место в Законе занимают нормы, направленные против нарушения христианских предписаний о браке. Закон запрещал многоженство, предлагая выгнать из дома вторую жену вместе с ее детьми, устанавливая запрещение вступать в брак с близкими родственникамиМногие статьи Закона сохраняют старые славянские обычаи: талион, кровную месть, ордалии и др. Как уклад продолжал существовать институт рабства. За убийство раба возмещение получал его хозяин. Раб мог выкупить себя на свободу имуществом или отработкой. Закон строго охранял собственность. Смертная казнь грозила за поджог дома, за хищение церковного имущества из алтаря. За продажу в рабство свободного виновный мог быть продан в рабство. Штраф в двойном размере уплачивался за рубку и поджог чужого леса, за кражу скота. Ряд статей предусматривал суровые наказания за многоженство и изнасилование, а также за соблюдение языческих обрядов. Закон запрещал производить арест в помещении церкви, даже если преступник там находился. Соприсяжники (портники) - это люди, пользующиеся добрым именем и доверением суда, которые клятвенно должны подтвердить определенные, имеющие значение для процесса факты. Их заявления были решающими для исхода процесса. Особое значение в суде придавалось свидетельским показаниям. В 1349 году в г. Скопле (Сербия) на соборе феодальной знати был принят свод, получивший название в честь короля Стефана Душана "Законник Стефана Душана", который включал 194 статьи. Большая часть статей посвящена церкви, ее праву и христианской морали, а также уголовному праву и процессу. Он содержит нормы сербского обычного права и нормы, заимствованные у Византии. Класс феодалов делился на две основные категории: великие и малые властели и властеличи. Властели имели наследственные земли - баштину. Законник различал баштину - родовую собственность, наследственное имение и откупленицы - прибретенное на основе купчей имение. За службу властеличам давали пронии. Особой разработкой отличаются уголовные постановления Законника, относящиеся к религиозным и государственным преступлениям. За переход в другую веру и за возвращение к язычеству виновные подвергались смертной казни, а при смягчающих обстоятельствах - ссылке в рудники, членовредительству. Некоторые статьи Законника за нарушение церковного права предусматривали наказание в виде отлучения от церкви. В XIII веке в Польше появился первый писанный свод правовых обычаев. "Польская правда" состояла из 29 статей, написанных на немецком языке. Это не официальное, а частное собрание правовых норм. На его основе разрешались спорные вопросы между поляками и немцами-колонистами. Данный правовой памятник юридически закрепляет феодальную светскую и церковную собственность. Феодальная родовая собственность считалась принадлежащей всей данной фамилии, и поэтому отчуждения не могли иметь места без согласия всех кровных родственников, имевших по отношению к ней право наследования. Кроме того, кровные родственники имели право преимущественного выкупа этого рода имуществ - право ретракта. Постепенно в Польше отмирают старинные формальности, необходимые для перехода земельной собственности из рук в руки. Становится достаточно "акта об отчуждении", занесенного в специальные судебные книги. Рассмотренные выше памятники составили первоначальную основу славянского феодального права. 33. Польская правда. Книга польского обычного права — Польская Правда или Эльблонгская книга (по названию города, в котором ее рукопись найдена в XIX веке) долгое время была не известна. Первое печатное издание этого документа было выпущено в 1869 году Фолькманом. Возникновение Польской Правды относят к середине XIII века. Польша XII и начала XIII века являлась раздробленным феодальным государством. Процесс феодального дробления страны обострялся в связи с вторжением на польские земли пруссов, германских феодалов, татар. Особенно тяжким оказалось нашествие тевтонских рыцарей (“крестоносцев”), входивших в один из наиболее агрессивных германских рыцарских орденов. Для того чтобы удержать свое господство и обеспечить своих чиновников руководством при отправлении суда над населением, жившим на захваченных землях и пользовавшимся польским правом, крестоносцы составили судебник, получивший впоследствии в литературе название Польской Правды. Судебник составлялся, как видно из его содержания, на основе записи крестоносцами ответов, полученных в результате опроса поляков. Поэтому этот памятник и написан на немецком языке, но вместе с тем является ни чем иным, как первым писаным сводом норм польского обычного права. Польские историки, исследовавшие памятник, доказали, что его запись полностью соответствует польскому праву. В нем отразился также общественный и государственный строй Польши XII — XIII вв. Польской Правде предпослано рифмованное предисловие, напоминающее вступление к “Саксонскому Зерцалу” и содержащее краткую символическую историю права “от сотворения мира” до момента записи памятника. Памятник состоит из 29-ти статей и прерывается в середине предложения на словах: “Что же касается свободных людей между указанными...”, то есть в том месте, где начинается раздел о свободных людях. Ст. ст. I—VI Польской Правды посвящены вопросам судоустройства и судопроизводства; ст. ст. VII—XX — вопросам уголовного права; ст. ст. XXI—XXII — порядку наследования; ст. ст. XXIII—XXV — судебным доказательствам; ст. ст. XXVIII — XXIX — положению феодально-зависимых крестьян. 34. Законник Стефана Душана (Сербия). Самым значительным памятником сербского права являлся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г. В данном случае необходимо отметить, что кодификация Душана служила делу закрепления феодальных отношений. Данный сборник норм старинного сербского права способствовал преодолению языческой старины. Этот сборник законов не являлся детально регламентирующим все стороны общественной и государственной жизни. Его дополняли некоторые византийские своды законов. Хотя следует отметить, что во многих отношениях Законник относится к византийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старые обычаи стремится либо устранить, либо реформировать. Законник претерпевал значительные изменения. Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения: запрещалось увеличение крестьянских повинностей; допускалась судебная защита крестьян (включая крепостных); усиливались наказания за сопротивление государству и помещикам. Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений — около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о защите христианской религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступлений на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санкционируется наказание непричастных лиц, т.е. объективное вменение. В. делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т.е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим, преступлениям, например к подделке монет. Широко применялись членовредительские наказания и штрафы, заимствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительство распространялось на свободных крестьян — если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол и судебное решение фиксировалось на бумаге. После смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили воспользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки. 35. Закон судным людям (Болгария). Рассматривая болгарское право, следует отметить, что его первая кодификация получила название |