Главная страница
Навигация по странице:

  • Общеисторические методы

  • Египет

  • Спарты

  • Спарте считалось Народное собрание

  • Народное собрание выполняло

  • Предмет любой науки это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира,


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеПредмет любой науки это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира,
    Анкорsonin(1).doc
    Дата27.04.2017
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаsonin(1).doc
    ТипДокументы
    #6114
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    1. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Его место и значение в системе юридических наук.

    Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

    Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей. Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ. Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств. Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования. Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д. Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований. Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории. Конкретно-исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались. Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.
    2. Возникновение государства и права в странах Древнего Востока.

    Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ была с-х община. Крепость общественных, родоплеменных и иных связей тормозила процессы классообразования, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе. Самые ранние государственные формы стали складываться в древневосточных цивилизациях в ходе разложения общественно-родовой организации. По мере выделения над общинных управленческих структур стали складываться и царско-храмовые хозяйства, которыми владели лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм.
    3. Государственный строй стран Древнего Востока.
    (На примере Древнего Египта). Древнее царство 2700-2400 гг. до н.э. В это время в Египте образовалось первое централизованное сильное раб гос-во. Отличается высоким уровнем развития хозяйства. Армия работников обеспечивала население страны всем необходимым. Жизненный уровень различных слоев населения уже был четко определен. На верху крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. Крупные землевладельцы занимали важные должности при дворе и в государственном управлении. Основной рабочей силой были крестьяне-общинники. Управлял "рабочими отрядами" фараон через своих чиновников. Рабовладение было распространено в верхах общества, и в средних слоях населения. Рабы использовались для работы в домашнем хозяйстве. Гос строй: централизация управления. При помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний укреплялся авторитет фараона. В его руках сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть. Территория государства делилась на отдельные области - номы, во главе которых стояли правители - номархи. Основные черты права Древнего Египта: Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени и сведения о египетском праве весьма скудны.

    4. Правовое положение отдельных категорий населения стран Древнего Востока.

    Рабы: царские, храмовые, частновладельческие. ДВ: полноправные(авилум), неполноправные(мушкенум). Индия: Брахманы- изучение религии, освобождение от налогов, безупречное поведение, отсутствие эмоций, неприкасаемость личности; Кшатрии- охрана других, цари, чиновники, знать, привилегированное положение с брахманами; Вайшьи- наиболее многочисленная категория, торговля, земледелие, ремесло; Шудры- наемные работники, слуги, смиренное служение дважды рожденным; Неприкасаемые- отсутствие каких-либо прав и свобод. Египет: рабовладельческая знать и жречество.Китай: привилегированные, свободные крестьяне-общинники, бесправные рабы.
    5. Правовое регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи.

    I. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не т дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были- созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан, под рельефом, который помещен наверху, на лицевой(Стороне столба, л изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашём - покровителем суда.
    Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не''
    имеют религиозного и морализирующего элементов.Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги (Передали ему царство для того, "чтобы"сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи законов; обширное заключение.г Источниками при составлении сборника послужили; обычное право;• шумерские судебники; новое законодательство, 2. При царе Хаммурапи частая собственность на землю достигла наивысшего уровня развития;' В Вавилоне существовали следующие виды земельной
    собственности. царские; храмовые; общинные; частные. Царским и храмовым хозяйством управлял царь." С-развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому
    земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы, обрабатывали свою землю сами.

    Законодательству Хаммурапи известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; купли-продажи; хранения; товарищества; мены; поручения. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи име­ется ряд статей, посвященных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма; помещений, домашних животных, судов повозок, рабов. Уста на вливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или ги­бели нанятого имущества. При помощи договора личного найми нанимали сель­скохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строи­телей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отноше­нии договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство.- Законы подсобно регу­лировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, взимаемых ростовщиком; от­ветственность кредитора в случае смерти должника в ре­зультате дурного обращения с ним. Договор купли-продажи также был очень распростра­нен ввиду существования частной Собственности на дви­жимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями":.продажа ценных предметов, (земли, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог' быть только собственник вещи; "продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.
    6. Брачно-семейное и наследовательное право по законам Хаммурапи.

    Брак заключался па основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и бы/1 действи­тельным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла имен, свое имущество, сохраняла право на принесенное ею прида­ное, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми, Однако права жены были ограни­чены: за неверность (определяемую и законе как прелю­бодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавай, их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. И качестве наследников высту­пали: дети; .усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешаю! усыновление детей); . внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не со­вершившего преступления.
    7. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

    Общего понятия преступления и перечня всех дея­ний, которые признаются преступными, Законы Хаммура­пи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений; . против личности; . имущественные; против семьи. К преступлениям против личности законы относят не­осторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства; повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев, Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабой. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только же­ны) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись - смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания - отрубание руки, отре­зание пальцев, языка и т, п.; • штрафы; изгнание. При определении наказания за преступления, совер­шенные против личности, законодатель руководствовался I "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному [ назначалась та же участь, что и потерпевшему. Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, много- I кратно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также на­казывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.
    8. Суд и процесс по законам Хаммурапи.

    Ведение процессов по уголовным и граждан­ским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
    9. Особенности правового регулирования общественных отношений по законам Ману.

    В соответствии с Законами Ману. существуют следующие способы возникновения права собственности: наследование; покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Маму в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в | первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное. 3.В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. территориальным трибам стали созываться свои собрания, В которых каждая триба имела 1 голос. Раз в 5 лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Сделав критерием политической правоспособности имущественное состояние граждан, реформа отодвинула на второй план родовые и куриальные организации, основанные на общ­ности происхождения. Было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному е преступлении, право обращаться за защитой к собранию. центуриатным комициям. Также, плебеи были допущены к замещению должности военных три­бунов с консульской властью. В 367 г. до н. э. был принят Закон Лициия и Секстия. Им устанавливались максимальный размер землевладения, находящегося в соб­ственности отдельных фамилий {125 га), и мак­симальные пределы частного стада, пасущего­ся на общественном выгоне. Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республи­ки должен .быть плебей- С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие пле­беев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов. Реформа Сервия Туллия еще далеко не урав­няла патрициев с плебеями. Но вызванные ей изменения завершили процесс ломки основ ро­дового строя. включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном собраниях, она способствовала консолида­ции свободных, обеспечивала их господство над рабами.
    10. Образование гос-ва в Афинах. Реформы Солона и Клисфена.

    Решающее значение для оформления клас­сового общества и государства в Афинах име­ли реформы политического деятеля Солона. Он отменил часть долговой кабалы и аннулировал все поземельные долги. С этого времени раба­ми в Афинах могли быть только пленники, за­хваченные на войне или купленные на мировом рынке. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, были отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства. Впервые была узаконена свобода завещания. Эти реформы получили название сисахфия. Самозаклад должника запрещался. Взыскание, любого долга нельзя было обращать на личность ответчика. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. Ссудные проценты не были уменьшены, что было на руку ростовщикам. Отмена долговой кабалы нанесла сильный удар по интересам крупных рабовладельцев из числа знати, но удовлетворила насущные интересы средних и мелких землевладельцев. Важнейшей политической реформой было установление имущественного ценза. Все свободные граждане делились- на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн — мера сыпучих тел. Солон повысил авторитет Народного собрания, которое стало чаще созываться, и на котором рассматривались наиболее важные вопросы (принимались законы, избирались должностные лица). Был учрежден Совет четырехсот для ока­зания поддержки в работе Народного собрания. Реформы Солона продолжил Клисфен: был принят закон, который упразднил деление граж­дан по родам. Афинское государство делилось на три зоны: береговую, Афины с пригородами и внутреннюю часть. Совет четырехсот реорганизуется, создает­ся Совет пятисот. Коллегия архонтов потеряла былое значение, особенно с появлением коллегии стратегов, ре­шавшей вопросы военных дел и внешних сноше­ний. Реформа Клисфена сокрушила господство родовой аристократии, но отвечала интересам демоса. Одним из политиков, который ранее других оказался связанным с великой эпохой афинской демократии, был Перикл. Его точка зрения сводилась к основным прин­ципам демократической формы государствен­ного правления. Он говорил, что в Афинах влияние на ход госу­дарственных дел не является уделом лишь огра­ниченного круга лиц, а распространяется на всех без исключения граждан. В личной жизни каж­дый гражданин в соответствии с законом имеет одинаковые права. Несмотря на столь широкую свободу в области общественной жизни, граждане Афин продол­жали оставаться законопослушными членами общества, что объяснялось тем чувством ува­жения и почитания, которое каждый афинянин испытывал перед законом.
    11. Государственный строй Афинской Демократической Республики.

    По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспе­чивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократи­ческую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать ак­тивное участие в политической жизни. Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла со­бой хорошо продуманную, тщательно разработанную полити­ческую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиаль­ности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии. Основными органами Афинского государства являлись: Народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов. 2. Верховным органом было Народное собрание -экклесия. Компетенция Народного собрания охватывала 4 стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов, обсуждала и ут­верждала бюджет,- осуществляла король за воспитани­ем юношей. Чрезвычайно большое значение для демо­кратии имел институт "жалобы на противозаконие", охра­нявший основные существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу. 3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пяти­сот (булэ). Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько :лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, ко­торые выносились на обсуждение и решение Народного
    собрания, составлял- предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог ,
    » вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, за слушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал пол руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот. Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, одну десятую часть Совета. Ее члены; пританы, избирали из своей среды путем же­ребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет. 4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти аратегоп, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Страте­ги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, дела нравственности. Коллегия архонтов состоя/га из девяти архонтов и сек­ретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все, архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимзсию) и в гслиэе. 5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовав­шая под руководством коллегии архонтов. Гелэю состав­ляли 6 тысяч человек, ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан' не моложе 30 лег. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколь­ко других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.
    12. Особенности общественного и государственного строя Спарты.

    Спарта, или Лакедемон, — древнегреческий полис, город-государство, в VI—I вв. до н. э. за­нимавший южную часть Пелопоннеса. В Спартан­ском государстве сложилось классовое рабовла­дельческое общество, сохранившее пережитки первобытно-общинного строя и военную органи­зацию общества. Утверждение социального и по­литического устройства Спарты традиция связы­вает с именем законодателя Ликурга. Жители Спартанского государства де­лились на такие социальные группы, как: спартиаты. Они пользовались политически­ми правами и имели земельные участки в на­следственном пользовании; гипомейены. К ним относились граждане, не платившие взносов для организации общест­венных трапез; периэки. В их руках было сосредоточено ре­месло; илоты — представители побежденных пле­мен. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание (апелла), фактически ли­шенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать лица, достигшие 30-летнего возраста и имеющие земельные наделы. Народное собрание выполняло такие функ­ции, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода, решало вопросы войны и мира, обладало прерогативой законотворческой дея­тельности, решало вопросы взаимоотношений с другими государствами. Решения, принимае­мые Собранием, контролировались советом ста­рейшин. Государство возглавляли 2 царя, которые выполняли полномочия вождей в военном деле, были верховными жрецами, отправляли право­судие. Коллегия.эфоров — государственный орган, обладавший широким спектром полномочий. Воз­вышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было 5, они ежегодно избирались Народным со­бранием из числа всех граждан. Эфоры состав­ляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управ­ление страной. В руках эфоров находилась граж­данская юрисдикция. В своей деятельности эфо­ры давали отчет только своим преемникам. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности при­водили к злоупотреблениям ими своей властью. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наи­более знатных спартиатов, достигших 60-летне­го возраста. В герусию входили и оба царя. Пер­воначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собра­ния, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось зна­чение герусии.
    13. Образование гос-ва в Древнем Риме. Реформа Сервия Туллия и ее значение.

    Самым существенным в реформе Сервия Туллия было произведенное ею разделение патрициев и плебеев. Реформа основывалась на имущественном различии и территориаль­ном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-общинной организации. Первая часть реформы — деление всего свободного населения Рима на пять имущест­венных разрядов и на сотни — центурии. В основу деления был положен размер земель­ного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег, была введена денежная оценка имущества (в ассах). Обладавшие полным наделом входили в пер­вый разряд, тремя четвертями надела — во вто­рой и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные (пролетарии) объединялись в шестой разряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли большинство — 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. Вторая часть реформы — деление свобод­ного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохра­нили старое название племен — трибы: Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней, Они подчинялись старосте. Позднее по территориальным трибам стали созываться свои собрания, В которых каждая триба имела 1 голос. Раз в 5 лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Сделав критерием политической правоспособности имущественное состояние граждан, реформа отодвинула на второй план родовые и куриальные организации, основанные на общ­ности происхождения. Было проведено постановление, предоставлявшее плебею, обвиненному е преступлении, право обращаться за защитой к собранию. центуриатным комициям. Также, плебеи были допущены к замещению должности военных три­бунов с консульской властью. В 367 г. до н. э. был принят Закон Лициния и Секстия. Им устанавливались максимальный размер землевладения, находящегося в соб­ственности отдельных фамилий {125 га), и мак­симальные пределы частного стада, пасущего­ся на общественном выгоне. Устанавливалось также, что одним из консулов Римской республи­ки должен .быть плебей- С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие пле­беев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов. Реформа Сервия Туллия еще далеко не урав­няла патрициев с плебеями. Но вызванные ей изменения завершили процесс ломки основ ро­дового строя.—включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном собраниях, она способствовала консолида­ции свободных, обеспечивала их господство над рабами.
    14. Государственный строй Римской Республики.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта