Предмет любой науки это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира,
Скачать 0.52 Mb.
|
«Закона судного людям», составленного на рубеже IX и X вв. «Закон судный людям» не содержит детальной регламентации вопросов уголовного права. Необходимо отметить, что виновные в похищении имущества, поджогах, краже свободных людей для обращения их в рабство наказываются довольно строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается изгнание (во второй раз) и даже продажа в рабство (в третий раз). Предусматривается смертная казнь за убийство, особенно за квалифицированное убийство (отцеубийство, братоубийство и др.), но отличается умышленное действие от неумышленного, за последнее назначается меньшее наказание. Болгарский суд имел, по всей видимости, возможность руководствоваться этими нормами, однако из других документов, в частности грамот, мы узнаем, что за убийство при известных обстоятельствах уплачивали штраф. Когда же убийца не был установлен, платило село. В незначительной степени регулируются гражданско-правовые отношения. Новшеством в области семейных правоотношений является установление запрета на многоженство. Устанавливается предписание выгонять из дома вторую жену (вместе с ее детьми), не допускается вступление в брак с близким родственником, ограничивается самоуправство, назначаются наказания за вероотступничество. Имущественные отношения отличаются значительным развитием. Болгарскому праву известны наем вещей и рабочей силы, заем и залог, опека и попечительство, наследование по закону и по завещанию и т.д. 36. Государственный строй Арабского Халифата. Характеризуя Арабский халифат, следует отметить, что он возник как раннее феодальное государство в VII в. Главой государства был халиф: 1) который первое время избирался мусульманской общиной, затем он сам стал называть своего преемника; 2) халифом мог стать только тот, кто происходил из рода Мухаммеда и не имел явных физических недостатков; 3) его избрание зависело от поддержки влиятельной знати и верхушки войска; 4) в руках его была сосредоточена высшая духовная и свет-екая власть;он был верховным имамом и главным эмиром; халиф считался верховным собственником земель и неогра ничейным, самодержавным владыкой; он являлся главнокомандующим армией, часто возглавлял ее во время походов, назначал и смещал военачальников. С авторитетом халифа в вопросах религии, веры вынуждены были считаться даже самые независимые эмиры. Он мог наложить интердикт, т.е. запретить богослужение и отправление иных религиозных действий. Халиф для верующих мусульман являлся тем же, что папа римский для католиков. Вместе с тем он обладал весьма значительной военной, законодательной и административной властью. С его званием как первосвященника считались даже турки-сельджуки. Как подтверждение титула халифа феодал, захвативший территорию, нуждался в его санкции на владение ею. Правление Омейядов в середине VII в. было подорвано недовольством народных масс и усилением могущества иранских феодалов. Основатель династии Аббасидов перевел столицу в Багдад. При Аббасидах появилась должность визиря: 1)считался первым советником халифа, хранителем его печати; 2) руководил ведомствами (диванами): финансов, войска, организации ирригационных работ; ведал имуществом халифа, учетом земель, почтой; следил за исправностью стратегических дорог. Судебная власть была довольно централизована и отделена от администрации. Судья назывался «кади», который формально подчинялся только халифу. Чаще всего это был состоятельный человек, который свои обязанности выполнял безвозмездно. Как правило, приговор судьи считался окончательным, его мог отменить только он сам или халиф. Кади имел ряд других обязанностей: контролировал, как выполняются завещания; следил за разделом имущества; устанавливал опеку; наблюдал за состоянием общественных зданий, дорог и тюрем; выдавал замуж одиноких женщин, не имеющих попечителей. Определенные функции выполняло почтовое ведомство — т.н. «варид». Кроме пересылки правительственных сообщений, его чиновники на местах собирали и отправляли в Багдад подробную информацию о состоянии земледелия, об урожае, о состоянии финансов, о настроении местных жителей и деятельности администрации и т.д. Таким образом, почтовые служащие одновременно выполняли на местах функции государственных осведомителей. Огромное внимание уделялось армии как опоре всего государства, залогу его процветания и расширения: ей давали 4/6 части военной добычи. Военачальники извлекали огромные доходы от продажи рабов и ограбления захваченного населения. В армии служило много наемников. Военачальники за свою службу пользовались земельными наделами (иктами). Судьба последних представителей династии Аббасидов стала полностью зависеть от настроений феодальных групп и особенно от их личной гвардии, набранной из молодых рабов-тюрков. За пятьдесят лет начальники гвардии свергли девять халифов, и все они были заколоты, задушены или отравлены. В последний период у багдадского халифа осталось только полномочие первосвященника. В 1258 г. по приказанию предводителя монголов был удушен последний халиф. 37. Источники мусульманского права. Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат -свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму; Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок; Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права; иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельном религиозно-првовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне; кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение (ретвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату; • по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др. 38. Право собственности по Шариату. Правовые земельные статусы, закрепленные в мусульманском праве: хилжаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с крестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии) - государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина; вакуф, или вакф. - пожертвования, земли, пере данные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми; икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет; мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству. Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых; движимое имущество тоже могло входить в категорию вакуфа; особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др.; 39. Обязательственное право по Шариату. В шариате не формулировалась общая концепция обязательства, однако практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный путь, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились для возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств — обетов. Договор сообразно шариату рассматривался вроде сцепление, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, все, в условиях имущественного неравенства имело чисто внешний нрав. Условия договора могли существовать выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались вроде незыблемые. Обязанность исполнять "приманка договоры" рассматривалась в Коране вроде священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" либо изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон для начало в уговор, условия договора могли существовать выражены в документе, устно и в виде неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные будущий договоров: купля-продажа, долг, дарение, наем, ссуда, хранение, общество, связь и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли "сообразно взаимному согласию" говорилось опять в Коране. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, который "Аллах разрешил торговлю и запретил барыш". Но для практике сей запрещение зачастую нарушался. Запрещалось обращать должника в неволя изза неуплату долгов, однако его дозволено было заграждать отработать особенный долг кредитору. Такая вид расчета с кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое почтение в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, предварительно только аренде земли. Было известно изрядно видов найма, причем первостепенное почтение уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая вид использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д. 40. Брачно-семейное и наследственное право по Шариату. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом; Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению; ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей; Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям. Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя. Характерные черты наследования по завещанию- завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя; составление завещания требовало присутствия двух свидетелей. 41. Преступления и наказания по шариату. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы: преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью; преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия; правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Меры наказания: смертная казнь в различных видах; членовредительство и телесные наказания; лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть); имущественные санкции (конфискации, штрафы); ссылка и т. д. 42. Судебный процесс по шариату. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел; дела возбуждались заинтересованными липами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось; основным доказательством было признание сторон, показания свидетелей, клятвы. 43. Возникновение гос-ва у франков. Государственный строй Франкской империи.
44. Салическая правда- памятник ранне-феодального права Западной Европы. Правовое регулирование имущественных отношений. Салическая правда (Салический закон) создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она делится на титутлы (главы). Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит ; различные этапы архаической судебной процедуры. Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об общественном строе франков начала VI в. Обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо, что объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме. дарителя передать это имущество указанному лицу. 45. Преступление и наказание. Суд и процесс по Салической правде. Салическая правда была составлена в V—VI вв. н.э., причем это, прежде всего, судебник, который содержал нормы процессуального характера. Юридические обычаи, закрепленные в Салической правде, регулировали в основном жизнь и быт франкской деревни. Особенности Салической правды: отражала пережитки первобытнообщинного строя; связь с религией;ессистемная запись обычаев салических франков; формализм; казуистичность; отражает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появления частной собственности. защищала интересы имущих и частную собственность. Черты уголовного права: сохранение пережитков первобытнообщинного строя; носил открыто классовый характер; чрезмерная тяжесть материального наказания; отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначения наказаний. Виды уголовных преступлений: 1) против государства - нарушение предписаний короля; против личности - убийство, телесные повреждения; против собственности - кража, грабеж; 4) против правосудия - лжесвидетельство. Уголовные наказания: смертная казнь; телесные наказания; членовредительные наказания;объявление вне закона; конфискация имущества; штраф. Салическая правда ставит наказание в зависимость от таких обстоятельств, как умысел и неосторожность, прямой и косвенный умысел, отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Особая ценность придавалась земле, Салическая правда не знала купли-продажи земли, при наследовании земля переходила только сыну. 46. Государственный строй феодальной Англии. Становление королевской власти: в англосаксонскую эпоху потребности обороны в борьбе с набегами норманнов и необходимость сплочения всех сил господствующего класса с целью преодоления сопротивления крестьян закрепощению создали предпосылки для возвышения и укрепления королевской власти; • королевский двор сделался центром управления страной, а королевские приближенные - должностными лицами государства. При том, что еще сохранялись отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола, монарх постепенно утвердил: • свое право верховной собственности на землю; • монопольное право на чеканку монеты, пошлины; • право на получение натуральных поставок со всего свободного населения; • право на военную службу со стороны свободных. Местное управление: местное управление в Англии сохраняло принципы территориального самоуправления; • главными территориальными единицами страны в X в. стали 32 округа - графства. центрами которых были укрепленные города. Наиболее важные местные дела дважды в год обсуждались на собрании графства. В нем должны были участвовать все свободные люди округа; • города и порты имели свои собственные собрания, со временем превратившиеся в городские и купеческие суды. Существовали также собрания деревень; • графство возглавлял элдомен, назначавшийся королем с согласия витанагемота из представителей местной знати и руководивший собранием графства, а также его вооружейными силами; • к X в. приобретает полицейские и судебные полномочия личный представитель короля - герефа (назначался королем из среднего слоя служилой знати), надзирающий за своевременным поступлением в казну налогов и судебных штрафов. Высшим государственным органом был витанагемот -совет витанов, в который входили король, высшее духовенство, светская знать. Основными функциями совета витанов были избрание королей и высший суд. 47. Государственный строй феодальной Франции Франция существует как самостоятельное государство со времени раздела Франкской империи, произошедшего в (843 г.), и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Называться Францией страна стала лишь в X в. В период феодальной раздробленности (IX—XIII вв.) номинально единое королевство фактически делилось на многие, почти независимые феодальные владения, причем в ХI в. процесс дробления продолжался внутри отдельных герцогств и графств. Складывание двух основных классов феодального общества — сеньоров и 'зависимого крестьянства — в целом I завершилось к Х в. К этому времени сеньоры-бенефициарии до- бились превращения бенефиция из пожизненного жалования в наследственную феодальную 'собственность — феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета покоились на иерархической структуре земельной собственности. , Такая структура заключалась в том, что собственником всей земли в государстве считался король — верховный сеньор, или сюзерен, I а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они также имели вассалов, более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из ступеней: король — сюзерен; пэры, т.е. «равные королю», герцоги и графы; вассалы и подвассалы разных ступеней — арьер-вассалы; простые рыцари, шевалье, не имевшие своих вассалов. Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. В органах центрального управления дворцово-вотчинная система уживалась с управлением, основанным на вассальных отношениях: дворцовую систему представляли министериалы (сенешаль — глава королевского двора, коннетабль, королевский казначей, канцлер); управление осуществлялось в виде съезда крупнейших феодалов страны, называемого Королевской курией (или Великим советом). Местное управление характеризуется тем, что власть короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция; судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились. Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, которой они были обязаны сеньорам. Во время войн созывалось народное ополчение. 48. Государственный строй феодальной Германии. В период раннефеодального государства в Германии происходил рост крупного (феодального землевладения, масса крестьян вовлекалась в личную и поземельную зависимость от феодалов-собственников. Однако этот процесс протекал сравнительно с другими странами Европы медленно и нерарномерно; •до конца XI в. Германия представляла собой относительно единое государственное целое, и королевская власть обладала значительной силой. Король опирался также на поддержку церкви, и его основной опорой стал епископат; сохранялась в том или ином виде раннефеодальная система судебно-административного устройства с делением на графства и сотни; существовала общегосударственная военная организация с обязательной военной службой всех свободных людей и военной повинностью всех вассалов в пользу короля; к концу XI в. все население Германии было втянуто в феодальные отношения, начался интенсивный рост городов - как из старых римских укреплений, так и из новых ремесленных и торговых поселений: с середины XI в. в Германии усилилась политическая децентрализация. Крупные феодалы, приобретая всю полноту судебно-административной власти, стали создавать замкнутые владения. Города, первоначально находившиеся в зависимости от своих сеньоров (епископов, светских феодалов, короля), добились освобождения от их власти, самоуправления, личной свободы горожан. 49. Источники феодального права стран Западной Европы. По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север и юг. На севере Франции преобладало неписаное, обычное право. К этому правовому материалу' прибавились с течением времени обычаи, выросшие из судебных решений по конкретным делам, королевские указы и распоряжения — капитулярии, ордонансы и пр. На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, удержалось видоизмененное римское право (применявшееся со времени римского господства). Соответственно с тем юг Франции называли страной писаного права, а север — страной обычного права. Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс — смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр. В отличие от обычного права государств континентальной Европы английское обычное право было в своей основе общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Большое значение имели также королевские ассизы — законы. Они изменяли и дополняли старинные правовые обычаи, восходившие к судебникам англосаксонских королей. Переломными для истории европейского права были XII—XIII вв. В это время появляются первые кодификации (сборники) права, начинается рецепция римского права, возникает город ское право, все большее распространение получает право каноническое. Самой ранней попыткой кодификации феодального права был составленный в XII в. Ломбардский сборник. Он содержал в себе нормы права, выработанные в судах Милана и других североитальянских городов. Ломбардский сборник послужил образцом для Франции. В течение XIII в. здесь появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и имели справочный характер. Наиболее важной из этих компиляций были «Великие кутюмы Нормандии» (1275 г.). Большую известность приобрела компиляция местного права, составленная профессиональным юристом Филипп де Реми Вомануаром. Она выходит за пределы собственно одного округа (Бове), толкуя о многих таких нормах, которые были приняты в других провинциях Франции. Сборники, фиксировавшие местные обычаи (кутюмы), давали им толкование, способствовали единообразному применению права. В XV в. во Франции насчитывалось около 60 больших сборников кутюмов и не менее 300 малых, и каждый из них чем-либо отличался от других. Тремя столетиями позже большой известностью пользовались немецкие компиляции XIII в., особенно «Саксонское зерцало» и «Швабское зерцало». Также к источникам относились римское право, каноническое право, городское право, в Англии — общее право, право справедливости, судебный прецедент. 50. Развитие феодальной собственности на землю: аллод, бенефиций, феод. 1Бенифиций - земля, данная за услугу, оказанную когда-либо. Бенифициат был пожизненным владением, наследники должны были его вернуть. Условия получения: а)выдавался за военную службу; б)бенефаций из церковных земель. 2.Феод - выдавался на постоянной основе за службу, передавался наследникам, если те тоже несли военную службу. Феоды, в принципе, подвластны Королю, но их владелец осуществлял в них судебную власть, чеканил монету. 3.Лен - пожалование за оказание услуг в течении длительного времени. Лен передавался по наследству без условий от сюзерена (должность, часть доходов с имения, церковная десятина). 4.Прекарий - собственник земли продавал землю прекарию за мизерную плату, но с условием, что земля передается ему за небольшую арендную плату с прибавлениями. 5.Аллод - земля на праве собственности. Ими владели как правило бывшие римские граждане и их потомки. Сеньоры старались подчинить их себе. Сначала, если на землю нет документов, говорящих о феодальных обязательствах, то она АЛЛОД, а после 12в. наоборот. 51. Становление и развитие феодального обязательственного права стран Западной Европы. В Англии получил широкое распространение институт доверительной собственности. Одно лицо свое имущество передавало другому, последнее управляло этим имуществом в интересах собственника или третьих лиц по указаниям собственника. Со временем доверитель терял на него всякие права. Наследником феодала стал признаваться только старший сын, что предотвращало дробление земельной собственности. За пользование участком земли крестьяне платили оброк, несли разные повинности и были лично зависимы от феодала, находясь под его юрисдикцией и административной властью. Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Каноническое право запрещало феодалу взимать проценты с долга, не разрешало ему заниматься торговлей, физическим трудом. Ограничение гражданской правоспособности, сохранение сеньоральной собственности на землю, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции. В XIV-XV вв. получает развитие мануфактурное производство. Капиталистическое накопление капитала сопровождается освобождением производителя (крестьянина) от основных средств производства (земли), получением последним личной свободы, возникновением наемных рабочих, поставками сельскохозяйственного сырья городским мануфактурам. Широкое распространение получают торгово-ростовщические операции, а также банковская и вексельная практика. Платежи по векселям осуществлялись в бесспорном порядке и всякая просрочка влекла за собой заточение в долговую тюрьму с конфискацией имущества. Процент по займовым операциям был очень высоким и составлял от 40 до 60 % годовых. В залоге кредитора находились движимое и недвижимое имущество должника. Происходит усложнение договорных отношений. Наряду с куплей-продажей, меной, дарением получили распространение договоры найма, подряда, поручения и т.д. По-прежнему сохраняется древний обычай: при переходе крестьянской земли от одного лица к другому призывали 12 свидетелей и 12 мальчиков. При этом каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирали уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем. Но все большее значение для удовлетворения сделок приобретали документы. 52. Семейное и наследственное право стран Западной Европы в период средневековья. Семейные отношения регулировались, в основном, каноническими законами. Католическая церковь смотрела на брак как на "божественное таинство", запрещая внебрачные связи, кровосмешение, разводы. Совершенный по правилам церкви брак считался в принципе нерасторжимым до смерти одного из супругов. Муж как глава семьи имел большую власть над женой и детьми, распоряжаясь общей собственностью семьи по своему усмотрению. Супруги должны были проживать совместно, при отказе применялась сила. Домовладыка мог наказывать физически членов своей семьи. Супружеская измена приравнивалась к преступлению. Жена считалась недееспособной и находилась под опекой мужа. В области наследственного права следует отметить различия, которые характерны для "страны обычного права" и для "страны писаного права". Так, на юге Франции под влиянием римского права было широко распространено наследование по завещанию. На севере свобода завещания ограничивалась, воспрещалось при наличии завещания устранять законных наследников. Исполнение завещаний осуществляла церковь. 53. Особенности правового регулирования в странах Востока в период средневековья. Развитие стран Востока шло путем, отличным от развития стран Запада. При формационных подходах в качестве основных показателей развития государственности вы ступают производственные отношения, а каждое общество рассматривается как система. В V—VII вв. в средневековом Китае выделяется социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи, складывается нормативная основа традиционного права. В V—VII вв. в Индии происходит перестройка традиционной варно-кастовой системы, что связывается с перераспределением земли, ' развитием процессов разделения труда, формированием культурной зоны под влиянием , Индии на юго-восточной территории Азии. В Японии VI—VII вв. преобладают положения религиозной политики в связи с социальными противоречиями и формированием государства. Ни одна из стран Востока в период Средневековья не достигла европейского уровня позднего феодализма с появлением элементов капитализма. Большую роль в развитии стран Востока сыграло функционирование государственной собственности на землю, которая сочеталась с общинной частной собственностью. Государственная собственность рассматривалась как обширное зем левладение монарха и государственной казны и как земельные пожалования, проистекающие из государственного фонда, лицам, занимающим положение при органах государственной власти. Для средневековых стран Востока характерны меньшая зависимость крестьян, относительно общий объем их прав, связанных с распоряжением землей. Низкий уровень общественного разделения труда не позволил стать городу организующей и направляющей силой общественного развития. Восточная сельская община тормозила развитие капиталистических процессов. Наиболее распространенной формой правления на Востоке была наследственная монархия, в которой отсутствовали институты ограничения власти монарха. Специфика социально-политического развития определялась наличием господствующей религиозной идеологии. Конфуцианство занимало главенствующее положение в этом смысле. Много общих черт было присуще при всем их разнообразии и нормативным системам, праву средневековых стран Востока. Право Востока отличалось консерватизмом, стабильностью, традиционностью норм прав и морали. Дхарма в Индии была нормой морали, выполнение которой было под эгидой религии. В Арабском халифате Коран был основным источником права. В Китае важным источником права был закон, императорский указ. Все средневековые правовые системы утверждали неравенство — сословное, кастовое, семейное. 54. Великая хартия вольностей и Золотая Булла. Великая хартия Вольностей - первый конституционный акт Англии, который содержал в себе основы правового государства, принятый Иоанном Безземельным в 1215 г. под давлением со стороны баронов. В данном правовом акте нашли отражение положения, реформирующие государственный механизм, защищающие интересы различных социальных групп общества, а также принципы деятельности судебного и административного аппарата. Большинство статей хартии касалось вассально-ленных отношений короля и баронов и стремились ограничить произвол короля в использовании его сеньориальных прав, связанных с земельными владениями. Основные положения хартии: подтверждены права церкви и неприкосновенность церковных вольностей; ликвидировано право короля вмешиваться в споры крупных феодалов с их вассалами о свободных земельных держаниях; запрещено взимания пособия со свободных людей; создан общий Совет королевства, ограничивающий власть короля по вопросу взыскания щитовых денег и пособий с феодалов; создан Комитет из 25 баронов, в обязанности которого входило следить за соблюдением хартии и имеющий право принуждать короля выполнять ее требования; запрещалось продавать права и справедливости, отказывать в них или замедлять; всем купцам разрешалось свободное и безопасное передвижение и торговлю внутри страны без взимания с них незаконных пошлин; запрещалось производить аресты, заключать в тюрьму, лишать владения, объявлять вне закона, изгонять свободных людей иначе как по законному приговору и по закону страны; взыскание штрафов с баронов и графов производилось только с разрешения равных им по положению и сообразно роду проступка. Великая хартия вольностей отразила соотношение социально-политических сил в Англии в начале XVIII века. Бароны стремились сохранить свои привилегии. В результате конца 11в, в Германии утверждается принцип избирательной монархии. Окончательная феод раздробленность была закреплена Золотой Буллой, изданной в 1356г при императоре Карле 4. Согласно ей император избирался коллегией курфюрстов, состав которой был чётко определён. Булла закрепила за курфюрстами все права самостоятельных властителей. Империя сохранилась как символ, название, но не как реальное полит образование. Таким образом, императорская власть была номинальной. Император не мог принять никаких важных решений без согласия курфюрста. 55. Королина- уголовно-процессуальный кодекс феодальной Германии. Среди немецких кодификаций особое значение имеет «Каролина», содержащая некоторые общие принципы уголовного права, а также значительный перечень преступлений и наказаний. К общим понятиям уголовного права можно отнести умысел и неосторожность, обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность, покушение, соучастие. Ответственность по данному источнику права наступает при наличии вины. Обстоятельствами, исключающими наказание, могут выступать необходимая оборона, задержание преступника при выполнении служебного долга. К смягчающим обстоятельствам относятся отсутствие умысла, совершение преступления «в запальчивости и гневе», малолетний возраст преступника. К отягчающим вину обстоятельствам относятся публичный, дерзкий характер преступления, неоднократность, крупный размер ущерба, совершение преступления группой лиц и др. «Каролина» не классифицировала составы преступления, а лишь перечисляла их, располагая в группы по однородному признаку. Выделяется следующее деление преступлений: преступления против религии — богохульство, кощунство, колдовство, подделка монеты и др.; государственные преступления — измена, бунт, разбой, поджог, оскорбление императорского величества; преступления против личности — различные виды убийства; преступления против собственности — кража, недобросовестное распоряжение доверенным имуществом; преступления против правосудия — лжесвидетельство, незаконное освобождение заключенного охранником. При определении вида наказания суд был связан доводами императора. Вся система наказаний определялась основной целью карательной политики — устрашением. «Каролина» выделяет следующие виды наказаний: смертную казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. «Каролина» сохранила некоторые черты обвинительного процесса. Сторонам давалось право представлять документы и свидетельские показания, пользоваться услугами юристов. Основная форма рассмотрения уголовных дел — инквизиционный процесс. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства «по долгу службы». Следствие велось по инициативе суда и не было ограничено сроками. Основными стадиями инквизиционного процесса были дознание, общее расследование и специальное расследование. В последней стадии выносился приговор. «Каролина» также допускала применение пыток, но не регламентировала сам порядок и приемы их применения. Она указывала только, что допрос под пыткой производится в присутствии судьи, двух судебных заседателей и судебного писца. Приговоры были обвинительными, с оставлением в подозрении и оправдательными. 56. Средневековые Вестминстерские статуты (Англия). Вестминстерские статуты (13-14 вв.), общее название ряда разнохарактерных законодательных актов английского феодального государства. Название Вестминстерские статуты связано с тем, что резиденция английских королей находилась в Вестминстерском дворце. Наиболее известны статуты, изданные в 1275, 1285, 1290, 1295. Вестминстерские статуты, обобщившие практику королевских судов и результаты правительственных ревизий, были направлены на расширение и упрочение крупного феодального землевладения; в них были узаконены огораживания, запрещены пожалования феодов подвассалам (субинфеодация) и переход светских земель к церкви, ограничены возможности дробления земельных владений, предусмотрена круговая ответственность крестьян за ущерб, нанесённый землевладельцу в связи с огораживанием, узаконен строгий порядок реального обеспечения претензий лендлордов к держателям земель (вплоть до ареста имущества), разрешено отобрание земли в случаях двухгодичной просрочки в уплате повинностей и т.д. Сделав столь существенные уступки феодальной знати, английский король Эдуард I стремился вместе с тем оказать поддержку мелким землевладельцам - рыцарям и свободным крестьянам, надеясь обрести в их лице опору в борьбе с децентралистскими настроениями лендлордов. Так, Вестминстерские статуты 1290 разрешил свободным людям продавать землю (с тем, однако, чтобы новый приобретатель принял на себя повинности в пользу того же лорда на прежних условиях), чем стимулировалась концентрация земель. Вестминстерские статуты 1285 устанавливал, что огораживания не должны касаться свободных держателей. В целях укрепления королевской власти Вестминстерские статуты обязывали лордов являться по вызову в королевские суды и устанавливали строгие наказания за неподчинение. Нормы уголовного права, имевшиеся в Вестминстерские статуты, предусматривали наказания за взятки, клевету, распространение опасных слухов и т.п., вводили ассизные суды. 57. Организация римско-каталической церкви. Инквизиция. С распадом Римской империи на западе активнейшим образом стала развиваться духовная власть, базирующиеся на христианстве. Иудаизм не признавал христианства. Духовная ниша была пуста. Её заполнило христианство. 6-8в.- х. официальная идеология в большинстве стран З. Европы. Апостол Петр- 1 римский епископ. Никейский собор- 325г. Три этапа развития римской церкви:
1.РКЦ укрепляет свою власть на фоне э. могущества. светской власти. Карл I получил корону из рук папы, а папа получил десятину. Власть папы была неограниченна. Другие короли тоже вводили пошлина и налоги в пользу церкви. Церковь- крупнейший феодал З.Европы. Идеологический монополизм РКЦ, заполнение ниши в обществе. 12в.- духовенство пытается освободится от зависимости светской власти. Инвеститура- приобретение власти над подвластными. Светская власть вмешивается в дела духовной власти( назначает на должности). Церковь преодолела зависимость от светской власти. Окончательна сложилась церковная орг. на принципах демокр. централизации. 3. Духовенство превращается в сословие. 4. Церковная судебная система (Ики и ответственность каноников и религиозные преступления, власть над подвластными). Попытки РКЦ подчинить ВПЦ не удались. 2.Наибольшее могущество. Папа- абсолютный правитель церкви. Источник власти- Закон божий: Старый и новый завет. Папы- высшая судебная инстанция по всем делам, папе подсудны монархи. Соперничество между орденами: Во Франции орден Тамплиеров был упразднён- занимался торговлей и ростовщичеством. |