Главная страница
Навигация по странице:

  • Старинные усадьбы.

  • Ружанах. Дом-Музей Адама Мицкевича в Заосье.

  • Литература и искусство.

  • Всеволод Макарович Игнатовский

  • Багрим Павлюк Иосифович

  • Засим Николай (М i кола) Артемьевич

  • Пестрак Пилип Семенович

  • Предмет, объект и задачи краеведения. Краеведение


    Скачать 227.17 Kb.
    НазваниеПредмет, объект и задачи краеведения. Краеведение
    АнкорKraevedenie.docx
    Дата08.12.2017
    Размер227.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKraevedenie.docx
    ТипДокументы
    #10780
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Состав населения. Население области отличается между собой по возрасту, полу, социальной, этнической, религиозной, профессиональной принадлежностью и многими иными характеристиками.

    Наибольшее значение имеет деление людей на три возрастные группы: молодые люди в дотрудоспособном возрасте – от 0 до 15 лет; люди в трудоспособном возрасте – мужчины – 16–60 лет, женщины – 16–55 лет; люди в пенсионном возрасте – мужчины – 60 и старше, женщины – 55 лет и старше. Доля населения в трудоспособном возрасте считается высокой, если она больше 60% от всего населения, и низкой, если она не достигает 50%.

    При низкой доле трудоспособного населения возрастает демографическая нагрузка (соотношение между группой населения трудоспособного возраста и группами в возрасте 0–15 лет и пенсионном возрасте), которая требует от общества больших затрат на воспитание и пенсионное обеспечение людей старших возрастных групп. С другой стороны, количеством детей определяется контингент будущих трудовых кадров, а пожилые люди имеют большой жизненный опыт, который обогащает страну и её народ.

    Возрастная структура населения Брестской области в последнее время определяется низкой долей людей трудоспособного возраста, особенно в сельском населении. Таким образом, в сельской местности области сложилась отрицательная возрастная структура населения: доля нетрудоспособного возраста превышает долю трудоспособного населения.

    В составе населения области по полу преобладают женщины. Объясняется это множеством причин, в том числе неодинаковой возрастной смертностью и продолжительностью жизни мужчин и женщин. Показатель продолжительности жизни в 2008 году у мужчин составлял – 65,3 года, у женщин – 77 лет, при общей средней продолжительности жизни равной 71 году.

    На юго-западе Брестской области территориально встречаются три славянских народа – белорусы, украинцы и поляки. Это обстоятельство обусловлено тем, что здесь с древности они проживали вперемешку со своими соседями.

    Как свидетельствуют результаты переписи населения 1989 г., в области живут белорусы – 82,8%, русские – 10,0%, украинцы – 3,0%, поляки – 2,1%, евреи – 0,2% и представители других национальностей – 1,9%. Характерно, что на протяжении всего послевоенного времени белорусы в Брестской области составляют преобладающую часть населения.

    Размещение населения – это распределение людей по территории страны или её части. Основной показатель размещения – населённость, либо плотность населения – рассчитывается через деление количества жителей на соответствующую площадь. Обычно населённость территории определяется количеством жителей в расчете на 1 км2.

    Населенность Брестской области (50 человек/км2). Плотность населения складывается под воздействием многих факторов, основным из которых является размещение производства (рисунок 26). Наибольшая плотность сельского населения наблюдается в Барановичском, Брестском, Березовском и в Ивановском районах, т.е. вблизи городов, транспортных магистралей и мест наибольшего сельскохозяйственного освоения.

    На основании переписи населения 1989 г. в Брестской области жители, находящиеся в трудоспособном возрасте составляли 54,6% всего населения, против 56% в целом по Беларуси. Исходя из того, что количество в трудоспособном возрасте дает представление о трудовом потенциале, область является трудообеспеченной. Однако в следующие годы условия формирования трудовых ресурсов значительно изменились. Резервы рабочей силы в сельской местности практически исчерпаны. Пополнение работающих происходит только за счет молодёжи, которая достигает трудоспособного возраста после окончания 9, либо 11 классов школы. При этом необходимо отметить, что количество пенсионеров и подростков, которые принимают участие в общественном производстве, незначительно.



    1. Старинные усадьбы.

    Старинные усадьбы. Усадьбы Брестской области – это жизнь, деятельность и творческое вдохновение Льва Сапеги, Станислава Августа Понятовского, Наполеона Орды, Юлиана Немцевича, Тадеуша Костюшко и многих других выдающихся людей. К числу первых простых усадеб в виде одного двора относится усадьба в Коссове, которая в 1510 г. получила право местечка.

    В плане познания ренессанского усадебного зодчества особый интерес представляет Ишкольдь, владение Немиров, влиятельных государственных деятелей ВКЛ. К ранней эпохе барокко необходимо отнести Волчин, где в 1639 г. возводится деревянный костел. В первой половине XVIII в. строится дом Александра Костюшко в Сехновичах, резиденция Михаила Сервация Вишневецкого в Ополе, Радзивиллов в Лахве, Щитт-Немировича в Кожан-Городке. Крупнейшая резиденция поколения Сапег была заложена Львом Сапегом в ренессансных формах в Ружанах. Дом-Музей Адама Мицкевича в Заосье. Места его рождения.


    1. Быт и культура населения.

    Этнография – это историческая наука, изучающая народы, их культуру и быт. Каждый народ создает свою культуру (материальную и духовную). К первой относят орудия труда, хозяйственные постройки, жилища, одежду, предметы домашнего обихода. Духовная культура включает народное творчество, религиозные верования и др., т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей.

    В эпоху верхнего древнекаменного века (40–10 тыс. лет т.н.) появились более совершенные орудия труда – каменные ножи, каменные наконечники копий и др. Люди занимались рыболовством и собирательством.

    В среднекаменный век (9–5 тыс. лет до н.э.) большая часть территории Беларуси была освоена человеком.

    В эпоху нового каменного века (4–3 тыс. лет до н.э.) получает развитие керамика.

    В раннем железном веке появляются орудия из железа, которые добывали из болотной руды. Изделия из железа (топоры, мотыги, серпы) способствовали освоению земель для развития сельскохозяйственной деятельности.

    С VIVII веков н.э. началось массовое расселение на территории Беларуси славян. В течение второй половины I тысячелетия н.э. возникают первые этнические общности: дреговичи, радимичи, кривичи. Культура этих общностей отличалась между собой, а также от других восточнославянских объединений. У них сравнительно высоко была развита экономика. Для них было характерно пашенное земледелие, характерен плуг и соха, распространяется железоделательный промысел.

    Возникают условия для развития торговли и возникновения первых городов. В это время возникают первые примитивные политические объединения – «княжения», где складывались органы власти, которые имели управление.

    В IX-X вв. возникает новое этническое образование – восточнославянская древнерусская народность. Складываются благоприятные условия для перехода к более прогрессивной форме пашенного земледелия – паровой системе, которая сменила подсечно-огневую. Дальнейшее развитие получает ремесленное производство (кузнечный и гончарный промыслы). Налаживалось производство стали, из которой делали сельскохозяйственные орудия, инструменты, бытовые предметы.

    В X в. появляется гончарный круг. В особый промысел выделяется строительное дело. Появляются первые города.

    С XIII века локальные различия в традиционной культуре древнерусской народности усиливаются. В новых социально-экономических и политических условиях появились предпосылки для формирования новых восточнославянских этнических общностей – русской, белорусской и украинской.

    Возникновение белорусского языка стало определять новый этнический облик населения Беларуси и свидетельствовало о появлении белорусского этноса. Ядром культуры и языка белорусов стали элементы культуры и языка древнерусского этноса, от которого в культуру белорусского народа перешли некоторые традиционные орудия земледелия (борона-суковатка, серп, коса-горбуша и др.), ремесла (горизонтальный ткацкий стан и др.), рыболовства (запруды – яз, ез и др.).

    От древнерусского этноса белорусский народ позаимствовал: традиционное жилище (двухкамерная планировка, четырехскатная крыша и др.); одежду (сорочка с прямым разрезом на груди, несшитая поясная одежда – понева, некоторые предметы верхней одежды – свита, кожух); основные формы общественных отношений – календарные праздники («коляды», «купала» и др.); христианская религия в форме православия.

    В XVII-XVIII вв. наблюдается превращение белорусского этноса в более высокий тип этнической общности, происходит трансформация феодальной народности в буржуазную нацию. В экономике наблюдается значительный рост ремесла, появляются мануфактуры, развиваются товарные отношения, торговля, постепенно формируется единый рынок. Обостряется классовая борьба.

    В конце XVII в. на территории Беларуси в качестве государственного языка был введен польский язык.

    В конце XVIII в. Беларусь вошла в состав России, это ослабило влияние польской культуры на белорусскую. Происходит дальнейший рост общественного разделения труда: отделение различных промыслов от земледелия, увеличение числа ремесленных предприятий, мануфактур, фабрик и заводов. Все выше сказанное привело к увеличению городского населения: численность жителей возросло. Формируются новые классы – буржуазия и наемные рабочие.

    В XIX в. в Беларуси была создана сеть железнодорожных и шоссейных путей, появилось речное пароходство.

    Этническому развитию белорусского народа мешало отсутствие своего национального государства. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало новому этапу в этнической истории Беларуси. Благодаря социально-экономическим и политическим преобразованиям было создано национальное белорусское государство. Социалистическая система хозяйства победила в городе и деревне, были ликвидированы эксплуататорские классы, сформировались класс колхозное крестьянство и народная интеллигенция. В процессе социалистического строительства в рамках Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) была объединена этническая территория белорусского народа. Объединение этнической территории завершилось в 1939 г. после освобождения Западной Беларуси и принятия ее в состав Беларуси. В советскую эпоху быстро развивается белорусский национальный язык. Белорусский язык является государственным языком БССР. В этот период высокого развития достигли белорусская наука, просвещение, искусство, изменился быт народа, его экономика. В Беларуси было построено более тысячи новых промышленных предприятий, реконструирована металлообрабатывающая промышленность, созданы новые отрасли – торфодобывающая, цементная, льнообрабатывающая, а в послевоенный период – химическая и нефтехимическая, ведется добыча нефти. Быстро растут экономические связи Беларуси с другими союзными республиками СССР.


    1. Литература и искусство.


    Мицкевич Адам, (1798-1855) польский поэт.

    Родился на хуторе Заосье близ города Новогрудка. Сын обедневшего шляхтича, ставшего адвокатом. Его отец умер в 1812, оставив семью в трудном положении. Жестокая политика, которую проводило российское правительство на этой территории, оказала сильное влияние на становление личности поэта.

    В 1815 поступил на историко-филологический факультет Виленского университета. В 1817 под влиянием освободительных идей Мицкевич вместе с несколькими друзьями основал тайное «Общество филоматов». Арестованный в 1823 по делу филоматско-филаретских организаций, был выслан из Литвы (1824) и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва). Здесь он сблизился с участниками декабристского движения и видными писателями, высоко ценившими его талант. В России вышла книжка его стихов «Сонеты». В 1828 была опубликов-на поэма «Конрад Валленрод». После неудавшейся попытки примкнуть к восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции в Париже, продолжая литературную и революционную деятельность.Автор национальной эпопеи «Пан Тадеуш» (1832-1834), которая стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей.
    Умер в Париже, в 1890 прах его был перенесён в Краков.
    Всеволод Макарович Игнатовский (19 апреля 1881, Такара, Брестский район (Каменецкий район) - 4 февраля 1931, Минск) - белорусский общественный и политический деятель, историк. Пользовался подпольной кличкой «Волк».

    Высшее образование: Санкт-Петербургский историко-филологический институт (нясконч., до сентября 1905), окончил Юрьевский университет (до осени 1907, август 1909-1911, «на отлично»).

    Учитель в г. Ладейное Поле Олонецкой губ. (Осень 1907-январь 1909), в частной гимназии Виноградова (Вильнюс, 1912-1914), преподаватель истории, потом профессор в Минском учительском институте (с июля 1914 до 1919, в т.ч. во время эвакуации Ин-та в Ярославль, Август 1915-сентябрь 1918).

    Первый президент Академии наук.

    Курс истории Игнатовского оценивался как «первый марксистский курс белорусского истории» (С. Вальфсон, нач. 1929). Сейчас многие аспекты этого курса расцениваются как упрощенно-социологические.

    Ввел периодизацию истории Беларуси, основанную на ее государственной принадлежности - периоды Полоцкий, Литовско-Белорусский, Польский, Российский, Беларусь после свержения царизма.

    Более 30 научных работ, среди них:

    «Краткий очерк национально-культурного возрождения Беларуси» (1921)

    «Краткий очерк истории Беларуси»

    «Беларусь» (4 издания)

    «История Беларуси в XIX и в начале XX сталецьця» (3 издания, 2-е в 1926, 3-е в 1928)

    «1863 год в Беларуси» (1930, монография).
    Наполеон Орда (11 февраля 1807, дер. Вороцевичи, Пинский уезд, Минская губерния, Российская империя (ныне — Ивановский район (Брестская область), Беларусь) — 26 апреля 1883, Варшава) — польский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог.

    Как художник наиболее известен своими зарисовками архитектурных памятников и местностей, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Литвы и Польши , на которых изображены не только усадьбы знакомых нам белорусских мест, но и архитектурные памятники других стран: дворцы и замки Украины, Литвы, Польши, Франции и др. Благодаря наследию Наполеона Орды мы можем увидеть и оценить запечатленные им шедевры зодчества, которых на земле уже давно нет.

    Элиза Ожешко (6 июня 1841, Милькавшчына - 18 мая 1910, Гродно) - польская писательница, общественная деятельница и педагог эпохи пазытывизму. Будучи очень популярной тогдашней писательница, ее прозаические произведения инсцэниравалися, переводились на белорусский язык и в начале XX в. ставились на сценах многих белорусских городов. При жизни была близкой подругой Франтишка Богушевича, который посвятил ей стихотворение «сиятельный господин Арэшчысе».

    Родилась в семье состоятельного помещика и адвоката Павловского. Образование получила в Варшавском пансионе (1852-1857). В 17 лет выдана за помещика Петр Ожешко и жила в его имении Людвиново (ныне Дрогичинский район). Оказывала помощь участникам восстания 1863 года. За участие в восстании муж был сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано. Элиза Ожешко (девичья фамилия Павловская) в своих произведениях отражала колорит, обычаи и верования местного населения, хорошо знала культуру белорусского народа. В повестях "Низины" (1844), "Дюрди" (1885), "Хам" (1888), рассказах "Тадеуш", "В зимний вечер", "Эхо", "Неружовая крестьянка" и др..

    Багрим Павлюк Иосифович родился в местечке Крошин Новогрудского уезда Минской губернии (теперь деревня Крошин Барановичский район Брестской области) в семье кузнеца. Начальное образование получил в Крошинской парафиальной школе, Белорусский поэт. За распространение антикрепостнических стихотворений и участие в крестьянском бунте (1828 г.) отдан в рекруты. Вернувшись со службы, работал в Крошине кузнецом. Был талантливым мастером. В Крошинском костеле сохранилась металлическая люстра работы Багрима, являющаяся примером металлической ковки ХIХ столетия в Беларуси. Из стихотворений Багрима сохранилось одно «Зайграй, зайграй, хлопча малы».

    Засим Николай (Мiкола) Артемьевич, белорусский поэт. Родился в (19) 11. 1908 г. в деревне Шенип Пружанского района, из крестьян. За революционную деятельность часто арестовывался польской полицией в 1920–39 гг. Начал печататься в 1926 г. в журналах «Малынка», «Асва», в газетах «Наша воля», «Наша праца» и др.

    Каэтан Крашевский (1827–1896) – родной брат Юзефа Крашевского. Родился в д. Долгое Пружанского района. Польский писатель, астроном-любитель. Имел библиотеку, насчитывающую более 10 тысяч томов (в том числе и собрания Сапег). Писал комедии, стихи. Занимался музыкой. Создал несколько концертов, сонат и миниатю для фортепиано.

    Пестрак Пилип Семенович (1903–1978 гг.) белорусский писатель, общественный деятель. Родился в 1903 году в д. Соковци Ивацевичского района. Первоначальное образование получил в д. Бусяж. В период первой мировой войны семья выехала в Россию, где после окончания школы, рабфака поступил на социально-исторический факультет Самарского университета. В Западную Беларусь семья возвратилась в 1921 году. В связи с тяжелым материальным положением после смерти отца П. Пестрак работает в коссовском лесничестве, позже служит в польской армии. Основные литературные произведения: Сборник стихов «На варце» (1940), «За сваю айчыну» (1946), раман «Сустрэнемся на барыкадах» (1951), раман «Сорадзібор” (1961–63), сборник рассказов “Первыя ўсходы” (1951), “Неспадзявана” (1957), “Лясная песня” (1958), “Сярод чаротаў” (1964), паэма “Слова пра Мінск”.

    Рудковский Михась (1936–1991 гг.) – белорусский поэт. Родился в д. Остров Ганцевичского района Брестской области в крестьянской семье. После окончания Пинского педучилища учился в Брестском государственном педагогическом институте имени А.С. Пушкина. С 1962 г. жил в Бресте, где работал редактором литературно-драматического и музыкального отдела Брестской студии телевидения. Печататься начал с 1958 г. Основные произведения: поэтический сборник «Песня свободы» (1963), «Позна» (1971), «Трыгор'е» (1981), «Засцярога» (1989), однотомник избранной лирики «Залатазвон» (1986), «Рарынь» (1992).
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта