Ответы на ГОС (последняя версия). Предмет, объект, задачи, категориальный аппарат и методологические основы педагогики как науки. Развитие педагогики через педагогические направления, течения, движения
Скачать 1.86 Mb.
|
Новый взгляд на воспитательные программыСоциальная адаптация. Если педагоги работают в режиме социальной адаптации, ребенок готов участвовать в социально-экономических отношениях и копировать образ жизни взрослых. То есть мы воспитываем ребенка так, чтобы он, став взрослым, не разрушил тот мир, в котором мы живем. Что же дает обществу подобная педагогическая работа? Максимальный ее эффект может состоять в том, что ребенок, выйдя из школы, не будет участвовать в асоциальных и антисоциальных процессах. Это очень рискованная позиция: сегодня не участвует, а завтра его легко соблазнить. Если соблазн перевесит, например, эффект от классного часа, где мы его хорошенько запугали, рассказав о вреде наркотиков. То есть ограничиваться социальной адаптацией (которой больше всего в наших школах) нельзя. Культурная адаптация. Часто говорят о социокультурной адаптации, но они не всегда сопутствуют друг другу: человек может быть социализирован, но некультурен; и наоборот, культурен, но не социализирован. Последний тип иронически называют «вшивым интеллигентом». Это человек, витающий в эмпиреях, не способный получить банальную справку. В результате культурной адаптации ребенок учится воссоздавать культурную среду и образ жизни. Если культура присвоена, человек будет воспроизводить ее везде, где бы ни оказался. Программы культурной адаптации чаще всего используются теми школами, которые работают с общественной средой, воссоздают у себя некий социокультурный мир. Еще один тип работы встречается реже и лежит в области неадаптивной социализации. В результате этой работы ребенок не только втягивается в разные формы социального взаимодействия, но и совершенствует социум и культурную среду. Он не просто не участвует в асоциальных действиях, но и активно им противостоит. Подобная работа в школе, к сожалению, в дефиците. Мы крайне редко выводим детей в пространство реального социального преобразования. И это объяснимо. Сами учителя не ощущают себя социально активным сообществом, они сами не склонны преобразовывать социум, а скорее чувствуют себя заложниками социальных и политических игр. Поэтому участие вместе с учениками в реальных социальных проектах, может быть, полезно не столько детям, сколько их педагогам. Совсем редко встречающийся тип – творческая транссоциализация. Это развитие социума средствами образования, а ребенок становится автором новых форм культуры и социальности внутри старого социума. Примером может послужить проект Тимуровского движения, когда в 40-е годы большое количество социально неблагополучных детей, стоявших на грани ухода в криминальную среду, самоорганизовывались в команды и занимались социально полезной деятельностью. Огромным тиражом была напечатана книга, снят фильм – и дети на основе предложенной модели стали создавать свои сообщества. 60. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника. Праздник как событие жизни и как средство воспитания. Виды праздников. Досуг, проблемы современного досуга. Культура семейных праздников. Потребительская и созидательная позиция детей в досуговой деятельности. Праздничная игровая программа. Способы организации праздника. Праздник как сюита КТД. Сценарный ход праздника, логика развития событий: завязка, основные события, кульминация, развязка. Интеграция используемых художественных средств: оформление, музыка, звук, свет и т.д. Последействие праздника. Под словом «праздник» понимается:
Праздник – традиционное явление культуры, объединяющее людей и утверждающее мировоззрения данного общества, его нравственные, эстетические, политические идеалы в демонстративной деятельности. Событие жизни направленное на переживание душевного подъема радости, удовольствия. Досуг (от глагола «досягнуть» - достичь; «досужий в ремесле» - умелый) Функции досуга: - рекреативная (восстановление сил) - коммуникативная (написание писем) - созидательная (ремонт квартиры) - самореализация, саморазвитие, творческая - компенсирующая (то, чего не хватает в обычной жизни) - переключающая, психотерапевтическая. Проблемы досуга: Есть типы людей ведущих себя по-разному: 1) 3 «Т» (телевизор, тахта, тапочки) Если человек (напр. Учитель) будет ограничивать себя в коммуникативных навыках помимо работы, то он будет деградировать с помощью 3 «Т». 2) времяпрожигатель 3) любитель экстрима 4) саморазрушающий (алкоголь, наркотики) 5) 3 «С» (секс, страх, смерть) на что люди хотят смотреть. У человека должна быть внутренняя установка, что досуг – богатство, которое должно сделать человека богатым. Педагог должен уметь научить детей творческому досугу, цель которого – формирование семейного досуга (семейного праздника). Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:
Виды праздников: - по числу участников: Массовые Не массовые всемирные, городские семейные, школьные - по составу участников: Детские Взрослые Смешанные Для учителей 8 марта Для матери 23 февраля - по источнику проявления: 1. Традиционные (закрепленные, передаваемые праздники) Народные (в основе культовые обряды) Религиозные (пасха, крещение, троица, рождество) Локальные (день гимназиста) Региональные (день города) Государственные (светские, профессиональные, день победы) 2. Нетрадиционные (придуманные 1 раз: день игрушек, праздник солнца, день бантика в детском саду и т.д.) - по форме: Вечер отдыха; театрализованное представление; игровая программа; танцевальная (дискотека, бал, маскарад, карнавал); сюита коллективных творческих дел (фабрика деда мороза); синтетическая (вбирающая разное: игровая программа и дискотека, фестиваль). Функции праздника: - воспитывающая (ценностно-ориентированная) - суггестивная («суггестия» - внушение) - вдохновляющая, побуждающая - мировоззренческая - просветительская - коммуникативная - творческая - самореализация. Сценарий праздника построен на разноплановом действии - програмном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях. Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками, как:
Организация праздника. Режиссура массовых праздников. Чтобы создать действительно зрелищный и увлекательный праздник, нам необходимо подробнейшим образом изучить специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведении подобных мероприятий. Таким образом, приступая к созданию театрализованного мероприятия, режиссер должен найти ответы на три вопроса, которые, в основном и определяют конечный результат творческого процесса: 1) Зачем я ставлю? (что хочу сказать зрителем) 2) Что я буду ставить? (драматический материал) 3) Как я буду ставить? (способ решения) План-сценарий - официальный документ в подготовке театрализованного праздника. Сума эпизодов, каждый из которых имеет свою законченную мысль, развитие, напряжение. Композиция – расположение частей, направленное на достижение идейно-художественного замысла. Основным признаком композиции является сквозное действие (все эпизоды должны быть взаимосвязаны). Чаще всего композиция выглядит: -завязка (место действия, герои, вдруг..) - развитие события - кульминация - развязка. Театрализация – творческий способ приведения сценария в художественную образную форму представления через систему изобразительных, выразительных, иносказательных средств. Сцена – то, что закончено в одном месте Мезансцена – придуманное пространство, кто и где будет находиться на сцене. Виды: симметричные (стабильность, надежность); ассиметричные (взрывы, хаос); фронтальные, диагональные; ритмические, хаотические; барильефные (на сцене несколько героев в разных местах), монументальные (драматический финал, уходящий в небытие); шахматные, круговые, вертикальные, спиральные. При построении мезансцены нужно учитывать передний, средний и задний планы. Режиссер планирует использование в синтезе все средства выразительности (актерская игра и создаваемый актером образ); оформление (реклама, программа, афиша, сцена, зал); музыка, звук, свет, танец. Основные средства выразительности: 1. метафора – образное сравнение; 2. символ – явление очень мощное, в разных культурах имеет разное значение (скипетр – знак власти, для других просто посох), есть цветовой символ); 3. аллегория – переносный смысл 4. ТСО (вращающаяся сцена, мульти-, медиа-) В основе использования этих средств лежит способность воспринимать часть через целое и целое через часть. 3 вида сценарно-режиссерской театрализации педагог. досуга: - комбинированный (необходимо использовать сценарный ход, сбор номеров) - оригинальный (новые номера специально под действия) - смешанный (частично используются оба вида театрализации) Основные компоненты праздничной программы: 1.Тема (о чем праздник «Новый Год» тема «Волшебство, исполнение желаний) 2.Идея праздника (выраженное в виде утверждения, формулы, основная мысль, которая доказывается авторами действия) 3.Цель познавательно-мировоззренческая (принятие идеи) 4.Форма праздника (путешествия, фестиваль, конкурсы) 5.Основная идея сценарного хода (фестиваль – выступление с лучшими номерами и награждение) 6.Образы ведущих и атрибутика, создающая образ выбранной формы. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать - их следует оставить только для публики. Среди моментов, определяющих насыщенность и профессионализм проведения праздника следует выделить: 1. Разработка оригинальной концепции, сценария и текстов;
2. Освещение в СМИ (здесь следует отметить, что далеко не все праздники стоит афишировать для внешней среды, однако некоторые мероприятия, которые могут быть интересны не только узкой публике, но и более широкой общественности, могут быть освещены в СМИ). 3. Анализ результатов. Необходимо:
|