Главная страница
Навигация по странице:

  • Правильное поведение

  • Демонстративное поведение

  • Конфликтное поведение

  • Билет 11.

  • об-во. Предпринимательство


    Скачать 180.54 Kb.
    НазваниеПредпринимательство
    Дата02.02.2019
    Размер180.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаоб-во.docx
    ТипДокументы
    #66141
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.

    Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

    Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;

    Религиозное. В отличие от мифов, религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;

    Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

    Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

    Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;

    Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;

    Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

    Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

    Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

    Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.
    Понятие «познание» весьма близко по смыслу к понятию «сознание». По своему содержанию эти понятия могут быть признаны тождественными в силу единого корня в названии этих понятий — «знание», поэтому нельзя познавать не осознавая, что именно познается. В то же время нельзя что-либо сознавать, не познавая при этом окружающий человека мир. Вместе с тем, оба эти понятия несут разную функциональную нагрузку, так как сознание — это есть функционирование знаний человека о действительности, а познание — это приобретение, умножение и развитие приобретенных знаний. Таким образом познание представляет собой процесс, в котором взаимодействуют две стороны: субьект и объект познания.

    Субъект познания — это человек, который обладает познавательными возможностями и занимающийся познавательной деятельностью. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Она направлена как на внешний, так и на внутренний мир человека.

    В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности — человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д

    В философии сложились две точки зрения на процесс познания — гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант — согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает саму себя. Идеалисты утверждают, что познание — самостоятельная деятельность идеального разума.

    Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент.
    Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей (парадигма "Я и ты", "Я и мы"). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих.

    У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное поведение, ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.

    Правильное поведение - соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное - не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.

    Ответственное поведение - поведение, при котором человек берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

    Синтонное поведение - рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное - порождающее напряженность и конфликты.
    К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, демонстративное поведение, конфликтное поведение и ошибочное поведение.

    Виктимное поведение (от англ. victim - жертва) - такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. «Если кто-то подставляет попу, очень хочется ее нашлепать». Девушки, которые садятся поздно вечером в случайные машины, демонстрируют виктимное поведение.

    Девиантное поведение (от. англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.

    Делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок) - асоциальное, противоправное поведение человека. Поведение не просто отклоняющееся, но сильно отклоняющееся, преступающее рамки закона, нередко преступное поведение. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

    Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе, невзирая на потребности окружающих.

    Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта.

    Ошибочное поведение - неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.

    Билет 10.

    Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
    В широком смысле слова: Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

    В узком смысле слова: Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)

    Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)

    Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)

    Человечество в целом

    Функции общества

    Производство материаль­ных благ и услуг

    Распределение продуктов труда (деятельности)

    Регламентация и управление деятельностью и поведением

    Воспроизводство и социализация человека

    Духовное производство и регулирование активности людей
    В социальной структуре общества особое место занимают этнические общности - этносы, которые могут быть представлены различными социальными образованиями - род, племя, национальность, нация.

    Понятие этнос широко используется в современной научной литературе, но определить его однозначно не представляется возможным. На протяжении развития человечества общества его этническая структура претерпевала существенные изменения. Появились новые типы этнических общностей.

    Сформировавшись при наличии определенных (базовых) условий, этнические общности затем самовоспроизводятся. При этом наличие базовых условий уже не играет довлеющей роли.

    Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

    Внешней формой выражения этноса является этноним - самоназвание (украинцы, русские, немцы, поляки и т. д.)

    Исторически первыми социальными обществами людей были род, клан.

    . Род - форма общности людей, основанная на кровном родстве.

    . Клан - группа кровных родственников носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку.

    . Племя - объединяющее несколько родов, имеющие общий язык, территорию. В процессе повседневного общения складывались общие представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли людей.

    По мере того, как происходило смешение родов, кланов, основным фактором устойчивости становилась общность природной среды, обычаев. Роды, кланы объединялись в племена.

    Племена были уже более четко связаны с определенной территорией, защищали ее, имели формальную внутреннюю организацию. Смешение племен приводило к появлению новой общности: народность.

    . Народность - этническая общность, которая формируется на основе общности языка, общей территории, экономических и культурных связей людей.

    Формированию народности содействует более четкая организационная структура общества, развитые политические формы. Такие этнические общности, как народность существуют и в настоящее время.

    В процессе консолидации народностей на базе развития экономических, политических и иных связей между ними возникают нации. Они объединяют большие массы людей, представляют новый этап в развитии общества.

    . Нация - это высшая форма этнической общности людей. Признаки, отличающие нацию от народности:

    унификация языка, через становление развитие его литературной формы, через систему образования, литературу и СМИ;

    развитие профессиональной культуры и искусства;

    стремление или достижение собственной государственности;

    нация обхватывает значительно большее количество людей, внутри нации могут сохраняться этнические группы;

    общность языка, общая территории.

    Общность экономических связей и единого государства - это предпосылки возникновения наций, но как признаки нации их не стоит называть. Поскольку в дальнейшем они могут и отсутствовать.

    Например: государство не является и не может являться обязательным признаком нации.

    Многие государства являются полиэтничными. В первую очередь это относится к России, США, Великобритании.

    Поэтому стоит поддержать точку зрения тех ученых, которые считают, что национальность должна стать частным делом гражданина, объектом его культурных, языковых и бытовых предпочтений. Это не исключает, что государство призвано охранять права и свободы наций, содействовать их развитию.
    Билет 11.

    Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

    Каждая сфера общества в себя включает социальные институты, определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

    Виды: социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие); экономическая (производительные отношения и силы); политическая (партии, государство, движения общественно-политические); духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

    Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь. Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества. Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

    Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику экономических отношений. Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?". Структура экономической сферы жизни общества состоит из: производственных сил - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни; производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

    Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы: политические институты и организации - революционные движения, социальные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое; политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения; политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи; идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

    Сфера духовная - это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства. Структура этой сферы общества в себя включает: мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок; религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога; искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира; образование - процесс обучения и воспитания; право - нормы, которые поддерживает государство.

    Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны
    Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

    В зависимости от формы брака выделяют следующие типы семейных организаций:

    1. Моногамия (тип брака, в который вступают мужчина и женщина, при этом им не разрешается вступать одновременно более, чем в один брак).

    2. Полигамия (форма брака, которая предполагает наличие более одного партнера в супружестве) исторически выступает в двух формах: полигинии (многоженство) и полиандрии (у одной жены несколько мужей).
    В зависимости от структуры родственных связей (под структурой семьи понимают совокупность отношений между ее элементами) выделяют различные типы семей:

    1) нуклеарная (простая) семья (ее составляют родители с детьми, не состоящими в браке);

    2) расширенная или родственная (сложная) семья (с родителями или родственниками одного из супругов).

    Типы семей по наличию супругов: полная и неполная.

    Типы семей по наличию и количеству детей: многодетная, среднедетная, однодетная, бездетная. С точки зрения иерархии, престижа, структуры власти в семье выделяют: традиционные (с такими историческими типами, как патриархальные и матриархальные) и современные.

    Известный отечественный исследователь А.Г. Харчев выделял следующие основные функции семьи :

    - репродуктивная (биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном);

    - воспитательная (социализация подрастающего поколения, поддержание преемственности культуры в обществе);

    - хозяйственно-бытовая (поддержание физического здоровья членов общества);

    - духовного общения (развитие личностных качеств членов семьи);

    -социально-статусная (воспроизводство социальной структуры);

    - экономическая (получение материальных средств одними членами семьи от других);

    - сфера первичного социального контроля (регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности);

    - досуговая (организация совместного отдыха);

    - эмоциональная (получение психической защиты и поддержки);

    - сексуальная (сексуальный контроль, удовлетворение сексуальных потребностей).
    Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями в обществе, поэтому с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия.
    Билет 12.

    Социальное изменение– это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

    Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

    Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи); на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации); на уровне малых и больших социальных групп (в России в последние десять лет появились новые социальные группы, такие как предприниматели, фермеры, безработные, беженцы, бедные и богатые и т.д.), на социетальном и глобальном уровнях (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и застой, кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и др.).
    Понятие «социальные изменения» конкретизируется понятием «развитие». Социальное развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх свойств: 1) необратимость, 2) направленность, 3) закономерность – выделяет процессы развития среди других изменений.

    Социальное развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. В результате социального развития возникает новое качественное состояние, при котором меняются состав и структура основных социальных институтов. Они могут трансформироваться, могут совсем исчезать, на месте одних социальных институтов могут появляться другие.

    Принципиально важной характеристикой социального развития является промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, еще важнее то обстоятельство, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «прогресс».
    Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
    Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

    1) организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

    2) культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

    3) нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

    4) коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

    5) функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
    Функции политической системы:

    1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

    2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

    3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

    4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

    5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

    6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

    7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

    8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
    Билет 13.

    Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:
    1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);
    2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
    Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски делят общества по добыванию средств к существованию:

    1) общества охотников и собирателей;
    2) садоводческие;

    3) аграрные;

    4) промышленные. Социолог Теннис Ф. делил общества на:

    1) допромышленные (сельская община);

    2) промышленно-городские. Существует также деление обществ на основе появления письменности: дописьменные и письменные (владение алфавитом).
    Широко распространено деление общества, предложенное Д. Беллом и А. Туреном:

    1) доиндустриальные (традиционные), где главный фактор – сельское хозяйство, главные институты – церковь и армия. Это закрытые общества;

    2) индустриальные – имеют развитую промышленность, свободные, открытые общества;

    3) постиндустриальные, – их главная ценность – информация, достижения научно-технической революции.
    Существует деление общества по политическим признакам:

    1) демократические (гражданское общество);

    2) тоталитарное (государство подавляет личность);

    3) авторитарное (промежуточное между демократией и тоталитаризмом).
    Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на бесписьменные, или дописьменные, т. е. обладающие языком, но не имеющие письменности, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях: клинописных таблицах, бумаге, книгах и т. д. Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество или христианское) или языка (франкоязычное общество).

    Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.

    Мы видим, что существует множество классификаций, и ни одну из них мы не можем выделить в качестве главной или назвать неправильной (лишь в прошлом марксистская типология считалась главной, а другие – неверными).
    Для социологического анализа и исследования общества важно знать, что именно сейчас мы исследуем: если этнос, то на первый план выходит классификация по этнической принадлежности, а остальные отходят на второй план.

    Разнообразие мнений о типологии обществ способствует поиску типологий общества.

    Различие в определениях одного и того же общества лежит в недостаточно разработанном понятийно-терминологическом аппарате и заимствовании понятий из других наук. Поэтому для упрощения типологиза-ции общества необходимо в первую очередь четко определить понятия и категории социологии.
    Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.
    В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства:

    - это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности;

    - характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями;

    -между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства;

    -механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги)
    Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
    Структура механизма государства включает:

    · Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

    · Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

    · Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

    · Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

    · Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

    · Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
    Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является государственный орган.
    Билет 14.

    Истоки понятия «цивилизация» относят к античным временам. В Древней Греции сформировался античный полис – город-государство, самоуправляемая община свободных граждан. Город, государство, гражданское общество римляне называли civitas, а производное от него прилагательное civilis означало гражданский, государственный, политический. Понятие «цивилизация» у римлян связывалось с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства. Образцом цивилизации римляне считали Рим, с его разумными и справедливыми законами.

    Само понятие «цивилизация» появляется лишь в XVIII веке, в эпоху Просвещения, идеалами которой были разумность и справедливость. Философы Просвещения выдвинули концепцию цивилизации (фр. Civilisation) как противоположность темному миру дикости, варварства, невежества, жестокости и несправедливости, религиозного фанатизма. Просветители противопоставляли также цивилизованную Европу всем неевропейцам.

    Термин «цивилизация» имеет, как и термин культура много значений. Так, цивилизация может выступать как синоним культуры. Просветители рассматривали ее как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы «существования» человека. Понятие «цивилизация» может указывать на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи (например, западная цивилизация, античная цивилизация и т.д.). Цивилизация может рассматриваться как уровень, ступень общественного и культурного развития. Так, американский антрополог Л.Г.Морган выделял в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как последнюю стадию развития культуры, ассоциируемую с упадком высокой культуры. Таковы основные значения понятия «цивилизация».

    Поскольку понятия «культура» и «цивилизация» очень многообразны, следует при подготовке вопроса выяснить их смысловые сходства и различия. При этом помнить: если понятие «культура» используется для характеристики меры развития человека, способов его самовыражения в деятельности и творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. (Подробнее см.: Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М., 1999. С.92-96).

    Несмотря на наличие множества подходов к типологии цивилизаций, в современной культурологии выделяют такие культурные сообщества как цивилизации Востока и Запада. Они сложились на основе полиэтнического синтеза культур и религий под влиянием географического фактора, их называют еще универсальными цивилизациями.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта