Главная страница
Навигация по странице:

  • Право в системе социальных норм

  • Система права: основные отрасли, институты, отношения

  • Публичное и частное право

  • Различия :1. Мораль формируется ранее права

  • Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования.

  • Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали.

  • Билет 27.

  • 2)Традиционная экономическая система

  • 3)Административно-командная система (плановая)

  • об-во. Предпринимательство


    Скачать 180.54 Kb.
    НазваниеПредпринимательство
    Дата02.02.2019
    Размер180.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаоб-во.docx
    ТипДокументы
    #66141
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Буддизм

    Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

    Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

    После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

    Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

    В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

    Христианство

    Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

    Основные христианские идеи:

    Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.

    Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.

    Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.

    Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.

    Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

    Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

    В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

    Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

    Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

    Ислам

    Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.

    Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

    Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

    В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

    Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

    Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

    произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;

    совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);

    соблюдение поста в месяц рамадан;

    раздача милостыни бедным;

    совершение паломничества в Мекку (хадж).
    Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

    Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

    Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

    Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

    В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

    РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

    Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

    Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

    Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

    Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.
    Билет 23.

    Понятие искусства

    Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

    в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;

    в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

    Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

    Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

    Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

    Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

    Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

    Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

    Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

    Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

    Функции искусства

    Искусство выполняет ряд общественных функций.

    Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

    эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;

    социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;

    компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;

    гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;

    познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;

    прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;

    воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

    Познавательная функция

    Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

    Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

    Воспитательная функция

    Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

    И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

    Эстетическая функция

    Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

    Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

    Гедонистическая функция

    Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

    Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

    Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.
    Право - это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

    Признаки права - это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:
    -право устанавливается или санкционируется гос-вом и выражает гос.волю.

    -нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения.

    -социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д.

    -системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

    -формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых "источниками права".

    -процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

    -общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

    -право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии.

    -право охраняется и обеспечивается гос-вом.
    Объективные свойства, которые объективно присущи праву(П):
    1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

    2. П - общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва.

    3. Системность: П - это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

    4. формальная определенность - это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д.

    5. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.
    Билет 24.

    Искусство представляет собой специфическое явление. С одной стороны, это форма общественного сознания, в которой фиксируется, прежде всего, эстетическое отношение к миру, а, с другой, это интеллектуальное освоение объективного мира с помощью образа и изменение этого мира согласно представлением о том каким этот мир должен быть.

    Эстетическое отношение, сформировавшись на заре человеческого общества, всегда находятся в процессе непрестанного изменения, развития. Вкусы людей меняются, их идеалы и эстетическое переживание. Одним словом происходит художественное развитие человечества.

    Каждая форма общественного сознания фиксирует окружающую действительность в присущих ей специфических средствах. С помощью понятий и терминов она осваивает окружающую действительность в философии и науке, с помощью норм в морали.

    Формой отражения действительности в искусстве является образ. Образ – единица мышления, построенная на принципе свободных ассоциативных связей и предназначенная для «угадывания» содержания мысли и его домысливание. Поэтому искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир образов, который обладает относительной самостоятельностью. В соответствии с природой искусства и присущих ему моментов (эстетического, познавательного и идеологического) художественное произведение оценивается с точки зрения красоты, правдивости и идейности.

    Любая форма общественного сознания, в том числе и искусство, связана с действительностью через свои функции. Познание действительности, активное идеологическое и эстетическое преобразование художником жизненного материала, создание произведения искусства – это лишь одна сторона. Другая сторона – это целенаправленное воздействие на поведение людей, на их чувства и мысли, духовное преобразование потребителя искусства – человека согласно тому направлению развития общества, в котором он живёт. Сила искусства в непосредственном и непринужденном воздействии на человека, а через нее на всё общество.

    Еще одной функцией искусства является трансляция во времени и пространстве поколением людей опыта освоения окружающего мира. Трансляция опыта осуществляется для того, чтобы человек обратился к основаниям своего понимания мира, через сопоставление своих целей и целей, ценностей предыдущих поколений, других культур, другого человека осуществляется преемственность поколений. Однако самое главное для того, чтобы человек научился выстраивать свою жизненную стратегию, учитывая опыт предыдущих поколений, опыт других культур и своих современников.

    Искусство – это одна из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии общественных явлений и оказывает большое влияние на развитие общества. В единстве всех своих сторон – эстетической, познавательной, идеологической – искусство выступает могучим средством воспитания, обладающим благодаря своей доступности, конкретности, наглядности огромной силой воздействия на умы и сердца людей.

    Прежде всего, искусство формирует чувства человека. Затем человек обращается к познанию оснований идеалов. Так, начинается развитие его интеллекта. Видя не совпадение должного и существующего вокруг себя, человек либо начинает воплощать свое представление о должном в жизнь, либо принимать существующее как должное. Так начинается формирование его воли.

    Таким образом, искусство способствует социализации человека. Оно вводит его в культуру, пробуждая волю к активно творческому преобразованию существующего порядка.

    Искусство – сложное комплексное образование, которое выполняет ряд важных общественных функций, прежде всего задачу социализации человека. Оно формирует отношение к действительности посредством непосредственного и непринужденного влияния на человека, задавая ход его мысли и направляя практическое действие человека.
    Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.

    Право в системе социальных норм

    Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.

    Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.

    Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.

    Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.

    Система права: основные отрасли, институты, отношения

    Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.

    В современной науке, выделяются такие отрасли права:

    - гражданское право;

    - конституционное право;

    - предпринимательское право;

    - административное право;

    - финансовое право;

    - уголовное право;

    - семейное право;

    - экономическое право;

    - социальное право.

    Также существуют такие институты права:

    1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.

    2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.

    Публичное и частное право

    В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право. 

    Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.

    Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.

    К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.

    Билет 25.

    . Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:Ученики российской школы
    Дошкольные;

    Начальные;

    Основные;

    Средние (полные).

    У основных профессиональных встречаются такие:
    Средне-профессиональные;

    Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров;

    Послевузовское профессиональное обучение.

    Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума:
    В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;

    Внутрисемейное;

    Самообразование;

    Экстернат.

    Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.
    II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся.
    Схема системы образования в РФ (России) выглядит так:Студенты российского вуза в аудитории на лекции
    Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);

    Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;

    Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);

    Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);

    Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

    Учреждения образования бывают:
    Государственными – регионального и федерального устройства;

    Муниципальными;

    Негосударственными, то есть частными.

    В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на:
    Дошкольные;

    Общеобразовательные;

    Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;

    Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых;

    Дополнительного образования;

    Специального и корректирующего обучения санаторного типа.

    ІІІ. Структуры, предполагающих управленческие и контрольные функции для работы с образовательной сферой и подведомственными им институциями.
    ІV. Объединения юрлиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.
    Структура

    Учреждения – это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу. Для нее разрабатываются специальные планы и своды правил.
    Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности по мере каждой образовательной ступеньки. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:
    Государственное;

    Дополнительное;

    Самообразование.
    Термины «мораль» и «нравственность» употребляются в основном в одном значении - как слова-синонимы. Тем более они равнозначны в прикладном аспекте (в плане задач юридической науки). Хотя некоторые специалисты в области этики (науки о морали) различия здесь усматривают. Гегель также разделял мораль и нравственность, называя право, мораль и нравственность тремя последовательными ступенями в развитии объективного духа. В то же время латинское «mores» означает не что иное, как «нравы».

    В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.

    Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

    Общие черты:

    а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;

    б) являются основными регуляторами поведения;

    в) имеют общую цель - регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

    г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;

    д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

    Различия:

    1. Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовать интересы индивида и общества.

    2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна:в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).

    3. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде, обществе взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категориях этики. (Основные категории морального сознания - «добро» и «зло», без которых невозможна любая моральная оценка.) При этом процесс формирования моральных систем идет спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие социальные корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

     4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно различить мораль как форму общественного сознания и мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно четко можно провести границу между правовым сознанием и правом. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права). Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.

    5. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть и сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.

    6. С точки зрения внутренней организации та или иная моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой(законом связи элементов) как система права.

    7. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит его совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

    Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.
    Билет 26.

    Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяй­ство и nomos — правила):

    I. система хозяйствова­ния, включающая от­расли материального производства (про­мышленность, сель­ское хозяйство, транспорт и т. д.) и нематериальной сфе­ры (образование, куль­тура, здравоохранение и т. д.), обеспечиваю­щая общество матери­альными и нематери­альными благами.

    Она обеспечивает людей материальными условиями су­ществования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.

    II. наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлет­воряют постоян­но растущие по­требности

    I. Экономика как система хозяйствования (общественного производства):

    1. Экономическая деятельность – это производство, рас­пределение, обмен и потребление благ и услуг.

    производство (процесс создания экономиче­ских благ и услуг);

    распределение (разделение продукта или дохода между участвующими в его производ­стве);

    обмен (процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой про­дукт);

    потребление (стадия ис­пользования (предметы длительного поль­зования) или уничтожения (продоволь­ствие) продукта).

    2. Производство:

    Материальное производство (произ­водство матери­альных благ и материальных услуг (транс­порт, торговля, коммунальное и бытовое об­служивание))

    Нематериальное производство (производ­ство нема­териаль­ных благ и нематери­альных услуг (образование, здравоохра­нение и т. д.)

    Ключевыми понятиями производства являются по­нятия «товар» и «услуга».
    Товар — продукт труда, произведенный для прода­жи на рынке. Признаки товара:

    должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью — овеществлен­ным в товаре трудом);

    должен удовлет­ворять потреб­ность человека (обладает по­требительной стоимостью – полезностью для потребителя);

    должен обладать способностью обме­ниваться на другой товар (обладает мено­вой стоимостью)

    Услуга — результат полезной деятельности пред­приятий (организаций) и отдельных лиц, направлен­ной на удовлетворение определенных потребностей на­селения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

    3. Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Кривая про­изводственных возможностей. Дефицит ресурсов.

    Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личнос­ти и общества в целом.

    Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

    Ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг, называют факторами производ­ства (см. п. 2.2.).

    II. Экономика как наука

    II.1. Экономика — это совокупность конкретных эко­номических дисциплин, таких как экономика промыш­ленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика.

    II.2. Экономика как наука:

    основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограничен­ности и безгра­ничности пот­ребностей);

    предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производ­ством товаров и услуг);

    особенность (основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях)

    II.3. Функции:
    познаватель­ная;

    методологи­ческая;

    практиче­ская (прагма­тическая);

    образова­тельная;

    идеологи­ческая.

    II.4 Функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.

    В современной экономической теории используются два уровня анализа: микроэконо­мический и макроэкономический.

    Микроэкономика (гр. mikros — малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях. Рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, вы­бора, альтернативной стои­мости, цены, изме­нения спроса и предложения отдельных товаров на отдель­ных рынках и т.д. Основные субъекты: фирма и домохозяйство

    Макроэкономика (гр. mak-ros — длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира. Рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, эко­номического роста, преодо­ления инфляции и т.д. Основные субъекты: фирма, домохозяйство и государство

    Экономика тесно связана с другими науками: социо­логией, культурологией, политологией, историей, пра­воведением.

    Существуют следующие источники права:

    1) в идеальном смысле слова (правосознание);

    2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни общества, которые объективно вызвали появление права как регулятора общественных отношений);

    3) в формальном смысле слова (формы права).

    Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.

    Второй формой права является судебный прецедент – решение по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел или которое служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской системе общего права. Судебный прецедент не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом при решении дела.

    Третьим источником права является нормативный договор – соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые между администрациями государственно-территориальных образований; договоры между федеральной властью и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».

    Источником в международном праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права – это исходные положения, на основе которых разрабатываются Конституция и иные нормативные акты. К ним относятся принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.

    Пятая форма права – юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.

    Юридическая доктрина как источник права:

    1) оказывает существенное влияние на сознание законодателей;

    2) разрабатывает юридические термины и конструкции;

    3) ориентирует юридическую деятельность на прогрессивное развитие права и государства;

    4) определяет тенденции и закономерности развития государства и права.

    Шестая форма права – религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
    Билет 27.

    Основные типы экономических систем:

    1)Рыночная экономическая система:

    многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

    развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

    ограничено вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

    изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг) ;

    рост уровня образования (послешкольное) ;

    новое отношение к труду (творческое) ;

    повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов) ;

    гуманизация экономики («человеческий потенциал») ;

    информатизация общества (увеличение численности производителей знаний) ;

    ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции) ;

    2)Традиционная экономическая система:

    крайне примитивные технологии;

    преобладание ручного труда;

    все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

    организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

    3)Административно-командная система (плановая) :

    государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

    сильная монополизация и бюрократизация экономики;

    централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма;

    непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

    государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

    государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

    Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др

    глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком) .

    4)Смешанная система:

    приоритетность рыночной организации экономики;

    многосекторность экономики;

    государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

    ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

    социальная защита населения.

    Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.
    Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта