об-во. Предпринимательство
Скачать 180.54 Kb.
|
Билет 1. С научной точки зрения необходимость обществознания заключается в том, что его не может заменить ни одна наука, ибо только оно способно и призвано дать целостное представление об обществе, не расчлененное на десятки и сотни наук, обладающих колоссальной детальной информацией, необходимой лишь для узких специалистов. Вместе с тем обществознание - это не "сборная солянка", не некий гигантский компьютер, просто собирающий информацию от всех гуманитарных наук. Формируя целостное представление об обществе, беря самое важное, принципиальное и ценное из социальных наук, обществознание создает новое знание, новое мировоззрение, ибо целое всегда больше, сложнее простой суммы частей и не сводится к ней. Таким образом, благодаря обществознанию осуществляется прирост наших знаний об обществе, когда количественные показатели (многообразие информации) приводят к качественным (мировоззренческим) изменениям в понимании общества. И в этом смысле обществознание имеет научный смысл. С гуманитарной и гуманистической точки зрения обществознание является необходимым для формирования моральной личности. Особенно этому способствует изучение духовной сферы общества: культуры в целом, философии, религии, искусства и морали. Приобщаясь к духовным ценностям и знаниям, личность гуманизируется, ее мировоззренческий горизонт расширяется и углубляется. Обществознание, таким образом, личностно значимо, ибо дает молодым людям необходимые знания как в сфере морали, так и относительно общества, в котором они живут. И в этом смысле обществознание необходимо всем, вне зависимости от избираемой специализации, ибо нет личности без морали, как нет действительного гражданина без знания общества. Обществознание способствует социализации личности, помогает учащимся адаптироваться к непростой социальной действительности. Предпринимательство - важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Природу предпринимательства исследовали многие экономисты на протяжении всей истории существования рыночных отношений. Впервые предпринимательство, как институт рыночной экономики исследовал Р. Катильон. Он отмечал расхождения между спросом и производством, постоянный перелив капитала, нарушение рыночного равновесия, позволяющее отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Р. Катильон ввел понятие «предприниматель» (французское «посредник») в экономический лексикон. Под предпринимательством Р. Катильоном понимается производственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска, а предприниматель является субъектом, наделенным способностями предвидеть, рисковать, брать на себя всю полноту ответственности за принимаемые решения. По мнению Ф. Хайека «предпринимательство связано, прежде всего, с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами». Сущность предпринимательства - это «поиск и изучение новых возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности». Современные экономисты часто ставят знак равенства между понятиями «предпринимательство» и «бизнес», имея в виду, что первый термин - иностранного происхождения, а второй – русского. Вместе с тем, термин «предпринимательская деятельность» используют, когда хотят подчеркнуть новаторскую сторону бизнес-деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Билет 2. Главные вопросы общественного производства: что вырабатывать (какие товары и услуги и сколько), как вырабатывать ( с помощью которых средств производства) и для кого вырабатывать ( кто их будет потреблять) в каждой экономической системе решают по-разному. Мировой опыт отличает две основные формы организации экономики: командную и рыночную. В рыночной экономике, по выражению А. Смита, «незримая рука» рынка объединяет производителей и потребителей в единую экономическую систему, подчиняет производство общественным нуждам. Это предопределяет необходимость четкого осознания сущности категории «рынок», предпосылок и условий его формирования и функционирование, механизма действия. Развитие общественного разделения труда, экономическая отделенность субъектов хозяйствования за разных форм собственности, необходимость обмена продуктами работы стали объективными причинами возникновения рынка. Понятие «рынок» формировалось и менялось вместе с развитием общественного производства. Сначала это был базар, площадь, где происходил обмен. Углубление разделения труда, организация хозяйственных связей, развитие товарного производства вызывают осложнение и расширение межхозяйственных связей, формирование самостоятельной сферы товарного обращения. Рынок выступает как форма хозяйственных связей между товаропроизводителями и потребителями путем покупки-продажи товаров. Осуществление этих актов связано из определенными организационно-правовыми и экономическими отношениями. Как экономическая категория рынок — это совокупность отношений, которые возникают в сфере обращения вследствие покупки-продажи товаров. Товарно-денежные отношения, осуществляемые с помощью рынка, предусматривают хозяйственные связи из доведения товара к потребителю ( производство-рынок-потребитель) и обратные ( потребитель-рынок-производство). Обратная связь характеризуется движением денежных средств и соответствующей информации о потребностях и платежеспособном спросе потребителей. Материальной основам рыночных отношений является движение товара и денег, которые происходит на началах свободного взаимовыгодного соглашения при условиях конкуренции. Следствием рыночных отношений являются удовлетворения платежеспособного спроса потребителей (покупателей), возмещение затрат и получения прибыли продавцами (товаропроизводителями и посредниками). Конститувальнимы параметрами рынка выступают спрос, предложение, цена, конъюнктура, равновесомая. Конъюнктура (лат. conjunctura, от conjungo — соединяю) — это экономическая ситуация на рынке, которая характеризуется соотношением между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов в каждый момент времени. Оптимальным состоянием конъюнктуры есть равновесие, то есть такой уровень конъюнктуры, за которого достигнуто равенство между спросом и предложением по объему и структурой товаров, в пределах которых производитель и потребитель намерены продолжать поставки и закупки, причем лишь по такой равновесной цене. Обязательными атрибутами рынка является конкуренция, монополия, олигополия. Под конкуренцией понимают состязательность между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Это та сила, которая заставляет производство и рынок достигать равновесия. Взаимодействие спроса, предложения и цены при условиях конкуренции определяет возникновение механизма рыночного саморегулирования. Уровень конкуренции зависит от количества субъектов рынка: товаропроизводителей, продавцов, покупателей (потребителей). Монополия означает такое состояние рынка, на котором есть один поставщик определенных товаров и услуг. Олигополия характеризуется групповой монополией, когда господствующее положение на рынке или в отдельной области производства занимает значительное количество больших фирм (предприятий), что ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. Рынок выполняет важные экономические функции, к которым принадлежат: согласительная — согласовывает ассортиментную структуру производства и потребление экономических ресурсов; балансирует спрос и предложение по объему и товарной структурой; регулировочная — регулирует пропорции между производством и потреблением путем установления ценовых эквивалентов для обмена товаров; оцениваемая — выявляет ценность товара с помощью определения не только количества израсходованной работы, а и ее отдачи, сравнивает затраты и результаты; стимулирующая — мотивация производителей к повышению эффективности производства, организация хозяйственных связей ,создание товаров с наименьшими затратами и получение прибыли, реализации в производстве научно-технических достижений; сберегательная — обеспечивает экономичность потребления, сокращение затрат обращения как в сфере производства, так и в сфере потребления. Благодаря выполнению этих функций рынок формирует структуру и объем предложения и спроса, уравновешивает их, обеспечивает сбалансированность экономики, «выбрасывает» неконкурентоспособные предприятия, морально устаревшие изделия и производства. Билет 3. Человек — высшая ступень эволюции живого, объект и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек прошел процесс сложной биологической, культурной и социальной эволюции. Сущностным его признаком является деятельность, предполагающая осознание личностных и общественных потребностей, выдвижение целей и их реализацию. В разнообразных видах деятельности оттачивается преобразующее мастерство человека, углубляется познание окружающего мира и самого себя, происходит развитие науки, техники, технологии. Человек создает все богатства цивилизации, но и сам оказывается в зависимости от них, сталкиваясь с обостряющимися глобальными проблемами. На первый план выходят осознание и практические шаги к сохранению и развитию главного — духовной культуры человека и общества, представлений о пользе, истине, добре, красоте, справедливости. В понимании высших ценностей раскрывается глубинная сущность человека и общества, очерчиваются их взаимоотношения, выявляется смысл бытия. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения. Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян. Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека. Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь. В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным. Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции. Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций. Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей: рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; Основными принципами функционирования рыночной системы являются: свобода экономической, хозяйственной деятельности; многообразие форм собственности; примат потребителя (потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю); рыночное ценообразование; цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, соотношения спроса и предложения; договорные отношения; конкуренция; открытость экономики (хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность). Развитая рыночная система состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка. Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги. Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются земля, рабочая сила и средства производства. Соответственно можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда и рынок капиталов. На рынке земли под землей понимается не только земля как таковая, но и те дополнительные товары и услуги, которые она дает: урожай, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д. Рынок труда организуется в форме биржи труда, сводящей вместе работодателей и наемных рабочих, продающих свою рабочую силу. На рынке капиталов занимаются организацией купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Финансовый рынок – это рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя и другие ценные бумаги. На этом рынке формируется ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. В современной рыночной инфраструктуре финансовый рынок является самым совершенным рынком, наиболее чутким барометром рыночного благополучия. Главным орудием финансового рынка является ссудный процент, превратившийся в универсальный критерий эффективности вложений капитала в любую отрасль производства. Все три элемента рыночной системы (вида рынка) тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Билет 4. Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез — становление человека и социогенез- становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез. Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек — это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда. Производство орудий труда,безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира. Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии,т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутри стадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев — от животного (тотемизм).Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков. Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и лаже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной общине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни. Еще одним фактором антроиосоциогснеза стало появление и развитие языка. Язык — это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей. Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огнякак источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи. С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции — переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но, несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями. Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская, утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало. Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм.Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения. Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм, возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу. Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала. В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы — все это отражается на здоровье людей. |