Главная страница
Навигация по странице:

  • Августин

  • Учение Ф.Аквинского

  • Дунс Скот (1270 – 1308)

  • Уильям Оккам (1285-1349)

  • Бенедикт Спиноза

  • Жюльен Ламетри, Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Германи: Христиан Вольф, Иммануил Кант, Иоганн Гербарт, Россия: М. В. Ломоносов, Н.А. Радищев.

  • Этьен Кондильяк (1715 – 1780)

  • Иоганн Гербарт (1776 – 1841)

  • Радищева Александра Николаевича (1749 – 1802).

  • Бихевиоризм

  • классическому

  • основные законы научения

  • Закон готовности

  • концепцию «распространения эффекта».

  • психология. История психологии. Представители Основные положения


    Скачать 49.07 Kb.
    НазваниеПредставители Основные положения
    Анкорпсихология
    Дата22.12.2021
    Размер49.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория психологии.docx
    ТипДокументы
    #313573
    страница2 из 3
    1   2   3
    1   2   3

    Психологические теории Средневековья и эпохи Возрождения

     Августин Аврелий, Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Сина (Авиценна), Ибн Аль-Хайсам (Альгазен), Фома Аквинский, Р.Бэкон, Д. Скотт, Уильям Оккам.


     Предметом средневековой психологии оставалась душа, но ее изучение подчинялось задачам богословия.

    Августин считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Таким образом, человеку именно Богом даруется и истина, и воля - источник активности человека.

    Ибн-аль-Хайсам (латинизированное имя – Альгазен, 965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.

    Ибн-Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Разработал так называемую теорию двух истин. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание.

    Учение Ф.Аквинскоготомизм – логически устраняло противоречие между научным знанием и религиозным мировоззрением: истины знаний и веры, независимы друг от друга, но в случае противоречий - преимущество за истиной веры.

    Дунс Скот (1270 – 1308) настаивал на том, что нет необходимости в гармонии между двумя истинами – их надо развести, поскольку истины веры связаны с раем, а истины разума обращены к реалиям жизни. Продолжая развивать истины разума, Дунс Скот сформулировал ключевой вопрос материализма о том, не является ли разум свойством материи, то есть самого субстрата, в котором локализована душа.

    Роджер Бэкон (1214-1292) ратовал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта.

    Уильям Оккам (1285-1349) в противостоянии с идеалистическим реализмом отстаивал номинализм. Номинализм и реализм – направления в средневековой науке, утверждающие происхождение универсалий (общих понятий). У.Оккам, опираясь на идеи номинализма, утверждал, что материальные вещи существуют независимо от универсалий, следовательно их познание заключено не в рефлексии, а в чувственном опыте.

    Психологические идеи Нового времени

     Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Лейбниц.

     Ф. Бэкон разработал программу перестройки всей системы научного знания, названную «Новый органон». Таким органоном, или средством получения объективного научного знания, Ф. Бэкон провозглашает эксперимент и индуктивную логику (т.е. логику, восходящую от частного к общему), применение которых позволит исключить ошибки познания, названных идолами, связанные с несовершенством психической организации человека и его некритичным усвоением догм.

    Томас Гоббс (1588-1679), развивая механо-детерминистские идеи, описывал человеческое тело как механизм, работающий от внешних материальных воздействий, которые (как тень) отражаются в виде ощущений в органах чувств; затем, как еще более слабая тень отражаются в виде представлений, которые сцепляются ассоциациями в цепочку мыслей, что уже является мышлением. Таким образом, все психические явления Т.Гоббс рассматривает как механическое отражение физических процессов, лишенное собственных функций и лишь сопутствующее материальным процессам.

    Р. Декарт исключает категорию «душа» из научных рассуждений как атрибут богословия и ограничивает ее только тем, что человек ясно осознает в данный момент (мысли, чувства, желания, сомнения). Так, в научном творчестве Р. Декарта, психология обретает новый предмет изучения – сознание, понимаемое как прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Все остальное, утверждал Р. Декарт, дано опосредованно через это переживание, поэтому должно подвергаться сомнению. Это убеждение философ зафиксировал в знаменитом методе универсального сомнения, призывающем усомниться во всем, кроме самого сомнения, которое является актом мышления и единственным несомненным доказательством существования Я. Таким образом, в основе объективного познания лежит разум (рационализм), включающий в себя три вида идей (знаний): 1) порожденные чувственным опытом; 2) приобретенные в общественном опыте; 3) врожденные, которые содержатся в разуме априори и открывают ясную истину без опоры на органы чувств. Врожденное знание Р.Декарт назвал рациональной интуицией (математические понятия, пространственные и временные характеристики объектов, всеобщие законы).

    Р.Декарт утверждает, что душа и тело не зависят друг от друга и имеют разную природу: тело может только двигаться, а душа – осознавать и мыслить. Тело функционирует по принципу рефлекса (отражение внешних воздействий), принцип работы души – рефлексия (осознание содержания собственного мышления). Картезианский дуализм в отношениях души и тела поставил в науке одну из самых актуальных проблем – психофизическую проблему, суть которой и по сей день заключается в поиске ответа на вопросы: как мысль преобразуется в действие, каким образом внешний раздражитель становится образом сознания, в каком месте организма и как происходит преобразование физической энергии в психическую и наоборот.

    Бенедикт Спиноза (1632-1677) утверждал психофизическое единство (монизм): существует единая субстанция (Бог или Природа), которая проявляется в двух атрибутах: мышление (сущность вещи) и протяженность (физическое существование вещи). Душа и тело – это, также, два атрибута единой субстанции. Любая вещь или явление обладают как атрибутом протяженности (ее физическое существование, «есть вещь или нет?»), так и атрибутом мышления (сущность вещи, ее свойства и характеристики, без которых вещь не будет собой, или будет уже другой вещью).

    Готфрида Лейбница (1646-1716), который, также, полагал, что истины могут устанавливаться только при вмешательстве разума и интуиции, причем сами идеи и истины врожденны и из опыта невыводимы. Значимой идеей для дальнейшего развития науки стала монадология – идеалистическая интерпретация атомистической картины мира. Мироздание состоит из душеподобных единиц монад («монос» с греч. – единое).

    Таким образом, Г.Лейбниц впервые показал активную природу сознания, его динамизм и постоянную изменчивость. Впоследствии, мысль о существовании бессознательного стала одним из ведущих постулатов в немецкой школе. Психофизическую проблему Г.Лейбниц решает в духе психофизического параллелизма: душа и тело выполняют свою работу независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря «предустановленной гармонии».

    В духе параллелизма решал психофизическую проблему и английский эмпирист Томас Гоббс, чьи взгляды были рассмотрены нами выше.

    Развитие ассоциативной психологии

     Томас Браун, Джемс Миллем, Джон Стюарт Миллем, Александр Бэном, Герберт Спенсер.

     Характерной чертой ассоциативной психологической концепции было дискретное понимание психики человека.  Главные методологические положения ассоциативной психологии, заключавшиеся в том, что психика тождественна сознанию человека, состоит из отдельных элементов и является его внутренним достоянием, организованным по законам ассоциаций, приводили к идее качественной однородности разнообразных психических явлений и процессов.

    Психологические идеи эпохи просвещения

     Франция: Жюльен Ламетри, Этьен Кондильяк, Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Германи: Христиан Вольф, Иммануил Кант, Иоганн Гербарт, Россия: М. В. Ломоносов, Н.А. Радищев.

     Эпоха Просвещения датируется восемнадцатым веком и определяется как период развития научной, философской и общественной мысли.

    Родоначальником французского объективного материализма стал врач и философ Жюльен Ламетри (1709 – 1751), воззрения которого сложились под влиянием учений Дж.Локка и Р.Декарта, английского ассоцианизма, эволюционных идей, а также, новейших данных медицины, анатомии, геологии и эмбриологии.

    Из учения Дж.Локка Ж.Ламетри переносит в свою концепцию сенсуализм, объясняющий познание внешним чувственным опытом. При этом внутренний опыт Ж.Ламетри исключает из зоны научного рассуждения как недоступный объективному изучению.

    В отличие от своих предшественников, объясняющих психику как реактивную систему, автоматически реагирующую на внешние воздействия, Ж.Ламетри утверждает, что внешние воздействия преломляются через потребности живого организма. Введение внутренних условий организма смягчает механицизм и однозначную внешнюю детерминацию психического функционирования.

    Таким образом, Ламетри утверждает идею эволюционного развития от животных к человеку, устраняя тем самым главную теологическую догму о сотворении человека Богом.

    Этьен Кондильяк (1715 – 1780), также, развивает эмпиризм Дж. Локка и исключает внутренний опыт. Но, Э. Кондильяк рассматривал чувственный опыт как основу не только познания, но и всех психических явлений, от сознания до поведения. Если Ж. Ламетри для описания природы человека использовал метафору машины, то Э. Кондильяк сравнивает человека с мраморной статуей, у которой с рождения нет ничего, кроме обонятельного ощущения, из которого развиваются все психические явления.

    Клод Гельвеций (1715 – 1771), как и Э. Кондильяк, считал, что с рождения у всех людей абсолютно равные предпосылки для развития ума, независимо от телесной организации. Причинами умственных различий людей он считал два условия: 1) случай – стечение обстоятельств жизни, которое делает человека глупцом или гением; 2. воспитание – условие формирования страстей (интереса, избирательного внимания, стремлений) как источника развития умственных способностей (через поощрение, игнорирование, наказание).

    Также, как и все французские предшественники, Д. Дидро проповедовал сенсуализм, но выступал против его крайнего выражения в концепции Э. Кондильяка и не разделял взгляда на ощущения как на источник развития всех психических явлений. Вслед за Ж. Ламетри, Дидро объяснял психическое развитие как результат эволюционного усложнения материи, разум – как качественное преобразование ощущений, а не их модификацию.

    Ж.Ж. Руссо. Сохранение естественной гармонии мыслитель видел в природосообразном характере воспитания, то есть в близости с природой и с опорой на чувственность человека.

    Христиан Вольф разделяет психологию на две науки: эмпирическую и рациональную. Эмпирическая психология, не смотря на введение метода психометрии, базировалась на идеалистических представлениях о сущности души (измеряя величину удовольствия осознаваемым совершенством, величину внимания – продолжительностью аргументации и т.п.). Эта концепция не получила широкого признания, поскольку не смогла перевести психологию в экспериментальное русло. Рациональная психология изучала сущность души, из познавательной способности которой возникают все психические явления, исходя из учения Г.Лейбница.

    В своем учении о явлениях и вещах, Иммануил Кант разделяет мир на мир вещей и мир явлений, которые не тождественны. Явления поддаются эмпирическому изучению, а сущность вещей непостижима. Эмпирическое исследование явлений не даёт никакого представления о самой сущности вещей.

    Иоганн Гербарт (1776 – 1841), соглашаясь с И. Кантом в недопустимости экспериментирования над человеком, вместо физиологического эксперимента ввел в психологию математику, предложив в качестве двух необходимых переменных длительность психических явлений и их интенсивность. Количественные параметры для математических вычислений – это изменение интенсивности представлений в результате их взаимодействия. Таким образом, жизнь души складывалась из двух представлений: динамика – изменения во времени и статика – изменения интенсивности.

    Важнейшим методологическим вкладом И. Гербарта в психологию стало его учение о порогах сознания, суть которого в том, что каждое представление, благодаря собственной активности, стремится попасть в центральную область души – сознание.

    Критерием отличия человека как природного существа от животных М.В.Ломоносов назвал речь и разум. Исходя из природной детерминации психики, он утверждал, что психика имеет материальный субстрат, то есть, локализована в теле (органы чувств, нервная система и головной мозг) и проявляется в телесных реакциях, а значит и исследовать ее нужно через телесные проявления, естественнонаучными методами (как и все другие явления природы).

    Источником психического развития он считал ощущения, которые определяются объективными свойствами внешнего источника и возникают от физического воздействия предметов на органы чувств. Умственное развитие, по мнению М.В. Ломоносова, детерминировано, в большей мере, биологически, чем социально, следовательно, успех в науке зависит не от сословий, а от природных задатков и меры старания.

    Радищева Александра Николаевича (1749 – 1802). Разделяя идеи эволюции живой организации, он считал, что мышление и ощущения генетически связаны и неотделимы друг от друга. Источник знаний – ощущения, которые обобщаются посредством мышления, активность которого не связана с органами чувств. Умственное развитие человека определяют следующие факторы: 1) биологические (строение нервной системы, темперамент и т.д.); 2) внешние воздействия (климат, обстоятельства жизни, система общественных отношений и т.д.); 3) воспитание (не меняет качества задатков, но учит эффективному их употреблению).

    Психоанализ и его эволюция в хх в.

     З. Фрейд.

     Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами.

    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии – вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз.

    Психологические идеи гештальтпсихологии

     Основатель: М. Вертгеймер.

    Работу над идеей продолжили К. Левин, В. Келлер и К. Коффка.

     Очень скоро после того, как Вертгеймер опубликовал свое исследование кажущегося движения, Вольфганг Келер, другой будущий основатель гештальтпсихологии, занимался, казалось бы, далекой от этой темы исследовательской областью: он изучал решение задач человекообразными обезьянами. В годы Первой мировой войны он работал на острове Тенерифе и исследовал, как обезьяны решают задачи и достают приманку, когда не могут ее достать просто так, а только с помощью какого-нибудь орудия, например, палки, или, когда им это орудие нужно собрать из нескольких частей, или, когда нужно убрать преграду или выстроить постройку из нескольких ящиков, чтобы добраться до висящего под потолком банана.

    Потом Карл Дункер перенес это на решение творческих задач человеком, назвав это переструктурированием ситуации, переходом от «плохой» конфликтной структуры к «хорошей», целостной, где разрыв устранен. Одна из главных идей Дункера состояла в том, что решение творческой задачи — это всегда переструктурирование исходной ситуации, поэтому прошлый опыт, состоящий из застывших «готовых» структур, решению творческих задач мешает. Эта идея противостояла всей прежней психологии, пытавшейся объяснить мышление человека и решение им задач через использование прошлого опыта.

    Курт Левин Он рассматривал поведение человека как функцию от его личности как системы напряженных потребностей и структуры окружающей среды, для описания которой он опять же использовал понятие поля. Идеи у него были следующие. Наша личность в любой момент времени — это меняющаяся, динамичная система временных потребностей. В один момент нам надо одно, в другой момент — другое… Левин называл их квазипотребностями, противопоставляя истинным, которые у нас есть всегда.

    Бихевиоризм: становление и развитие в хх в.

     Э. Торндайк, Дж. Уотсен, Б. Скиннер, Э. Толмен.

     Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.

    Уотсон уделял огромное внимание классическому

    научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

    Э. Торндайк занялся опытами над животными. В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным...

    На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

    1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
      2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
      3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
      4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

    Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. 


    написать администратору сайта