|
психология. История психологии. Представители Основные положения
Направление
| Представители
| Основные положения
| Психологические знания древней Индии и Китая
| Принц Саидхартха Гаутама (Будда).
| В XV веке до н.э. на территории современной Индии возникла ведическая цивилизация, основанная мигрировавшими сюда арийскими народами. В рамках этой цивилизации сформировалась классическая варно-кастовая система.
В этот период в Индии появились тексты Вед, в которых представлялись основные идеи о сущности бытия. Веды подразделяются на четыре части: а) ведические гимны «саягиты»,
б) «брахмана», в которой содержатся описание ритуалов,
в) «араньяки» – трактаты для аскетов и г) «веданта», содержащая информацию о цели самопознания. Ведическое толкование человека подразумевает факт создания человека из первовещества, которому изначально присуща энергия и противоречие между силами порядка и хаоса. Человеческая жизнь подчинена этическим началам добра и зла.
В Ведах была высказана идея о том, что мышление оказывает влияние на ощущения человека, а истинное познание человека является основой его самосовершенствования.
Учение Вед нашло дальнейшее развитие в различных учениях, наиболее мощными из которых являются джайнизм, буддизм и йога.
Важным положением буддизма стала идея о «нирване» – спасении через просветление, достигаемое путем этического самоусовершенствования. Главным препятствием на пути самосовершенствования буддиста являются алчность, ненависть, обман и гордыня, мешающие проявлению вселенской любви и состраданию ко всему живому на земле.
В буддизме отвергается идея о существовании вечной души, то есть существовании некоей бессмертной субстанции, присущей человеку. Человек есть совокупность пяти главных компонентов: тела, сознания, ощущения, восприятия и умственной деятельности.
Учение йоги возникает в ведический период. Конечной целью йоги является сосредоточение на собственном «Я», которое является проявлением Духа в конкретном человеке. В йоге большое распространение получила идея кармы, в соответствии с которой каждый поступок человека влияет на его жизнь и его прежние поступки. Одним из базовых элементов практики йоги является воздержание, под которым подразумевается целомудрие, честность и доброта. Наряду с воздержанием для реализации практики йоги необходимо «соблюдение», под которым понимается нравственная чистота, аскетизм и преданность.
В VIII веке до н.э. в Китае существовали небольшие раннефеодальные государства. Это период политического полицентризма. Небольшие слабые царства вступали во всевозможные коалиции между собой, что способствовало постоянному изменению политического равновесия, переносу центров власти из одного регионального центра в другой.
Основой жизни, по мнению древних китайцев, является энергия «Ци», которая наделяет человека способностью к мышлению и речи. Центром мыслительной деятельности является сердце. В качестве детерминант поведения человека выделялись три начала: 1) воздухообразное «Ци», 2) желчь и 3) слизь. Древние китайцы считали, что в случае доминирования в организме «Ци» человек становится неуравновешенным, при доминировании желчи человек обретает храбрость, а при доминировании слизи человек становится малоподвижным.
| Психологические идеи Древней Греции
| Фалес, Анаксимандр, Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Гиппократ, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель.
| Фалес (624–547 гг. до н.э.) полагал, что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая – в твердое. Поскольку из воды происходит и твердое, и газообразное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Фалес наделял душой все предметы, считая, что душа – это особое состояние воды. Фалес предполагал, что главной характеристикой души является её способность придавать движение телу. Милетский мудрец считал, что душевные способности обусловлены состоянием организма (здоровое тело обладает большими душевными возможностями).
Анаксимандр (610–547 гг. до н.э.) преодолел влияние идей своего учителя Фалеса и пришёл к выводу о том, что первоосновой мироздания является апейрон — особое состояние материи, не имеющее качественной определённости. По мнению Анаксимандра, душа является одним из состояний апейрона. Им были высказаны идеи эволюционного развития живых существ: из влаги под влиянием солнечного света появились растения, из растений животные, а человек произошёл от рыб.
Гераклит Эфесский (530–470 гг. до н.э.), первоосновой всех вещей считал огонь. Гераклит ввёл в научный обиход понятие атома – мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу он представлял, как материальную субстанцию, состоящую из подвижных атомов огня, которые предают активность инертному телу.
Душа – это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название «психея». Введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым психологическим термином. «Психеи» как особые состояния огня возникают из воды и в нее же переходят. Наилучшее состояние «психеи» – это ее сухость. «Психеям смерть – стать водою».
Гераклитом было замечено, что люди часто не помнят своих снов. Эта потеря памяти происходит потому, что во сне ослабляется связь с внешним миром. Полный же разрыв с внешней средой ведет к смерти организма подобно тому, как гаснут вдали от костра угли. В таком же тесном контакте душа находится с телом.
По мнению Гераклита, человек и все окружающие его предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию.
Эмпедокл (ок. 490–430 гг. до н.э.) разработал оригинальное учение о «четырёх корнях», в рамках которого он развил идею о том, что первоосновой бытия являются четыре стихии природы: огонь, вода, воздух и земля, сочетание которых формирует мироздание.
Наиболее совершенными по своим пропорциям являются у растений – сок, у животных и человека – кровь. Так, кровь представлена одной частью огня, одной частью земли и двумя частями воды. Сок растений и кровь у животных и человека есть ведущая структура организма, и именно кровь и сок благодаря наиболее совершенному сочетанию в них стихий рассматривались Эмпедоклом в качестве носителей душевных, психических функций. У человека центром движения крови является сердце, поэтому оно является органом души. Кровь определяет и ощущения, и чувства, и мысли. С кровью связаны также особенности общей активности и подвижности человека. То, в какой мере снабжается кровью тот или другой орган тела, определяет возможности этих частей тела. Особенности крови (температура, густота) связаны со спецификой деятельности человека (например, у мудреца наиболее продуктивно кровью снабжается мозг, у оратора — язык).
Немаловажную роль в процессе формирования мира играют, по мнению Эмпедокла, так называемые мирообразующие силы: Любовь и Вражда. Природа побудительных состояний такова, что все живое стремится к недостающему подобному. Любовь, Дружба, Счастье возникают тогда, когда подобное встречается с подобным.
Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) органом души является мозг, пришёл к выводу о том, что причиной болезни и здоровья человека является пропорция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия темпераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента – преобладает кровь, флегматический тип темперамента – преобладает слизь, холерический – преобладает жёлтая желчь, меланхолический – чёрная желчь. Гиппократ вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.
Демокрит считал, что целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Демокрит считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические образования – атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных атомов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеиваются в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа.
В организме человека атомы души локализуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познавательных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а перемещение атомов души в область печени детерминирует потребности человека. Эмоции и аффекты определяются различными свойствами атомов, проникающих в тело. Кроме физических свойств атомов, эмоциональные состояния зависят от потребностей. Положительные эмоции вызываются ровным течением круглых, шарообразных атомов при условии удовлетворения потребностей. Отрицательные эмоции возникают в результате действия неравномерно движущихся угловатых и крючковатых атомов в случае нереализованных потребностей. Потребностям человека Демокрит придавал большое значение. Они рассматривались им как основные движущие силы, которые приводят в действие не только эмоциональные переживания. Вне потребностей человек не смог бы никогда выйти из дикого состояния.
Демокрит, разработав теорию познания, предположил, что познавательный процесс состоит из двух компонентов – ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов – происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.
Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья.
По мнению Сократа, у человека есть три основные добродетели, главной из которых является умеренность — способность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие добродетели – это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью – знания, с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми.
Во всех предшествующих Сократу объяснениях подчёркивалась зависимость души от внешнего мира, н-р, душа – воздух, огонь, движение атомов. Сократ же под душой понимал психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Сократ первым начал рассматривать душу как источник нравственности, под которой подразумевал благо, совершаемое человеком.
Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покровами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений, а затем, демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти новое знание.
«Диалектика» – нахождение истины с помощью беседы. Разработал технику диалога:
1. Работа мысли зависит от определённой задачи, создающей препятсвия для достижения цели (препятсвия – система вопросов в диалоге, которые он задавал собеседнику, активизируя тем самым, его умственную активность);
2. Умственная активность изначально носила парный характер, характер диалога.
Оба эти положения стали основными направлениями в исследовании мышления в ХХ веке:
- напрвленность мысли, детерминирующая тенденция, создаваемая задачей;
- диалогизм – познание изначально социально, т.е. коренится в общении субъектов.
Платон высказал идею о том, что подлинным бытием является мир идей, а не материальный мир. Материальный мир – это небытие, проходящее и смертное. Материальный мир сотворен Богом из четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Существует также и мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Тело человека смертно, а душа, являясь бессмертной, пребывает в нём временно. Для доказательства бессмертия души Платон использовал следующие аргументы: во-первых, трансформация живого в неживое и обратно возможно только при наличии душ, которые вселяются в рождающееся тело, то есть душа вечно существует до рождения и после смерти; во-вторых, знания человека есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти; в-третьих, вне тела душа пребывает в божественном мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна; в-четвертых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти.
Платон, разрабатывая проблему души, обратил внимание на конфликтную сущность функционирования человека, о чём красноречиво свидетельствует миф Платона о вознице, который управляет колесницей, запряжённой двумя конями: чёрным, символизирующим вожделеющую часть души, непокорным и нуждающимся в постоянном контроле, и белым, символизирующим страстную часть души, благородным и послушным. Сам возница символизирует разумную часть души, он управляет колесницей, ищет правильный путь. Разумная часть души локализуется в голове, страстная – в груди, а вожделеющая – в брюшной полости. Сочетание всего этого рождает справедливость.
Впервые в античности Аристотелем была проведена граница между неодушевлёнными и одушевлёнными телами. По мнению Аристотеля, душа – это способ организации живого тела. Для определения сущности души Аристотель использовал термин «энтелехия», под которым подразумевал функциональный аспект существования тела: "Душа — энтелехия (целеустремленность, целенаправленность) как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность.
Аристотель выделял три уровня развития души: растительный (вегетативный), животный (чувственный) и человеческий (разумный). Третий уровень развития души присущ только человеку, что позволяет человеку размышлять.
Разрабатывая проблему темперамента, Аристотель высказал идею о том, что активность человека детерминирована свойствами крови: сангвиники — носители лёгкой крови, холерики — носители тёплой крови, флегматики – жидкой, а меланхолики являются носителями тяжёлой крови.
Аристотель полагал, что наиболее важным ощущением у человека является осязание, которое необходимо для жизни, остальные ощущения необходимы человеку для удовольствия. Познание окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств, центральным из которых является «общее чувствилище», обеспечивающее синтез ощущений.
Давая толкование сущности процесса памяти, Аристотель предположил, что воспоминание – это результат связей между настоящим и прошлым (фактически речь идет об ассоциации).
Познание по Аристотелю – это развивающийся процесс, в котором он выделял четыре этапа: 1) ощущение,
2) представление,
3) опыт,
4) наука.
Аристотелем была детально разработана проблема аффектов, под которыми он подразумевал состояние человека, вызванное страданием вследствие какого-либо воздействия. К аффектам он относил влечения, страх и гнев, полагая, что именно аффекты обуславливают особенности поведения человека.
Стоиками выделялось восемь способностей души, среди которых: 1) способность к размножению;
2) способность к речи;
3) способность видеть;
4) способность слышать;
5) способность ощущать вкус;
6) способность осязать;
7) способность обонять;
8) гегемоникон – ведущая способность души, связанная с переработкой впечатлений и производством понятий. Механизмом, с помощью которого гегемониконом производятся общие понятия, является механизм ассоциации. Стоики активно разрабатывали учение об аффектах, полагая, что аффекты противостоят человеческому разуму, принося ему лишь вред («порчу разума»). Ими выделялось четыре основных вида аффектов: 1) печаль; 2) страх; 3) вожделение и 4) удовольствие. По мнению стоиков, человек является рабом своих аффектов (страстей), а смыслом жизни каждого человека должна стать победа над своими страстями.
| Психологические идеи в Древнем Риме
| Цицерон, Лукреций Кар, Клавдий Гален.
| Наиболее важной проблемой для древнеримских мыслителей являлась проблема души, которая активно разрабатывалась в трудах многих мыслителей.
Воззрения Цицерона на сущность души включали в себя идею о том, что разумная душа оживляет тело, являющееся для неё вместилищем. Цицерон полагал, что человек отличается от животного разумной душой. Благом для человека является деятельность, направленная на усовершенствование души и тела. Качествами идеального человека, по Цицерону, являются: знание, мудрость, мужество и справедливость. Цицероном была высказана идея о том, что всегда есть возможность для утешения и лечения души.
Лукреций Кар разделял взгляды Демокрита и с помощью атомистического принципа стремился дать объяснение всем явлениям окружающей действительности. Лукреций Кар считал, что душа материальна и является прижизненным спутником человека, и что говорить о потусторонней жизни души бессмысленно.
Лукреций Кар полагал, что причиной возникновения всех вещей в природе являются так называемые первичные тельца, которые распадаются после своей гибели. Первичные тельца неделимы, крепки и отличаются друг от друга конфигурацией и весом. Жизнь на земле возникла в результате случайного сочетания первичных телец.
Лукреций Кар, будучи противником религиозных (мифологических) объяснений возникновения жизни, полагал, что источником религии является страх, а в основе прогресса человечества лежат потребности, опыт и разум.
Лукрецием Каром была высказана идея о том, что человек воспринимает предметы окружающего мира с помощью так называемых «специй», микроскопических образов, истекающих от предметов и попадающих в органы зрения. По мнению Лукреция Кара, источником заблуждения человека являются его суждения.
Клавдий Гален (130–200 гг. до н.э.), древнеримский мыслитель и врач, автор первого целостного описания анатомии человека.
По мнению Галена, органами души человека являются мозг, сердце и печень. Локализующаяся в мозге часть души отвечает за разум человека, благодаря психической пневме, под которой подразумевается очищающаяся на пути в мозг кровь. Находящаяся в сердце часть души отвечает за проявление эмоций и аффектов. Локализующаяся в печени часть души отвечает за проявление потребностей и влечений.
Клавдий Гален сделал попытку описания строения нервной системы человека, предположив, что она является основой человеческой души. Гален считал, что нервные волокна по своему составу идентичны головному мозгу и представляют собой своего рода жгуты, по которым движется психическая пневма. Галеном была разработана типология нервов и выделены два типа нервов: мягкие и твёрдые. Мягкие обеспечивают перемещение психической пневмы к органам чувств, а по твёрдым нервам психическая пневма перемещается к мышцам. Гален считал, что каждому органу чувств соответствует определённый вид пневмы, сообразный типу раздражителя, воздействующего на тот или иной орган чувств (у глаза пневма зрительная, у уха – звуковая и т.д.).
Занимаясь разработкой проблемы аффектов, Гален высказал предположение о том, что аффекты необходимо рассматривать в контексте изменения состояния крови.
| |
|
|