Главная страница
Навигация по странице:

  • Первые представления о душе

  • Материалистическое учение о душе в античной психологии

  • Демокрит. Учение о познании

  • Демокрит. Проблема чувств. Проблема воли и характера

  • Проблема воли и характера

  • Платон. Идеалистическая психология

  • Аристотель. Учение о душе

  • Учение о процессах познания

  • История психологии_античность. Представление о душе человека в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель) 1 курс факультета психологии


    Скачать 90.38 Kb.
    НазваниеПредставление о душе человека в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель) 1 курс факультета психологии
    АнкорИстория психологии_античность
    Дата05.10.2021
    Размер90.38 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаИстория психологии_античность.pptx
    ТипДокументы
    #241823

    Представление о душе человека в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель)

    1 курс факультета психологии

    Группа 511в

    Шорбан Ирина

    Первые представления о душе

    • Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу.
    • Первые представления о душе возникали в религиозных верованиях первобытных людей, в мифологии. Художественное народное творчество, религия проявляли большой интерес к душе.
    • Однако эти донаучные знания были весьма своеобразны и рассматривали душу как нечто сверхъестественное.
    • Самые первые научные представления о душе были направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе.

    Учение о душе. Зарождение науки психология..

    • Учение о душе – первая форма знаний, именно через это учение и начала зарождаться и развиваться психология. Это была фактически первая научная гипотеза человека, некий научный прорыв
    • Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме.
    • Психологические проблемы стали частью философии, так как предметом философских размышлений, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т. п. Однако в силу исторических условий развития к VI в. до н. э., когда в Древней Греции возникла философия, в Вавилонии и Древнем Египте она не сложилась: здесь продолжала свое существование религиозно-мифологическая идеология.
    • Определяющее влияние на последующее развитие европейской культуры оказала философия Древней Греции.
    • В Античности сложились классические формы философии, которые были направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума.
    • Психологические представления западноевропейской мысли берут свое начало от Античности. В то же время ученых Запада (философов и психологов, когда психология выделилась в самостоятельную область научного знания) привлекала восточная мысль: ее глубина, духовность, представления о человеке и путях его совершенствования, сила ее воздействия на людей.
    • Античная психология возникла и развивалась как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени.
    • Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни.
    • Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму. Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем

    Материалистическое учение о душе в античной психологии

    • Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI — V вв. до Н.Э.).в натурфилософии древних ионийцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и эфесянина Гераклита.
    • Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего. Душа есть часть божественного огня.
    • Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. Позже его учения получили развитие в трудах Эпикура, Лукреция в его философском труде «О природе вещей».

    Демокрит. Учение о душе

    • Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа понимается как продукт распределения атомов в теле.
    • Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом.
    • Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у последнего очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу. Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается.
    • Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень. Душа выступает продуктом организации тела, она не существует вне тела.
    • Ограниченностью взглядов Демокрита является невозможность отличить психические процессы от материальных. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считал ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом.

    Демокрит. Учение о познании

    • В античном материализме различаются два вида познания — ощущение (или восприятие) и мышление.
    • Восприятие рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются некие субстанции по внешнему виду подобные самому предмету. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые улавливают образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне, воздух, находящийся между глазом и предметом, получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Так, образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им.
    • Теория Демокрита — наивный способ решения проблемы процесса восприятия, но важно, что им сделана попытка объяснить процесс восприятия материалистически вполне естественным путем.
    • Продолжением ощущения является мышление. Разделяли два вида – внутренний разум и внешнее мышление (речь). Для Демокрита, а также Эпикура, Лукреция и стоиков характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются.

    Демокрит. Проблема чувств. Проблема воли и характера

    • Проблема чувств
      • Чувства рассматривались как основание для этики. Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного.
      • Целью жизни Демокрит считал «хорошее спокойное расположение духа (эвтюмия) при котором душа живет безмятежно, не возмущаемая никаким страхом, ни какой-либо другой страстью. Это состояние достигается, если сделать свои удовольствия не зависимыми от преходящих вещей.
    • Проблема воли и характера
      • Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности: «Ничто не происходит случайно, но есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно». Все существующее в мире подчинено необходимости.
      • Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе, и движения души всецело обусловливаются извне. Но так механистически понимаемая детерминированность всего снимает всякую свободу и потому — моральную оценку. Уже античные комментаторы Демокрита видели противоречие его учения фактам, которые свидетельствовали о наличии воли и выбора у человека.
      • В материале учения Демокрита становится очевидной невозможность решить проблему свободы человеческой воли на основе жесткого детерминизма

    Платон. Идеалистическая психология

    • Предшественник Платона – его Великий Учитель Сократ (470 — 399 гг. до н. э создал фундамент для познания нравственной. Целью деятельности Сократа было сделать людей лучшими. В учении о душе он впервые разграничил тело и душу и провозгласил нематериальность и невещественность души. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она — разум, который является началом божественным. Он защищал бессмертие души. Так постепенно наметилось движение античной мысли в направлении идеалистического понимания души.
    • Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа — Платона (427 — 347 гг. до н. э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Психология занимает большое место в его диалогах «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб». Центральной философской проблемой Платона является учение об идеях.

    Учение об идеях. Учение о душе

    • Идеи — это истинно сущее бытие, неизменяемое. В отличие от идей, материя — это небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т. е. всем при соединении с определенной идеей. Наконец, чувственный мир, т. е. материальные вещи, предметы, естественные (мир природы) и сделанные человеком.
    • Соотношение идей и вещей таково, что миру идей принадлежит неоспоримое первенство. Идеи и вещи не равноправны: идеи суть образцы, вещи — их подобия.
    • Учение Платона об идеях есть объективный идеализм. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом.
    • Природа души сродни природе идей. В отличие от души, тело подобно «человеческому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою» Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним.
    • В то же время Платон учит о связи души и тела: они должны соответствовать друг другу. Платон указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии так, чтобы между ними была соразмерность.
    • В целом Платон учит о «двухчастном соединении, которое мы именуем живым существом», при руководящей роли в этом союзе души.
    • По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и низшее общее у человека, животных и растений. Это вожделеющее, неразумное начало. Другое — разумное — начало противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало — яростный дух. Этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым. Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.
    • Реальное соотношение частей души далеко от идеала, каким является гармония между ними, в душе происходит настоящая распря между вожделеющим и разумным началами.. Процесс познания, по Платону, есть припоминание — анамнезис. Процесс этот — чисто рационалистический, логический.
    • Поскольку чувственные впечатления земной жизни не дают материала для истинного знания, надо изучать не внешний мир, а свою душу как вместилище идей, но под влиянием и с помощью внешних впечатлений. Теория познания Платона является рационалистической: главенствующая роль в познании отводится разуму. Однако в человеке есть сила, которая выше и прекраснее свойства человеческого. Она — божественный дар.

    Учение о чувствах

    • Составной частью учения Платона о душе является учение о чувствах. Платон опровергает представление о том, что высшее благо заключается в удовольствии.
    • Удовольствие, страдание и отсутствие того и другого рассматриваются как три состояния души и соответствующие им три рода жизни. Платон дает перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть. В них, как и в жизни в целом, чаще всего удовольствия смешаны со страданием.
    • По Платону, в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками. Но в то же время Платон придавал важное значение воспитанию.

    Аристотель. Учение о душе

    • Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 — 322 гг. до н. э.). Аристотель — автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души, где впервые дан исторический обзор и анализ мнений о душе предшественников
    • По Аристотелю (в отличии от Платона), каждая вещь есть единство материи и формы. Вся природа — это совокупность форм, связанных с материей. Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой — назначение дома — быть укрытием от дождя и жары.
    • Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела: душа делает тело живым, она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Душа неразрывно связана с телом.
    • Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души есть дело двух исследователей — естествоиспытателя и диалектика.
    • Аристотель критиковал Платона за деление души на части, раздельные по их локализации в теле и доказывал единство души.
    • У Аристотеля встречаются разноречивые указания относительно частей души. В основе его классификации лежит выделение трех ступеней жизни: растительной, животной, человеческой, при этом способности высшей ступени включают способности предыдущих и не могут существовать без них.
    • Обсуждая общие вопросы исследования души, Аристотель отмечал трудности ее познания. Аристотель выделяет познавательные способности, движущие способности, чувства и аффекты, а также описывает общий склад души (характер).

    Учение о процессах познания

    • Начало познания образует способность ощущения. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. В разумном познании действительным деятелем является только разум.
    • Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство и приписывал ему ряд функций: восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число, величина, единство), сознание того, что мы имеем ощущение; восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета.
    • Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Различается три вида памяти: низшая — заключается в сохранении полученных ощущений в виде представлений как копий предметов, ею обладают все животные; память в собственном смысле — отличается тем, что к образу присоединяется временная характеристика, т. е. отношение к нему как к чему-то бывшему в прошлом, она есть не у всех, а только у животных, обладающих способностью восприятия времени; высшая память как процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Последняя есть только у человека.
    • Следующая познавательная способность — воображение, или фантазия,— заключается в образовании представления. Обобщенный образ воображения составляет фундамент мышления. Мышление характеризуется составлением суждений.
    • В зависимости от направленности мышления, различаются два вида ума: теоретический и практический. Теоретический разум познает сущее как оно есть. Это наука. Практический ум направлен на деятельность, принятие решения в конкретных условиях, на основе которого совершаются поступки.

    Учение о чувствах

    • Чувства рассматриваются в тесной связи с деятельностью: они сопровождают деятельность и являются источником деятельности .
    • Подробнее Аристотель останавливается на аффектах. Он называет аффектами влечения, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, любовь, ненависть, тоску, зависть, жалость — вообще все, чему сопутствует удовольствие или страдание.
    • Аффект — это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняются прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями.
    • Аффекты, по Аристотелю, сами по себе не есть ни добродетели, ни пороки. О человеке судят по его делам, а в аффекте оценивают манеру поведения.
    • Аффекты не нужно подавлять, без них невозможны героические поступки, наслаждение искусством. Нужно соблюдать умеренность, середину, соразмерность аффекта своей причине.
    • Частью учения об аффектах является понятие о катарзисе, т. е. об очищении аффектов. Это понятие ввел Гиппократ: болезнь понималась как накопление вредных соков, а лечение — как доведение их до умеренного количества, допустимого для здоровья — очищение, катарзис — путем их выпускания. Применительно к аффектам катарзис означает сущность эмоционально окрашенного эстетического переживания под влиянием искусства.

    Проблема воли

    •  Учение о воле развивается Аристотелем в связи с характеристикой действия. Все действия человека делятся на непроизвольные и произвольные в зависимости от того, где находится основание действия: вне субъекта или в нем самом.
    • Действия произвольные и действия волевые — понятия не тождественные. Волевыми являются только действия по разумному стремлению. Волевые действия направлены на будущее.
    • Ум размышляет о цели — достижима она для человека или нет, и о последствиях в случае осуществления действия. Поэтому, где нет разума, там нет воли (у животных, малых детей, умалишенных).
    • Волевое действие, столь тщательно рассчитанное, является свободным и ответственным.

    О характере

    • Страстям (аффектам) как сильным движениям души Аристотель противопоставляет устойчивость характера. Характер выражает сущность человека. Аристотель дал описание душевных качеств — нравов — людей в соответствии с их возрастом, социальным положением, профессией.
    • Характер не является природным свойством, его черты складываются как результат опытности.
    • Аристотель придавал важное значение воспитанию. Воспитание не должно быть частным делом, но заботой государства. Оно должно оказывать влияние на нравственный склад человека, развивая в нем то, чего недостает от природы.
    • Учение Аристотеля о душе, основанное на анализе огромного эмпирического материала, характеристика ощущения, мышления, чувств, аффектов, воли указывали на качественное отличие человека от животных — человека Аристотель определял как «существо общественное»
    • С некоторыми изменениями учение Аристотеля о душе господствовало до XVII в.


    написать администратору сайта