Главная страница
Навигация по странице:

  • 41 Марксистская теория личности

  • 42 «Социализация» и различные варианты ее концептуализации Концептуализация

  • Виды социализации

  • Организационная социализация.

  • 43 Стадии развития личности Ж.Пиаже (Теория когнитивного развития)

  • 44 Теория социализации Л.Кольберга.

  • Девиантное (отклоняющееся) поведение

  • Девиация включает в себя три элемента

  • К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся

  • 46 Виды и функции социальных норм. Социальная норма

  • Признаки социальных норм

  • Социология ответы. Представления о правовой реальности и социологического знания


    Скачать 208.16 Kb.
    НазваниеПредставления о правовой реальности и социологического знания
    Дата29.10.2018
    Размер208.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология ответы.docx
    ТипДокументы
    #54899
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Выдающийся российско-американский социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, обобщил теории многих ученых, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах.

    Культура. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы.

    41 Марксистская теория личности

    В понимании К. Маркса субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. В концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

    Личность в этой теории признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект, но и объект общества. Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений. Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все–таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

    Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.

    Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.

    Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий.

    42 «Социализация» и различные варианты ее концептуализации

    Концептуализация - процесс выведения понятий из наблюдений, процесс формулирования утверждений общего характера. Модное слово, основное достоинство которого заключается в том, что оно позволяет тому, кто его использует, избежать выбора между словами "формулирование", "обобщение", "абстрагирование" и "размышление".

    Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. процесс социализации.

    Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

    1. Макрофакторы

    2. Мезофакторы

    3. Микрофакторы

    Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

    1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.

    2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

    Остальные виды социализации:

    1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.

    2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

    3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).

    4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

    Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта.

    В социологических работах советского периода, а также в работах российских социологов последних лет, также был высок интерес к процессу становления личности (И.С. Кон, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган и др.), к проблемам жизненной ориентации личности и выбору идеалов (В.Н. Маркин, И.О. Мартынюк, Л.А. Зеленов), к нравственным аспектам деятельности личности (А.К. Уледов, А.Г. Харчев, Т.И. Кухтевич и др.), к влиянию общения на становление личности (Б.М. Парыгин)

    Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н. Энгельгардт. Но особенно значительна роль Н.К. Михайловского, который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличии. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

    Таким образом, социализация - это процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям. Другими словами, это и есть процесс превращения индивида в личность.

    В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация - это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

    43 Стадии развития личности Ж.Пиаже (Теория когнитивного развития)

    Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

    Дети проходят эти стадии в определённой последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

    Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, которая вытесняет представление о том, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Второй период, от двух до семи, — предоперациональный. На этой стадии дети учатся различать символы и их значение, понимать различие между символами и предметами, которые они обозначают: дом из песка и собственный дом. В возрасте от семи до одиннадцати лет — стадия конкретных операций — у детей формируется способность мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками: счет при помощи палочек и счет «в уме». Четвертый период, от 12 до 15 лет, — период формальных операций — это формирование умения решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

    44 Теория социализации Л.Кольберга.

    Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в которой чувствуется сильное влияние теории Пиаже.

    Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют друг друга в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают, по крайней мере, третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

    Две первые стадии развития личности или стадии социализации личности относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания — первая стадия, или заслужить поощрение — вторая стадия. На третьей стадии развития личности начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение.

    На четвертой стадии развития личности люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает её, потому что это «правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

    На пятой стадии развития личности люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека.

    На шестой стадии развития личности у людей формируется собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

    Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии развития личности, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности?

    45 Девиантное поведение

    Девиантное (отклоняющееся) поведение — это общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе, социальном слое, группе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.

    Иначе говоря, у девиантного поведения — девиантная мотивация. Примерами подобного поведения служат отсутствие приветствия при встрече, хулиганство, инновационные или революционные действия и т. п. Девиантными субъектами являются молодые аскеты, гедонисты, революционеры, психически больные, святые, гении и т. п. Действия человека включены в социальные взаимосвязи и системы (семья, улица, коллектив, работа и т. и.) с обшей нормативной регуляцией. Поэтому девиантным является поведение, нарушающее стабильность процессов социального взаимодействия.

    Девиация и конформизм - два противоположных типа поведения, один из которых ориентирован только на действующего, а другой — также и на общество, в котором он живет. Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находится индифферентная. Она отличается отсутствием как конформной, так и отчужденной ориентацией на предметы и ситуацию, которые в этом случае превращаются в нейтральные.

    Девиация включает в себя три элемента: 1) человека с ценностями (ориентация на других) и нормами (нравственная, политическая, правовая); 2) оценивающего человека, группы или организации; 3) поведения человека. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы.

    В зависимости от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения:

    1. Личность заботится об установлении и сохранении отношений с другими личностями.

    2. Личность уступает другим, подчиняется им.

    Классификация девиантного поведения в зависимости от отношения к стандартам (потребностям, ценностям, нормам) в обществе разработана Мертоном (в 1910 г.), который выделял следующие типы девиантного поведения:

    1. Тотальный конформизм (нормальность) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, получившего хорошее образование, имеющего престижную работу, продвигающегося по карьерной лестнице и т. п.

    2. Инновационное поведение, с одной стороны, означает согласие с целями своей жизнедеятельности, одобряемыми в данном обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует общественно одобряемым средствам их достижения.

    1. Ритуализм доводит до абсурда принципы и нормы данного общества. Ритуалисты — бюрократ, требующий соблюдения всех формальностей от просителя, и забастовщики, работающие «по правилам», что приводит к остановке самой работы.

    2. Ретреатизм (бегство от действительности) — это вид девиантного поведения, при котором человек отвергает и одобряемые обществом цели, и пути (средства, время, издержки) их достижения. Такое девиантное поведение присуще бомжам, пьяницам, наркоманам, монахам и т. п.

    3. Революция (бунт) — это форм а девиантного поведения, которая не только отрицает устаревшие цели и пути поведения, но и заменяет их новыми.

    Принято различать первичную и вторичную девиацию.

    Каковы же причины девиации?

    Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложил френологическую теорию девиации, пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции. В 1940 г. последователь Ломброзо американский психолог и врач У.Х. Шелдон подчеркивал важность строения тела.

    Психологическую теорию девиации развивает 3. Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер-Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений.

    Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

    Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:

    1. теорию подражания французского социолога Г. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой;

    2. теорию дифференциальной ассоциации Э. Сазерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему.

    К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:

    пьянство и алкоголизм;

    употребление наркотиков;

    преступность;

    самоубийство;

    проституция.

    46 Виды и функции социальных норм.

    Социальная норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.

    Признаки социальных норм:

    1. являются общими правилами (устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества);

    2. действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата);

    3. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей (создаются в процессе целевой деятельности; возникают в многократно повторяющихся актах поведения; формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.);

    4. регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе;

    5. возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества (будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, имеют свое место в истории общества, историческую судьбу);

    6. соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

    В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта