Главная страница

Социология ответы. Представления о правовой реальности и социологического знания


Скачать 208.16 Kb.
НазваниеПредставления о правовой реальности и социологического знания
Дата29.10.2018
Размер208.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциология ответы.docx
ТипДокументы
#54899
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Социальный институт (от лат. установление, учреждение) – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Выделяют следующие виды социальных институтов: институт семьи, образования, здравоохранения, государства и т. д.

12 Теории и концепции возникновения и развития общества.

Естественная («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей),

Божественная («Бог создал человека» и заповедал ему материальный мир и нравственный закон),

Космическая («инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние.

Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Макс Хоркхаймер

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а в силу физической недееспособности человеческих младенцев становится не только родительницей, но и первым образцом для подражания, она «по естеству» обладает значимостью и распорядительной волей. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем и функционально занимает роль сервера по обслуживанию процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание. Роберт Столлер

13 Общество как социокультурная система

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности. Так, о культуре можно говорить как о сложном динамическом образовании, имеющем социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

Социокультурные образы – это продукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе их совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичных социокультурных ситуаций или решений жизненных проблем. Социально они более обязательны, чем представления. Они множественны, и каждый человек имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей индивидуальной жизненной проблеме или групповой ситуации.

Ценности складываются в ходе установления межличностных групповых предпочтений по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности фиксируют индивидуальные или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.

Социокультурные нормы – относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они уже носят обязательный характер. Их нарушение либо даже «пограничное» поведение с обязательностью вызывает социальные, в том числе, правовые санкции.

14 Социальные функции культуры в обществе

1. Адаптация. – Культура обеспечивает приспособление к среде природной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также – элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.

2. Социализация. Усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом – способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.

3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. – Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.

4. Легитимация. – Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.

5. Интеграция. – На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.

6. Идентификация. – Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" – идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью – на основе общей культуры.

7. Функция социального изменения. – Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.

8. Регуляция поведения человека. – Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.

15 Гражданское общество, его признаки и функции

Гражданское общество –

1) (в узком смысле) совокупность НЕгосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

Основные черты (признаки) гражданского общества:

1) политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации);

2) добровольность участия граждан в общественной жизни;

3) частная собственность в качестве экономической основы;

4) наличие справедливых законов, отстаивающих права человека;

5) правовая и моральная ответственность индивида перед обществом за свои действия;

6) формирование идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности;

7) упразднение единства политики, идеологии и религии, утверждение раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, религиозного и светского.

Функции гражданского общества:

1) социализация индивидов;

2) самоорганизация и самоуправление в обширной сети частных интересов;

3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности;

4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;

5) стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления гражданских и политических прав и свобод.

16 Характеристика особенности постиндустриального общества (Д.Рисмен, Г.Маркузе, А.Тоффлер)

1. Всеобщий высокий стандарт жизни.

Постиндустриальное общество в силах обеспечить каждого своего члена жильем, едой, лечением, развлечением и т.д. Жилье может быть в дорогом районе или в дешевом, но у всех с канализацией, электричеством и телефоном.Уровень жизни включает так же политическую стабильность, правовую обеспеченность, хорошую экологическую обстановку, возможность получить приличное образование и многое другое, что нельзя купить в неразвитой стране и за большие деньги.

2.Абсолютная свобода. Отсутствие ориентиров и приоритетов.

Постиндустриальное общество имеет еще синоним "Свободное общество". Человек в нем предельно свободен: он не зависит ни от Бога, ни от царя, ни от природы. Не существует никакой принятой всеми системы ценностей. Постмодернистская философия настаивает на отсутствии абсолютных ценностей. Единственным ограничением для каждого служит такая же свобода его соседа, поэтому свобода, ограничена только уголовным кодексом.

Если ранее цивилизация занималась тем, что через воспитание навязывала человеку свою систему ценностей, то нынешнее общество скорее покупает каждого , обещая ему райское блаженство на земле.

3. Постиндустриальные ценности: компромисс и потребление

Чтобы поддерживать высокий стандарт жизни и всеобщее удовлетворение требуется расширенное производство. Чтобы производить, нужно потреблять. Постиндустриальное общество объявляет главным принцип: "я потребляю, следовательно я существую". Психологи, вслед за Фрейдом, объявляют основным жизненным принципом принцип удовольствия, убирая принцип подавления инстинктов обществом. Во время первой и второй мировых войн человечество убедилось, что без этой ценности оно не выживет, но оно убедилось и в том, что человек не имеющий других ценностей - тоже не жилец.

4. Главенство простых потребностей. Неудовлетворенные потребности.

Когда все доступно, то главной проблемой становится проблема выбора.

5. Потребитель - король и даже Бог.

6. Непонимание сложности и хрупкости цивилизации.

Сегодня человек уже не ждет милости от природы, - он осознал, что она ждет милости от него. Забота об экологии преуспела, в частности, потому, что очистные сооружения и чистый воздух - товары, которые можно выгодно продать многим.

7.Специализация и специалисты.

Научные и технические достижения привели к повсеместной и узкой специализации. Каждый занимается только своей областью и некому взглянуть на предмет в целом. От этого страдают соответственно механизм, наука, больные и общество в целом.

8.Интеллектуальная элита.

Прежде управление обществом как целым брала на себя интеллектуальная элита. Общество, где каждый доволен собой и чувствует себя Богом, не предполагает существования элиты. Место элиты занял обыватель от науки, обыватель от культуры и политики.

9. Средства массовой информации - главный поставщик массовой культуры.

СМИ сегодня как бы образуют параллельную виртуальную реальность. Радио, газеты и телевидение обладают тем преимуществом перед реальностью, что готовы заполнить любое количество вашего времени и предоставить вам информацию любого качества и в любом количестве.

10.Манипуляция общественным мнением.

11. Актеры у власти.

Из-за отсутствия в постиндустриальном обществе общей системы приоритетов политики утратили необходимое им прежде качество лидера: определять цель и вести к ней за собой людей. Сегодня чтобы преуспеть в политике, нужно быть прежде всего хорошим актером.

12. Утрата ответственности.

Выбранным таким образом лидерам избиратель передоверяет ответственность. Лидер оправдывает свои действия волей избирателей, исполнители - командой сверху, и в результате ответственность не лежит ни на ком.

17.Социальная группа и ее характеристика, классификация социальных групп

Характеристики социальной группы

Социальные группы могут характеризоваться по множеству параметров:

    1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом. Отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция.

    2. Микроклимат - степень и характер эмоций и чувств, которые порождает общение членов группы между собой; характер отношений участников между собой.

    3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

    4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

    5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составляющих ее личностей.

    6. Направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм.

    7. Организованность - реальная способность группы к самоуправлению.

    8. Эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы (близко понятию "микроклимат").

    9. Интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка.

    10. Волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Социальная группа– это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «Мы».

Надо сказать, что существует множество критериев классификации социальных групп.

1) По характеру взаимосвязей в группе выделяются группы первичные и вторичные.

Первичные группы – два или более человек, между которыми устанавливаются прямые, близкие, эмоциональные отношения, отражающие многие аспекты их личностей.

Вторичные группы состоят из двух или более лиц, которые вовлечены в безличные отношения. Инструментальные связи, когда один человек является средством для другого, доминируют во вторичных группах. В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции.

2) По количеству входящих в группу членов группы делятся на малые и большие, а также диады, триады, четверки, пятерки и т.д. Размер группы очень важен, так как оказывает влияние на характер нашего взаимодействия.

Малые группы – это, например, семья, круг друзей, соседей, группа играющих вместе детей, молодежная группировка, рабочая бригада, спортивная команда и т.п.

Большая группа - это, например, нация, этнос, народ, последователи одной мировой религии, политическая партия, армия, парламент и т.д. В таких группах люди уже не могут точно распознать друг друга, становятся анонимными по отношению друг к другу.

Диада – это группа из двух человек, характеризуется хрупкостью (разрушается, если один из членов выбывает из группы) и соответственно тесным, упорядоченным и позитивным взаимодействием. Эмоции и чувства играют большую роль в диадах.

Триада – группа, состоящая из трех человек. В триадах наблюдается тенденция сближения между двумя членами группы и исключения из нее третьего.

Особо надо отметить пятерки. Пятерки не страдают от непрочности и напряженности отношений, свойственных диадам и триадам. В таких группах каждый член глубоко удовлетворен своей ролью, в случае разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Кроме того, в пятерках диссиденты получают поддержку со стороны некоторых членов, им не угрожает полный разрыв с группой.

3) По способу рекрутирования выделяются группы эксклюзивные (элитарные), принадлежность к которым обусловлена строгими требованиями, особыми условиями и процедурами, например, спортивная команда высшей лиги, и инклюзивные (общедоступные), в которые каждый желающий может сразу вступить, например, туристическая группа.

4) По строгости и мере контроля некоторые группы могут быть тоталитарными. В таких группах достаточно жестко регламентируются в качестве общеобязательных определенные правила и нормы, существует система господства-подчинения.

5) По уровню организованности группы могут быть формальными и неформальными. В формальных группах мы существуем как конгломерат взаимосвязанных социальных статусов, наши личные качества, если они только не связаны напрямую с выполняемыми ролями, не имеют для группы значения. Разновидность формальных групп – общественные организации..

6) По типам взаимодействий группы делятся на профессиональные (бригада строителей), политические (партии, политические движения), образовательные (студенческие группы), культурные (творческие союзы) и т. п.

18 Динамические процессы, протекающие в социальных группах

В группах протекают следующие динамические процессы:

давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

 формирование социальных и распределение групповых ролей;

изменение активности членов группы: возможны феномены фасилитации (усиление энергии человека в присутствии других людей) и ингибиции.

изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «групповой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нормы);

групповая поляризация, экстремизация

подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственности, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам

М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними.

По определению К. Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Если рассматривать группу как целое, то закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух законов:

1) целое доминирует над его частями. Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов;

2) отдельные элементы объединяются в целое.

Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы. Понятие групповой динамики включает основные элементы: цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы и дополнительные элементы: создание подгруппы; отношения личности с группой. Выделяют три механизма групповой динамики:

1) разрешение внутригрупповых противоречий – конфликта;

2) «идиосинкратический кредит» – когда группа дает разрешение на девиантное поведение отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей;

3) психологический обмен.

19 Исследования феномена группового давления
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта