Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема маргинальности

  • Власть

  • Межпоколенная мобильность

  • Внутрипоколенная мобильность

  • Стихийная и организованная мобильность .Примером стихийной

  • Организованная мобильность

  • Вертикальная мобильность

  • К числу общих признаков социального института можно отнести

  • Социология ответы. Представления о правовой реальности и социологического знания


    Скачать 208.16 Kb.
    НазваниеПредставления о правовой реальности и социологического знания
    Дата29.10.2018
    Размер208.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология ответы.docx
    ТипДокументы
    #54899
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    лица, социальные группы, находящиеся вне характерных для данного общества рамок социальных отношений, норм, традиций.

    Типичными примерами Маргиналов могут быть мигранты, женщины, люди с ограниченными возможностями, а также вступившие в межэтнические или межрасовые браки, представители национальных и сексуальных меньшинств.

    Лю́мпен— термин, введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие социальные иждивенцы). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или, чаще, пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах

    Проблема маргинальности

    Проблема маргинальности - не частная и обособленная проблема, хотя и может рассматриваться в рамках практической «социальной работы». Анализ проблемы маргинальности открывает многочисленные импликации, связывающие ее с фундаментальными проблемами социологии и смежных гуманитарных дисциплин.

    Понятие маргинальности предложено в 1928 г. американским социологом Р.Э. Парком.

    В работе «Культурный конфликт и маргинальный человек» Парк ссылается на картину примитивного общества, предложенную У.Г. Самнером - примитивное общество понимается как группа групп, в которой каждая группа придает особую значимость разделению «мы – они», принимающему общую форму этноцентризма.

    В таком случае можно говорить, что:

    1. общий контекст маргинальности связан с групповым способом существования;

    2. человек, принадлежащий к группе А, - «чужак» для группы В, и наоборот;

    3. человек, оказывающийся не принадлежащим целиком ни к А, ни к В, - «чужак» для обеих групп.

    С точки зрения Парка, необходимым условием возникновения маргинальных ситуаций является пространственное перемещение, мобильность, миграция. Однако пространственная мобильность - один из видов мобильности, наряду с социальной, профессиональной, экономической, политической, структурным условием является разделение самой «мы – группы» на подгруппы.

    Необходимое условие маргинализации - различие норм, ценностей, представлений, моделей поведения в тех группах, между которыми индивид оказывается. Рассогласование, противоречивость, неконгруэнтность ценностных и нормативных стандартов внутри «общества» описывается как состояние «аномии». Следовательно, «маргинальность» и «аномия» являются соотносимыми категориями - аномическое состояние того фрагмента социальной сети, в котором человек участвует, «переводится» в маргинальное состояние индивида.

    Предел сегментации и дифференциации общества - социальный круг, семья и автономная личность, и микропредел маргинальности - маргинальное положение между двумя другими индивидами, с которыми данного индивида связывают личные отношения, между двумя взаимоотношениями как минимальными группами, состоящими из двух индивидов. Сфера межличностных отношений - это реальная среда феномена маргинальности. Человек испытывает состояние маргинальности в непосредственных взаимодействиях с другими лицами, в обыденных ситуациях общения, в своих коммуникациях с другими.

    27 Природа социального неравенства и факторы его воспроизводства

    Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

    Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни, разделением труда, социальными ролями и т. д.

    Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

    Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

    Власть - возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

    Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

    В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

    Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

    28 Природа социальной мобильности и ее классификации

    Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, группы или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.

    П.Сорокин различает две формы социальной мобильности:горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства.

    Также различают индивидуальную социальную мобильность и групповую. Примером групповой социальной мобильности может быть падение социального статуса профессиональной группы учителей, которые в свое время занимали очень высокие позиции в нашем обществе.

    В обществе, которое развивается стабильно, без потрясений, преобладают не самые групповые, а индивидуальные перемещения по вертикали, то есть поднимаются и опускаются ступенями социальной иерархии не политические, профессиональные, сословные или этнические группы, а отдельные индивиды. В современном обществе индивидуальная мобильность очень высока. Процессы индустриализации, затем - сокращение доли неквалифицированных рабочих, рост потребности в служащих менеджерах, бизнесменах, побуждают людей изменять свой социальный статус. Однако даже в наиболее традиционном обществе не существовало непреодолимых барьеров между стратами.

    Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

    Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

    Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое - исключением.

    Стихийная и организованная мобильность.

    Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России.

    Организованная мобильность - перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться:

    а) с согласия самих людей,

    б) без их согласия.

    Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

    От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

    29 Особенности российской стратификации общества

    Некоторые закономерности и тенденции социальной стратификации современной России можно описать на основе данных проведенного ВЦИОМ с марта 1993 по январь 1998 гг. социологического мониторинга (см. статью академика Т.И. Заславской). Были выявлены следующие основные направления стратификационных сдвигов в российском обществе.

    Социальная структура стала менее жесткой, более подвижной. Возросло многообразие социальных статусов.

    Если стратификация советского общества базировалась в первую очередь на административно-должностном критерии (место работника в системе власти и управления), то теперь решающую роль приобрел критерий собственности и доходов. Роль профессионально-квалификационного и культурного факторов в формировании высокостатусных групп усилилась, а в социальной дифференциации основной массы населения роль этих факторов существенно ослабела

    Существенно снизилась легитимность статусов верхних слоев, социальное восхождение которых оказалось неразрывно связанным с теневой и криминальной деятельностью. Резко возросла дифференциация населения по таким признакам, как пол, возраст, национальность. В результате общество стало еще менее справедливым. Во много раз возросла социальная поляризация групп и слоев. Статус субэлиты достиг невиданного ранее уровня, а экономический статус и образ жизни среднего и нижнего слоев резко снизились. Расширились границы нищеты и бедности, ускорилась люмпенизация населения.

    В современном российском обществе выделяются следующие социальные группы.

    1. Правящая политическая и экономическая элита (примерно 0,5% населения России) - руководители властных структур и политических партий, верхнее звено государственной бюрократии, собственники крупного капитала. Самая мощная часть этой группы возникла в результате акционирования крупнейших промышленно-финансовых корпораций и естественных монополий.

    2. Верхний (субэлитный) слой (6,5%) - крупные и средние собственники, директора крупных и средних приватизированных предприятий, менеджеры, специалисты бизнес-профессий.

    3. Средний прото-слой (20%) - мелкие предприниматели и менеджеры, полупредприниматели, руководители учреждений бюджетной сферы, высшая интеллигенция, офицеры силовых структур. Этот слой срединное положение, однако его статус нестабилен, то есть не похож на средний класс западного общества. Группы, перечисленные в этом слое, не похожи друг на друга и не образуют целостного элемента социальной структуры общества. Это скорее зародыш среднего слоя..

    4. Базовый слой (61%) - массовая интеллигенция, технические служащие, рабочая элита, работники торговли и сервиса, рабочие средней квалификации, крестьяне. 55% базового слоя составляют женщины, чаще среднего и старшего возраста, с образованием в пределах школы или техникума.

    5. Нижний слой (7%) - неквалифицированные рабочие, работники без профессий, временно безработные. Это наименее образованный, самый бедный, мало инициативный и социально беспомощный слой.

    6. Социальное дно (5%) - хронически безработные, бездомные, беспризорные, бродяги, алкоголики, наркоманы, проститутки, мелкие преступники и другие группы, исключенные из «большого общества».

    30 Теория социальной мобильности и каналы вертикальной социальной мобильности в обществе

    Вертикальная мобильность — из менение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

    Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии. Совокупность социальных перемещений людей, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

    Питирим Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стратификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, там есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает общественный застой. Он различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Правда, П. Сорокин называет социальную мобильность «каналами вертикальной. Следует отметить, что термин «социальная мобильность» не пользовался популярностью у отечественных социологов советского периода. Советские авторы считали неудобным использование терминологии, предлагаемой антикоммунистом П. А. Сорокиным, которого в свое время подверг разгромной критике В. И. Ленин.

    Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью (от лат. marginalis — находящийся на краю), под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределённое состояние социального субъекта.

    Классификация маргиналов

    Этномаргиналы — возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.

    Социомаргиналы — возникают в процессе незаконченного социального перемещения.

    Религиозные маргиналы — возникают вне традиционных конфессий.

    Экономические маргиналы — возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.

    Политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и

    ценностей политической культуры.

    Биомаргиналы — люди, чьё здоровье перестаёт быть предметом заботы со стороны государства.

    31 Роль и значение социального неравенства с позиций конфликтологического подхода и функционализма

    Неравенство — характерный признак человеческого общества. На ранней стадии его существования господствовало природное неравенство — деление индивидов по уму, физической силе, внешней привлекательности, способностям, полу, возрасту.

    По мере продвижения человечества к цивилизации на базе природного формировалось неравенство социальное. Оно выражалось в неравномерном доступе к дефицитным ресурсам — деньгам, власти, престижу, образованию. Неравенство делит общество на страты — вертикально (иерархически) расположенные социальные слои.

    К. Маркс объяснил существование социального неравенства неравным отношением к собственности и неравным распределением материальных благ. Следовательно, ликвидировав частную собственность, можно уничтожить социальное неравенство. Объяснение и выводы логичны, однако исторический опыт России показал, что и с ликвидацией собственности неравенство остается.

    М.Вебер выделил три основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и в то же время в существенных отношениях независимыми. Первый компонент - имущественное неравенство, второй - престиж, третий - власть.

    Р. Дарендорф (конфликтолог) высказал идею о решающем воздействии фактора власти на возникновение и развитие неравенства в обществе и сделал вывод о неизбежности социального неравенства в любом обществе.

    Т. Парсонс, попытавшийся обобщить все теории социального неравенства, распределил страты на социальной лестнице на основе ценностных ориентаций членов общества. Оценивание и приписывание людей к определенным социальным слоям, по Парсонсу, осуществляется по следующим признакам:

    — качественным характеристикам членов общества (происхождение и личные качества);

    — ролевым характеристикам, т. е. набором тех социальных ролей, которые индивид осуществляет в обществе;

    — характеристикам владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, средствами массовой информации и т. д.).

    В конце концов, социологи пришли практически к единому выводу: истоки неравенства можно найти в обладании определенным статусом, собственностью, властью и т.д. Неравенство является свойством любого общества и проявляется в отношениях между полами, возрастными группами, классами, внутри малых и больших социальных групп. Неравенство является необходимым условием организации социальной жизни.

    32 Основные признаки социального института

    Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений. надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам достигаются стабильность и порядок в социуме, становится возможной предсказуемость поведения людей.

    К числу общих признаков социального института можно отнести:

    - выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

    - определенную (более или менее формализованную) организацию;

    - наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

    - наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта