Главная страница
Навигация по странице:

  • Мерякре Александра

  • Монашество как вид аскетической жизни в Христианской Церкви

  • Преподобный Антоний Великий – законоположитель отшельнического монашества

  • Преподобный Пахомий Великий – родоначальник общежительного монашества;

  • преподобные Антний и Пахомий Великие. сочинение Мерякре А. 26.02.22. Преподобн ые Антоний и Пахомий Великие как основатели монашества


    Скачать 34.64 Kb.
    НазваниеПреподобн ые Антоний и Пахомий Великие как основатели монашества
    Анкорпреподобные Антний и Пахомий Великие
    Дата10.10.2022
    Размер34.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласочинение Мерякре А. 26.02.22.docx
    ТипСеминар
    #724964

    УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    ОДЕССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

    Сочинение на тему:

    «Преподобные Антоний и Пахомий Великие

    как основатели монашества»

    по предмету: Общая церковная история

    воспитанника II-го курса

    Мерякре Александра
    г. Одесса

    2022

    План

    1. Монашество как вид аскетической жизни в Христианской Церкви;

    2. Преподобный Антоний Великий – законоположитель отшельнического монашества;

    3. Преподобный Пахомий Великий – родоначальник общежительного монашества;

    4. Вывод.



    1. Монашество как вид аскетической жизни в Христианской Церкви

    В христианской традиции есть особый образ жизни, имеющий целью достижение спасения и наиболее полное воплощение в жизни Евангельского идеала. Христианин посвящает свою жизнь молитве, исполнению Евангельских заповедей и борьбе со страстями, при этом удаляется от мира, т. е. отказывается от богатства, семьи и, как правило, переселяется на жительство в монастырь. Монашество практикуется как отдельными лицами, так и группами людей, предполагает особую форму посвящения - постриг с принятием обетов послушания, нестяжания и целомудрия, а также подчинение определенному уставу монашеской жизни.

    Момент возникновения монашества можно датировать III в. Следствие такого проявление нового направление в христианстве стали особые черты не имевшие такого распространения в прошлые времена. Первое, что отличает монашество от других форм аскетизма,- это тенденция к удалению от мира и общества, которая в той или иной степени наблюдается в жизни монахов и монашеских общин на протяжении веков. Начальные мотивы такого удаления могли быть различными, однако уже в сер. IV в. отделенность от окружающего мира и поиск уединения стали восприниматься как необходимые условия монашеского образа жизни и получили богословское обоснование1. Существенной характеристикой монашества является также целомудрие, аскетическое упражнение наряду с молитвой, постом, бдением, физическим трудом. В монашеской лит-ре жизнь монахов нередко уподобляется жизни ангельской, поскольку монахи, подобно ангелам, посвящают бо́льшую часть своего времени общению с Богом в молитве, а не заботам о житейских нуждах, неизбежных для семейных людей. По мере развития организационных форм монашеской жизни и умножения числа монашествующих сформировался институт духовного наставничества, были выработаны общие правила в отношениях между монахами внутри монастыря. Эти правила, зафиксированные устно или письменно в виде уставов, регламентируют вступление в мон-рь, прохождение испытательного периода распорядок дня монахов, их обязанности, дисциплинарные санкции за нарушения устава и проч. Во 2-й пол. IV - нач. V в. возникли первые правила, касавшиеся особых монашеских одежд, произнесения монашеских обетов, позже, в VIII-X вв., были составлены чины монашеского пострига с делением на 3 степени посвящения (рясофор, малая и великая схима) и практикой присвоения нового, монашеского имени.

    Первые монахи появились в тот период, когда гос. власть и подавляющая часть населения Римской империи еще не исповедовали христианство, поэтому «бегство от мира» было в какой-то степени обусловлено желанием ограничить контакты с языческим или полуязыческим обществом. Первое поколение монахов-отшельников не было активно вовлечено в социальное и миссионерское служение, возглавляемое церковной иерархией. Тем не менее, находясь в некоторой изоляции по отношению к местным христианским общинам, они не переставали служить Церкви, заботясь о больных и обездоленных, просвещая светом Христовой веры язычников, осуществляя дело духовного руководства и учительства. В первых общежительных монастырях Египта социальный аспект жизни монахов был особенно заметен: они организовывали больницы, странноприимные дома, школы, создавая, т. о., структуры для социального служения, параллельные тем, что уже существовали в городах и возглавлялись епископами. Христианизация Римской империи в IV в., а также широкое распространение монашества по всем ее регионам привели к существенным изменениям в отношениях между монашествующими и обществом. В условиях, когда христианство стало господствующей религией, монахи приобрели высокий авторитет в обществе и стали оказывать все более заметное влияние на жизнь не только отдельных церковных общин, но и поместных Церквей и всей империи. Будучи, как правило, приверженцами традиции и осознавая себя хранителями Православия, монахи нередко вмешивались в богословские споры. Монашеское движение изначально возникло как движение мирян. Подавляющее большинство монахов III-IV вв. не были клириками и не стремились ими стать. Принятие священства, неизбежно сопряженного со служением в населенных местах, противоречило, по их мнению, самой идее М. как уединенного жития. Первые монахи-священники (за исключением тех, к-рые приняли М. уже будучи клириками) появились в общежительных мон-рях, где существовала необходимость в них для совершения богослужений. При этом в большинстве случаев монашеские общины предпочитали приглашать священников из соседних городов и деревень, допуская принятие священства членами общины только в редких случаях. Монахи-отшельники вовсе исключали для себя любую возможность принять священный сан. Вместе с тем уже в сер. IV в. известны случаи поставления во епископы монахов, как правило настоятелей общежительных монастыре


    1. Преподобный Антоний Великий – законоположитель отшельнического монашества

    Начиная с 300-х годов, существует три основные формы монашества, которые в православии сохраняются до наших дней: отшельничество, полуотшельничество, киновия (общежительство). Истоком монашеских направлений является земля Египта, откуда и произошли упоминаемые выше направления. Первые, еще только зарождающиеся формы монашеского общежитие связаны с именем Антония и Пахомия Великих.

    Египетская монашеская традиция оказала наибольшее влияние на традиции других регионов благодаря авторитету ряда выдающихся египетских подвижников, а также лучшей сохранности источников их происхождения. Большое значение для распространения славы египетского монашества имели переводы некоторых важных памятников монашеской литературы. Так, житие прп. Антония Великого, переведенное на лат. язык еще при жизни автора, свт. Афанасия Великого, оказало сильное влияние на формирование монашеской традиции Запада, в которой прп. Антоний всегда воспринимался как идеал монаха2.

    Традиция прп. Пахомия Великого также очень рано стала известна зап. монахам благодаря переводу блж. Иеронима Правил пахомианского общежития3. Но прежде распространения трудов, в которых были записаны многие подвиги отшельников, был непосредственный подвиг самих монахов, чьи труды распространялись благодаря ученикам, которые приходили перенимать опыт известных отцов.
    Традиционно принято связывать зарождение монашества отшельнического (анахоретского) направления с именем прп. Антония Великого († ок. 356). Но Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания.

    Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей. Ведь по замечанию святитель Афанасия Великого, – он как мудрая пчела, собирал отовсюду сведения о тех или иных видах подвига. От одного из старцев он научился кротости, у другого старца он поучался безгневию, у третьего – нестяжанию…4

    Преподобный Антоний начинал монашескую жизнь (ок. 285) не в пустыне, а недалеко от родного селения в Верхнем Египте, в развалинах небольшой крепости, по примеру других подвижников того времени. Только через 20 лет он удалился в пустынное место на горе Писпир, где вокруг него собралась группа учеников.

    Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился Иисус Христос, сообщивший, что Он был рядом всё время. Предание также сообщает, что в конце его дней у Антония появились многочисленные ученики и последователи. Письменная агиография, однако, говорит лишь о двух учениках5. [7]

    После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году он посетил Александрию, ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.

    Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились и что появилась ересь арианство.

    Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании, отрицал принадлежность к арианскому учению и заодно осудил его. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.

    Вся жизнь святого являет удивительный пример подлинного стремления к истинному богопознанию и очищению себя от грехов. Преподобнй Антоний воплотил в своей жизни особый путь к достижению Царства Небесного.

    1. Преподобный Пахомий Великий – родоначальник общежительного монашества;

    В Верхнем Египте с 1-й пол. IV в. наибольшее распространение получила др. организационная форма М.- общежитие, связанное с именем прп. Пахомия Великого. Сама идея общежития не была изобретением прп. Пахомия, ранние примеры общин аскетов были известны в Египте еще во II (терапевты) и III вв. (община Иеракса Леонтопольского, манихейские «монастыри»), однако именно прп. Пахомий развил и распространил эту форму М. на значительную территорию В. Египта, создав не одно общежитие, а целую конгрегацию общежительных мон-рей. Мнение о том, что на формирование общежительного устава прп. Пахомия повлиял его личный опыт военной службы, является сильным преувеличением. Пахомий не принимал участия в боевых действиях и находился в армии в качестве новобранца не более неск. недель.

    Крестившись и приняв решение стать монахом, прп. Пахомий в течение 7 лет жил при анахорете Паламоне, затем неск. лет - отдельно и со своим старшим братом Иоанном как отшельник. Следуя видению, побуждавшему его основать общежительный мон-рь, он создал 1-е общежитие в сел. Тавенниси. Формирование 1-го общежития растянулось на годы, т. к. у прп. Пахомия возникали продолжительные конфликты с вновь прибывшими монахами, присоединившимися к числу его первых учеников. Мн. монахи, пришедшие в мон-рь из окрестных деревень, вели себя надменно по отношению к Пахомию и, видимо, не были готовы воспринять непривычную для них общежительную форму М., предполагавшую наличие строгого дисциплинарного устава. После некоторой стабилизации ситуации в Тавенниси наметилась тенденция к расширению численности монахов и созданию новых общежитий, находящихся под рук. Пахомия. Сначала недалеко от Тавенниси был создан жен. мон-рь под управлением сестры Пахомия, Марии. Затем был основан 2-й муж. мон-рь в заброшенной дер. Пбоу, ставший через нек-рое время центром всего союза, образовавшейся благодаря как созданию новых мон-рей, так и присоединению монашеских поселений, уже существовавших ранее и не зависевших от Пахомия (мон-ри Шенесет, Тмушонс). Ко времени смерти прп. Пахомия союз насчитывал 10 общежитий, располагавшихся на территории 4 епископских диоцезов (Латополь, Тентира, Диосполь, Панополь) и возглавляемых «главным (или великим) монастырем Пбоу». После смерти Пахомия его ученик Феодор основал еще 3 муж. мон-ря (2 возле Гермополя Великого и 1 около Гермонта) и один женский (недалеко от Пбоу).

    Мон-ри пахомианской традиции жили по единому своду правил, который давался мон-рю сразу после основания, но к-рый мог быть скорректирован в зависимости от частных обстоятельств. Форма монашества, распространенная Пахомием, никак не была связана с пустыней. Как сам Пахомий, так и монахи основанных им монастырей жили на окраине сел, т. е. на границе пустыни и плодородной долины Нила. Ранний период жизни Пахомия представлял собой тот тип отшельничества, с которого начинал прп. Антоний, когда подвижник живет недалеко от населенных мест, как правило в заброшенном поселении, возле реки. Монахи прп. Пахомия использовали инфраструктуру таких поселений, занимались сельским хозяйством, платили налоги и торговали с соседними деревнями, расположенными вдоль реки. Т. о., общежительные мон-ри с их постройками, хозяйством и землями повторяли структуру деревень, к которым они примыкали, и сами пахомиане называли свои монастыри деревнями. Жизнь каждой из таких «деревень», обязательно обнесенных стеной выше человеческого роста, была в той или иной степени обособлена от внешнего мира и подчинялась общим правилам, зафиксированным письменно. Столь сложный организм предполагал существование ряда построек различного функционального назначения: «дом собрания», в к-ром проходили богослужения; общая трапезная; кухня; пекарня; кладовые для продуктов и для одежды; лазарет; различные мастерские и т. д6. Благодаря строгому устроению монашескй жизни преподобный Пахомий, впоследствии и его ученики достигли больших духовных свершений в монашеской жизни.

    1. Вывод

    Исходя из вышеизложенных ведений, преподобные Антоний и Пахомий Великие – являются выдающимися личностями для Церкви Христовой. Благодаря их трудам и подвигам в лоне Церкви сформировалось 3 основных направления аскетической жизни, что дало возможность впоследствии спасаться не одному поколению христиан и иметь данную возможность до наших дней. Рассматривая их пути в борьбе со своими страстями и возможностью достижения Царства Небесного, на первый взгляд кажется, что они совсем разные и не могут иметь общих характеристик. Но их особенность состоит в том, что они развивались на одной территории и в одно и тоже время. Это дало возможность иметь данным направлениям общее начало.

    Стоит отметить, что благодаря их строгой исполнительности и отрешенности от мира в определённые моменты истории, когда Православная вера находилась в опасности, именно они становились тем «столпом», который непоколебимо исповедовал свою веру. Их наследие сохранилось благодаря письменным источникам, а также устной передачи духовного опыта от ученика к учителю.

    Список использованной литературы:

    Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Киев.2013.

    1. Православная энциклопедия. Монашевтво. Т. 46. М. 2014.

    Электронные источники:

    1. Антоний Великий. [Интернет источник] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антоний_Великий

    2. Ириней (Пиковский), иром. Первые монахи и монастыри Египта. [Интернет источник] – Режим доступа: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/pervye-monakhi-i-monastyri-egipta/

    3. Пахомий Великий. [Интернет источник] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахомий_Великий

    4. Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва. [Интернет источник] – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-velikij-1/



    1 Православна энциклопедия. Монашество. Т. 46. М. 2010. С. 567

    2 Антоний Великий. [Интернет источник] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антоний_Великий

    Дата обращения: 28.01.2022

    3 Пахомий Великий. [Интернет источник] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пахомий_Великий

    Дата обращения: 28.01.2022

    4 Ириней (Пиковский), иром. Первые монахи и монастыри Египта. [Интернет источник] – Режим доступа: https://monasterium.ru/publikatsii/stati/pervye-monakhi-i-monastyri-egipta/ Дата обращения: 29.01.2022


    5 Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва. [Интернет источник] – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-velikij-1/

    Дата обращения: 29.01.2022

    6 Православна энциклопедия. Монашество. Т. 46. М. 2010. С. 572


    написать администратору сайта