ПиН. Преступление и наказание История создания
Скачать 455.82 Kb.
|
То, что происходит с героем, объясняется тем, что, совершая преступление, Раскольников не принял в расчёт своей натуры. Изначально он не знает своей меры и своих пределов, а заглянув в глубину своего «я», он спрашивает: «Кто я? Что я могу? На что имею право? Велика ли моя сила?» Он думал, что, убив, достигнет состояния полной легкости и свободы, а оказался скован угрызениями совести. Эти угрызения совести стали для него доказательством, что он принадлежит к низшему разряду людей, которым самой природой не дозволено «преступать». Из этого можно сделать вывод, что герой продолжает быть уверенным в своей теории, он не раскаивается и разочаровывается не в ней, а в самом себе. Передавая страдания героя, Достоевский развенчивает образ демонического героя- богоборца. Автор занимается жестокой и злой деромантизацией В результате оказывается, что если убрать у демонического романтического героя его блестящий романтический ореол, то на месте Наполеона и Каина окажется совершенно обычный убийца. Деромантизируют образ в романе многие: • Самого Раскольникова убивает именно некрасивость его преступления: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо – и тощая гаденькая регистраторша, старушонка-процентщица, с красной укладкой под кроватью… Наполеон под кровать к «старушонке»!» • Порфирий Петрович жестоко насмехается над «лжебайроновской» позой Раскольникова: «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит». • Свидригайлов окончательно обличает попытку Раскольникова сохранить благородную позу и совместить преступление с высокими идеалами: «Шиллер-то в вас смущается поминутно!» После совершенного преступления перед Раскольниковым лежат 3 возможности: • Путь первый. Внутренне преодолеть содеянное, соединиться с людьми «поверх преступления». Изо всех сил герой стремится встать на этот путь, желая доказать самому себе, что «не умерла его жизнь вместе с старую старухой». Эта возможность доступна ему лишь в редкие минуты душевного подъема: ✓ в полицейской конторе, когда он осознает, что его пригласили туда не в связи с преступлением; ✓ в первый вечер по выздоровлении от тяжёлой горячки, когда он впервые после пяти дней выходит на улицу, разговаривает с прохожими и великолепно «психологически» побеждает Заметова; ✓ когда ему удаётся помочь семье Мармеладовых, искренне пожертвовав всеми своими скудными средствами и тем самым заслужив детский поцелуй Поленьки и живую благодарность Сони. Но всё это лишь короткие моменты самообмана. • Путь второй. Уйти ото всех, жить «на аршине пространства». («Предчувствовались безысходные годы холодной и мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства»). • Путь третий. Убедившись в недостижимости двух первых путей, кончить любой ценой – самоубийством или признанием. Выбор третьего пути не стал бы доступен Раскольникову, если бы спасение не пришло к нему извне, от других людей, которые ещё связывали его с миром и Богом. Цитаты о Р. Раскольникове: Ф.М. Достоевский: «Он был уже скептик, он был молод, отвлечен и, стало быть, жесток». Порфирий Петрович: • Характеризует его как «человека ученого, но гордого, властного и нетерпеливого, в особенности нетерпеливого». • «Статья ваше нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния». • «Я вас почитаю за одного из таких, каким хоть кишки вырезай, он будет стоять и с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру или Бога найдёт». • «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю». • «Не во времени дело, а вас самом. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего нужно быть солнцем». Разумихин: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого право на то». Система персонажей в романе Система персонажей «Преступления и наказания» динамична: соотношение действующих лиц и персонажей, сошедших со сцены, постоянно меняется. Одни персонажи перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются. Умирают Мармеладов (ч. 2, гл. 7) и Катерина Ивановна (ч. 5, гл. 5). Лужин в последний раз появляется в ч. 5, гл. 3, Порфирий Петрович – в ч. 6, гл. 2; Свидригайлов застрелился в ч. 6, гл. 6. В эпилоге система персонажей резко меняется: остаются только два действующих лица – Раскольников и Соня Это связано как с событийной стороной произведения (события, о которых рассказывается в эпилоге, – прямое следствие сюжетных событий: Раскольников попадает на каторгу, Соня следует за ним), так и с тем, что, по замыслу писателя, именно Соня должна сыграть особую роль в судьбе главного героя, помочь ему возродиться к новой жизни. Раскольников сопряжен с множеством персонажей таинственными связями: это и семья Мармеладовых, и Соня, и Свидригайлов, и Порфирий Петрович. Он – соединительное звено между двумя семействами, его собственным и Мармеладовых. По линии его семьи складывается любовный треугольник: Дуня, Свидригайлов, Лужин . По линии Мармеладовых – треугольник семейный: Соня, Мармеладов, Катерина Ивановна Система персонажей по И. Анненскому: В каждом из персонажей он видит один из поворотов, моментов двух идей, носителями которых эти персонажи являются, • Герои, воплощающие идею смирения и безропотного приятия страдания : Миколка, Лизавета, Соня, Мармеладов, Порфирий, Марфа Петровна Свидригайлова. • Герои, воплощающие идею бунта, требования от жизни всевозможных благ: Раскольников, Свидригайлов, Дуня, Катерина Ивановна, Разумихин. Феномен двойничества Герои Достоевского отличаются необыкновенно эксцентричным и болезненным характером и находятся в постоянном нервном возбуждении. Вместе с тем в силу удивительной психологической схожести они быстро угадывают мысли, чувства и даже идеи друг друга. Это создает в романах Достоевского феномен двойничества, бесконечный в своих разновидностях и вариациях. Что же объединяет героев? Они всегда неопределённого социального статуса, выпавшие из своего сословия : Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна и даже богач Свидригайлов, который проводит время в самых сомнительных уличных компаний Санкт-Петербурга. • Мало кто из них трудится, добывая себе пропитание. Соня Мармеладова не в счёт, на панели она не показана в романе нигде. • На протяжении всего романа герои пребывают в некоем смешанном состоянии, ведя друг с другом долгие страстные беседы, в которых выясняют отношения или спорят о «последних» мировоззренческих вопросах: бытии Бога, о вседозволенности и границах человеческой свободы, о возможности коренного переустройство мира. • Центральные герои в романах Достоевского – это всегда герои-идеологи, захваченные философской проблемой или идеей, в решении или осуществлении которой сосредотачивается для них вся жизнь. Лебезятникова._Последствия_моральной_вседозволенности'>Двойниками Раскольникова принято считать Лужина, Свидригайлова и Лебезятникова. Последствия моральной вседозволенности раскрывают Лужин и Свидригайлов. Каждый из них реализует своей личностью и поведением возможности, потенциально заложенные в теории Раскольникова. Качества Раскольникова – безверие, своеволие, нигилизм, разумный эгоизм – встречаются и у его двойников. Например, самодур Свидригайлов думает, что ради цели можно переступить через многое, таким образом оправдывая преступление. Лужин верит, что всё в мире строится на личном интересе, и ради него можно пойти на что угодно Лебезятников слепо принимает разные идеи и пропагандирует их. При этом герои совершают аморальные поступки, движимые верой в свои теории, которые, по сути, являются видоизмененными версиями теории самого Раскольникова. Оппоненты Раскольникова Другая группа персонажей романа – это оппоненты Родиона, к ним относятся Разумихин, Порфирий Петрович и Соня. Они отражают разные положительные стороны главного героя Альтруист Разумихин ценит в своём друге доброту, трудолюбие, талант. Порфирий Петрович — человек разумный, размышляет логически, как и Раскольников. Соня совершает преступление против морали – против себя, своей души. Она раскаивается и молит Бога простить её. Семейство Мармеладовых Сосредоточило в себе все возможные страдания и унижения целого мира. Это одно из самых сильных воплощений Достоевским темы «униженных и оскорблённых». Раскольникову эта семья представляется живым воплощением его собственных мыслей о бессилии добра и бессмысленности страдания. И до и после убийства он всё время размышляет о судьбе Мармеладовых, сравнивает её со своею и всякий раз убеждается в правильности его решения: нужно или «осмелиться нагнуться и взять», «или отказаться от жизни совсем!» Семён Захарович Мармеладов • Новое решение темы «маленького человека». • Даже в позоре своего падения он осмысляется не просто как несостоявшаяся личность, уничтоженная и потерянная в огромном городе, а как «нищий духом» в евангельском смысле (невозможно духовно обогатиться, если не осознаешь свою духовную нищету и смиренно, не требуя ничего, подобно нищему откроешься для милостей Божьих). • Глубокий, трагический противоречивый характер, способный на самозабвенное покаяние и потому могущий быть прощённым и даже обрести за своё смирение Царствие Божие. Катерина Ивановна Мармеладова Катерина Ивановна, наоборот, доходит до протеста, бунта против Бога, так жестоко сломавшего её судьбу, но бунта безумного и отчаянного, доводящего её до иступлённого сумасшествия и страшной гибели: «Что? Священника?.. Не надо… Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» Достоевский не смеет её за это судить ввиду безграничности и вопиющей несправедливости вынесенных её страданий. Софья Семёновна (Соня) Мармеладова Соня, как и отец, исповедует христианское смирение, но соединенное с идеей жертвенной любви. Она ангел-хранитель героя, идейный его оппонент. Её решение состоит в самопожертвовании, в том, что она преступила через свою черту, принеся себя в жертву ради спасения семьи. В этом она и противостоит Раскольникову. Из всех героев романа Соня находится в самом безысходном положении, когда даже самоубийство – непозволительная роскошь. Но именно она одарена той духовной силой, которая помогает ей, живя во зле, пребывать в добре и нести добро другим. Дает ей эту силу вера в Бога. Под образом Бога она воспринимает мир как сияющее целое, и это единство бросает луч красоты на ее страшную жизнь. Единство мира, увиденное под образом Бога, делает личность ее цельной, единой, а потому и сильной, сильнее, чем расколотая личность кандидата в Наполеоны. Веря в Бога, Соня верит в высшую справедливость и чудо, которые изменят ее жизнь; она верует в воскресение Лазаря, ибо без этого не будет надежды и веры в собственное воскресение. Потому-то Соня и колебалась, читать ли Евангелие Раскольникову, что это – ее заветное, основа ее жизни, не терпящее чужого грубого прикосновения. Но и для Раскольникова это – исход, хотя пока что и немыслимый. Она призывает Раскольникова стать на перекрестке, целовать оскверненную им землю, поклониться на все четыре стороны и покаяться: «Тогда Бог опять тебе жизни пошлет». Раскольников сделал по-Сониному; но побудило его к тому не искренне раскаяние, а «безысходная тоска». Но коль скоро покаяния не было, то и вся пафосная сцена завершилась фарсом, осмеянием. Раскаяние придет к Раскольникову только на каторге, после сна о трихинах и тяжелой болезни. И тогда герой сам возьмет в руки Евангелие, и промелькнет у него мысль: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…» Оговорка выразительная не потому, что Раскольников не искренен, а потому, что у героя-идеолога, теоретика не возникает Сонина нерассуждающая вера. Поэтому Соня – «надежда, но самая неосуществимая». Раскольников и его отношение к Соне и её «преступлению» • С самого начала романа, когда он только ещё узнал о существовании Сони из исповеди её отца, он стал мерить свое преступление её преступлением, стараясь оправдать себя. • Он стремится доказать, что решение Сони не истина, а значит он прав. • Именно перед ней он хочет сознаться в убийстве: она единственная, по его мнению, кто может его понять и оправдать, ибо сама преступница. Он приводит её к осознанию неминуемой катастрофы её и её семьи: «С Полечкой, наверное, то же самое будет», – чтобы поставить перед ней вопрос, ответ на который должен оправдать его поступок: «Лужину ли жить и делать мерзости или помирать Катерине Ивановне?» Реакция Сони обезоруживает его: «Да ведь Я Божьего промысла знать не могу… И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» Божия правда позволяет Сонечке, не понимающей ни идей Раскольникова, ни его побуждений, всем своим существом знать их глубокую бесчеловечность и преступность: «Это человек-то вошь!»; «Убивать? Убивать-то право имеете?» Без Бога, по Сониному убеждению, человек утрачивает себя. • После этого роли героев неожиданно меняются. ✓ Вначале Раскольников думал добиться от Сони полного духовного подчинения, сделать её своей единомышленницей. Он ведёт себя с ней надменно, высокомерно и холодно. И в тоже время пугает загадочностью своего поведения, например, он целует ее ногу со словами: «Это я всем человеческому страданию поклонился». Жест этот выглядят чересчур надуманно, театрально, в нём выявляется «литературность» мышления героя. Но всё же к Соне он приходит за прощением, хоть пытается убедить себя: «Я не прощения приду просить». Раскольников презирает тебя за то, что нуждается в Соне, а следовательно, зависит от неё, это оскорбляет его гордость, и потому временами он испытывает чувство «едкой ненависти» к ней. Но вместе с тем чувствует, что в ней его судьба, это ощущение усиливается, когда он узнает о её прежней дружбе с убитой им Лизаветой, ставшей даже её крёстной сестрой. ✓ Когда в момент признания в убийстве Соня отстраняется от Раскольникова с тем же беспомощным детским жестом, с каким отстранилась от его топора Лизавета, «защитник всех униженных и оскорблённых» окончательно прозревает фальшь всех своих претензий на истину. И вот убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги, читая по евангелию Елизаветы о воскрешении Лазаря. Это прообраз судьбы и Раскольникова, и Сони. Герои романа, оставаясь конкретными людьми своего времени, превращаются в вечных евангельских персонажей, потому что «вечная книга» содержит «модель» всех многоликих ситуаций и путь их разрешения. Воскресение Лазаря – надежда и вера в собственное воскресение. С интерпретацией убийственной теории Раскольникова как болезни, грозящей смертью, перекликается начало евангельского фрагмента: «Был болен некто Лазарь, из Вифании…». Четыре дня, проведённых Лазарем в гробу, соответствуют четырем дням, которые Раскольников провёл в своей «каморке-гробе» после убийства в беспамятстве горячки. Авдотья Романовна Раскольникова Выходя за Лужина, думает выбрать «Сонечкин жребий», только «с расчётом на излишек комфорта». Этот поступок осознается ею как жертва ради матери и брата. Раскольников гордо отталкивает её жертву и расстраивает брак сестры с Лужиным. Но, совершив убийство будто бы ради спасения своей семьи, Раскольников на самом деле едва не губит её, невольно передавая сестру в руки Свидригайлова, который завладев тайной Раскольникова, приобретает над Дуней страшную власть. Аркадий Иванович Свидригайлов • Если Соня выступает в роли «доброго ангела» Раскольникова, то Свидригайлов несомненно, демона, он даже искушает героя деньгами: «Уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». • Свидригайлов – воплощение того варианта судьбы Родиона, что противоположен покаянию, – привыкнуть и остаться спокойно жить с преступлением в душе. Свидригайлов обладает всем, что желал бы приобрести Раскольников своим «первым шагом». Он достиг той свободы и независимости от людей, о которых мечтал Раскольников. Для этого он тоже прошёл через убийство, переступив через свою жену Марфу Петровна, это уже не первая смерть на его совести: из-за него покончили с собой лакей Филька и изнасилованная им глухонемая девочка-сирота. Однако Свидригайлов совершает свои преступления гораздо «чище» и безопаснее, чем Раскольников, и, в отличие от последнего, демонстрирует завидное душевное спокойствие, здоровье и уравновешенность. Именно этим он привлекает к себе Раскольникова. • Свидригайлов первым замечает внутреннее сходство между собой Раскольниковым: «Между нами есть какая-то точка общая», «мы одного поля ягоды». Они двойники в том плане, что знают и предугадывают самые сокровенные мысли друг друга, идут по одному пути, но Свидригайлов смелее, и практичнее, и развращённее Раскольникова, что Достоевский связывает, в частности, с «барским» происхождением. При встрече со Свидригайловым Раскольников с ужасом видит свою фактическую солидарность с ним в хищническом образе жизни за счёт «слабых мира сего», вплоть до их унижения и уничтожения. • Он смеётся над Раскольниковым и вскрывает его нравственные противоречия: тот «переступил», «кровь по совести разрешил», а всё-таки не может до конца отречься от высокого и прекрасного: «Шиллер-то в вас смущается поминутно… Если же убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушек можно лущить чем попало, в своё удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! Понимаю, какие у вас вопросы теперь в ходу: нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку; зачем они вам теперь-то? Хе-хе! Затем, что вы ещё гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: ничего не за своё дело браться». |