Главная страница
Навигация по странице:

  • Внутренние монологи героя

  • Встреча с титулярным советником Мармеладовым

  • Встреча с пьяной девочкой лет пятнадцати на бульваре

  • Второй сон Раскольникова .

  • Основные события: 1. Встреча с Разумихиным.

  • 5. Попытка мещаночки Афросиньюшки утопиться.

  • 6. Смерть Мармеладова и знакомство с Соней.

  • 7. Встречи со Свидригайловым.

  • 8. Общение с Лебезятниковым.

  • 9. Встречи с Порфирием Петровичем (подробно значение образа и разговоров см. ниже) 10. Пятый сон Раскольникова

  • Эпилог и его роль в романе

  • ПиН. Преступление и наказание История создания


    Скачать 455.82 Kb.
    НазваниеПреступление и наказание История создания
    Дата26.04.2022
    Размер455.82 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПиН.pdf
    ТипРассказ
    #496813
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5
    Описание места действия – Петербург
    Герой живёт в доходном 5-этажном доме.
    Описание каморки, похожей на гроб, – одно из важнейших мест в романе.

    3.
    Портрет героя.
    Он совсем не «маленький человек». Он не «труслив и забит», хотя
    «задавлен бедностью». Он «худо одет», в лохмотья, в изношенную, «всю в дырах и пятнах» шляпу. Но эта «безобразнeйшая» одежда не мешает увидеть его замечательную внешность: герой высок, «тонок и строен», «хорош собою», у него «прекрасные темные глаза» и тонкие черты лица.
    4.
    Внутренние монологи героя
    Его мысли не совсем ясны, так как он уже два дня практически ничего не ел. В размышлениях героя много странного. Он думает не об
    «обыденной дребедени», а о деле, на которое намерен «покуситься». Во внутреннем монологе героя подчеркивается его стремление не «болтать», а «делать»: «Оттого болтаю, что ничего
    не делаю». Суть дела он тщательно обходит: «Разве я способен на
    это
    ? Разве
    это
    серьёзно
    В связи с чем возникает
    мотив узнавания
    , обусловливающий напряженность в развитии действия.
    5.
    «Проба».
    Выявляет, что дело связано со «старушкой» из «преогромнейшего» дома. Проба вызывает у героя смущение и бесконечное отвращение: «О боже! как это все
    отвратительно!... главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»
    6.
    Встреча с титулярным советником Мармеладовым
    – новое доказательство необходимости осуществить «дело». Мармеладов рассказывает ему о бедствиях своей семьи, о нищете, наступившей, когда он «места лишился», пьянстве, из-за которого «ребятишки
    голодные», дочери Соне, ставшей проституткой, чтобы помочь мачехе, её детям и отцу, и о том, что ему «идти больше некуда».
    7.
    Письмо матери
    – ещё одно побуждение «делать», а не «болтать». В нем сообщается о несчастьях его собственной, горячо любимой семьи: нищете матери; унижениях, выпавших
    на долю сестры Дуни, служащей гувернанткой Свидригайловых. Спасением от бедственного положения семьи становится надежда на брак с «весьма солидным и приличным», «надежным
    и обеспеченным» надворным советником Петром Петровичем Лужиным, служба в адвокатской конторе которого могла бы помочь Раскольникову начать будущую карьеру.
    Письмо матери измучило Раскольникова. Жертвенность сестры, скрытая за описанием мнимо-благополучного союза с «деловым» человеком, вызывает слёзы героя, ощущение тяжести на сердце. Он чувствует, что «теперь надо бы не тосковать, не страдать пассивно,
    одними рассуждениями, о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь
    сделать, и сейчас же, и поскорее».
    8.
    Встреча с пьяной девочкой лет пятнадцати на бульваре
    Сцена, героиня которой вызывает его сочувствие и даже намерение бросятся на обидчика с кулаками. Три сходные ситуации: Соня, Дуня, девочка на бульваре – воспринимаются им как нарастающий конфликт человека-жертвы с миром хищников, готовых погубить его. Однако невозможность оставаться пассивным свидетелем проявления мирового зла сочетается в нем с подсознательным стремлением к чистоте и покою. Ум и чувства подталкивают
    Раскольникова к действию, убеждая в возможности восстановить справедливость, на глубинное внутреннее ощущение свидетельствует о неправоте того, кто пытается поправить природу насильственными средствами.
    9.
    Первый сон.
    Обнаруживает давние корни потребности героя спасти человечество. Во сне возникает «картина чудовищная», страшная, вы при этом имеющие чрезвычайно сходство с действительностью. Это сон о детстве, но и тогда мир казался Раскольникову
    «большим кабаком», где всегда орут, дерутся, и дорога оттуда только к «городскому
    кладбищу». Проснувшись, он чувствует, что должен сбросить «страшное бремя», отказаться
    от «проклятой… мечты» ради того, чтобы было «на душе… легко и мирно». Он не хочет уподобляться толпе в её жестокости: «… да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану
    бить по голове…». Эпизод обнаруживает внутреннее противоречие героя: органическое неприятие насилия вступает в конфликт с «расчетами». Рациональные доказательства справедливости и возмездия «ясны, как день… как арифметика», но человеческая природа не способна «вытерпеть» «ужаса» убийства
    10.
    Совпадения.
    Отчаявшись найти внутренний ответ на свои противоречивые искания, герой полагается на судьбу: «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой…». Однако
    «особые влияния» он видит в случайностях, придавая значение «совпадениям». Проходя по
    Сенной площади, он слышит разговор о том, что сёстры Алены Ивановны Лизаветы «ровно в
    семь вечера… дома не будет и что, стало быть, старуха… останется дома одна».
    Неожиданно полученные сведения кажутся ему последней случайностью, цепь которых началась с «ничтожного трактирного разговора» между студентом и офицером, который он слышал после своего первого посещения процентщицы. В нем шла речь о её богатстве, получив которое тысячи могли бы «посвятить… себя всему человечеству и общему делу». А возражая студенту, офицер указывает, что «ведь тут природа», а кроме того, на убийство нельзя решиться «самому». Студент подтверждает, что обсуждение абстрактно. В этом разговоре Раскольников находит стороннее подтверждение «таких же точно мыслей», которые зародились у него. Оба случая имеют «на него влияние… как будто было тут какое-
    то предопределение, указание…».
    11.
    Второй сон Раскольникова
    .
    Доносит до его сознания голос человеческой природы, он почти не слышен, кажется странным забытьём, грезами по сравнению с «делом», к которому он должен готовиться. Во сне ему является оазис «в Африке, в Египте». Там
    отдыхает его караван, и он «всё пьёт воду, прямо из ручья… прохладно так, и чудесная-
    чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому
    чистому с золотыми блестками песку…». Эта картина является антитезой действительности, в которой героя мучит жажда, головная боль, нищета, жалкий вид его жилища, суета жизни.
    Завязка - убийство
    • В детальном описании подготовки и осуществления преступления проявляется бессилие
    «воли и рассудка» Раскольникова. Они не могут победить страх, инстинкт, предугадать, с чем будет сопряжено «дело». Задуманное «крошечное преступление» превращается в ужасную трагедию. Вместе со старухой-процентщицей Раскольников вынужден убить неожиданно вернувшуюся Лизавету – простую, забитую и испуганную, несчастную женщину, в своем страхе перед смертью похожую на «очень маленьких детей».
    • На этом этапе сюжета действие длится один день. Меняется положение героев романа, прежде всего положение Раскольникова, его юридический и моральный статус: герой вступает в конфликт с законом, становится преступником.
    Развитие действия
    В развитии действия реализуется основной конфликт, возрастает напряженность отношений между персонажами. Развитие действия длится приблизительно шесть дней, охватывая 2–6 части произведения. Заметим, что темп развития действия достаточно высок. В очень короткий промежуток времени уместилось множество событий – происшествий, встреч, споров. В то же время темп развития «внешних» событий снижается за счет того, что
    Достоевский подчеркнуто внимателен к внутренней жизни героев: «исповеди» и диалоги
    проясняют их идейные позиции (исповедь Раскольникова перед Соней и его споры с ней, диалоги Раскольникова с его духовными «двойниками» Лужиным и особенно
    Свидригайловым, напряженная словесная «игра» главного героя со следователем Порфирием
    Петровичем и т. д.).
    Герои романа, особенно Раскольников, живут напряженной внутренней жизнью. Автора интересует прежде всего то, что происходит в душе преступника. Герой ощущает происходящее как «казнь». Первым вестником является страх. Его усиливает первое же общение с людьми: приход Настасьи и дворника, принесшего повестку в полицию из-за неуплаты денег по заемному письму. Страх доходит до отчаяния, до скорейшего желание развязки: «Ну, началось, так и началось, черт с ней и с новой жизнию!»
    Новым ощущением для Раскольникова становятся и «бесконечное, почти физическое,
    отвращение ко всему… окружающему».
    Однако «внешние» события не менее важны: они мотивируют дальнейшее развитие действия.
    Так, смерть Мармеладова и участие, которое принял в судьбе его семьи Раскольников, – причина знакомства главного героя с Соней, его основным нравственным антагонистом в романе. Но, как правило, Достоевский изображает различные события под определенным углом зрения: его интересует, как происходящие события отражаются на психологическом состоянии главного героя.

    Основные события:
    1. Встреча с Разумихиным.
    Придя к своему единственному другу, герой замечает, что полон злобы. Это злоба на самого себя, так как тянет к людям, особенно к другу, который
    «всех… добрее, то есть умнее», но при этом он чувствует невозможность «сходиться
    лицом к лицу с кем бы то ни было».
    2. Третий сон.
    Сон представляется ему ужасной явью: «Он очнулся в полные сумерки от
    ужасного крику». Вокруг него «драки, вопли, ругательства», «зверства». Не понимая, что очнулся, Раскольников спрашивает у Настасьи, «за что били хозяйку». Её ответ, показывающий суть происходящего с ним («А это кровь в тебе кричит»), антитетичен внутренней потребности героя, оставшейся неизменной: «…пить дай… Помнил только, как
    отхлебнул один глоток холодной воды…»
    3.
    Представление о враждебном внешнем мире, живущем по законам насилия и злобы, сохраняется и в
    четвертом сне
    Это даже не сон, а бред и полусознание. Он видит около себя много народу. Все враждебны ему: «договариваются», «смеются», «дразнят»,
    «грозят».
    4. Встреча с Лужиным.
    Петр Петрович Лужин, сравнивая религию с требованиями
    «преуспеяния, или, как говорят теперь, прогресса», утверждает невозможность исполнения христианских заповедей: «Если мне... говорили: "возлюби"... то что из этого выходило?.. я
    рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы становились на половину голы». Здесь пародируются две из основных заповедей Христа: «люби ближнего твоего, как самого себя» и
    «отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». Взамен их он
    предлагает следовать выводам «науки», утверждающей, что «все на свете на личном
    интересе основано». По его логике эгоистическая польза соответствует общественному благу: сохранив свой «кафтан» «целым», «обделав собственные дела», человек
    «приобретает как бы всем», закладывая основу «всеобщего преуспеяния». Раскольников, раскрывая основу теории Лужина, утверждает, что её последствием является аморализм: «А
    доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно
    резать…». Возражения Лужина о том, что «экономическая идея еще не есть приглашение к
    убийству», опровергается его собственными поступками, которые вспоминает Раскольников:
    «… правда ль, что сказали вашей невесте… что больше всего рады тому… что она нищая…
    потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать… и
    попрекать…». Вседозволенность ведет к достижению цели любыми средствами. Это сходство между мотивами лужинских поступков и своего «дела» так поражает главного героя, что он «не хочет так жить».
    5. Попытка мещаночки Афросиньюшки утопиться.
    Раскольников задумывается о таком конце и для себя: «Нет, гадко…». Отказавшись от этой мысли, он полон решимости
    «всё кончить» по-другому – пойти в полицейскую контору.
    6. Смерть Мармеладова и знакомство с Соней.
    Соня появляется «неслышно и робко».
    Её поведение контрастирует с «разукрашенным по-уличному», показывающим её занятия нарядом. На её «худом, бледном и испуганном личике» выделяются «замечательные голубые
    глаза». Встреча с ней разгоняет напускные страхи героя. На том самом месте, где
    Раскольников думал о смерти, он произносит для себя решительно и торжественно: «Есть
    жизнь!»

    7. Встречи со Свидригайловым.
    Речь о Свидригайлове заходят в разговоре героя с
    Пульхерией Александровной, его матерью, рассказывающей о смерти жены Свидригайлова.
    Вскоре он приходит к герою, чтобы с ним лично познакомиться и получить рекомендации к его сестре. Беседа Свидригайлова с Раскольниковым строится как его и исповедь с целью доказать, что они одного поля ягоды. (О значении встреч со Свидригайловым см. ниже).
    8. Общение с Лебезятниковым.
    Андрей Семёнович Лебезятников – один из представителей «самой модной ходячей идеи». Подобно Базарову Тургенева, он прогрессист, нигилист, обличитель, но у Достоевского он представлен в сниженном виде. Его весьма самоуверенный тон почти всегда смешон, так как противоречит его чрезвычайно пошленькой, простоватой и к тому же мягкой натуре. В его внешности тоже нет ничего значительного: «Этот Андрей Семёнович был худосочный золотушный человек, малого
    роста, где-то служивший…». Авторское отношение к нигилистам Лебезятникову выражено в откровенной авторской оценке: он глуповат, принадлежит к «бесчисленным и разноличному
    легиону пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров». Однако сатирическое воспроизведение взглядов Лебезятникова позволяет выявить их аморальную основу (что сближает этого персонажа с такими действующими лицами романа Тургенева
    «Отцы и дети», как Ситников и Кукшина). Его стремление «завести свою коммуну… на более
    широких основаниях» реализуется в беседах с Соней о свободе женщины: «Когда же рога
    ставятся открыто, как в гражданском браке, тогда уже их не существует».
    9. Встречи с Порфирием Петровичем
    (подробно значение образа и разговоров см. ниже)

    10. Пятый сон Раскольникова
    Подтверждает рассуждение Разумихина, который не может поверить в искренность своего друга: «Нет, ты как-нибудь да увлекся! Тут ошибка…
    Ты не можешь так думать…» во сне перед героем снова возникает картина убийства, но в ответ на удары топора старушонка «сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным
    смехом». Шепчутся и смеются за дверью, а люди, стоящие на лестнице, смотрят на него и ждут. Совершенное Раскольниковым предстаёт в его сне как неудача.
    Кульминация
    • Психологическая кульминация романа – признание Раскольникова Сонечке в том, что именно он убил старуху процентщицу и Лизавету (ч. 5, гл. 4). Это один из самых напряженных и «критических» эпизодов. Но после него основной конфликт не исчерпан, действие не идет на спад.
    • Сюжетной кульминацией, вытекающей из решения Раскольникова «открыться»
    Сонечке и покаяться, стала его явка с повинной (ч. 6, гл. 8).

    Развязка
    • Одна из особенностей сюжета «Преступления и наказания» – отсутствие традиционной развязки. В рамках сюжетного действия основной конфликт произведения не завершается: главный герой не избавляется от своих заблуждений, не осознает ошибочность своей теории.
    • Формальной развязкой сюжета «полицейского романа», с традицией которого связано
    «Преступление и наказание», мог бы стать суд над преступником и вынесение ему приговора. Но для Достоевского наибольшее значение имела не юридическая, а нравственно-идеологическая сторона конфликта. По его мнению, официальные карательные меры не затрагивают души преступника, не способствуют его нравственному выздоровлению. Поэтому правовые последствия признания
    Раскольникова – суд, приговор, каторга – не имеют решающего значения в развитии действия. О том, что происходило после явки с повинной, лишь кратко сообщается в первой главе эпилога, за пределами сюжетного действия.
    • Настоящей развязкой действия, обусловленной философско-психологической проблематикой романа, могло бы стать осознание Раскольниковым ошибочности своей теории. Но этого не произошло даже в эпилоге. Во второй главе эпилога лишь намечено некоторое изменение характера и взглядов Раскольникова, но это уже как бы пролог новой истории – истории духовного возрождения человека. События, показанные во второй главе эпилога (болезнь Раскольникова и начало его выздоровления), происходят почти через полтора года после преступления и занимают несколько недель.
    • Некоторые исследователи считают
    шестой сон Раскольникова
    , сон о трихинах, кульминацией конфликта: герой увидел, к чему приводит забвение нравственного
    начала, и впечатление оказывается настолько глубоким, что вызывает в герое перелом.
    Более логичным всё же представляется рассмотрение этого сна и его последствий залогом возможной развязки нравственного конфликта.
    Эпилог и его роль в романе
    В оценке эпилога мнения исследователей разделяются.
    Одним он кажется натянутым, монологически прекращающим полифонию голосов в романе, искажающим первоначальный замысел характера Раскольникова.
    Другие считают, что он логически вытекает из всей философской концепции романа.
    • Поначалу Раскольников на каторге относится к окружающим с бессознательным презрением, заслуживает этим всеобщую ненависть. Даже на каторге он признавал преступлением только то, «что не вынес его и сделал явку с повинной». Раскольников и на каторгу идет не потому, что разуверился в своей идее, а потому, что не может более выносить своего «уединения» и «отчуждения».
    • Но жизнь берет свое. Он попадает в тюремную больницу. Эта болезнь сливается в восприятии читателя с его общем болезненным состоянием на протяжении романа. Но здесь символически изображено его окончательное выздоровление: он видит сон, апокалиптическое видение, где его идея показана в полном развитии своей разрушительной силы – в виде моровой язвы, уничтожающей чуть ли не всё
    человечество: «Спастись могли во всем мире только несколько человек, это были
    чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь,
    обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их
    слова и голоса». Тем не менее Достоевский не заставляет Раскольникова прямо разубедиться, отказаться от своей теории, герой отдаётся «живой жизни», непосредственным сердечным чувствам.
    • Важно, что воскресение стало возможно для него только вне Петербурга. В эпилоге этому страшному городу противопоставлено первое в романе описание природы: необозримые просторы степи с юртами кочевников, где «самое время остановилось,
    точно не прошли ещё века Авраама и стад его». Этот пейзаж напоминает о библейских первых веках и знаменует собой начало новой, еще не изведанной жизни героев. Первым живым чувством, воскрешающим героя, становится любовь к Соне. Важно отметить, что до этого момента он только пользовался её любовью как единственный нитью, связывающей его с людьми, но отвечал лишь холодностью, жестоко мучил её, безжалостно перекладывал на ее хрупкие плечи часть своей тоски. Теперь же его безотчетно потянуло к ней и бросило к её ногам. Это уже не демонстративный жест, подобно поцелую ноги при первом свидании, но символический знак смирения в любви гордого человека. Теперь «сердце одного заключало в себе бесконечные источники
    счастья для другого». Автор верит в реальность будущего прихода к истине и воскресение своего героя.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта