ПиН. Преступление и наказание История создания
Скачать 455.82 Kb.
|
Разница с Раскольниковым: • Ту черту между добром и злом, которую Раскольников было переступил и сразу почувствовал себя сбитым с ног, Свидригайлов давно и окончательно для себя стёр. Поэтому он неуязвим для мучений совести и не способен к покаянию. • От добрых и злых поступков он испытывает одинаковое наслаждение. Он – эстет, «страшно любит» Шиллера, тонко судят о красоте Рафаэлевой мадонны и вместе с тем получает почти животное наслаждение, мучая своих жертв. И дело здесь не только в обыкновенном сладострастии, а в упоении грехом и преступлением. Он был шулером, сидел в тюрьме, продал себя за 30.000 своей покойной жене, убил её, изнасиловал беспомощную девочку. Может со скуки полететь на воздушном шаре. Дело в том, что, когда всё позволено, всё безразлично. Остаётся только мировая скука и пошлость. Мировая бессмыслица, жизнь и потустороннее существование сходятся для него в одном символе – вечное заточение в маленькой комнатке наподобие деревенской бани, где по всем углам пауки. Метафизическая пустота – вот к чему приводит абсолютная свобода. Образно говоря, Свидригайлов ощущает себя навеки заключённым в ту самую «каморку- гроб», откуда Раскольников мечтал выйти через преступление на бескрайние просторы. При этом Свидригайлов тоже способен на глубокие и сильные чувства, что доказывает его романтическая страсть к Дуне – последняя, отчаянная попытка вернуться к жизни. Увидев, что это невозможно, он после дикой борьбы с собой отпускает жертву. Не желая более никому делать зла, он уже принял своё последнее решение – «уехать в Америку», если получит отказ. Как ни странно, но именно Свидригайлов сделал добрых дел более, чем кто-либо другой в романе: • хоронит Катерину Ивановну, • устраивает детей покойной, • дарит приданое бедной девочке, к которой до этого в виде жестокой шутки вздумал свататься, • дает Соне деньги на поездку в Сибирь. и… отправляется в никуда, потому что искупление для него всё равно невозможно. Свидригайлов на примере своей судьбы предостерегает Раскольникова , показывая, что демонический путь ведет к скуке и отчаянию небытия. Свидригайлов и Печорин • У Свидригайлова можно заметить гедонистические черты Печорина. • Оба живут для того, чтобы «срывать цветы удовольствия», потом «бросать их в придорожную канаву». • Итог героев один и тот же – полное опустошение: как Печорин едет умирать в Персию, так и Свидригайлов собирается «в Америку». • Но Свидригайлов заходит несколько дальше Печорина: он преступает чувство чести, чтобы продлить удовольствия и хоть как-то их разнообразить, этим самым представляет собой сниженный, цинично пошлый вариант байронического демонизма. (Представьте себе Печорина, который подтасовал карты во время пари из любопытства посмотреть, как застрелится Вулич, и перед вами будет шулер Свидригайлов). • Но вместо романтической «бесконечной грусти» Аркадий Иванович испытывает «безграничную скуку». Порфирий Петрович и его роль в жизни Раскольникова Разные роли : • Он единственный представитель законности официального правосудия в романе. Имя его = порфира – царское одеяние, знак императорской власти + Пётр – имя первого русского императора, это свидетельствует о том, что он выступает в романе от лица государства и выражает идеологию общества, против которого выступал Раскольников. • Резонёр в конце романа – логически объясняет Раскольникову необходимость покаяться и явиться с повинной. • Есть основания и его считать двойником Раскольникова, но по-иному, нежели Свидригайлова. Порфирий сумел необыкновенно глубоко понять характер и психологию Раскольникова, так что временами даже может показаться, что он сам в своё время прошёл через те же мысли и порывы: «Мне все эти ощущения знакомы, и статейку я вашу прочёл как знакомую». • Следователь и подсудимый – коллеги: Раскольников учился на юридическом факультете и пишет вполне профессиональную, интересную даже для Порфирия статью о психологии преступника. Проникновение Порфирия в душу Раскольникова проницательно до неправдоподобия. Не имея в руках ни одного реального факта, следователь восстанавливает историю и картину убийства до малейших подробностей, что позволяет ему полностью завладеть Раскольниковым и, несмотря на отсутствие улик, гениально раскрыть преступление. Облик • Порфирий – сравнительно молодой человек, лет около тридцати пяти, он учит Раскольникова, как жить, с позиции всеведущего человека. • В его облике автором подчёркивается какая-то неопределенность: он сам невысокий, «полный и даже с брюшком», и во всей фигуре есть что-то бабье, что сразу неприятно действует на читателя. • Пристальный взгляд его водянистых глаз с белесыми ресницами как-то странно не гармонировал со всею фигурою и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от неё о ожидать. Поведение по отношению к Раскольникову В начале Порфирий насмешлив, разговаривает нарочито пошлым тоном с подхихикиваниями и ерсами: «Извольте-с», «это ведь факт-с», «по гуманности-с», в этом тоне из-под показного самоуничижения проглядывает завуалированная издевка над собеседником. • Следователь посвящает Раскольникова в свою тактику ведения дела, желая втянуть истерзанного подозрениями героя в исповедальную атмосферу и спровоцировать на дальнейшее признание. В этот момент он похож на паука, хладнокровно ловящего его жертву в аккуратно расставленные сети: «Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу, а это уж очень приятно, хе-хе-хе!» • Внезапный приход с повинной Миколки потрясает его не меньше, чем Раскольникова. Хитроумный следователь как будто понимает, что преступил закон Божеского милосердия, что его жестокость превысила вину Раскольникова. (Неслучайно мещанин, слышавший всю сцену из-за перегородки и, несомненно, еще больше утвердившийся во мнении, что Раскольников – «убивец», приходит, потрясенный, просить у него прощения за оговор и злобу). • Через несколько дней приходит к Раскольникову и сам Порфирий и обращается к нему совсем иным тоном, уже без иронии, коварства, фактически каясь перед ним, хотя и говорит примерно то же, что в прошлый раз. Следователь, таким образом, поворачивается к нам другой стороной и оказывается авторским резонером, подытоживая всё пережитое и вымученное Раскольниковым и обосновывая единственно возможный для него выход: «Отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, - прямо на берег вынесет и на ноги поставит… Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху». Порфирий развивает идею искупление вины страданием, носителем которой в романе представлен Миколка: «Вам… давно уже воздух переменить надо. Что ж, страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то может, и прав, что страдания хочет». Из черновиков к роману мы знаем, что это и центральная мысль самого писателя: «Идея романа. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием». Порфирий словами выражает всё то, что Соня может дать почувствовать только в своей любви. Логика Порфирия, любовь Сони, ужас от страшного конца Свидригайлова вместе сподвигают Раскольникова на решительный шаг – явку с повинной Это ещё не отказ от теории (даже идя доносить на себя, Раскольников восклицает: «Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь!») На призыв Сони «страдание принять и искупить им себя» он жестко отвечает: «В чем я виноват перед ними? Зачем пойду? Что я им скажу?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня!..» Но это необходимое условие для последующего воскресения: Раскольников начинает искупать свою вину страданием и кладет начало своему воссоединению с людьми. Образ Петербурга В романах Достоевского героя изображаются фактически вне контекста обыденной жизни. Быт изображается Достоевским скорей как «антибыт» – быт с отрицательным знаком, в его нарушении и бесчеловечности. В «Преступлении и наказании» этот быт прежде всего связан с образом Петербурга. Столица явлена предельно знакомой, обыденной и вместе с тем животрепещущей стороной. (Например: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».) Это Петербург разночинный в исконном смысле этого слова. Выброшенные на обочину жизни, укорененные в ней или даже процветающие люди, населяющие Петербург «Преступления и наказания», – прямые или косвенные участники, свидетели, споспешники (как говорили в XIX в.) или противники Преступления. Большинство из них имеет свою неповторимую позицию в отношении к Преступлению, свой голос, неслиянный с голосом автора. Цитаты о городе • «Сия великолепная и украшенная многочисленными памятниками столица», • «Город канцеляристов и всевозможных семинаристов», • Достоевский награждает город такими эпитетами: «мёртвый», «умышленный», «самый фантастический», • Свидригайлов : «Это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всём». • О Раскольникове и Петербурге: «Необъяснимым ветром веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него это пышная картина». • Пульхерия Александровна замечает: «Ужас у него душно, а где тут воздухом подышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!» Характеристика • Наделён мрачной мистической силой, угнетающей личность и лишающий её ощущения своей укорененности в бытии, • Особое духовное пространство , где всё приобретает символическое психологическое значение. • Главные качества Петербурга Достоевского : ✓ невыносимая духота – становится атмосферой преступления (то, что Раскольникову для жизни не хватает воздуха, вскользь говорят и Порфирий, и Свидригайлов, воздух в данном случае – это символ живой, непосредственный жизни, но в Петербурге его вообще нет), ✓ темнота, грязь и слякоть – от них развивается отвращение к жизни и презрение к себе и к окружающим, ✓ сырость, изобилие воды во всех видах – порождает ощущение текучести, недолговечности, относительности всех явлений действительности (вспомним страшную грозу и наводнение в ночь самоубийства Свидригайлова), ✓ желтый цвет. • Город приводит к перерождению всех приезжающих. Они «цивилизуются», опошляются, разлагаются. Примеры: Раскольников, Миколка, Мармеладов, Катерина Ивановна. • Толпа как продукт города . Петербург Достоевского – это не Петербург барокко и классицизма, а Петербург Сенной площади с её шумами, торговцами, грязными переулками и доходными домами, кабачками и «домами увеселения», тёмными камерами и лестничными клетками. Люди в этом городе сливаются в безликую, бесчувственную толпу, сквернословящую, хохочущую, безжалостно топчущую всех ослабевших в жестокой борьбе за жизнь. Яркий контраст между крайнее скученностью людей и их крайней разобщённостью, чуждостью друг другу порождает в душах враждебность и насмешливое любопытство по отношению к друг другу. Объектом насмешек и пересудов становятся ✓ уличные сцены и скандалы: удар кнута, драка, самоубийство женщины с «желтым», «испитым» лицом, бросающейся в канал, задавленный лошадями пьяница; ✓ любые доступные к обсуждению сцены внутри домов: Мармеладовы живут в проходных комнатах, и при всякой скандальной семейной сцене из разных дверей «притягивались наглые смеющиеся головы с папиросами и трубками, в ермолках» и «потешно смеялись»; ✓ более того, толпа появляется и в кошмарных снах Раскольникова (о лошади, где она требует забить животное, о бесконечном убийстве, где она, невидимая и от того особенно страшная, наблюдает, злобно смеётся над лихорадочными стараниями обезумевшего героя завершить своё злополучное преступление) • Именно эта безликая и жестокая петербургская толпа порождает у главного героя представление о людях как о надоедливых и злобных насекомых , поедающих друг друга, подобно запертым в тесной банке паукам. Раскольников начинает едко ненавидеть «ближних»: «Ему гадки были все встречные, гадки были их лица, походка, движения». У него возникает желание уйти от всех, уединиться в себе, устроиться так, чтобы возвыситься и добиться полного господства над всем этим «людским муравейником». Для этого можно и убить одну из «этих гадких и зловредных вшей». • Помещения как отражение убийственной духоты города и изуродованности жизни в нём : ✓ Каморка Раскольникова, напоминающая «сундук», «шкаф» или «гроб». Это особое духовное пространство означает мертвенность среды обитания героя, предопределяет убийственность и бесчеловечность обдумываемой им теории. «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как я ненавидел эту конуру! А всё-таки выходить из неё не хотел. Нарочно не хотел!» ✓ Комната Сони была тоже уродлива, похожа на сарай, где один угол был чересчур острый и чёрный, а другой – безобразно тупой, что символизирует изуродованность её жизни. ✓ Окончательное философское завершение образ «мертвящей комнаты» получает в зловещем введении Свидригайлова, которому вся вечная жизнь представлялась как пребывание в закоптелой «комнатке, наподобие деревенской бани» с «пауками по всем углам». Здесь достигает своего апогея тема полного отсутствия воздуха, полного уничтожения времени и пространства. Символика Символический план воплощения конфликта преступления и наказания структурно богат и функционален. Символическую сгущенность смысла может принимать • Сюжетный эпизод (чтение евангельской притчи, сцена на берегу Иртыша), • Условные мифопоэтические или «исторические» образы (сны, лейтмотив Лазаря, Наполеон), • Деталь , обогащенная за счет контекста избыточным, с точки зрения аскетического сюжетного движения, смыслом. Так, старые доставшиеся Раскольникову от отца серебряные часы, на обороте которых изображен глобус, символизируют собою и единство человеческого (уже христианского) общежития, телеологически устремленного к установлению гармонии (Царства Божьего) на земле, и преемственность поколений. Это знак власти и ответственности за мир (глобус – своего рода «держава») и одновременно в масштабе личной судьбы экзистенциально благое для Раскольникова время до частного «грехопадения». Не случайно с ними Раскольников расстается незадолго до убийства, закладывая Божеское наследство ведьме Алене Ивановне, меняя истинную власть на самоволие. Символы – топонимы . Например, Сенная площадь, через которую проходит путь Раскольникова в полицейскую контору, соотносящийся в мифологических своих смыслах с крестным путем Христа на Голгофу. В XIX в. она, одна из самых больших в городе, была «чревом» столицы, средоточием разнородных культурно-экономических «дорог». Именно здесь Раскольников, крестясь, целует землю, стоя на коленях, кланяется представителям той самой «почвы», и в этом идеологический смысловой план символа. Кроме того, она становится экзистенциальным перекрестком: публичное покаяние – витальная точка в эволюции героя. • Множество значимых личных имен, символика цвета, символический бестиарий (животные и названия животных в романе) и т. д. – через символическую систему как часть поэтики романа разрешаются оппозиции жизни и смерти, добра и зла, греха и добродетели, приемлемых и непригодных средств для достижения цели. Стиль Достоевского «У меня свой особенный взгляд на действительность, и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительности», – так определял свой творческий метод сам Достоевский. Что же фантастичного в «Преступлении и наказании»? • Фантастично само построение сюжета . Если в обычном детективе весь интерес повествования заключён в разгадке тайны преступления, то этот роман представляет собой некий «антидетектив», где преступник известен читателям самого начала. В его тайну проникают также один за другим чуть ли не все герои романа, включая следователя Порфирия Петровича. Однако при этом все посвящённые, видя невыносимость нравственных мук Раскольникова, сочувственно расположены к нему и ждут, когда он сам раскается и сделает явку с повинною. Внимание читателя переносится, таким образом, с внешней канвы сюжета на душевное состояние преступника и на идеи, приведшие его к преступлению. • Художественное время романа необычайно насыщено событиями, а иногда, напротив, вообще перестает ощущаться. Всё действие романа умещается в рамки двух недель. Ритм времени то замедляется, то бешено ускоряется . Пример: ✓ Во второй день по возвращении из горячки Раскольников утром беседует с приехавшими к нему сестрой и матерью, уговаривая их порвать с Лужиным. ✓ Знакомит их с внезапно пришедшей к нему Соней. ✓ Идёт вместе с Разумихиным знакомиться с Порфирием, который вызывает его на подробный рассказ о его теории и приглашает на завтра для решительного объяснения, означающего для героя жизнь или смерть. ✓ Встречается с мещанином, «человеком из-под земли», который бросает ему в лицо: «Убивец!», переживает весь ужас разоблачения. ✓ Видит кошмарный сон о своем убийстве и, проснувшись, видит Свидригайлова, с которым неожиданно вступает в длительную философскую в беседу. ✓ Вместе с пришедшим Разумихиным идёт к своим родным и провоцирует их окончательный разрыв с Лужиным. ✓ Не может выносить их близости и внезапно от них уходит, сказав при выходе Разумихину, что уходит навсегда. ✓ Направляется первый раз к Соне, заставляет её рассказать о себе, просит прочесть о воскресении Лазаря и подготавливает её к тому, чтобы открыться ей в совершенном преступлении. Но иногда, напротив, действие в романе прерывается длинными внутренними монологами и развёрнутыми описаниями душевного состояния героев. Так, например, в горячке «иной раз казалось» Раскольникову, «что он уже с месяц лежит, в другой раз – что всё тот же день идёт». Даже когда бред кончается и Раскольников, видимо, поправляется, он не приходит в себя до конца и на протяжении всех последующих глав продолжает пребывать в лихорадочном, полубредовом состоянии. То есть имеют место провалы во «вневременность» наравне с интенсификацией романного времени. • Фантастична и вся действительность романа , которую Достоевский намеренно сближает со сновидением. ✓ Соотнесение реальности со сном . Реальность часто кажется героям осуществлением болезненного сна, а в сновидениях оживляют идеи и чувства, не воплотившиеся в реальности. Как во сне идет на преступление Раскольников. Потом, в конце 3 части, в зловещем кошмаре, ему снится, будто он осуждён совершать своё убийство вечно. Внезапный приход Свидригайлова кажется ему продолжением этого сна, тем более что тот озвучивает его самые заветные и потаенные мысли. Всё это заставляет Раскольникова даже усомниться в реальности своего собеседника. ✓ Повышенная роль случайности, стечения обстоятельств . В преступление героя вовлекают неожиданные случайности, вроде случайно подслушанной на площади фразы, что на следующий день Лизаветы не будет дома. Всё происходит, «точно он попал клочком одежды в колесо машины и его начало в неё втягивать». ✓ Большое значение имеют символические детали. ❖ Топор, для которого приготовлено специальные петли под пальто, под левой мышкой, чтобы удобнее было сразу его выхватить, оказывается прилегающим прямо к сердцу лезвием. ❖ Хозяйского топора, на которой рассчитывал герой, не оказывается на месте, но зато в дворницкой «из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза… Он бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки. «Не рассудок, так бес», – подумал он, странно усмехаясь". ❖ Смертельный удар старухе Раскольников наносит обухом топора так, что лезвие при этом обращено к нему самому, – это как бы знак того, что Раскольников одновременно наносит непоправимый удар и себе и скоро окажется жертвой своего же убийства. • Фантастичен и характер героев . Благородный убийца, целомудренная блудница, шулер- аристократ, пропойца-чиновник, проповедующий Евангелие. Все они впечатляют «фантастичностью своего положения». Причудливо сплетаются в таких натурах высокие идеалы с порочными страстями, сила и бессилие, великодушие и эгоизм, самоуничижение и гордость. |