Главная страница
Навигация по странице:

  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»

  • Информатика. Документ Microsoft Word. Преступление и наказание


    Скачать 28.29 Kb.
    НазваниеПреступление и наказание
    АнкорИнформатика
    Дата04.11.2022
    Размер28.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
    ТипДокументы
    #769920



    Я И ДРУГИЕ

    Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

    Раскольников и Мармеладова
    В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показал путь духовных исканий Раскольникова, его взаимоотношения с окружающими и влияние, которое может оказать на человека любовь и понимание. Раскольников совершает преступление, считая, что он имеет право на правосудие, что он находится «за пределами добра и зла». Однако нарушение норм морали наносит рану его душе. Он не может оправдать свой поступок, и теория его рушится. Спасает героя Соня, наделенная даром бесконечного сострадания к людям. Раскольникова до глубины души потрясает судьба девушки, которая ради спасения семьи вынуждена была пойти по «желтому билету». Образ ее жизни, мысли, мировоззрение строятся по законам самопожертвования. Она является воплощением человеческого страдания, бесконечных нравственных мук. Соня помогает Раскольникову смириться и покаяться, ей он обязан своим духовным возрождением. Чистая душа девушки оказалась способна увидеть в потерявшемся человеке увидеть надежду на светлое будущее.

    Забвению не подлежит

    «Судьба человека», автор М.А. Шолохов.

    О каких подвигах не стоит забывать? Ответ на этот вопрос есть в данном рассказе. В книге автор описывает историю одного солдата, с которым ему посчастливилось повстречаться на переправе и пообщаться. Андрею Соколову, такое имя дано герою рассказа, довелось пережить продолжительные бои, потерю семьи, ранения и концентрационный лагерь. Особенно интересно описан подвиг героя в плену, когда солдат прошел испытание на прочность. Соколов отказался выпить за победу врага, несмотря на то, что это угрожало его жизни. За проявленную отвагу и уважение к Родине, комендант концентрационного лагеря принял решение отпустить Андрея, наградив едой. Поступок Соколова и полученный им паек стали поддержкой для других военнопленных. Мужество и отвага солдата пробуждает гордость за Отечество, за его героев. Это подвиг, который может вдохновить, о котором нужно помнить.


    Я И ДРУГИЕ

    К.Г. Паустовский "Телеграмма"

     

    Равнодушное отношение к близким.

    Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо. Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что никто ее так не любил, как мать. Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием непоправимой вины и невыносимой тяжести.


    Забвению не подлежит

    «Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.

    Как обеспечить сохранение памятников культуры? Этот вопрос стал волнующим для многих прогрессивных мыслителей, среди которых был и автор романа. С трудом верится, что во Франции когда-то не заботились об архитектурном наследии, но увы это так. Собор Парижской Богоматери был заброшен и превратился в ветхое строение, обреченное на разрушение. Виктор Гюго очень любил этот храм и решил написать о нем роман, который принес популярность не только автору и книге, но и самому архитектурному наследию. Здесь описана великая история храма, частью которой стали горбун Квазимодо и цыганка Эсмиральда, и его богатое убранство. Автор подчеркивает, что архитектура собора уникальна, это строение культуры значимое для города. Роман Гюго привлек внимание общественности, здание отреставрировали и собор сохранился до наших дней.


    Я и другие

    «Горе от ума», автор А.С. Грибоедов.

    Зачастую талантливые люди остаются непонятыми в коллективе. Почему так? Скорее всего из-за того, что общество привыкло к общепринятым нормам и не желает менять свои убеждения. Наглядно это показано в данной пьесе. Чацкий со своими новаторскими идеями и высказываниями о существующих пороках остался непринятым фамусовским обществом. Причина этому то, что московские дворяне хотели избежать ежедневных убеждений о своей ничтожности на фоне «живого» ума и независимых высказываний Александра. Обществу пришлось бы перестраивать систему уже сложившихся взаимоотношений, чего никто не желал. Для них было вполне приемлемым крепостное право, социальная несправедливость, кумовство. Также общество привыкло приклоняться перед иностранной культурой. Потенциал Чацкого не оценили по достоинству лишь потому, что его принятие в общество привело бы к вынужденным переменам и нежелательным разоблачениям

    «Юшка», автор А. Платонов.

    Может ли человек стать причиной изменения мира? Да, но для этого потребуются значительные усилия с его стороны. Именно таким целеустремленным был герой рассказа. Юшка твердо верил, что он нужен обществу. Жители маленького города ненавидели бессловесного и кроткого помощника кузнеца и вымешали на нем всю свою злость и недовольство. Даже дети насмехались над героем. Горожане считали Юшку ничтожным, упрекали его в том, что он болезненный, мало зарабатывает и не имеет семьи. Однако, когда герой умирает, все осознают серьезность утраты. Теперь люди стали нести свой негативный настрой в семьи, ведь не стало Юшки, на которого можно было выплеснуть злость. Горожане приходят проводить его в последний путь, осознав, что герою, хоть и ненадолго, но удалось изменить мир. Оставил Юшка подарок для общества – свою приемную дочь, которая получила образование врача за его деньги и научилась лечить людей. Герой смог повлиять на изменения атмосферы в городе, хотя стоило это ему значительных усилий.


    «Детство», автор М. Горький.

    Влияет ли происхождение человека на формирование его мировоззрения? Да, и кроме того, оно зачастую определяет также его социальный статус и отражается на судьбе. Это явно показано в повести Горького «Детство». Главный герой Алеша из крестьянской семьи, которая всегда была нищей. После смерти отца он с матерью переезжает к деду Василию. У них в семье все строго, каждая копейка на счету. Дед Василий рос без отца и ему пришлось с малых лет работать. Много своего здоровья потратил, надрываясь за гроши. По меркам своей среды он достиг успеха, но постоянная нехватка денег сделала деда Василия жадным и даже жестоким. Его сыновья выросли такими же: для них наследство было важнее отца. Большая вероятность, что именно происхождение формирует взгляды человека на окружающий мир и становится ориентиром на его жизненном пути.

    «Горе от ума», автор А.С. Грибоедов.

    Из-за чего возникает боязнь к переменам? Скорее всего, с нежеланием принимать ответственность, связанную с ними. Правильность данного мнения подтверждается в пьесе. Герои отказываются прислушиваться к нравоучениям Чацкого, которые могут привести к необходимости изменения устаревшего жизненного уклада. Некоторые из крепостников понимают, что в сказанном соотечественником, вернувшимся из-за границы, есть смысл, но к переменам они не готовы. Почему? Да потому что необходимо будет расстаться с нажитыми привилегиями, возникнет необходимость работать и учиться. Также придется отменить крепостное право и начать развивать отечественную культуру. Никто не хочет брать ответственность за последующие перемены, ведь понимают, что они потребуют титанических усилий, без которых невозможен прогресс.

    «


    Обломов», автор И. А. Гончаров.

    Если мечтать о переменах, они произойдут? Нет, здесь одного желания мало, нужны еще целенаправленные действия. Это описано в данном романе. В первые годы жизни в Петербурге Обломов много мечтал, на что-то надеялся, ждал перемен. По истечению десяти лет все осталось без изменений: Илья Ильич продолжал рисовать будущее в уме. Герой любил полежать на диване, на улицу выходил редко. Он живет безмятежной жизнью в имении, даже упадок хозяйства и угроза выселения не мотивируют к действию Обломова. Временное пробуждение героя наступает благодаря его другу Андрею Штольцу. В этот период Илья Ильич знакомится с Ольгой Ильинской. Это талантливая и прогрессивно мыслящая девушка, сумевшая покорить сердце героя. Обломов долго раздумывает, сомневается, но все же делает ей предложение. После этого опять следует период безмятежной жизни. Увидев Илью Ильича в таком состоянии, Ольга поняла, что его от себя самого ничего не спасет – они расстаются. По стечению обстоятельств, поддавшись интригам Тарантьева, Обломов попадает в дом Пшеницыной. Постепенно женщина прибирает хозяйство Ильи Ильича в свои руки. Позже Пшеницына влюбляется в Обломова и у них рождается сын Андрей. Из-за малоподвижного образа жизни и инсульта Обломов умирает молодым, так и не достигнув того, о чем мечтал. Герой прожил жизнь, плывя по течению.


    «Вишневый сад», автор А.П. Чехов.

    Перемены не приходят сами собой, к ним нужно стремиться. Такой пример описан в данной пьесе. Родовое имение Любови Раевской и ее брата Леонида Гаева будет продано из-за долгов. Они постоянно закладывали усадьбу и жили за эти деньги. Нужно принимать меры для спасения родового гнезда, но Раевская с Гаевым не спешат. При этом также не принимают вариантов решений, предложенных Лопахиным, пренебрежительно комментируя их. Наступил тот день, когда откладывать нельзя было, но брат с сестрой продолжали медлить. Из-за своего бездействия они лишились и имения, и вишневого сада. С продажей усадьбы для Любови и Леонида мир рушится – для них страшны перемены.



    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Почему важно сохранить искусство прошлого? Разумеется, потому, что настоящее искусство не стареет. Оно по-прежнему волнует сердца людей и заставляемых думать о высоком. Подтверждение этому мы находим в произведении Куприна «Гранатовый браслет». Перед смертью Желтков попросил Веру послушать сонату Бетховена. Потрясенная героиня, винившая себя в гибели Георгия, решила исполнить его последнюю волю. Соната, написанная больше ста лет назад, открыла ей истину и принесла спокойствие. После прослушивания она поняла, что Желтков простил ее за то, что она не смогла быть с ним и ответить на его чувства. Так, искусство, которое нельзя назвать современным, все же выполнило свою главную функцию — пробудило душу человека от сна рутины и повседневности. Творчество великих мастеров не забывается, потому что оно не устаревает и всегда находит поклонников. 


    Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.

    Если человек твердо решил достичь своей цели – перемены могут произойти. Подтверждение этому приведены в данном романе. Главный герой – это собирательный образ нового поколения, пришедшего, чтобы изменить российское общество и страну в целом. Базаров был решительным, трудолюбивым и целеустремленным нигилистом. Парень имел свое мнение и четко следовал собственным убеждениям. Базаров считал, что будущее человечества в науке, он отрицательно относился к музыке, живописи, литературе и даже самой природе. По мнению героя, только за разрушением старых стереотипов последуют перемены. Он заводит спор с Кирсановым, в лице которого видит все дворянство, приведшее страну к такому состоянию. Переменам не удалось произойти из-за людей, боящихся оставить старое, которых было большинство.


    Н.С. Лесков, «Левша». Как сохранить культурное наследие страны? Об этом задумываются многие писатели, журналисты, чиновники и деятели искусства, ведь это неоспоримый приоритет в развитии страны. Это понимал и Н.С. Лесков, посвятивший этой проблеме сказ «Левша». Главный герой был народным умельцем, которому удалось совершить прорыв в своем деле: он подковал английскую танцующую блоху, не пользуясь современными инструментами и даже микроскопом. Царь благосклонно принял мастера и отправил его в Лондон, чтобы показать иностранцам русское превосходство. Они высоко оценили дар Левши и предоставили ему очень выгодные условия для сотрудничества, но он, будучи патриотом, отказался и вернулся домой. Однако на родине его никто и слушать не стал. Мастер умер в больнице для бедных без должного ухода, а все его профессиональные секреты и новые открытия были утеряны без возврата. Этот пример показывает, что сохранить культурное наследие страны можно только с помощью обеспечения должных условий для творцов и их творений. Англичане сразу же предложили мастеру все для успешной работы, потому что бережно хранили свою культуру и следили за тем, чтобы одаренные люди создавали как можно больше произведений. Именно поэтому сама танцующая блоха появилась в Англии, а не в России, и прославила страну на весь мир.


    В качестве второго аргумента можно обратиться к произведению В.П. Астафьев «Фотография на которой меня нет». В рассказе речь идёт о самом авторе и его жизни, когда он жил в сибирской деревне в довоенное временя. Писатель пишет об одном ярком событии, когда к ним в деревню приезжает городской фотограф, чтобы запечатлеть жителей - это для каждого из них очень значимое событие. Но в этот момент главный герой Витя заболел и не смог сфотографироваться. После того, как повзрослел, он смотрел на фотографию, где были запечатлены школьники, и вспоминал людей, с которыми он учился и которых знал. Это произведение даёт нам понять, что прошлое нужно беречь, ведь без него нельзя представить будущего. Каждые события, которые произошли не должны забыться человеком, а должны осесть в памяти навсегда.

    Помимо этого, к размышлениям о данной теме хочется привести в пример подвиг, описанной также в книге Б.Л.Васильева ‘’В списках не значился’’ главный герой совсем молодым ушёл на войну.Он вложил все силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Но даже оставшись один, он не переставал сражаться. Когда Николая Плужникова вывели из подвала, из которого он вёл бесконечный огонь по врагам, худого, как скелет, слепого, совсем худого, фашисты не могли поверить, что ему всего восемнадцать лет. Его подвиг был высоко оценён врагами, они отдали ему все воинские почести. К сожалению, название книги говорит о том, как много было таких безымянных героев. Разве мы можем просто забыть о них после того, что они сделали для нас? После прочтения данной книги читатель понимает, насколько важно сохранить память об этих ужасных событиях, насколько важно помнить то, ради чего отдавали жизни наши предки. Мы должны чтить память погибших, помнить и уважать то, что они сделали для нас. Нельзя забывать о тех вещах, благодаря которым у нас светлое небо надо головой. Память о таких событиях предостерегает нас от повторения ошибок прошлых поколений.


    В. Быков, «Обелиск». Прошлое важно помнить, потому что именно оно учит представителей будущих поколений основам морали, этики и духовности. Это доказывает пример из повести Василя Быкова «Обелиск». Книга начинается с того, что на похоронах учителя Миклашевича выступает заведующий районо Ксендзов. Он отказывается упомянуть о подвиге Алеся Мороза — преподавателя, который спас юного Павла Миклашевича и стал для него примером для подражания. Молодой Ксендзов не был участником войны, поэтому так равнодушно отнесся к памяти местного героя. Отсутствие уважения к жертве Мороза ради учеников объясняется тем, что заведующий районо не помнил о трагических событиях, произошедших в оккупации. Зато о них хорошо знал ветеран Тимофей Ткачук, который публично осудил безразличие Ксендзова. Он рассказал приезжему журналисту о том, как Алесь Мороз сдался в плен ради освобождения детей, а когда оккупанты не сдержали слова, помог спастись одному из них — Павлу. Если бы такие невежественные люди, как Ксендзов, знали больше об истории родного края и слушали рассказы очевидцев, то они не оскорбляли бы памяти усопшего своими казенными речами и фальшивыми чувствами. А так герой даже похоронах говорил об успехах в образовании и совсем не горевал об кончине Миклашевича. Очевидно, что незнание уроков прошлого влечет за собой утрату нравственных ориентиров и моральных установок.

    В. Быков, «Обелиск». Прошлое важно помнить, потому что именно оно учит представителей будущих поколений основам морали, этики и духовности. Это доказывает пример из повести Василя Быкова «Обелиск». Книга начинается с того, что на похоронах учителя Миклашевича выступает заведующий районо Ксендзов. Он отказывается упомянуть о подвиге Алеся Мороза — преподавателя, который спас юного Павла Миклашевича и стал для него примером для подражания. Молодой Ксендзов не был участником войны, поэтому так равнодушно отнесся к памяти местного героя. Отсутствие уважения к жертве Мороза ради учеников объясняется тем, что заведующий районо не помнил о трагических событиях, произошедших в оккупации. Зато о них хорошо знал ветеран Тимофей Ткачук, который публично осудил безразличие Ксендзова. Он рассказал приезжему журналисту о том, как Алесь Мороз сдался в плен ради освобождения детей, а когда оккупанты не сдержали слова, помог спастись одному из них — Павлу. Если бы такие невежественные люди, как Ксендзов, знали больше об истории родного края и слушали рассказы очевидцев, то они не оскорбляли бы памяти усопшего своими казенными речами и фальшивыми чувствами. А так герой даже похоронах говорил об успехах в образовании и совсем не горевал об кончине Миклашевича. Очевидно, что незнание уроков прошлого влечет за собой утрату нравственных ориентиров и моральных установок.

    М. Горький, «Старуха Изергиль».

    Человеку важно жить в мире с окружающими, иначе он останется совершенно один и не сможет выжить. Это доказывает пример из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын орла и земной женщины, пришел в племя людей, но со своим уставом. Он полагал, что все земные блага принадлежат ему, и все на свете можно взять силой. Не смирившись с отказом дочери старейшины, он убил ее. Всеобщее негодование его мало заботило, и никакого раскаяния герой не проявил. Он намеренно бросил вызов племени, устанавливая свои законы и не думая о правах других. За это соплеменники навеки изгнали его из своих рядов, а Бог наказал отщепенца вечной жизнью. Спустя годы обезумевший от одиночества и дикости Ларра умолял встречных убить его. Кара оказалась жестокой, и герой не смог выдержать столь долгой и полной самоизоляции. Постоянные ссоры и конфликты с окружением становятся причиной того, что мы оказываемся в одиночестве, которое наказывает нас сильнее плети или резкого слова. Поэтому так важно сохранять мир.

    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Почему общество не принимает некоторых людей? Причина в том, что ментальность и нравственные принципы одной социальной группы противоречат другой, и возникает конфликт. Эту закономерность подметил М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». В истории семьи Мелеховых произошла трагедия: жену Прокофия, пленную турчанку, убили соседи. Казаки считали, что мусульманская женщина обладала волшебной силой и спровоцировала неурожаи. Они не могли принять ее изначально, потому что она придерживалась своих традиций и вела себя не так, как принято на Дону. Героиня кутала лицо, ходила в шароварах, ни с кем не общалась. Казачки улюлюкали, видя ее, и провожали турчанку насмешками. А в год неурожаев все они подумали, что именно турчанка виновата в голоде. Люди напали на нее ночью, и муж не смог ее спасти. Очевидно, что в данном примере общество отторгало чужеземку из-за того, что она не вписывалась в общепринятые рамки. Ее непохожесть на других лишь подтвердила возникшие суеверия и привела к трагической развязке.

    К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.

    В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой — их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.



    написать администратору сайта