курсовик по методике профобразования. курсовик. При этом ко всем предметам, кроме функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения
Скачать 123 Kb.
|
Методика профессионального обучения рассматривается как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности. В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно - и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности. В промышленном производстве необходимы прежде всего профессиональные общетехнические знания и умения, в частности, инженеру-конструктору, инженеру-технологу, инженеру-механику, техникам, технологам, а также рабочим различных профессий и специальностей. Общетехническая подготовка включает в себя знание конструкционных материалов, основ конструирования изделий, технологий изготовления деталей и сборки изделия, расчетов на прочность элементов конструкций и т.д. При этом ко всем предметам, кроме функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30-х годов. Появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых. Дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов. Формирование гармоничной предметной среды, интерьера в частности, требует от дизайнера знания многих специальных дисциплин. Являясь одной из важнейших составляющих искусства дизайна, освещение, как один из решающих факторов правильного функционирования жилища, требует к себе осмысленного подхода, предварительного планирования и профессиональных знаний. Помочь начинающему дизайнеру в решении этих задач и призван учебный курс «Свет в интерьере». Методика работы над программой учебного курса «Свет в интерьере» Цели учебного курса. Профессиограмма дизайнера. Разработку программы учебного курса «Свет в интерьере» необходимо начать с целеполагания. Задать цели обучения по учебной дисциплине – значит выявить и сформировать систему умений, которыми должны овладеть студенты. Студенты должны уметь: - Использовать полученные знания для самостоятельной работы в области дизайна; - Самостоятельно решать проблему создания гармоничного интерьера, используя средства освещения, - Уметь проектировать форму светильника, опираясь на известные стили, а так же создавать новую форму; - Уметь работать в коллективе; - Уметь находить новую информацию для повышения своего профессионального уровня, используя современные информационные технологии. Достижение целей обучения обеспечивается отбором учебного материала и дидактическими процессами, способствующими переводу его в знания, умения, навыки и личностные качества специалиста. Содержание учебного материала и формы его перевода в знания и умения оформляются в соответствующей учебно-программной документации, основой которой являются образовательные стандарты, квалификационная характеристика и профессиограмма специалиста. Постановке целей обучения и оптимизации содержания подготовки специалистов заданной квалификации и профиля предшествует разработка модели профессиональной деятельности специалиста — профессиограммы. Профессиограмма — документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Этот документ должен обеспечить постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля. В профессиограмме отражаются такие аспекты профессиональной деятельности, как социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и деятельность их изучения зависят от социального заказа. В профессиограмму дизайнера – выпускника среднего специального учебного заведения, могут быть внесены, например, следующие знания и умения: -Знать и уметь использовать принципы проектирования, основные стандарты на разработку дизайнерских объектов (например светильника); -способы графического представления дизайнерских разработок; - умения в области организации производства, планирования технологических процессов, решения задач в проблемных ситуациях, навыки высококвалифицированного труда Требования, предъявляемые к личностным качествам: Организованность, ответственность, способность к кооперированию, способность решать задачи в проблемных ситуациях, коммуникативность, профессиональная самостоятельность (автономность) Профессиональные способности: креативность, технический интеллект, способность к инновациям, графическая грамотность, знание способов и средств производства, современных информационных технологий. Психофизиологические особенности: должно быть развито пространственное воображение, цветоощущение, моторика, образная память. На основе профессиограммы составляются основные документы, предопределяющие содержание подготовки будущих специалистов: учебный план и учебные программы. Требования к учебной программе. Остановимся кратко на функциях учебной программы и требованиях к ней. Учебная программа — это нормативный документ, определяющий назначение и место учебного предмета в системе подготовки специалистов, цели его изучения, содержание учебного материала, формы организации обучения. Учебные программы по предметам, обеспечивающим профессиональную подготовку специалистов, разрабатываются в тесной взаимосвязи с целью обеспечения целостного овладения учебным материалом, необходимым для успешного выполнения профессиональной деятельности, предупреждения возможного дублирования, учета межпредметных связей при определении последовательности изучения учебных предметов. Помимо определения объема подлежащих усвоению знаний программа должна указывать: роль и значение соответствующей учебной дисциплины в будущей производственной деятельности специалиста; основные перспективные направления развития изучаемой науки и отрасли техники; объем и содержание умений и навыков, которыми должны овладеть студенты; основные черты творческой деятельности, необходимые для успешной работы будущего специалиста, а также характер учебно-познавательных проблем и задач, способствующих формированию этих черт; важнейшие мировоззренческие идеи и категории, подлежащие усвоению на конкретной содержательной основе; ожидаемые результаты обучения, т.е. требуемые уровни усвоения учебного материала. При построении учебных программ дополнительно должен быть учтен ряд конкретных требований, связанных с необходимостью отражения в них новейших достижений науки, техники и технологии; обеспечения преемственности и единства общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки студентов; установления рациональных межпредметных и внутрипредметных связей; воспитания интереса к специальности, понимания общественной значимости своего труда, чувства коллективизма, ответственности, а также предприимчивости и инициативы. Первый этап разработки учебной программы связан с определением назначения учебного предмета в подготовке специалиста и целей его изучения. Для этого необходимо проанализировать квалификационную характеристику специалиста и установить, какие ее требования могут быть обеспечены за счет изучения данного предмета. Тем самым обосновывается необходимость введения предмета в учебный план специальности. Назначение учебного предмета, или ведущая функция предмета, включает объект изучения и значения этого объекта для профессиональной деятельности специалиста. Объектом изучения предмета «Свет в интерьере» является создание гармоничной световой среды для человека, что занимает важное место в деятельности дизайнера, занимающегося оформлением интерьера. Требования к составу и структуре учебного предмета. Второй этап формирования учебного предмета связан с определением его состава и структуры. Главным системообразующим элементом при определении структуры предмета является объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста. Учебный предмет «Свет в интерьере» дает представление о будущей деятельности дизайнера в области оформления интерьера, структурирование его подчинено последовательности (основным этапам) профессиональной деятельности в этой области; предмет характеризует светильники как объекты (конечный результат труда, материалы), в структуру включена классификация объектов, наиболее отвечающая профессиональной деятельности. Дальнейшее структурирование предмета внутри раздела осуществляется на основе выделения информации, необходимой и достаточной для всесторонней характеристики объектов изучения предмета с точки зрения профессиональной деятельности. Для предмета «Свет в интерьере» это может быть следующая информация: - Понятие о свете как физическом явлении; - Влияние освещения на психоэмоциональное состояние человека; - Виды светильников (исторически сложившиеся и современные); - Типы освещения, виды источников света; - Современные требования к освещению интерьера; - Основные этапы проектирования света в интерьере. Основные понятия курса: освещение, световая среда, источник света, спектр, оптическая иллюзия, светильник, световое излучение. Опорные понятия: пространство, композиция, гармония, интерьер, проектирование. При отборе содержания учебного материала необходимо обеспечить целеориентацию его на достижение конечных результатов — формирование системы знаний и умений специалиста. С этой целью, опираясь на действующие учебные программы, необходимо проанализировать назначение каждого элемента учебного материала, освободив его от всего лишнего и устаревшего с учетом прогноза развития науки, техники, культуры и производства, включить новый, перспективный материал. Структурирование предмета неразрывно связано с выявлением внутрипредметных связей. На основе взаимосвязей между темами происходит систематизация: установление недостающего учебного материала, последовательности изучения учебных тем. Структура предмета отражается в примерном тематическом плане программы. Примерный тематический план учебного курса «Свет в интерьере» Свет как физическое явление. Влияние освещения на психоэмоциональное состояние человека. Эволюция светильника. Современные светильники. Современные типы источников света. Основные правила проектирования световой среды. Влияние освещения на восприятие пространства. Правила освещения интерьера: прихожая, кухня, кабинет, ванная комната, гостиная, спальня, детская комната. Третий этап работы связан с определением требований к знаниям и умениям по каждой теме, которые представляют собой дальнейшую конкретизацию образовательных целей учебного предмета. Они должны быть сформулированы таким образом, чтобы после окончания изучения темы можно было проверить, усвоили ли учащиеся соответствующие знания и овладели ли необходимыми умениями. Каждое требование к знаниям и умениям по предмету должно быть конкретизировано и обеспечено требованиями к знаниям и умениям по темам. Определение требований к знаниям и умениям по каждой теме способствует не только реализации в полной мере контролирующей функции учебных программ, но и является основанием для последующего планирования содержания лабораторных, практических и самостоятельных работ. Следующий этап связан с планированием лабораторных и практических работ. При разработке содержания лабораторных и практических работ следует иметь в виду, что в совокупности они призваны обеспечить формирование умений по предмету. Их совершенствование зависит от увеличения объема самостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, формирования навыков и умений самостоятельной работы, разнообразия ее видов, усиления профессиональной направленности выполняемых самостоятельно заданий. Лабораторные и практические работы планируются в соответствии с требованиями к знаниям и умениям студентов. При планировании лабораторных работ, основное предназначение которых — экспериментальное подтверждение наиболее значимых теоретических положений, следует учитывать сложность изучаемого материала, значимость его усвоения студентами, значение для будущей профессиональной деятельности. При разработке содержания практических работ необходимо учитывать, что вместе они должны обеспечить формирование умений, предусмотренных учебной программой. По предмету «Свет в интерьере» предлагаются следующие лабораторные работы: Подбор мощности источников света для заданного помещения. Проектирование освещения для определенного интерьера. Проектирование светильника. При разработке учебных программ необходимо учитывать межпредметные связи. Рассматриваемый курс тесно связан с такими предметами, как формообразование, колористика, рисунок, проектирование интерьера, основы строительной графики, композиция и проектирование. рекомендации по выбору методов организации обучения Заключительный этап — разработка рекомендаций по рациональному выбору методов организации обучения. В процессе изучения предмета «Свет в интерьере» могут использоваться такие методы, как объяснительно – иллюстративное изложение, образно – ассоциативное изложение, демонстрационный метод, иллюстративный, лабораторный практикум, творческое задание. Известно, что основной функцией образования выступает всестороннее развитие личности. Поэтому при проектировании содержания учебного предмета следует обращать особое внимание на такую форму содержания, которая будет способствовать развитию не только профессиональных, но и личностных качеств специалиста. На уроках используются дизайнерские знания, участвующие в эстетическом воспитании учащихся. Эстетическое воспитание – формирование способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно – творческой деятельности. В процессе обучения происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности учащихся, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. В процессе организации занятий необходимо реализовать совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических, индивидуально-творческих); Формировать стиль мышления, для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление) Соблюдать единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в процессе обучения; Необходима постановка и решение дизайнерских проблемных и творческих ситуаций на основе специальных знаний; Как известно, личность формируется и развивается, прежде всего, в активной форме совместной и индивидуальной деятельности. Отсюда главная функция предметов — обучение способам решения разных задач с ориентацией не только на систему знаний для формирования, к примеру, целостной картины мира, но и на систему профессиональных и учебных умений. Это может быть достигнуто в результате определенного планирования и самостоятельной работы. Наиболее эффективный вариант такого планирования — раскрытие конкретизованных целей обучения на языке разных заданий. Тренировочные задачи разрабатывают на основе целей обучения по основным учебно-целевым вопросам темы. Они могут быть двух типов. Первый тип — задача с алгоритмичным решением. Здесь решение гарантируется последовательностью выполнения по жесткому алгоритму или фиксированной системой операций. В нашем случае такой задачей является «Подбор мощности источников света для заданного помещения» Для эффективного формирования продуктивного мышления задачи этого типа могут быть усложнены и характеризоваться так называемыми нечеткими алгоритмами, которые приводят к принятию нестандартных решений, — такие задачи относят ко второму типу. Эти нестандартные задачи отличаются недостаточностью или предвзятостью вопросов, противоречивостью данных в условии задачи. Решение задач ведется на поисковой основе после того, как студенты накопят необходимый опыт решения типовых задач. Лабораторная работа «Проектирование освещения для определенного интерьера» может быть вариантом такой задачи, так как здесь не существует четкого алгоритма, учащиеся могут в процессе решения использовать различные подходы, в зависимости от избранного ими стиля оформления интерьера. Итоговые задания разрабатывают по ключевым темам учебного предмета и показателям успешности достижения их целей. Они несут мощный психологический заряд формирования профессионального мышления и мотивации. В них реально отображается и содержательно раскрывается нестандартная профессиональная ситуация. Как правило, часть ситуации должна быть связана с творческой деятельностью студента, возможностью произвести исследовательский поиск решения. При этом общий алгоритм решения неизвестен. Установлена высокая эффективность использования в обучении таких задач, которые требует от учащихся нахождения новых для них способов действия, т.е. задач проблемного характера. Постановка перед ними таких задач способствует развертыванию поисковой деятельности, которая складывается из практических попыток использования различных способов решения, анализа условий задачи с целью нахождения наиболее адекватных способов решения и практического их апробирования. В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у учащихся формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная активность. Содержание комплексного задания основывается на конкретном материале, объединяющем все итоговые задания предмета, т.е. цели его адекватны целям учебного предмета. Успешное выполнение студентом комплексного задания свидетельствует о том, что цель обучения данному предмету достигнута. В качестве творческой задачи студентам можно предложить создать новую, авторскую форму светильника. При этом им придется использовать знания, полученные как в ходе изучения предмета «Свет в интерьере», так и знания, полученные ранее, в ходе изучения смежных дисциплин (проектирование, формообразование, черчение). Таким образом, полный набор заданий по учебному предмету будет состоять из заданий двух типов, которые позволят моделировать профессиональную деятельность и формулировать предметные умения, с одной стороны, и закреплять отобранные знания — с другой. ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН Учебного курса «Свет в интерьере» 1. Свет как физическое явление. Влияние освещения на психоэмоциональное состояние человека. 90 минут 2.Эволюция светильника. 90 минут 3. Эволюция светильника. 90 минут 4.Современные светильники. 90 минут 5.Современные типы источников света. 90 минут 6.Основные правила проектирования световой среды. Влияние освещения на восприятие пространства. 90 минут 7.Правила освещения интерьера: прихожая, спальня, детская комната. 90 минут 8. Правила освещения интерьера: гостиная, кухня, кабинет, ванная. 90 минут Подбор мощности источников света для заданного помещения. 90 минут 10. Проектирование освещения для определенного интерьера. 90 минут 11. Проектирование светильника. 180 минут Методика и содержание учебного материала отдельных тем курса «Свет в интерьере» ПРИМЕР ЛЕКЦИИ Урок 6 Основные правила проектирования световой среды. Влияние освещения на восприятие пространства Форма обучения – лекция Цели: - дидактическая: научить основным правилам и принципам, по которому организуется освещение интерьера - развивающая: развивать творческие качества личности - воспитывать внимание, художественный вкус Методы: иллюстративное изложение, демонстрационный метод Средства обучения: лекционный материал, иллюстрации интерьеров, подвижный источник света. Организационный момент. Постановка целей и задач. Преподаватель сообщает тему урока. Наша цель: изучить, какие именно принципы лежат в основе грамотного подбора освещения, пронаблюдать, как в зависимости от освещения меняется наше восприятие интерьера Актуализация новых знаний: сказать о роли правильного светового оформления интерьера, важности этих знаний в работе дизайнера. Содержание учебного материала Свет - один из самых экономичных способов формирования интерьера и важнейший фактор в создании атмосферы жилого пространства. Световое оформление жилого интерьера важно не только для здоровья глаз, оно стимулирует работу головного мозга и способствует хорошему отдыху. Начиная разговор о методике освещения, скажем прежде всего о такой величине как объем зрительной информации. Ее должно быть не слишком мало и не слишком много. Ее недостаток и избыток одинаково вредны для человека. А именно, слишком слабое освещение вынуждает напрягать зрение, чтобы различить детали объектов, а чрезмерно сильное – наоборот – утомляет человека, заставляя его невольно концентрировать свое внимание на второстепенных или даже вовсе ненужных деталях. То есть речь здесь идет не столько об освещении тусклом и освещении слепящем, сколько о слишком неясном и слишком подробном освещении. Лампа может ничуть не слепить, но выделять, однако, чересчур много подробностей. Или наоборот – быть весьма яркой, но показывать всё же довольно туманную для данного случая жизни "картинку". Разумеется, необходимая степень визуальной детализации для каждого помещения, для каждого фрагмента интерьера своя, она всецело определяется контекстом. Свет моделирует пространство — выделяет в нем отдельные участки, подчеркивает контуры предметов. Однако равномерно освещенная комната без тени покажется плоской и скучной. Наши зрительные ощущения стимулируются контрастами. Чтобы оставаться в форме, зрительный аппарат, как и мышцы, нуждается в постоянных нагрузках. Взгляд всегда выхватывает то, что мы видим, из более темного окружения. Шар при тотальном освещении воспринимается нами как плоский кружок, в то время как при одностороннем свете и наличии тени он окажется тем, чем и является на самом деле - трехмерным объектом. Игра света и тени — мощный инструмент в руках декоратора. Но переход от одного к другому должен быть плавным, мягким, световые контрасты утомляют. Важно соблюсти баланс света и тени, чтобы подчеркнуть достоинства интерьера и скрыть возможные недостатки. Чем ярче светильник, тем более глубокими будут тени, им формируемые. Так что здесь придется соблюсти известную меру. С одной стороны, равномерное – практически бестеневое – освещение не только монотонно, невыразительно, скучно, но даже вредно для психики. С другой стороны, чрезмерно мощные (для вашей конкретной ситуации) светильники не только слишком возбуждающие, эмоциональные, но они еще и дают сильные тени на всем – на стенах, на мебели, на лицах. То есть не следует чересчур выделять светом отдельные элементы интерьера. Яркость какого-либо объекта не должна превосходить яркости непосредственного окружающего фона более, чем втрое, а яркости периферических областей более, чем в десять раз. Нужно добиться достаточного фонового освещения, которое в зависимости от настроения может быть ярким или слабым, его создает, как правило, свет многоламповой люстры или мягкое свечение точечных ламп. Освещение должно подчеркивать индивидуальные особенности комнаты. Такой эффект достигается при помощи приборов направленного света. Картины, витрины с посудой, ниши — все, что вы считаете важным подчеркнуть, может быть подсвечено. Если задуматься, свет — настоящий волшебник: с его помощью можно полностью изменить восприятие любого, даже маловыразительного интерьера. Вступая во взаимодействие с предметами, свет может «растворять» их контуры или, наоборот, подчеркивать, делая более контрастными. Преломленный определенным образом, он способен полностью изменить облик привычных вещей и создать новые стили и образы. Так, удачно освещенный старомодный диван вполне может «потерять возраст», а немного выцветшие шторы — вновь обрести сочность и глубину изначальной расцветки. Свет оказывает влияние на восприятие цвета. В разном свете один и тот же тон воспринимается по-разному – становится теплее или холоднее. Самый большой контраст ощущается между естественным и искусственным освещением. Лампа накаливания увеличивает резкость цвета подобно свету от свечи, усиливая теплоту теплых тонов и уменьшая воздействие холодных тонов. С лампой накаливания не рекомендуется выбирать холодные тона - в этом свете они смотрятся некрасиво. Галогеновая лампа имеет сходное с лампой накаливания влияние на цвета. Лампа дневного света массово используется в конторах и дома - в местах, требующих хорошего освещения. Лампа дневного света усиливает ощущение холода от холодных тонов и охлаждает теплые тона. Лампы дневного света с синеватым светом делают зеленые и синие тона более яркими, но красный, оранжевый и желтый тона блекнут в этом свете. В интерьере с мягкими тонами лучше предпочесть лампу дневного света. Выбирая в магазине по карте колеровки подходящий оттенок, обязательно учитывайте освещение окрашиваемой комнаты. Чтобы получить объективную картину, при выборе следует рассмотреть тон в соответствующем освещении. Для этого можно рассмотреть оттенок при свете лампы в магазине, при дневном свете или, что еще лучше, взять образец тона домой, для проверки. Например, выбранный при дневном свете синий тон в электрическом свете приобретает зеленоватый оттенок, красный – желтоватый, кремовые тона – сероватый. При помощи света можно не только управлять формой предметов и воздействовать на их цвет, но и зрительно изменять объем и форму пространства. Возможности новейших осветительных систем так широки, что с их помощью достаточно просто изменить образ помещения, не прибегая при этом к перестановке мебели: подчеркнуть архитектурное решение, раздвинуть стены, зрительно «приподнять» или, наоборот, «опустить» потолок, скрыть изъяны или расставить акценты. Например, стоит только направить световой поток от скрытых регулируемых точечных осветителей на обеденный стол или кофейный столик, настенные росписи или занавеси, каменную кладку, декоративные зеркала, вазы, комнатные растения — и свет будет диктовать впечатление от всех этих вещей. С помощью направленного светового потока можно выделить, например, «главный» предмет интерьера, особую гордость хозяина — великолепную картину или уникальную коллекцию оружия. Существует простой, но хороший способ проверить действие различных форм освещения. Чтобы понять, как меняется комната в зависимости от того, как и откуда в ней падает свет, возьмите рабочую настольную лампу с длинным проводом; направляйте ее то вверх, то вниз, опускайте ее ниже, то поднимайте— и вы увидите, как характер светового потока и настроение интерьера каждый раз меняется. (Преподаватель демонстрирует это учащимся) Современные требования, предъявляемые к освещению пространства, — мобильность, разнообразие и комфорт. Консервативное световое оформление, когда люстра или плафон были неподвижно закреплены в центре комнаты, а торшеры и бра обладали статичными, раз и навсегда выбранными направлениями потоков света, — уже в прошлом. Сегодня очень актуальны всевозможные комбинации рассеянного или отраженного освещения с подвижными световыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света. Целесообразность подобного подхода подтверждается еще и тем фактом, что для определенного рода различных по функциональности помещений необходимы различные схемы освещения, а порой даже в одном помещении более рациональной и удобной оказывается организация отдельных функциональных зон: для отдыха, работы, приема пищи. Разделив комнату на зоны с помощью световой «стены» или направленных световых лучей, можно также избавиться от необходимости строительных работ: возведения перегородок или установки ступеней. Более того, для каждой функциональной зоны помещения можно создать абсолютно автономное освещение, чтобы при желании «выключать» из интерьера тот или иной его уголок, просто погасив там свет. В светодизайне функциональных, «рабочих» точек дома, таких как кабинет, кухня, ванная комната, «островки» для чтения, внутренние лестницы, часто используются точечные источники и гибкие световые ленты. Там, где нет места для встроенного светильника или должно меняться направление света, ставят софиты. В коридорах источники света обычно встраивают в потолок. Значительно расширить возможности освещения жилья может использование современных систем управления, способных осуществлять полный контроль над всеми источниками света и создавать различные световые сцены, соответствующие определенному настроению. Каждая комната должна освещаться таким образом, чтобы создавать максимальный комфорт ее обитателю, однако существуют и общие рекомендации относительно освещения в квартире, которые можно свести к следующим. Так, освещение так называемых «рабочих зон» — письменного, компьютерного, кухонного стола, места для чтения или рукоделия предполагает строго направленный свет, удобный для работы и не утомляющий глаза. В «интимных» зонах квартиры — спальне, уголке гостиной, предназначенном для спокойного отдыха и неспешной беседы, — больше уместно мягкое, рассеянное освещение. Рациональное освещение зависит от типа используемых осветительных приборов и приемов, которые помогают визуально увеличивать, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленной цели. Максимальная освещенность стен и применение при их отделке материалов с хорошими отражающими свойствами помогут зрительно расширить пространство, что очень актуально для небольших помещений. В зависимости от типа светильника и его расположения в помещении можно выделить несколько видов освещения: общее, местное (локальное) и декоративное. Общее освещение создает общую световую атмосферу в помещении. Оно позволяет заниматься повседневными делами, однако предназначено лишь для тех занятий, которые не требуют сильного напряжения зрения. Общее освещение может быть создано с помощью направленного светового потока или быть рассеянным, смягчающим резкие переходы от света к тени. Такое освещение объединяет зрительно отдельные функциональные зоны помещения в общую, целостную композицию интерьера комнаты. Рассеянное общее освещение можно создать с помощью плафонов и подвесов, снабженных рассеивателями и отражателями. Это часто не требует затрат на новую электрическую проводку. Декоративное освещение придает любому интерьеру законченность и универсальность. Оно служит для акцентирования прямыми лучами света наиболее выигрышных деталей обстановки. Местное, или локальное, освещение создает уют, способствует отдыху после трудового дня. Светильники местного освещения могут быть настольными, потолочными, настенными, напольными. Для создания в одной из зон комнаты местного освещения чаще всего применяются одноламповые светильники. В этом случае достаточный уровень освещения создается лишь на небольшом участке. Источник светового потока для подобных целей располагается обычно на расстоянии 50-90 см и может обладать различной мощностью, в зависимости от назначения — от 60 до 100 Вт и даже до 150 Вт при работах, требующих особой точности и тщательности, — например, при черчении. И, наконец, наиболее выгодное для человека освещение — естественное, то есть прямые или рассеянные солнечные лучи, льющиеся в окна. Чрезвычайно важно максимально использовать площадь окон. Шторы, особенно плотные, должны быть устроены так, чтобы днем их можно было раздвинуть за пределы окон. В качестве неподвижных допустимы лишь легкие, максимально прозрачные занавеси из тюлевых тканей. Необходимо учитывать, кстати, что запыленные окна на треть снижают естественную освещенность. Однако все хорошо в меру, и, разумеется, нежелательно, чтобы квартира целый день находилась под палящими лучами солнца. В этом случае необходимо использовать защиту от прямых солнечных лучей. Хорошо подходят для этой цели в жаркие дни легкие регулируемые шторы и жалюзи. Очень распространенная в последнее время тенденция застеклять лоджии или затягивать их пленкой имеет существенный недостаток: значительно ухудшается воздушный и световой режим в помещении, а комната, примыкающая к остекленной лоджии, как правило, теряет много света, что в конечном счете сказывается на здоровье живущих в ней людей. Можно использовать компромиссный вариант — застекляя лоджию, оставить возможность ее максимального проветривания. Если окна выходят на север и частично на запад и восток, то в комнаты проникает лишь рассеянный свет. Для усиления освещенности можно сделать стены в таких помещениях светлыми, чтобы попадающий на них свет многократно отражался и тем самым усиливал освещенность. Вообще, белый (светлый) тон поверхностей оптически увеличивает пространство, поддерживает иллюзию дневного света. Темные, холодные тона поглощают свет, а иногда и объем пространства. От цвета отделки зависит и интенсивность искусственного освещения, так как разные цвета по-разному отражают свет. Еще один немаловажный момент - выбор тканей или материалов для занавесок, штор и жалюзи. Именно они выступают в роли «механизма», позволяющего регулировать поток естественного света. По сути, декоративное убранство окна выполняет ту же функцию, что и абажур в электрическом светильнике: например, прозрачные ткани помогут рассеять яркий режущий свет и превратить его в теплое и ненавязчивое освещение; а вот, скажем, жалюзи - сделать помещение светлее или темнее по собственному усмотрению. Свет зрительно расширяет пространство. Когда вы направите свет на стену или потолок, их визуальная плотность станет ниже (светлые поверхности воспринимаются глазом более легкими, чем темные), они перестанут "давить" с той же силой, что и прежде, то есть зрительно "отъедут" дальше. Подобное произойдет и в том случае, если вы спрячете светильник или светильники за строительными конструкциями, перегородками или в нишах. Они в мгновение ока разомкнут пространство, сделают его открытым. В самом деле, стены, потолки и перегородки естественным образом замыкают пространство. Но, будучи освещенными, они теряют свой вес, свою плотность и перестают выполнять прежнюю – ограничивающую – роль. Если потолки низкие, направьте световые потоки вверх, и ваше жилище сразу же станет выше. Если наоборот, то в маленьких комнатах (например, в прихожей) нужно несколько затемнить потолок – тогда исчезнет ощущение того, что вы попали в колодец. Как затемнить? Очень просто: осветить стены на высоте человеческого роста или немного выше. Освещенность потолка относительно стен станет ниже, он приобретет больший вес и зрительно приблизится к вам, чего и требовалось достичь. Но если в потолок вы можете светить достаточно смело, то при освещении стен вас ожидает своего рода подводный камень. А именно, стены находятся близко к глазам, и на их поверхностях хорошо различимы всяческие погрешности. Поэтому направлять световой поток можно только на стены, находящиеся в хорошем состоянии – ровные, красивые, тщательно отделанные. Причем особо хорошо видна структура поверхности, если световой поток падает на нее под малым углом. Кстати, такой прием может быть очень продуктивным в том случае, если ваши стены безупречно выровнены и украшены. Свет "поднимает", то есть делает более явной текстуру штукатурки, декоративных панелей или обоев, и если они прекрасны, то их можно специальным образом осветить (не слишком ярко). Мягко рассеиваясь на красивой поверхности, свет придаст помещению особый шарм. Однако, и здесь нужно не переусердствовать. Чем рельефнее текстура стены и ярче свет, тем пагубнее для восприятия будет их взаимодействие. Шероховатость должна быть приятна не только на ощупь. Здесь нужна умеренность и еще раз умеренность. Дизайнеру рекомендуется помнить о том, что освещение любого пространства формируется не только с помощью светильников, но и всех присутствующих в интерьере поверхностей, от которых отражается свет — стен, пола, потолка, полированных или зеркальных дверей. Таким образом, восприятие пространства зависит не только от цветового решения интерьера, но так же в большой мере от его освещения. Мы должны это учитывать, проектируя какой-либо интерьер. Задание на дом: Взять кусочки цветной ткани или бумаги. Поочередно подносить их к различным источникам света (лампе накаливания, зависимости от света. Подведение итогов: Мы должны были изучить влияние света на восприятие пространства. Достигли мы это, рассмотрев основные виды освещения и общие принципы планирования света в интерьере, пронаблюдав за оптическим и эмоциональным изменением интерьера в результате изменения освещения. ПРИМЕР ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ Урок 9 Подбор мощности источников света для заданного помещения. Форма обучения – лабораторная работа Цели: - дидактическая: сформировать у учащихся умение на основе полученных ранее знаний на практике подбирать тип, количество и мощность источников света для помещения определенного назначения и размера - развивающая: развивать внимание, конструкторское мышление - воспитывающая: формировать потребность в эстетическом оформлении окружающей среды Методы: анализа, синтеза, применения знаний в конкретной ситуации Средства: планы помещений, таблицы мощности ламп Организационное начало, постановка целей и задач Вы уже знакомы с тем, какие существуют источники света, как они различаются по мощности, направленности излучения и спектру. Сегодня вы должны научиться подбирать источники света по их типу для определенного помещения. Это необходимо для того, чтобы помещение, дизайном которого вы занимаетесь, было освещено правильно, с учетом его размеров и функций. Критерии оценки Вашу работу мы оценим в конце занятия. Каждый кратко отчитается перед классом о полученных результатах. В вашей работе мы не будем рассматривать дизайн светильников, которые вы предложите, их соответствие стилю. Это будет задачей следующей лабораторной работы. Ваша задача сегодня – подобрать освещение с учетом мощности и характера источников света. Для этого сначала просмотрите содержание предыдущих лекций. Вы можете использовать таблицы с характеристикой различных типов ламп. Ход занятия: Каждый из учащихся получает план какого–либо интерьера определенного назначения, объема, с изображенным на нем расположением мебели. Учащиеся самостоятельно решают задачу по подбору освещения для заданного интерьера. Они должны схематически нанести на план источники света, при этом учитывать направление световых потоков, поскольку пот этого зависит освещенность; представить расчеты, которые они сделали, планируя освещение. Самостоятельная проверка учащимися своего задания. Педагог предоставляет им решение каждого задания. Например: дана гостиная комната площадью 36 кв. м. В ней необходимо разместить один потолочный светильник, два боковых, 4 точечных, один торшер. Возможный вариант решения: 4 точечных лампы накаливания по 30 Вт, торшер – одна лампа накаливания 75 Вт, потолочные светильники – 5 галогеновых ламп по 40 Вт, 2 боковых – 2 галогеновых лампы по 40 Вт. Решение учащихся может не совпадать с решением, предоставленным педагогом. В таком случае проводим групповую проверку с обсуждением разработанного варианта. Класс должен определить, насколько в этом случае решена поставленная задача. Подведение итогов В ходе сегодняшней лабораторной работы вы получили практические умения по подбору освещения. На следующем уроке мы будем решать эту же проблему, но с учетом стиля оформляемого интерьера. Домашнее задание: повторить изученный материал по историческим и современным стилям светильников. Заключение Новые экономические отношения делают содержание и результат его освоения в виде образования товаром на рынке труда. Поэтому резко возрастает качественно-количественная характеристика содержания образования, эффективность отбора в соответствии с потребностями и методики овладения содержанием. Овладевая основами наук и трудовой культуры, учащиеся готовятся к участию в создании материальных и духовных ценностей, к предстоящей им деятельности на пользу общества. Учение - необходимое условие усвоения богатств, выработанных человечеством. К. Д. Ушинский писал, что хорошим является то учение, при котором учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Технологическими умениями как способами преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний становятся: умение планировать свою деятельность, прогнозировать и предвидеть ее результаты; сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности с учетом последствий для природы и общества; быстро осваивать технологические операции и технологии; выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их; выполнять графические изображения, разрабатывать дизайн-спецификацию и осуществлять дизайн-анализ изделия; выполнять проектную деятельность от зарождения идеи до ее воплощения. Система личностно ориентированной общетехнической подготовки соответствует интересам учащихся и студентов, возможностям развития их творческих способностей, подготовке к самостоятельной жизни, обеспечивает социальную защищенность после окончания учебного заведения. |