Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Афинская форма

  • 2.2. Древнеримская форма возникновения государства

  • 2.3. Древнегерманская форма возникновения государства

  • 2.4.Азиатская форма

  • Курсовая 2016. Причины и формы возникновение государства


    Скачать 63.74 Kb.
    НазваниеПричины и формы возникновение государства
    Дата10.12.2018
    Размер63.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая 2016.docx
    ТипКурсовая
    #59673
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. Формы возникновения государства

    Формирование государства является длительным процессом, который в зависимости от территориального нахождения, развивался по-разному.

    Наиболее часто данные причины возникновения государства действовали во взаимоотношении и взаимосвязи в разных соединениях. Главными, могли становиться любые причины, в зависимости от исторической, географической, социальной, природной формы. Восточные страны, главным значением являлось усовершенствование управления и нужда в организованности больших общественных работах. Афинское и Римское государство, нуждались в образовании классов и важности подавления класса эксплуататор на класс эксплуатируемых.

    Рассмотрев понятие государства и причины его возникновения, стоит рассмотреть формы возникновения государства. Учёные в зависимости от степени своего исследования, выделяют разные формы. Основным и формами принято считать:

    1) Афинская форма. Данной форме присуще классические пути развития возникновения государства. Эта форма берёт своё начало с нескольких основных для неё реформ. Для начала, на эту форму повлияли реформы Тезея, разделявшие труд по классам и по роду труда - на геоморы (земледельцы), демиурги (любой вид ремесленной деятельности) и эвпатриды (благородные лица). Существенное влияние оказали влияние реформы Солона, они делили общество по признаку имущества на 4 класса: первый, второй и третий класс имели право занимать государственные пост. Самые важные и ответственные должности занимали только члены первого класса, а четвертый класс имел право публично выступать и участвовать в народных собраниях и голосовать на них. Последней важной реформой стали реформы Клисфена. Данная реформа не затронула общество, а была направлена на территорию государства. Территория стала делиться на большое количество округов, им был присущ принцип самоуправления, главой становился старейшина.

    2) Римская форма. Данная форма возникновения государства формировалось в римском народе в ускоренном темпе, по причине борьбы с плебеями (не коренные жители, бесправные иностранцы) и патрициями (коренные жители, аристократы).

    3) Древнегерманская форма. Возникновение государства по этой форме, было основано на обширном захвате территории племенами германии, названные варварами.

    4) Азиатская форма. Возникновение государства по данной форме, основывалось на климате территории. Климатический признак влиял на строительные работы и т.д.

    5) Африканская форма. Малоизвестная форма возникновения государства, но имеющая свои собственные причины и факторы для возникновения государственности на данном континенте.

    2.1 Афинская форма

    Развиваясь, государство в Афинах преобразовывает орган родовых строев, вытесняет новые органы и, в итоге, заменяет его настоящим органом гос. власти.

    Для Афинского государства первым толчком для возникновения являлись реформы Тезея. Центральное управление, существовавшее в Афинах на тот момент, ведавшее всеми делами, стало переходить к общему совету, т.е. некоторые дела находившееся на рассмотрении у племён, переходили в общее ведении, это и стало основной переменой внутри территории. Данное новшество повлияло на общество в Афинах, они становились всё более развитые, чем другие народы. К примеру, Афинские племена соединялись в целый народ, вместо отдельных племён. Так, произошло возникновение единого общественного строя, общее право, которое возвышалось над обычаями отдельных объединений. Афинские граждане получили определенные права и защиту, на территории своего государства и любого другого.

    Также к реформам Тезея, относится новшество в делении общества на классы. Существовало три основных класса в обществе: первый класс назывался благородным или эвпатриды, они имели право на должностное замещение, второй класс назывался геоморы (земледельцы), а третий класс демиурги (ремесленники). Данное разделение особо ничего не поменяло, кроме замещения должностей для эвпатридов, других различий между этими классами не было.

    Основываясь на данных суждениях представленных выше, можно сказать, что начальная попытка для образования государства находится в разделение членов от каждой родовой семьи на привилегированные и непривилегированные. Непривилегированные делились на два класса в соответствии с родом их деятельности, что делало их различными друг от друга. Образование новых групп, созданных путём разделения труда, вначале в городе и деревнях, а после в различных отраслях труда в городах, привело к появлению новых органов защищающих интересы общества и появлению различных должностей. Для только появившегося Афинского государства, было важно проводить военные действия и охранять свои торговые суда, для этого требовалось создать собственную армию, прежде всего афинянам было выгодно заниматься именно морским флотом, в силу того, что это был одним из главных их ремесел. Навкрария – одна из первых территорий Аттики, была учреждена для военных целей, в ней были созданы округа, в каждом племени существовало порядка двенадцати таких округов. В первую очередь, цель навкрарии – это снабжение и вооружение военных судов и поставить двух – трех всадников к ним. Данное учреждение крыло родовое устройство двойным образом:

    Во-первых, это учреждение могло создать публичную власть, которая не могла не совпадать с системой вооруженных граждан;

    Во-вторых, оно первый раз в истории, смогло разделить общество на какие-либо группы для достижения общественных целей не по родству, а по территориальному признаку.5

    Следующим важным реформатором стал Солон. Реформы Солона смогли разделить граждан на классы – пентакосиомедов, всадников, зевгитов и фетов, по признаку их размера земли и дохода. Минимальными размерами доходности были 500, 300 и 150 зерновых медимнов, 1 медимн равнялся, примерно 41 литру. Для тех, кто имел меньший доход или не имевшие ничего, относились к последнему, четвертому класса. Только первые три класса могли замещать какие-либо должности, четвертому классу не предоставлялось такой возможности, высокие должности лишь первый класс. Четвертый класс имел право голосовать на народном собрании и публично выступать на них. Данное деление послужило организационной основой для формирования войска. Предоставлением кавалерии занимались первый и второй класс, тяжеловооруженную пехоту предоставлял третий класс, четвертый класс, не имея специальной вооруженной техники, относились к пехоте и морскому флоту, получая при этом доход.

    Итогом этого стало возникновение частной собственности, что являлось совершенно новым элементом. Права для граждан устанавливались в соответствии с размером земли, к тому же, наиболее зажиточные классы стали вытеснять уже старые родственные объединения. Так, родовые объединения потерпели очередной крах. Во времена Солона, основное направление было направленно на укрепление государственной власти, такого курса государство в Афинах держалось на протяжении долгого времени.

    Кардинальное изменение в делении произошло при Клисфене. До Клисфена классы общества обозначались как разделение граждан Афин на различные сословия, с данного момента деление классов не было, а было деление территории, где они проживали. Из-за этого, Аттика разделилась на сотню округов (демов), в которых было самоуправление. Проживающие на данных округах граждане, могли выбирать своих старейшин (демарх), казначеев, судей. Судьи выбирались в количестве тридцати человек и могли решать дела связанные с мелкими тяжбами. Для округов было характерно иметь свои храмы и собственного бога, для этого выбирались и священники. Демотам принадлежала высшая власть в демах. Льюис Генри Морган американский учёный, этнограф, социолог, историк писал: «Возникающее государство в Афинах с той же самое единицы, к которой приходит современное государство в результате своего высшего развития»

    Кульминацией реформ Клисфена стало государство Афин, управлявшееся советом из выбранных представителей племён, а позднее – народным собранием. В народном собрании каждый афинский гражданин имел возможность попасть туда и соответственно имел право голоса. Архонты и различные должностные лица занимались управленческими отраслевыми делами и судебными разбирательствами. Афинское общество утвердило для себя полицейский орган, жандармов из пехоты и конных войск, фактически были учреждены правоохранительные органы.

    Рассматривая Афинскую форму возникновения государства, вытекает вывод, что возникновение государства в Афинах является самым типичным возникновением государства, т.к. оно создаётся в чистой форме, без насилия от других государств или внутри государства, не смотря на то, что происходила диктатура Писистрата не оставившая следов на государстве. Демократическая республика, являющейся высшей формой развитости государства, возникает из родовых общин в Афинах. И конечно, потому что имеются достаточное количество знаний для образования и развития государства.

    2.2. Древнеримская форма возникновения государства

    Древнеримская форма возникновения государства охарактеризовала себя как жесткая сословная борьба патрициев и плебеев. Патриции являлись членами родовых общин, т.е. коренное население Древне-Римского периода, которые и являлись римским народом. Они находились во взаимосвязи друг с другом и владели землёй вместе, решали вопросы сообща путём всеобщего собрания. Плебеи - это люди, которые сформировались из захваченных латинских территорий и прибывшие из иностранного государства граждане. Плебеи, фактически, не являлись полноправными римскими гражданами, они не имели права участия в собраниях, не могли представлять себя в Сенате, не могли иметь собственные земли. В ходе данной сословной борьбы, плебеи смогли выигрывать для себя определенные свободы и права. Плебеи, фактически, смогли создать в Риме определенную общественную организацию с демократическим устройством путём данной войны. Например, произошло утверждение равноправия для свободного населения, теперь каждый гражданин в Риме мог иметь землю и одновременно быть воином. В сельских общинах социально-политическая форма смогла установить значение, которое утверждало собственника земли общины. Данные факторы лишь замедляли развития имущественных и социальных неравенств, в сфере свободного общества и формирует частную собственность, как наиболее важный фактор для образования классов.

    Только к концу второго века до нашей эры, положение смогло измениться в лучшую сторону, произошло это в начале массовых обезземеливаний крестьянства и общинников. Также, результатом послужило то, что происходили постоянные, не заканчивающие войны в городской и сельской местности, в результате скапливались огромные массы рабов. Даже римская семья, выполнявшая функции децентрализации подавлений и удержаний, не смогла её осуществить. В конечном итоге, необходимо было сдерживать борьбу между плебеями и патрициями и сдерживать их на государственном и правовом уровне внутри общества, требовалась создать мощную государственную машину обеспечивающее это.

    Кроме основных причин, в Древнем Риме существовали особые факторы возникновения государства, которые максимально ускоряли процесс его возникновения и делающие Рим отличительным от других. К числу таких причин относится:

    Во–первых, наличие внешних угроз. Для решения этой проблемы требовалось создать постоянно сформированную армию и постоянного сбора налогов на её содержание. Решение данной проблемы помогла бы государства развиваться внутри страны и не отвлекаться на внешние проблемы.

    Во-вторых, нужда в проведении хозяйственных работ. Ирригационные, строительные работы не могли спокойно формироваться и функционировать без единой системы общественных работ, требовалось мобилизация крупных материалов и человеческой силы, для правильного распределения их и применения.

    В-третьих, завоевания. Как уже было сказано, завоевание одного племени другим племен было обыденностью в то время. Поэтому было необходимо создавать определенный механизм власти, чтобы решать вопросы о покоренных племенах.

    На территории Древнего Рима имелись все возможные условия для возникновения государства. К числу предпосылок государства, можно отнести удобный климат, для развода скота и земледелия, а также выгодные расположение самих земель, для внешней торговли. Развитие скотоводства и земледелия позволила появиться новому элементу в Римской системе – частной собственности. Расположение Рима занимало главное значение для его возвышения, он находился в центральной области Апенинского полуострова, рядом с рекой Тибр. Он находился на переправе важнейших сухопутных и морских путей. Город располагался на границах уже больших, сформированных городах и поэтому произошло ускоренное его возвышение и развитие. В население Рима находились граждане разных национальностей со всех ближних государств. Второй предпосылкой являлась война между древними латинами, этрусками и сабинами, она привела Римское общество к образованию единой общины. Третьей предпосылкой являлось развитое земледелие и скотоводство. Земледелие было самым востребованным занятием среди Римских общинников, она влияло на всё общество в целом, на его устои, традиции и норму жизни. По мере развития земледелия, менялось и развивалось само общество. Однако не малую роль уделяли скотоводству, охоте, рыболовству и т.д.

    На основе этого выходит, что главным и основным процессом возникновения государства в Древнем Риме был одинаковый с процессом в Афинах. Родоплеменное разложение строя было идентичным с разложением в Древней Греции. Также как и в Древней Греции, наиболее благо состоятельная группа смогла захватить власть и формирует органы в своих интересах. В Риме в данном процессе, было не все так просто, т.к. вмешалась ещё одна группа в лице плебеев. Плебеи обладали неким богатством и не были связанны с народом Рима. Они также обладали торговыми и промышленными благоустройствами в свою пользу и со временем плебеи смогли добиться экономического преимущества перед другими. Длительная сословная борьба против римских аристократов, развернулась в процессе укрепления частной собственности и углублений имущественных дифференциаций, появлялся процесс образования классов в обществе Рима и побуждал разложиться родоплеменному строю. В Древнем Риме до отмены царской власти, был упразднён древний строй общества, основанный на крови, и появился новейший процесс в виде государственного устройства. Оно основывалось на территориальном признаке деления и различий в благосостоянии. Публичная власть находилась в руках граждан обязанных в военной службе и была против пролетариатов, а не только рабов, т.к. пролетариат находился в отстранении от военной службы и они были лишены вооружения.

    2.3. Древнегерманская форма возникновения государства

    По записям Тацита, немецкий народ обладал огромной численностью. Наиболее точно можно увидеть данную численность народов Германии при Юлии Цезаре. Император указывал, что узипеты и тенктеры, которые появились на берегах реки Рейн, было около 200000 человек, включающих в себя детей и женщин. Для размещения такого громадного количества человек, соответственно нужна не меньшая территория. Важными доказательствами того, что германский народ имел большое население, играет тот факт, что германцы устроили военное наступление по длине реки Рейн, в длине реки римских пограничных валов, по реке Дунай, от начала Северного моря и вплоть до Черного моря, германцы старались максимально расширить свои владения данными способами. К концу пятого века германским народам были открыты ворота в Римскую империю, которые к этому времени потеряли надежду, стали слабыми, с большими потерями и беспомощными. Варвары Германии в вознаграждение того, что смогли освободить римский народ от их же государства, забрали под собственное владение около двух третьих земли и разделили её между собой же. Покорив римский народ, племена Германии должны были сдерживать власть над ними, а для этого должен был создаться орган принуждения. Но нельзя было ни принимать во внимание массы римских народов в родовые объединения и ни господствовать ими за счёт сил последних. Главой римского местного органа управления, сначала частично продолжавшей исполнять свои обязанности, нужно было поставить за место римских государств, орган его замещающий, а такой заменой могло стать лишь совершенно другое государство.

    Именно поэтому, органы родовых строёв должны были стать государственными органами, и значительно в ускоренном темпе. Но близлежащие представители народов-завоевателей являлись военачальникам. Чтобы защитить уже завоеванные территории от внутренних и внешних опасностей, требовалась усиления и укрепление его власти. В тот момент и наступило время для превращения родоплеменных связей в государство.

    Франки, завоевав большую часть Римско - имперских территорий, показало во всей полноте то, что родоплеменные строи не способны обеспечить господство на всей территории и обеспечивать её, а это подтолкнуло возникновение государства в раннефеодальном типе. Но с другой стороны, данные завоевания разрушили порядки в рабовладельческой системе и ускорили переход к феодальному строю на территории Римской империи. Таким образом, возникло древнегерманская государственность, продолжавшая существовать и развиваться на сегодняшний день.

    2.4.Азиатская форма

    Азиатская или восточная форма возникновения государства являлась медленным переходом исчезновения первобытности и родоплеменного общества в полноценное государство. Современные археологи и этнографы описали данный процесс перехода в азиатском обществе от первобытного общества к ранним землевладельческим, раннеклассовым образованиям, в них деление общества на разные классы и группы складывалось плавно, в течение нескольких столетий, сочетая себя с пережитками общинных строёв. Для данного общества было характерно становление неравенств у высших и низших слоёв общества, основывалось это на разделение труда внутри общины. Фиксация труда и управленческих функций у различных слоёв населения, обычно соответствовала земледельческим циклам в аграрных календарях. Выделялся аппарат контроля и учёта за производящими продуктами и их правильным распределением, при отсутствии развитой системы обмена продуктами внутри общины.

    Восточные государства имеют много общего:

    1)они основаны на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю), что определяет разделение общества по иным, чем в Европе, признакам: не по наличию у того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической государственной системе;

    2) эти государства обладают сильным чиновничьим аппаратом, который является фактически собственником средств производства;

    3) были абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял государство и считался воплощением Бога на земле или верховным жрецом;

    4) правовые системы государств в большинстве неразвиты, закреплены в религиозно-нравственных догмах и часто поддерживаются обычаями, «культом предков» и т.п.;

    5) как восточное общество в целом, государства имеют застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического развития.

    Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

    Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

    Можно определить главные характеристики азиатского(восточного) пути:

    1)возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;

    2)Экономическая основа - общественная и государственная собственность;

    3)политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;

    чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников.

    В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом.

    Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.

    Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Управлять становится выгодным.

    Вместе с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

    Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности возникает политическое господство родоплеменной знати. В той мере, в какой удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

    Обычным явлением считались и административные функции и совмещались с культовыми (религиозными), что придавало им особый авторитет.

    Следовательно, одной из главных предпосылок как государственного образования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

    На Востоке узурпировались не сами средства производства, а только лишь управление ими. Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) - его ближайшие советники, визири. Далее после них идут чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер.

    Восточное общество было застойным: на протяжении веков и тысячелетий оно практически не развивалось. Так, в Китае государство возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным.

    Научные поисковые организации в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в конце двадцатого столетии, свидетельствуют и говорят нам о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия.

    В данных климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства - землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние.

    Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается. Управлять становится выгодным.

    Вместе с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

    Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы. На основе отправления какой-либо общественной функции, общественной должности возникает политическое господство родоплеменной знати и использование ею сложившегося аппарата управления, а также контроля над практически всеми сферами жизни общества всё больше отдаляет знать от остальных членов общины. В той мере, в какой удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти.

    Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

    Таким образом, азиатский (восточный) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность также постепенно превратилась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
    1   2   3


    написать администратору сайта