Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Охарактеризуйте причины принятия и значение Великой хартии вольностей 1215 г.

  • 3.Правовое положение различных групп населения Англии по Великой хартии вольностей 1215 г.

  • Америка. Причины и предпосылки реформ


    Скачать 68.01 Kb.
    НазваниеПричины и предпосылки реформ
    Дата08.01.2023
    Размер68.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАмерика.docx
    ТипДокументы
    #876119
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Глава четвертая Отношения с Церковью


    Отношения короля и Церковьи наилучшим образом иллюстрируют статьи Кларендонских конституций, изданных в 1164. Против этого знаменитого документа выступил архиепископ Кентерберийский Томас Бекет. Этот человек сыграл огромную роль в судьбе Генриха. Будучи соратником анжуйского претендента на престол, он, как и Стефан Блуа, ездил в Рим. Но если Стефан просил у папы римского дать ему благословения на правление в английском государстве, то Томас Бекет имел целью отговорить главу католической церкви от этого. На момент вступления на престол, Генрих очень ценит Бекета, этих людей связывают дружеские отношения. Однако дальнейшая политика короля в отношении духовной власти делает их непримиримыми врагами.

    Как мною сообщалось ранее, своей главной политической задачей Генрих II считал укрепление своего положения. Если ограничение судебных привилегий крупных феодалов королю удалось относительно легко осуществить, то с представителями духовной сферы государства Генриху пришлось вступить в борьбу, результатом которой стала трагическая гибель убитого в храме Томаса Бекета. Нет сомнений, что убийцы являлись слугами короля. Однако сам Генрих отрицал свою причастность.

    Целью издания Кларендонским конституций стало ограничение компетенции церковного суда и ее подчинение светскому королевскому суду. Английская Церковь до реформы Генриха II обладала автономией в юридическом вопросе: все духовные лица в преступлениях могли обвиняться только церковным судом, который порой смягчал наказание своим соратникам.

    «Архиепископам, епископам и имеющим бенефиции клирикам королевства не позволяется выезжать из королевства без разрешения государя-короля. А если они выедут, если это угодно будет государю-королю, то представят ручательство, что ни отправляясь туда, ни пребывая там, ни возвращаясь оттуда, они не будут искать средств причинить зло или ущерб королю или королевству23». В Кларендонских постановлениях отражено даже ограничение в передвижении за границами государства для лиц Церкви.

    «Клирики, обвиняемые в чем бы то ни было, по приглашению судьи короля должны явиться в его [короля] курию, чтобы там дать ответ в том, в чем курии короля угодно будет потребовать здесь от них ответа, а также в курию церковную, если найдут нужным, чтобы здесь дан был ими ответ, и [в этом последнем случае] судья короля пошлет в курию святой церкви [своего человека], чтобы видеть, как там будет разбираться это дело. И если клирик будет изобличен в преступлении или сам сознается в нем, впредь церковь не должна оказывать ему своей защиты24». Иными словами, эта статья обязывала подозреваемых в преступлении духовных лиц предстать не только перед церковным, но и перед светским судом. Эта статья вызвала немало шума в духовном обществе Англии. Клирики были возмущены тем, что король желает отнять у них исконные привилегии.

    «Никто, кто держит непосредственно от короля, и никто из его слуг домениальных не будет подвергаться отлучению от церкви и земли никого из них не будут объявляться находящимися под интердиктом, если предварительно об этом не будет сделано представление государю-королю, если он будет в это время находиться в стране, или его судье, если он [король] будет находиться за пределами королевства, чтобы он по праву разрешил это дело и чтобы таким образом то, что будет относиться к королевской курии, в ней и было решено, а то, что будет относиться к церковной курии, было направлено в нее, чтобы там подвергнуться рассмотрению25». Статья № 7 не позволяет духовным деятелям подвергать церковному суду королевских слуг без специального разрешения монарха и подвергать их интердикту (временному запрету церковных действий и участия в духовной жизни).

    Особенно резонансной стала статья № 12, согласно которой доходы и земли епархий и аббатств передавались в собственность короля. «Когда будет становиться вакантным архиепископство или епископство, или аббатство, или приорство на домене короля, оно должно поступать в руки его [короля], и он будет получать с него все доходы и поступления как с своих доменов. А когда придет время позаботиться о церкви, государь-король должен дать повеление высшим сановникам церкви, и в капелле самого государя-короля должно произойти избрание с согласия государя-короля и по совету духовных лиц королевства, которых он позвал бы для этого. И здесь же избранный принесет феодальную присягу и клятву верности государю-королю как своему сюзерену о жизни своей и о членах и о чести своей земной без ущерба для своего духовного звания прежде, чем будет посвящен в сан26». В этой же статье монарх ставит под свой контроль процесс назначения клирика на какую-либо должность.

    Таким образом, статьи Кларендонских конституций подчиняли духовную власть светской, отнимали многие церковные привилегии. Реакция Рима на эти постановления была осуждающей, однако король твердо стоял на своем. В итоге Томас Бекет отказался подписывать статьи, противоречившие канону. В ответ на это Генрих II обвиняет Бекета в растратах, произведенных архиепископом еще на прошлой должности. Но Томасу удается бежать во Францию, где его с особой честью принимает Людовик. Спустя несколько лет Томас благополучно возвращается в Англию, однако столь символичный поцелуй мира не имел места быть. В 1170 году Генрих коронует своего сына-тезку в Йорке без благословения архиепископа. В этом же году Томас Бекет погибает от рук королевских рыцарей.

    В глазах английского народа Томас Бекет был большим авторитетом в духовных делах. После его гибели стало нарастать социальное напряжение. К весне 1172 года ситуация стала настолько критичной, что Генриху пришлось принять легатов папы и покаяться. Покаяние было дано королю с условием отказа от церковной реформы и проведения крестового похода. Это обстоятельство стало полным поражением короля в борьбе за церковную реформу. Генрих был вынужден на некоторое время отказаться от своих планов в ограничении церковной власти.

    В) Глава первая Судебная реформа

    Большую роль в процессе централизации английского государства играла судебная реформа. Как мною сообщалось ранее, она, как и другие реформы Генриха II Плантагенета, проходила посредством издания ассиз. Судебные распоряжения были направлены на изменение методов судопроизводства и против сосредоточения юрисдикции в руках сеньоров.

    В середине XII века в Англии существовали такие судебные учреждения, как королевская курия, собрания графств и сотен и манориальный (вотчинный) суд. За королевской курией была установлена высшая юрисдикция по ряду преступлений, в основном все они защищали членов королевской семьи и касались ближайших подданных двора. Большинство судебных дел на местах разбиралось сотенскими и графскими собраниями и манориальными судами, применявшими устаревший процедуры, такие как «божий суд».

    Стремясь расширить компетенцию королевской курии за счет сеньориальных судов, Генрих II проводит судебную реформу, суть которой заключалась в том, что каждый свободный человек мог за определенную плату получить разрешение перенести свой иск из любого вотчинного суда в королевский, где дело расследовалось через присяжных, тогда как в вотчинных судах судебный процесс осуществлялся по-прежнему с помощью «божьего суда» – судебного поединка – способа разрешения конфликтов путем вооруженной борьбы двух сторон. Появившаяся в ходе реформы альтернативная судебная процедура, существенно отличавшаяся от манориального подхода к рассмотрению дела, внушала веру в то, что суд примет справедливое решение, тем самым делая короля в глазах нации источником объективного суда. Однако процедура, которая велась в королевской курии, не была бесплатной.

    Ассиза не отменяла судебный поединок. Предполагалось, что она должна постепенно вытеснить «божий суд». Благодаря Генриху II Плантагенету Англия стала первой страной, которая нашла достойную альтернативу изжившей себя судебной расправе. Этим новым решением стало учреждение новой судебной системы, в основе которой стоял суд присяжных. «Начинают дело по этой ассизе в таком порядке. Тот, кто с самого начала положил себя на ассизу, испросит приказ о мире для того, чтобы впредь не быть привлеченным в суд противником силою приказа, благодаря которому между ними перед этим возникло судебное дело о держании, из-за которого держащий положил себя на ассизу. Посредством таких приказов приобретает мир тот, кто держит и кладет себя на ассизу до тех пор, пока противник, явившись в курию, испросит другой приказ, чтобы четырьмя полноправными рыцарями из графства и из соседства было избрано двенадцать полноправных рыцарей из того же соседства, которые под присягою скажут, кто из тяжущихся имеет больше прав на искомую землю5».

    Расследование гражданских дел с помощью присяжных было привилегией королевского суда. Теперь необъективный суд сеньориальный суд явно уступал разбирательству королевской курии.

    Однако Великая ассиза формально не запрещает судебного поединка. Наряду с расследованием присяжных, вооруженная борьба конфликтующих сторон продолжает существовать в английском обществе. Гленвилль в своем трактате называет учреждение суда присяжных «благодеянием» и противопоставляет его поединку, отмечая преимущества нового способа решения земельных споров и недостатки старого: «Если кто желает сохранить за собою право на ту землю, какою он владеет как свободным держанием, то люди могут отстранить двусмысленный исход поединка... Из великой справедливости ведь возникло это правовое установление; ибо право, которое после многих и длинных отсрочек едва выясняется через поединок, благодаря благодеянию этого установления удобнее и скорее обнаруживается. Ибо ассиза эта не ожидает столько законных отсрочек, сколько поединок, как это будет видно из последующего. А благодаря этому сберегаются и труд людей и издержки бедных. Кроме того, насколько больший имеет вес в судебных делах данное слово многих достойных свидетелей, чем только одного, настолько на большей справедливости зиждется это установление, чем поединок. Ибо в то время, как поединок возникает из свидетельства одного присяжного, это установление требует присяги по меньшей мере двенадцати полноправных людей6». Интересен тот факт, что если человек «положит себя на ассизу», то есть обратится в суд присяжных, его дело будет конфисковано из сеньориального суда.

    Так что же из себя представлял институт присяжных, разбирающих споры о земельных владениях? «Но следует иметь в виду, что когда в курию появляются в назначенный заранее день четыре рыцаря, готовые избрать двенадцать других.., то явится ли или не явится тот, кто держит, тем не менее этими четырьмя рыцарями и под их присягой будет произведено избрание двенадцати... После того, как произведено будет избрание двенадцати рыцарей, они должны быть приглашены явиться в курию, готовые сказать под присягой, кто из них, то есть держащий или ищущий большее имеет право в своем иске... В день же, заранее назначенный двенадцати рыцарям для производства расследования, придет ли тот, кто держит, или не придет, расследование это без замедления должно быть произведено7».

    Ряд новшеств в уголовный процесс вводила Кларендонская ассиза. В основе дореформенного суда по уголовным делам в XII веке лежал «Божий суд» – ордалия. Этот метод заключался в прохождении подозреваемым испытаний огнем, кипящей водой или раскаленным металлом. Неудивительно, что такого рода пытки могли продемонстрировать лишь иммунитет и выносливость предполагаемого преступника. Она также не отменяла «божьего суда», но значительно ограничивала практику его применения.

    Кларендонская ассиза передавала все уголовные дела в юрисдикцию королевского суда. В этой сфере права происходят значительные изменения. Преобразования коснулись как судебной, так и следственной практик. Тем самым Генрих вновь нанес удар по судебным правам крупных феодалов. Король создает профессиональный разветвленный судебный аппарат, в котором особую роль играли присяжные. Их функции заключались в предварительном следствии и составлении списка лиц, которых признавали подозреваемыми по конкретному делу. «Прежде всего постановил названный выше король Генрих по совету всех баронов своих для охраны мира и сохранения правосудия, чтобы по отдельным графствам производилось расследование и по отдельным сотням через посредство двенадцати полноправных людей сотни и через посредство четырех полноправных людей каждой деревни под клятвой, что они будут говорить правду: есть ли в их сотне или в их деревне какой-либо человек, которого на основании фактических данных или по слухам обвиняют в том, что он разбойник, тайный убийца или грабитель или такой, который есть укрыватель разбойников или тайных убийц или грабителей после того, как государь король стал королем8»

    Дальнейшим расследованием занимались шерифы и судья. Шериф – должность назначаемая правителем. Человек, занимающий этот пост, являлся представителем королевской власти в графстве. В его обязанности входит розыск и арест подозреваемых. Кларендонской ассизой были сильно расширены полномочия шерифов. «И пусть никого не будет в городе, или в бурге, или в замке, или за их пределами, а также и в баронии Уолингфорд, кто вздумал бы воспретить шерифам вступать на свою землю или на свою соку для ареста тех, о которых на основании фактических данных или на основании слухов говорят, что они разбойники, или тайные убийцы, или грабители, или укрыватели их, или объявлены вне закона, или обвиняются в нарушении лесных законов; но повелевает (государь король), чтобы все помогали шерифам в задержании (преступников)9». Такое распоряжение короля делало доступным шерифу для расследования любую область государства.Шерифы могли, не считаясь с правами феодалов, вступать в их владения с целью поимки преступников и проверки соблюдения круговой поруки.

    Кларендонское распоряжение учреждает институт разъездных судов – выездных сессий королевских судей. В 1176 году были организованы шесть объездных округов, которые объезжались королевскими судьями. Назначение разъездных судей производилось королевским приказом о начале общего судебного объезда. Приказ наделял судей рядом полномочий. Они выполняли не только судебные, но и административные функции, которые проявлялись в разборе всех исков и контроле за действиями местных чиновников. «И когда разбойник, или тайный убийца, или грабитель, или укрыватели их будут арестованы на основании названных выше клятвенных показаний, то если судьи так скоро не явятся в графство, где они были арестованы, то шерифы доведут до сведения ближайшего судьи через какого-либо сведущего человека, что они арестовали таких людей, и судьи с своей стороны известят шерифов, куда они хотят, чтобы к ним привели арестованных; и шерифы пусть приведут их перед судьями; и вместе с ними пусть приведут из сотни и из деревни, где они были арестованы, двух полноправных людей для доставки ведомости графства и сотни о том, почему они были арестованы10». Выездные судьи регулярно объезжали четко очерченные округа, выносили окончательный вердикт по делу и проверяли деятельность присяжных. К каждому приезду судьи присяжные обязаны были подготовить список нарушителей королевского мира, который тщательно изучался судьей.

    Внимания заслуживает и тот факт, что согласно статье № 18, все свободные граждане, в том числе и местные сеньоры, являлись в собрания графств для принесения клятвы королю. Этот факт несомненно подчеркивает стремление монарха стать главенствующим источником справедливости в своем государстве. Лорды и бароны теряют свой юридический авторитет для местных жителей.

    Что касается имущества осужденных, то статья № 5 гласит, что собственность арестантов достается королю. «И над теми, кто был арестован на основании названных выше клятвенных показаний этой ассизы, никто не имеет права суда и никто не может брать их имущество, кроме государя короля в своей курии перед судьями его, и государь король будет получать все имущество их11».

    В ассизе несколько статей посвящены вопросу профилактики бегства вилланов, а также распространения бродяжничества. Рассматривая таких людей как потенциальных преступников, ассиза предусматривает строжайший запрет предоставлять пристанище больше одной ночи малознакомым лицам. «И запрещает государь король, чтобы какой-либо бродячий человек (vaibus), то есть бродяга (vagus) или никому неизвестный, находил пристанище где-либо, кроме бурга, и чтобы и здесь он находил пристанище не больше, как лишь на одну ночь, если только он здесь не заболеет, сам он или его конь, благодаря чему может указать вполне допустимое оправдание. И если он пробудет там больше одной ночи, он должен быть арестован и находиться под арестом, пока не явится его сеньор, чтобы поручиться за него, или пока не представит надежных поручителей; и тот подобным же образом должен быть арестован, кто дал ему пристанище. И все шерифы должны заносить в списки всех беглых, которые бежали из их графств; и это они должны делать перед собраниями графств; и имена их, внесенные в списки, они принесут судьям, как только они явятся к ним (в графства), чтобы они разыскивались по всей Англии, а имущество их было взято в пользу короля12».

    Несмотря на то, что в уголовном судопроизводстве кардинально меняется процедура следствия, испытания еще остаются частью судебного процесса. «И если кто будет арестован, у кого найдено было что-либо, что было взято во время разбоя или грабежа и если он имеет худую славу, и о нем имеются дурные свидетельства, и у него нет поручителя, то он не должен подвергаться испытанию. А если он не имел дурной репутации, то за найденное у него он должен идти на испытание водой13». Данный пример демонстрирует явное ограничение применения ордалии, которая остается актуальной лишь в случае, если не хватает доказательств вины подсудимого.

    Таким образом, на территории английского королевства воцарилось спокойствие. В результате реформ Генриха II судебная система приобретает немало прогрессивных черт, хотя она еще и очень далека от современной. При первом короле династии Плантагенетов развивается судебная и следственная процедуры: появляются такие понятия, как розыск и допрос; поиск свидетелей становится необходимым условием для расследования.

    2.Охарактеризуйте причины принятия и значение Великой хартии вольностей 1215 г.

    В XIII в. в Англии развернулась острая политическая борьба, определившая ее последующее политическое развитие. Сильной королевской власти противостояли оформившиеся сословия.

    Это было время расцвета феодального строя. Централизация ленных отношений в Англии достигла такого уровня, которого не знал западноевропейский феодализм того времени. Королевская власть осуществляла политическое господство над значительным большинством населения. Противниками сильной королевской власти были феодальные магнаты, которые хотя и не обладали в Англии таким могуществом, как в континентальных странах, но тем не менее с успехом могли противостоять королевской власти. При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба баронов приобрела национальный характер и получила поддержку других активных политических сил страны - дворянства и городской верхушки. В стране образовался общий антикоролевский фронт, возглавляемый баронами и высшим духовенством. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутренней и внешней политикой. Иоанн вел бесперспективную войну во Франции и вступил в конфликт с могущественным папой римским, закончившийся победой последнего. Недовольство вызвали и многочисленные поборы, взимаемые вопреки феодальным обычаям. В 1215 г. бароны Англии в полном вооружении подступили к стенам королевской резиденции. С ним заодно выступали мелкое рыцарство и горожане. В таких условиях бароны вместе с рыцарями и лондонской верхушкой заставили Иоанна Безземельного 15 июля 1215 г. подписать Великую хартию вольностей. Образцом для нее послужила Хартия вольностей Генриха I, однако по своему содержанию Хартия 1215 г. богаче и шире.

    Великая хартия вольностей 1215 года начинается словами: " Во-первых, дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили и получили подтверждение ея от сеньера папы Иннокентия Третьяго, которую и мы будем соблюдать, и желаем, чтобы ее добросовестно на вечные времена соблюдали и наследники наши. Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечныя времена все нижеписанныя вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших…"

    Основные положения хартии, которым последующая политическая история Англии придала наибольшее значение, сводятся к следующему:

    1. Король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий.

    2. Налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению "общего совета королевства" (что означало по существу восстановление баронской курии). "…Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона…". "А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать всех архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашей печатью и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились".

    3. Всякий арест должен быть основан на показаниях, "заслуживающих доверия свидетелей".

    4. Ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т.д. "иначе, как по законному приговору", вынесенному равными по положению судьями ("пэрами"), и "по законам страны".

    5. Соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом "принуждать и теснить" короля "всеми способами, какими только может". "После же того, как мы для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеозначенное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, - создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы пожаловали и этой настоящей хартией…

    Большое внимание заслуживают статьи 39 и 40 Хартии. Первая из них гласит: "Ни один свободный человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны". В то время понятием "свободный человек" обозначался феодал. Однако в дальнейшем под "свободным человеком" формально стали понимать всякого свободного жителя Англии. Содержание статьи 39 Хартии было впоследствии развито в Петиции о праве 1628 г. и в Хабеас Корпус Акте 1679 г.

    Статья 40 Хартии, в которой говорится: "никому не будем продавать справедливость и правосудие, никому не будем отказывать в них или их затягивать", - тесно связана по своей сути со статьей 39.

    Будь эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального самоуправства, страной столь же раздробленной, как скажем, Германия. Этого, однако, не случилось и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.

    Иоанн Безземельный, уступив перед вооруженной силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооруженная борьба, но смерть Иоанна (1216) помешала довести ее до какого-либо определенного результата.

    По поводу этого документа историки спорят и поныне. Одни утверждают, что это первая в мире конституция. Другие говорят, что перед нами перечень феодальных привилегий, выгодных только высшей аристократии. В определенном смысле правы и те и другие. Основная масса статей этой Хартии защищает интересы крупных феодалов и одновременно ограничивает власть короля. Основные законы могли, в соответствии с этой Хартией, издаваться королем только с согласия Высшего совета, состоящего из знати. Совет выбирал из своего состава особый Комитет 25-ти, который имел право принудить короля к исполнению Хартии, вплоть до призыва страны к восстанию.

    "Великая хартия вольностей", безусловно, является более передовым документом, т.к. впервые в истории власть ограничивалась законом, а не обычаем или религиозными либо моральными нормами; впервые в истории королевская власть ограничивалась неким органом, пусть и не демократически составленным; впервые в Средние века свободные люди (на зависимых крестьян это не распространялось) получали определенные гарантии от произвола властей, пусть и весьма неполные основы гражданской свободы.

    3.Правовое положение различных групп населения Англии по Великой хартии вольностей 1215 г.

    Полный текст Великой хартии вольностей насчитывает 63 статьи, которые расположены без определенной системы и касаются самых различных вопросов.

    Все эти статьи можно разделить на три основные группы:

    1) Статьи, отражающие материальные интересы разных социальных слоев (ст. ст. 1 -11, 13, 16, 27 и другие).

    2) Статьи, претендующие на установление новых политических порядков, в частности на ограничение королевской власти (ст. ст. 12, 14, 39, 61), – так называемые конституционные статьи.

    3) Статьи, подтверждающие ранее существовавший или вновь создаваемый порядок работы судебных и административных органов, а также пресекающие злоупотребления королевского аппарата в центре и на местах (ст. ст. 17-22, 24, 25, 34, 36, 38, 40 и др.).

    а) права и привилегии великих баронов;

    В первой группе основное место, безусловно, занимают материальные требования баронов – непосредственных вассалов короля – как по количеству статей, так и по конкретности и детальности их формулировки. Хартия определяет феодальные права короля и обязанности его вассалов, ограничивая фискальный произвол короны по отношению к ним (особенно ст. ст. 2-11).

    Большинство статей Хартии отражало и защищало интересы феодальной аристократии. Они гарантировали прелатам свободу церковных выборов (ст. 1), соблюдение королем феодальных обычаев по отношению к его вассалам-баронам (ст. 2-11), запрещала королю брать с них феодальную помощь и щитовые деньги (скутагий) без согласия «общего совета королевства» (ст. 12), т.е. совета непосредственных вассалов короля (ст. 14), запрещала судить баронов иначе как судом равных им по положению пэров (ст. 21), без их приговора арестовывать и лишать имущества (ст. 39). Великая Хартия вольностей отменила утвердившееся после реформ Генриха II право короля вмешиваться в юрисдикцию феодальных курий (ст. 34). Статья 61 обеспечивала порядок соблюдения Хартии: бароны избирали из своей среды 25 лиц для надзора за соблюдением вольностей. Если бы король нарушил Хартию и в течение 40 дней по требованию хотя бы четырех баронов не исправил нарушения, все 25 баронов могли прибегнуть к насилию против короля т.е. отнять у него земли и замки, щадя только его личность и семью. Каждый подданный мог поддержать этих баронов в борьбе против короля.

    б) отражение в Великой хартии вольностей 1215 г. интересов рыцарей и горожан.

    Рыцарство и свободное крестьянство также получили значительные права: баронам запрещалось требовать с них больше служб и повинностей, чем полагалось по обычаю (ст. 15, 16, 27, 60), всем свободным людям гарантировалась защита от произвола чиновников. Статья 39 положила начало свободе личности: ни один свободный человек не мог быть арестован, заключен в тюрьму, лишен собственности или покровительства законов, изгнан или подвергнут иной каре иначе, как по суду равных ему и согласно законам страны. Статья 20 ограничивала размеры административных штрафов: свободному человеку сохранялась собственность в размере, необходимом для сохранения социального статуса, при взыскании этих штрафов товар купца и инвентарь виллана объявлялись неприкосновенными. Города получили подтверждение своих привилегий (ст. 13); было установлено единство мер и весов по всей стране (ст. 35); свобода въезда и выезда из Англии в мирное время. Статьи 18, 19, 20, 32, 40 и др. утверждали новые судебно-административные порядки, установившиеся после реформ Генриха II и в целом выгодные широким слоям населения. Впоследствии, в XIII-XIV вв., они вошли в английское общегосударственное феодальное право.

    Великая хартия оставила в силе широкое применение расследования через присяжных в имущественных исках (ст. ст. 18, 19, 20), приоритет королевских судов в разборе всех подсудных им дел, прокламировала отказ от платы за разбор уголовных дел в королевском суде (ст. 32). Такого рода статьи, несомненно, отражали наряду с интересами самой короны также интересы рыцарства, верхушки свободного крестьянства и отчасти горожан, нуждавшихся в укреплении централизованной судебно-административной системы, и были невыгодны баронам.

    Однако и в этом вопросе бароны сумели выговорить себе отдельные уступки. Среди этих общих статей Великой хартии вольностей есть две статьи, которые явно противоречат сложившейся судебной системе, изымая из-под ее действия представителей баронства. Это – статья 21, которая в противовес 20 статье запрещала королю налагать штраф на графов и баронов без решения их пэров, то есть сословного суда, тогда как все прочие свободные люди штрафовались по решению обычного суда, основанному на показаниях присяжных (ст. 20); и статья 34, которая запрещала королевское вмешательство в дела феодальных курий при помощи приказа Praecipe. Хотя в этой статье, как и в 39-й, речь идет о правах «всякого свободного человека», но так как владельцам судебной курии в действительности мог быть только феодал и притом обычно крупный, то очевидно, что эта статья отражала интересы баронства.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта