Таблица 11. Три концепции чувственного познания Философская концепция
| Основное содержание концепции
| Локка
| Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
| Канта
| Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
| Гуссерля
| Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.
| Таблица 12. Что такое рациональное познание? Историческая эпоха философии
| Природа рационального познания
| Античность
| Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон).
Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель).
| Средние века
| Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм).
Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм).
Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты).
| Новое время
| Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм.
Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант).
Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка).
Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель).
Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
|
|
| Таблица 13. Три современные концепции истины Концепция истины
| Что такое истина?
| Соответствия
| Соответствие высказываний фактам.
| Когерентности
| Согласованность высказываний, их непротиворечивость.
| Прагматическая
| Убеждения, способствующие успеху практики.
| Таблица 14. Что такое истина? Историческая эпоха философии
| Природа истины
| Античность
| Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
| Средние века
| Бог, вот что является истиной.
| Новое время
| Истина — это соответствие чувств и идей фактам.
| XX в.
| Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).
| Таблица 15. Уровни научного исследования Уровень научного исследования
| Цели исследования
| Эмпирический
| Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.
| Теоретический
| Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.
| Таблица 16. Три теоретических метода Теоретический метод
| Характеристика
| Аксиоматический
| Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится.
| Гипотетико-дедуктивны
| Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами.
| Прагматический
| Интерпретация фактов проводится на основе ценностей.
| Таблица 17. Философия языка Философская концепция языка
| Главное содержание философских концепций языка
| Философия имени
| Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)
| Философия предложения
| Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности
| Философия ценностных установок
| Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается.
| Таблица 18. Философия техники Историческая эпоха философии
| Интерпретации природы техники
| Античность
| Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания.
| Средние века
| Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества.
| Новое время
| Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс).
| XX век
| Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).
|
Таблица 19. Философия природы Историческая эпоха философии
| Интерпретация специфики природы
| Античность
| Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной.
| Средние века
| Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа.
| Новое время
| Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.
| XX век
| Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).
Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики).
Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).
Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).
| Таблица 20. Второй (неприродный) пол Мужественность
| Женственность
| Молодость
| Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность
| Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость
| Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие
| Таблица 21. Две интерпретации образования Образование — это подготовка
| Образование — это усвоение достижений культуры
| Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна.
| Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.
|
Таблицы как в книге
Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии № п/п
| Историческая эпоха философии
| Основной философский интерес
| 1
| Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
| Космос
| 2
| Средние века IV— XIV вв.
| Бог
| 3
| Новое время XV— XIX вв.
| Человек и общество
| 4
| Новейшее время XX в.
| Язык
| Таблица 2. Античная философия Этап
| Основной философский интерес
| Натурфилософия
| Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)
Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
| Интеллектуализм
| Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.)
| Эллинистическая философия
| Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
| Неоплатонизм
| Иерархия: Единое — Благо — Мировой
Ум — Мировая Душа — Материя
| 250
Таблица 3. Средневековая философия Этап
| Основные идеи
| Основной интерес
| Философ-
ствование в
вере
| Люби Бога, и тогда
делай, что хочешь
| Монотеизм
| Теоцентризм
| Воля как сущность
личности
| Креационум
| (Августин)
| Вера в Бога
|
| Свобода как черта
воли (а не разума)
| Любовь к Богу
| Надежда на спасение
| Добрая воля
| Гармониза-
ция веры и
разума
| Вера ведет разум,
разум подкрепляет
веру
| Совесть
| Духовность человека
| Символизм
| (Фома Аквинский)
| Философия — это
введение к религии
|
|
|
| Свобода человека
как разумная воля
движения к совер-
шенству Бога
|
| Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
|