|
Философия в таблицах. Приложение Курс Философии в таблицах четыре эпохи в философии
251
Таблица 4. Философия Нового времени Этап
| Авторы философских концепций
| Основной интерес
| XV-XVI вв.
|
| Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
| XVII в.
| Декарт
| Ясные идеи и дедуктивные построения теории
| Локк
| Теория познания: сенсуализм
| XVIII в.
| Кант
| Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
| XIX в.
| Гегель
| Универсальная системная философия идей
| Маркс
| Концепция общественного руда, критика капитализма
| Ницше
| Критика «разумных» ценностей
| Таблица 5. Философия XX века Главное философское направление
| Главный философский интерес
| Феноменология
| «Работа» сознания с феноменами
| Герменевтика
| Бытие человека в мире, поиск сущего
| Аналитическая философия
| Логический анализ языка, употребление языка
| Постмодернизм
| Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
| 252
Таблица 6. Философия о человеке Историческая эпоха философии
| Что такое человек?
| Античность
| Микрокосм Душа + тело )
Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель)
| Средние века
| Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
| Новое время
| Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше).
| XX век
| Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи).
| 253
Таблица 7. Философия об обществе Историческая эпоха философии
| Что такое общество?
| Античность
| Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.
| Средние века
| «Град земной», стремящийся к «граду небесному».
| Новое время
| Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс).
| XX век
| Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).
| Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
254
Таблица 8. Три главные ценности Сферы жизнедеятельности человека
| Главные ценности
| Практическая жизнь
| Добро
| Чувственно-эстетическая жизнь
| Красота
| Научная деятельность
| Истина
| Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте Историческая эпоха философии
| Что такое красота?
| Античность
| Космически гармоничное и соразмерное
| Средние века
| Символ божественного
| Новое время
| Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).
| 255
Окончание табл. 9 Историческая эпоха философии
| Что такое красота?
| XX в.
| Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).
| Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре Историческая эпоха философии
| Идеалы добра
| Основные добродетели человека
| Античность
| Благо
| Мудрость, справедливость, мужество
| Средние века
| Бог
| Вера, любовь, надежда, совесть
| 256
Окончание табл. 10 Историчес-
кая эпоха
философии
|
Идеалы добра
| Основные
добродетели
человека
|
| Новое
время
| Рассудочный свобод-
ный человек (Локк,
Руссо).
| Рассудочность, сво-
бода.
|
|
|
|
| Абсолютный нравст-
венный закон (Кант).
| Разумность, свобода.
|
|
|
|
| Общество без эксплуатации (Маркс).
| Преданность делу
пролетариата.
|
|
|
|
| Сверхчеловек
(Ницше).
| Воля к власти.
|
|
|
| XX век
| Положительные цен-
ности (феноменологи).
| Умение пользоваться
феноменологическим
методом.
|
|
| Достижение единства с сущим, с сущностью
вещей (герменевтики).
| Адекватно отвечать
на зов вещи, соответствовать ему.
|
|
| Умение посредством
анализа языка учиты-
вать последствия по-
ступков (аналитики).
| Быть последователь-
ным в своих дейст-
виях.
|
|
| Деконструкция лого- и других центризмов
(постмодернизм).
| Умение «рассеивать»
устоявшиеся ценно-
сти.
|
| 257
Таблица 11. Три концепции чувственного познания Философская концепция
| Основное содержание концепции
| Локка
| Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи.
| Канта
| Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами.
| Гуссерля
| Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства.
| Таблица 12. Что такое рациональное познание? Историческая эпоха философии
| Природа рационального познания
| Античность
| Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель).
| 258
Окончание табл. 12 Историческая эпоха философии
| Природа рационального познания
| Средние века
| Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты).
| Новое время
| Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).
| Таблица 13. Три современные концепции истины Концепция истины
| Что такое истина?
| Соответствия
| Соответствие высказываний фактам.
| Когерентности
| Согласованность высказываний, их непротиворечивость.
| Прагматическая
| Убеждения, способствующие успеху практики.
| 259
Таблица 14. Что такое истина? Историческая эпоха философии
| Природа истины
| Античность
| Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель).
| Средние века
| Бог, вот что является истиной.
| Новое время
| Истина — это соответствие чувств и идей фактам.
| XX в.
| Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики).
| |
|
|