Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии № п/п
| Историческая эпоха философии
| Основной философский интерес
| 1
| Античность VI в. до н.э.— III в. н.э.
| Космос
| 2
| Средние века IV— XIV вв.
| Бог
| 3
| Новое время XV— XIX вв.
| Человек и общество
| 4
| Новейшее время XX в.
| Язык
| Таблица 2. Античная философия Этап
| Основной философский интерес
| Натурфилософия
| Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.)
Числа (Пифагор и др.)
| Интеллектуализм
| Идеи (Сократ, особенно Платон и др.)
Форма (Аристотель и др.)
| Эллинистическая философия
| Самодостаточность человека (киники)
Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы)
Человек и его космическая судьба (стоики)
Мудрое молчание (скептики)
| Неоплатонизм
| Иерархия: Единое — Благо — Мировой
Ум — Мировая
Душа — Материя
| Таблица 3. Средневековая философия Этап
| Основные идеи
| Основной интерес
| Философствование в вере
| Люби Бога, и тогда делай, что хочешь
| Монотеизм
| Теоцентризм
| Воля как сущность личности
| Креационум
| (Августин)
| Вера в Бога
|
| Свобода как черта воли (а не разума)
| Любовь к Богу
| Надежда на спасение
| Добрая воля
| Гармонизация веры и разума
| Вера ведет разум, разум подкрепляет веру
| Совесть
| Духовность человека
| Символизм
| (Фома Аквинский)
| Философия — это введение к религии
|
|
| Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога
|
| Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени Этап
| Авторы философских концепций
| Основной интерес
| XV-XVI вв.
|
| Гуманизм Эстетическое отношение к действительности
| XVII в.
| Декарт
| Ясные идеи и дедуктивные построения теории
| Локк
| Теория познания: сенсуализм
| XVIII в.
| Кант
| Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
| XIX в.
| Гегель
| Универсальная системная философия идей
| Маркс
| Концепция общественного руда, критика капитализма
| Ницше
| Критика «разумных» ценностей
| Таблица 5. Философия XX века Главное философское направление
| Главный философский интерес
| Феноменология
| «Работа» сознания с феноменами
| Герменевтика
| Бытие человека в мире, поиск сущего
| Аналитическая философия
| Логический анализ языка, употребление языка
| Постмодернизм
| Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм
| Таблица 6. Философия о человеке Историческая эпоха философии
| Что такое человек?
| Античность
| Микрокосм (Душа + тело )
Душа есть проявление идеи (Платон)
Душа — это форма человека (Аристотель)
| Средние века
| Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести.
| Новое время
| Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант).
Проявление общественных отношений (Маркс).
Существо волевое и страстное (Ницше).
| XX век
| Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи).
Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики).
Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики).
Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты).
Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи).
| Таблица 7. Философия об обществе Историческая эпоха философии
| Что такое общество?
| Античность
| Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.
| Средние века
| «Град земной», стремящийся к «граду небесному».
| Новое время
| Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс).
| XX век
| Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.).
| Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности Сферы жизнедеятельности человека
| Главные ценности
| Практическая жизнь
| Добро
| Чувственно-эстетическая жизнь
| Красота
| Научная деятельность
| Истина
| Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте Историческая эпоха философии
| Что такое красота?
| Античность
| Космически гармоничное и соразмерное
| Средние века
| Символ божественного
| Новое время
| Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм).
| XX в.
| Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм).
| Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре Историческая эпоха
философии
| Идеалы добра
| Основные добродетели человека
|
| Античность
| Благо
| Мудрость, справедливость, мужество
|
| Средние века
| Бог
| Вера, любовь, надежда, совесть
|
| Новое время
| Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо).
| Рассудочность, свобода.
|
|
|
| Абсолютный нравственный закон (Кант).
| Разумность, свобода.
|
|
| Общество без эксплуатации (Маркс).
| Преданность делу пролетариата.
|
|
| Сверхчеловек (Ницше).
| Воля к власти.
|
|
| XX век
| Положительные ценности (феноменологи).
| Умение пользоваться феноменологическим
методом.
|
| Достижение единства с сущим, с сущностью
вещей (герменевтики).
| Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему.
|
| Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики).
| Быть последовательным в своих действиях.
|
| Деконструкция лого- и других центризмов
(постмодернизм).
| Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности.
|
| |