Главная страница
Навигация по странице:

  • Уровень науч­ного исследо­вания Цели исследования

  • Таблица 17.

  • Философская кон­цепция языка Главное содержание философских концепций языка

  • Таблица 18.

  • Интерпретации природы техники Античность

  • Историчес­кая эпоха философии Интерпретации природы техники

  • Таблица 19.

  • Истори­ческая эпоха философии Интерпретация специфики природы Новое время

  • Таблица 21.

  • Образование — это подготовка Образование — это усвоение достижений культуры

  • Возрождение и Новое время

  • Философия в таблицах. Приложение Курс Философии в таблицах четыре эпохи в философии


    Скачать 74.16 Kb.
    НазваниеПриложение Курс Философии в таблицах четыре эпохи в философии
    Дата03.06.2022
    Размер74.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия в таблицах.docx
    ТипДокументы
    #566941
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Таблица 15. Уровни научного исследования

    Уровень науч­ного исследо­вания

    Цели исследования

    Эмпирический

    Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности.

    Теоретический

    Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой.

    260

    Таблица 16. Три теоретических метода

    Теоретический метод

    Характеристика

    Аксиома­тический

    Основанием теории избираются аксио­мы. Из аксиом выводят теоремы. Сопос­тавление знания с экспериментальными фактами не проводится.

    Гипотетико-дедуктивны

    Выдвигаются гипотезы, из них дедуци­руются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопос­тавления теории с экспериментальными фактами.

    Прагматический

    Интерпретация фактов проводится на основе ценностей.

    Таблица 17. Философия языка

    Философская концепция языка

    Главное содержание философских концепций языка

    Философия имени

    Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты)

    Философия предложения

    Главной единицей языка, текста является предложение, высказыва­ние. Предложение, если оно по­строено правильно, обладает значе­нием и смыслом, функцией истинно­сти/ложности

    261

    Окончание табл. 17

    Философская кон­цепция языка

    Главное содержание философских концепций языка

    Философия ценно­стных установок

    Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения кото­рых он добивается.

    Таблица 18. Философия техники

    Историчес­кая эпоха философии

    Интерпретации природы техники

    Античность

    Техника — это воплощение умений ремес­ленника. Знание общего выше технического знания.

    Средние века

    Техника — это творчество человека в качест­ве отблеска божественного творчества.

    Новое вре­мя

    Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, кото­рая в качестве средств труда определяет раз­витие общества (Маркс).

    262

    Окончание табл. 18

    Историчес­кая эпоха философии

    Интерпретации природы техники

    XX век

    Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).

    Таблица 19. Философия природы

    Истори­ческая эпоха философии

    Интерпретация специфики природы

    Античность

    Природа — это органическая часть космо­са. Часто природа считалась одушевленной.

    Средние века

    Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном являет­ся природа.

    263

    Окончание табл. 19

    Истори­ческая эпоха философии

    Интерпретация специфики природы

    Новое время

    Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью под­чинить ее себе.

    XX век

    Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

    264

    Таблица 20. Второй (неприродный) пол

    Мужественность

     

    Женственность

     

    Молодость

     

    Логичность,
    склонность к обобщению,
    абстрактному мышлению,
    рациональность,
    практичность,
    решительность,
    постоянство,
    властность

    Интуитивность,
    интерес к конкретному, чувствительность,
    сентиментальность,
    осторожность,
    тщательность,
    сострадательность,
    изменчивость

    Жизненная непосредственность,
    стремление к неформальной общности,
    непрактичность,
    склонность к новациям,
    свободолюбие

    Таблица 21. Две интерпретации образования

    Образование — это подготовка

     

    Образование — это усвоение достижений культуры

     

    Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нуж­ны непосредственно на будущем рабочем мес­те. Ничего лишнего, только самое необходи­мое. Философия на рабочем месте не нуж­на.

    Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как од­ного целого.
    Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всесто­роннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответствен­ность. Философия занимает в образовании достойнейшее место.

    265

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)

    Античность до н.э.

    Фалес (624-546)
    Парменид (540-470)
    Гераклит (535-470)
    Зенон (510-430)
    Сократ (469-399)
    Демокрит (460-371)
    Платон (427-347)
    Аристотель (384-322)
    Эпикур (341-270)
    Цицерон (106-43)
    Сенека (4 до н.э.-65 н.э.)
    Плотин (204-270)

    Средневековье
    Августин А. (354-430)
    Боэций А. (480-524)
    Авиценна (980-1037)
    Ансельм (1033-1109)
    Абеляр П. (1079-1141)
    Аверроэс (1126-1198)
    Фома Аквинский (1221-1274)
    Оккам У. (1280-1349)

    Возрождение и Новое время

    Кузанский Н. (1401-1464)
    Фичино М. (1433-1499)
    Бруно Дж. (1548-1600)
    Бэкон Ф. (1561-1626)
    Гоббс Т. (1588-1679)
    Декарт Р. (1596-1650)
    Спиноза Б. (1632-1677)
    Локк Дж. (1632-1704)
    Лейбниц Г. (1646-1716)

    Юм Д. (1711-1776)
    Гольбах П. (1723-1789)
    Кант И. (1724-1804)
    Фихте И. (1762-1814)
    Гегель Г. (1770-1831)
    Шеллинг Ф. (1775-1854)
    Шопенгауэр А. (1788-1860)
    Фейербах Л. (1804-1872)
    Маркс К. (1818-1883)
    Пирс Ч. (1839-1914)
    Джемс У. (1842-1910)
    Ницше Ф. (1844-1900)
    Соловьев B.C. (1853-1900)

    Новейшее время

    Фрейд 3. (1856-1939)
    Гуссерль Э. (1859-1938)
    Бергсон А. (1859-1941)
    Лосский И.О. (1870-1965)
    Рассел Б. (1872-1970)
    Бердяев Н.А. (1874-1948)
    Флоренский П.А. (1882-1937)
    Витгенштейн Л. (1889-1951)
    Хайдеггер М. (1889-1976)
    Карнап Р. (1891-1970)
    Лосев А.Ф. (1893-1988)
    Гадамер Г. (1900)
    Поппер К. (1902-1994)
    Сартр Ж.-П. (1905-1980)
    Куайн У. (р. 1908)
    Кун Т. (р. 1922)
    Фуко М. (1926-1984)
    Хабермас Ю. (р. 1929)
    Деррида Ж. (р. 1930)
    Ленк Г. (р. 1935)

    Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изу­чающему философию следует в ней ориентироваться.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта