Главная страница

Игровой подход и возможности его использования в условиях современного обучения. Документ Microsoft Word. Приложения


Скачать 31.62 Kb.
НазваниеПриложения
АнкорИгровой подход и возможности его использования в условиях современного обучения
Дата16.06.2022
Размер31.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипРеферат
#595171

Содержание
Введение…………………………………………………………………………. 3Глава I. Теоретические основы использования игрового подхода в процессе обучения1.1. Игровой подход как психолого-педагогическое понятие……................... 61.2. Игра как ключевая категория игрового подхода в обучении: сущность, функции и подходы к классификации……………………………. ………….. 10Выводы по главе I………………………………………………………………..15Глава II. Организация обучения на основе игрового подхода2.1. Возможности использования игры в процессе обучения………...............162.2. Особенности организации процесса обучения на основе игрового подхода…………………………………………………………………………...18Выводы по главе II…………………………………………………....................22
Заключение……………………………………………………………………...23Список литературы …………………………………………............................24
Приложения……………………………………………………………………...26

Введение
Актуальность исследования. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года, федеральный закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт нацеливают на то, что «интеграция и глобализация социальных, экономических и культурных процессов, которые происходят в мире, перспективы развития России на ближайшие два десятилетия требуют глубокого обновления системы образования, предопределяют ее опережающий характер».
В условиях модернизации образования перед педагогами стоит задача развития интересов обучающихся, умения самостоятельно приобретать и использовать на практике новые знания, формирование умения сотрудничать, общаться, адаптироваться к новым обстоятельствам, находить пути решения жизненных проблем.
Для решения данных задач необходимо использовать инновационные подходы в процессе обучения. Игра зарекомендовала себя как эффективное педагогическое средство, с помощью которого педагог может заинтересованность учебным материалом, вызвать желание учиться, создать ситуацию успеха, научить работать в коллективе. Школьники, особенно в начальном звене обучения постоянно испытывают потребность в игре, игровом общении, игра для них – это первая возможность проявить себя как личность, самоопределиться, самоутвердиться. Поэтому игровой подход необходимо использовать в условиях современного обучения для достижения предметных и метапредметных результатов, реализации требований ФГОС.
Степень проработанности темы исследования. Педагоги и психологи с давних времён подчёркивали важность использования игры и игрового подхода в процессе обучения. Педагоги Л.В. Артемова, И.С. Гринченко, М.В. Кларин, Г.К. Селевко описывали классификацию игр в обучении, методику использования игр в урочной и внеурочной деятельности.
Однако несмотря на интерес педагогов и методистов к данной проблеме, возможности использования игрового подхода в условиях современного обучения в методической литературе раскрыты фрагментарно и нуждаются в дополнительном анализе. Вышесказанное и обусловило выбор темы исследования «Игровой подход и возможности его использования в условиях современного обучения».
Изучение состояния проблемы использования игрового подхода в условиях современного обучения позволило выявить противоречие между необходимостью внедрения инновационных педагогических процессов и недостаточной разработанностью современных подходов и технологий использования игрового подхода.
В соответствии с выявленным противоречием и необходимостью его разрешения сформулирована проблема педагогического исследования: каковы современные подходы к использованию игрового подхода в условиях современного обучения.
Объект исследования: игровой подход как психолого-педагогическое понятие.
Предмет исследования: организация процесса обучения на основе игрового подхода.
Цель исследования – выявить возможности использования игрового подхода в условиях современного обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Раскрыть сущность понятия «игровой подход»;
3. Раскрыть сущность понятия «игра» и описать подходы к классификации;
4. Показать возможности использования игрового подхода в условиях современного обучения.
Методы, используемые для проведения исследования:
- теоретические: теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты исследования и выводы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ для повышения эффективности процесса обучения.

Глава I. Теоретические основы использования игрового подхода в процессе обучения
Игровой подход как психолого-педагогическое понятие
Создание необходимых условий для становления творческой личности обучающихся невозможно без изменения подходов к организации образовательного процесса. И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова рассматривали личность как продукт ролевого взаимодействия между людьми, потому что человеческая природа, и социальный порядок являются продуктами коммуникации. Учебная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы школьники могли овладеть потоками информации, закреплять знания и умения, превращать их в инструмент практического действия и общения [20, с. 87].
Поэтому в школьном обучении целесообразно моделировать игровые ситуации, которые активизируют не только информационную, но и процессуальную его стороны, сочетают в себе непосредственное участие школьников в деятельности, образовательной направленности, и игровые формы ее имитации. Ориентация обучения на личность школьников обуславливают необходимость игрового подхода к организации учебного процесса в школе.
Игровые формы и методы в процессе обучения позволяют оптимально учесть требования ФГОС, создать ситуации, включаясь в которые они будут овладевать искусством быстро и эффективно решать учебные задачи, овладевать культурой общения, развивать логическое мышление.
Характерными признаками игрового подхода к обучению являются:
- игровое моделирование;
- использование игровых технологий;
- проблемный характер игровых ситуаций;
- направленность игровых ролей, распределение их между участниками игры с учётом их возможностей, способностей, подготовленности;
- состояние эмоционально-положительного напряжения участников игровой деятельности.
- поиск различных решений поставленных задач в игровой ситуации;
- многовариативность решений;
- обсуждение итогов игровой деятельности;
- чёткость критериев по оценке действий школьников в игровой деятельности [14].
Названные признаки характеризуют учебную деятельность как игровую, что предполагает необходимость игровых методов, и активно-познавательную, в которой те, которых обучают, вынуждены проявлять активность, выполняя различные роли в намеренно созданных ситуациях профессиональной направленности.
Реализация игрового подхода в обучении обеспечивает замену традиционной более рациональной и эффективной технологией обучения, основу которой составляет игровое моделирование. Игровая деятельность стимулирует творчество обучающихся. Принимая на себя ролевое задание, они не только пользуются средствами общения, но и прогнозируют игровые действия, то есть перевоплощаются, импровизируют, творят.
Обучение реализующее игровой подход к организации учебных занятий, обеспечивает эмоциональную и интеллектуальную обстановку в школьной аудитории, атмосферу психологического комфорта для каждого обучающегося, а именно:
- психологическую защищённость каждого участника, когда выполняемые им игровые роли не снижали социального статуса, не вызывали чувства безнадёжности и дискомфорта;
- ситуацию успеха, осознание зависимости между качеством исполнения игровой роли и успешностью;
- формирование позитивной установки на игровую деятельность, самостоятельность, творчество;
- включение обучающихся в систему отношений, построенных на педагогическом взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве, что обеспечивает каждому свободу действий, активность в игровой ситуации;
- реализацию рефлексивных и эмпатийных процессов, позволяют управлять эмоциональными чувствами и состояниями участников игровой деятельности, проявлять гибкость, принимать участников такими, какие они есть, не называя чужого подхода к выполнению учебной роли [10].
В последнее время игра все чаще привлекает внимание педагогов и методистов как средство обучения. А.П. Панфилова утверждала, что игра –особая форма деятельности. Она «охватывает все периоды человеческой жизни» [17].
С.Н. Новикова отмечала, что назначение игры состоит в том, чтобы при ее организации через различные виды деятельности повысить воспитательный потенциал, используемой технологии учебно-воспитательного процесса. Воспитательная цель лежит вне игры: в сфере решения познавательных задач, в сфере обучения и профессионально-нравственного становления. Достигается она через включение школьников в игру, связанную с процессом достижения этой цели [14].
Ю. Гурин подчёркивает двухплановый характер игры. Участники игры выполняют реальную деятельность, с помощью реальных действий решают поставленные нестандартные задачи. Но с другой стороны эти действия условны, потому что они происходят в искусственно моделирующих ситуациях профессиональной направленности. Сопряжение реальности действий с условностью проигрывающих ситуаций обеспечивает развивающий эффект, помогает снять психологическое напряжение. Игра способствует оптимизации настроения, положительных эмоций, тем самым стимулирует развитие психических свойств и качеств личности будущего специалиста, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной адаптации к профессионально-педагогической деятельности и выполнение функций учительского труда [1].
Таким образом, игровой подход к обучению – это прекрасная возможность для активного взаимодействия школьников и их самореализации. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальные варианты и модели игрового взаимодействия в образовательном процессе. Эта модель является механизмом самоорганизации и самообучения школьников. Игровой вариант – это модель формирования «Я» обучающихся, важна форма, в которой идут «мощные процессы самопроверки, самоопределения, самовыражения, самоутверждения» [4].
Игровой подход к обучению позволяет придать учебно-познавательной деятельности школьников импульс творчества, одухотворить осваиваемый опыт, обеспечить самоуглубление, активизацию учебных действий. В ходе реализации игры всегда происходит взаимодействие участвующих сторон. Играть-значит вступать в контакты с другими. Контакты реализуются через диалог между участниками игры, что создаёт условия для творческого самовыражения. Игра в учебном процессе обеспечивает школьникам свободу действий, даже в подражательные действия она вносит что-то своё.
Игровой подход к обучению поддерживает высокий уровень активности, что поддерживается пережитым чувством удовлетворения от проявления интеллектуальных и духовных сил обучающихся. В игре моделируются различные ситуации, имитируются свойства, качества, состояния, проявляются способности, умения, необходимые для успешного овладения знаниями, умениями и навыками.
Для игры необходимо специально созданное пространство, где царит определённая морально-психологическая атмосфера. Свойство игры создавать пусть временное ощущение гармонии с окружающей действительностью очень ценно для организации педагогического процесса, практики общения в системе «педагог - ученики». Игра включает в себя большие возможности для диагностики способностей и уровня готовности школьников к самостоятельной деятельности.
Таким образом, игровой подход в процессе обучения содержит в себе условия для подготовки творческого и активного, способного видеть перспективу, формулировать проблему, ставить и самостоятельно решать ее, реализовать стратегию образовательной деятельности и технику коммуникативного поведения школьника.
Игра как ключевая категория игрового подхода в обучении: сущность, функции и подходы к классификации
Многие учёные пытались дать определение понятию «игра». В различных словарях дано большое разнообразие значений слова «игра». Так, например, в соответствии со словарём социально- психологических понятий игра означает одну из «главных и древнейших форм эстетической деятельности, совершаемой ради неё самой и доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость» [6, с. 18].
В педагогическом словаре дано следующее определение термина «игра» - это один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. По мнению авторов словаря, игра способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений [8, с. 90].
В статье А.Ю Макарова игра представлена как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [10, с. 24].
Т.В. Якубовская трактует игру как активность организма, направленная на условное моделирование той или иной развёрнутой деятельности [22, с.120].
Согласно Г.К. Селевко, игра – это форма учебно-воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств активизации учебного процесса, способствует умственному развитию [19, с. 78].
Современный интерес к проблеме игры обусловлен характерным для гуманитарной мысли 21 века стремлением выявить глубинные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности.
В своей книге Т.П. Савушкина даёт определение игры с позиции Б.З. Вульфова: «Игра – одна из форм реальной деятельности детей по условным, признанным участниками правилами» [18, с. 80].
Г.К. Селевко в своей работе под названием «Современные образовательные технологии» трактует игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [19, с.41].
Место и роль игр в учебном процессе, сочетание элементов игры и обучение во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Г.Ю. Ксензова отделяет наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры [7, с. 41].
Социокультурное назначение игры. Игра-это самое сильное средство социализации ребёнка, что включает в себя как социально контролируемые процессы их целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
Функция межнациональной коммуникации. Игры являются национальные и одновременно интернациональные, межнациональные, общечеловеческие. Они позволяют моделировать различные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни [2].
Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно поэтому для неё важен процесс игры, а не ее результат, конкуренция или достижение какой-либо цели.
Коммуникативная функция игры. Игра-это деятельность коммуникативная, хотя по собственно игровым правилами и конкретна. Если игра является формой общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, никакой игры между ними быть не может.
Диагностическая функция игры. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, потому что, во-первых, индивид ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество), а во-вторых - игра сама по себе является особым «полем самовыражения» [11].
Иглотерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, общении с окружающими, в учёбе.
Функция коррекции в игре. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с такой поведением, которое отклоняется от принятой нормы, помочь им справиться с переживаниями, препятствующих их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная функция игры. Эта функция связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний [12].
Игры помогают, по утверждению Е.А. Казанцева, не только проявить наклонности и способности ребёнка, но и совершенствовать их [5].
Игра - многогранное понятие, поэтому одной классификационной модели, как эталона, нет. Игры можно классифицировать по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности, по сущностной игровой основе и т.д.
На настоящий момент разработано множество разнообразных игр, поэтому возникла необходимость их классифицировать. Рассмотрим некоторые из них. Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН).
Не менее важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; релаксационные игры-паузы [8].
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделять обучающие игры по источнику познания: игры на основе устного изложения учебного материала; игры на основе работы с наглядностью; игры на основе практической работы школьников.
При планировании работы на занятии в некоторых случаях важно разделять игры по количеству задействованных учащихся на: массовые, групповые, парные, индивидуальные.
Г.К. Селевко выделил интерактивные игры с опосредованным воздействием на учеников (ребусы, кроссворды), интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры), интерактивные игры (индивидуальные игровые задания). Так же он классифицировал игры по степени импровизации: игры с ролями и сюжетом (импровизированные); с чётким сюжетом (канонические); бессюжетные (кроссворды) [19, с. 75].
Во всех приведённых классификациях, несомненно, есть смысл. Они указывают на различия между играми с определёнными обозначенными правилами или жёстко прописанным сюжетом, отступать от которых участником игры запрещено, и играми без жёстких правил, основанных на импровизации и внутренней логике. Эти игры заметно отличаются друг от друга по своим целям, задачам, по уровню влияния на интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.
В процессе игры-обсуждения создаётся воображаемая ситуация современного времени. Это может быть диспут, круглый стол учёных, дискуссия, спор и т.д. Такая игра основывается на учебном диалоге и проводится на основе импровизации учеников.
Театрализованное представление разыгрывается по написанному сценарию, при этом воссоздаются образы и картины прошлого с помощью декорации и костюмов. Цель такой игры – последующее обсуждение представления всеми учащимися класса [3]. Однако существует сценарий игры, которого все участники должны придерживаться. Охват участников в такой игре шире, чем в театрализованном представлении.
Последний подвид ролевой игры – проблемно-дискуссионная игра. Эта игра строится вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы, будто бы случившихся в прошлом. Ученики должны решить проблему с позиции своего персонажа. Итогом игры могут стать несколько решений.
Ещё один подтип ролевой игры – маршрутная игра. Представляет собой воображаемое путешествие, в котором дети переносятся в прошлое, например, плавание по реке или прогулка по древнему городу. Учащиеся составляют маршрут, придумывая остановки и разговор с возможными встречными людьми.
Данная выше классификация, как и другие, основывается на критериях. Здесь их три: характер ролей участников, время воображаемой ситуации, жёсткость сценария.
А.К. Маркова выделяет ещё один вид игр - тренинговые. Их отличают от других игр жёсткие правила, несоблюдение которых может привести к полному разрушению игры, отсутствие ролей и сюжета, но наличие общей темы, состязательность, способная довести мотивацию участников до азарта. К таким играм относятся: настольные (лото, поле чудес), игры на основе заданного алгоритма (головоломки, ребусы), сюжетные игры с воображаемой ситуацией на основе тренинга (расшифровка иероглифов, «не посланная депеша») [12, с. 85].
Таким образом, учитывая проанализированные аспекты игры как ключевой категории игрового подхода в обучении, считаем игру – активатором процесса практической деятельности школьников. Игра в обучение выполняет несколько важных функций, существует большое количество подходов к классификации обучающих игр. Педагог может подобрать тот вид игр, который необходим для решения поставленных целей и задач урока.
Выводы по главе I
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нами были сделаны следующие выводы:
Игровой подход к обучению – это обучение с использование различных игр и игровых ситуаций. Педагог подбирает оптимальные варианты и модели игрового взаимодействия в образовательном процессе. Эта модель является механизмом самоорганизации и самообучения школьников. Реализация игрового подхода в обучении обеспечивает замену традиционной более рациональной и эффективной технологией обучения, основу которой составляет игровое моделирование. Игровая деятельность стимулирует творчество обучающихся.
Игра – эффективное средство обучения, которое помогает школьнику в процессе обучения получить более прочные знания, выработать самоконтроль и рефлексию. Благодаря интересной и увлекательной работе в игре учащийся старается достигнуть цели, оценивая себя и других, тем самым развиваются УУД.

Глава II. Организация обучения на основе игрового подхода
2.1. Возможности использования игры в процессе обучения
Для выявления возможности использования игры в процессе обучения мы провели наблюдение и анкетирование педагогов на базе МБОУ СОШ № 3. В эксперимента участвовали 10 педагогов, у всех педагогов стаж работы более 10 лет, высшее педагогическое образование.
В начале мы провели наблюдение на разных уроках и выявили используют ли педагоги игровой подход в своей практической деятельности. Наблюдение показало, что педагоги используют разные виды игр. Игры на уроках использую для ознакомления детей с новым материалом и для его закреплении, для повторения ранее освоенных представлений и понятий, для более полного и глубокого их осмысления, формирования вычислительных, графических умений и навыков, развитию основных приёмов мышления, расширение кругозора.
Мы отметили, что в процессе проведения уроков с элементами игры реализуются идеи содружества, соревнования, самоуправления, воспитания ответственности каждого за результаты своего труда, формируется мотивация учебной деятельности и интерес к предмету.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание, наблюдательность, смекалку. Во время игры все дети занимают активную позицию. Развивающие игры дарят радость и восхищение, пробуждают в душе каждого добрые чувства, раздувают огонёк детской мысли и творчества. Известно, что любые знания через игру усваиваются в 4-5 раз быстрее, чем в обычном обучении. Она позволяет привлечь внимание и длительное время поддерживать интерес к тем важным и сложным задачам, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удаётся.
После проведённого наблюдения мы предложили педагогам ответить на следующие вопросы:
Используете ли Вы игровой подход в обучении?
На каких уроках данный подход реализовать проще?
Какие игры Вы используете в процессе обучения?
Как Вы считаете игровой подход является эффективным средством обучения?
Анализ результатов анкетирования педагогов показал, что все реализуют игровой подход в обучении. Педагоги считают, что благодаря играм расширяется кругозор учащихся, формируются общественно-политические представления, элементы патриотических чувств, уважительное отношение к человеку труда, этичное поведение в быту и общественных местах.
Педагоги используют игры на разных уроках (рис. 1)

Рисунок 1. Использование игр в образовательном процессе
Таким образом, как видно из анализа ответов педагогов, наиболее часто игры используются на уроках «Окружающий мир», «Литературного чтения», «Математики», «Русского языка». По мнению педагогов проведение игр на данных уроках помогает привлечь пассивных учеников к систематическому умственному труду, дать возможность ребёнку почувствовать успех, поверить в свои силы. По мнению педагогов, длительное использование в учебном процессе игр, знания, учащихся по всем учебным предметам улучшились.
Педагоги на уроках используют такие игры (рис. 2)

Рисунок 2. Виды игр в образовательном процессе
Анализ ответов показал, что большинство педагогов используют на уроках предметные и театрализованные игры, также используют сюжетные игры (игры-уроки, КВН, уроки-путешествия). Данные виды игр, по мнению педагогов развивается познавательная самостоятельность учащихся.
Педагоги считает игровой подход эффективным средством обучения. Такая организация получения знаний, по их мнению, даёт возможность максимально активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках и одновременно способствует не только повышению качества обучения, но и обеспечению эмоционального благополучия и психологического комфорта каждому ребёнку уже с первых дней обучения в школе. В процессе проведения уроков с элементами игры, реализуется идея содружества, соревнования, самоуправления, воспитания ответственности каждого за результаты своего труда, а главное – интерес детей к обучению.
Таким образом, наблюдение и анкетирование педагогов показали, что использование игры в процессе обучения способствует воспитанию активных учащихся, вооружает их необходимыми умениями и навыками, поэтому важным является внедрение активных форм и методов обучения, среди которых ведущее место занимают игры.
2.2. Особенности организации процесса обучения на основе игрового подхода
Игровой подход к обучению необходимо реализовать начиная с 1 класса. Применять развивающие игры нужно на всех предметах и это можно делать на разных этапах урока.
На уроках русского языка ученики с большим удовольствием играют в языковые развивающие игры. Например, при изучении темы «существительное» можно предложить такие игры: «Помоги рыбаку поймать нужную рыбку», «Помоги солнышку угадать: существо или не существо» (приложение 1).
Развивающие игры и нестандартные уроки (урок-игра, урок-путешествие, урок-путешествие, урок с использованием ИКТ, и др.) делают обучение лёгким, доступным, простым, интересным. Нестандартные уроки целесообразно начать с интересного фрагмента. Например, это может быть карта путешествия, план, макет цветущей поляны, остров сокровищ.
Такие уроки и игры способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, развивают творческую личность, способствуют развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению детей. Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
Игры направлены на развитие логического мышления, творческого воображения, на формирование у учащихся интереса к обучению, помогают создавать мировоззрение ребёнка, а также разнообразят связную речь учащихся, формируют критическое мышление детей.
На уроках математики могут использоваться такие игры: «Помоги колдуну сварить волшебное зелье»; «Кто быстрее поймает рыбку?»; «Катание на облаках»; «Шифровальщики»; «Футболисты»; «Долети до аэропорта» и другие.
На уроках по окружающего мира могут использоваться такие игры: «Космический полет»; «Найди среди животных зверей»; «Чей детёныш?»; «Живая и неживая природа»; «Лекарственные растения»; «Выбери правильную дорогу» (приложение 2).
На уроках в рамках игрового подхода могут быть использованы кроссворды, викторины, КВН, игру «Поле чудес», «Счастливый случай», использую ИКТ.
На уроках чтения целесообразно использовать такие методики, как инсценировка сказок, кукольный театр, пантомима, драматический рассказ.
Также на этих уроках могут проводиться игры для развития скорости техники чтения. Например, игра «Кошка и мышка». Первый ученик-мышка. Он начинает игру, а кошка должна начать игру после того, как ученик прочитает первое предложение и догнать мышку. Игра «Разведчики» используется для развития внимания при чтении текста.
Уроки по обучению грамоте (1 класс) могут начинаться с речевых игр: «поезд гласных», «проколотый мяч», «пенёчки», «Поймай звук», «Пчёлка».
На уроках русского языка используются словарные игровые диктанты. с помощью игры-упражнения «Волшебный мешочек» педагоги закрепляют разнообразные умения и навыки. Набор предметов в мешочке не случаен. Он каждый раз меняется в зависимости от цели обучения: это могут быть игрушки, в названиях которых есть орфограммы, на которые надо обратить особое внимание или мелкие вещи, которые надо описать.
Изучая однокоренные слова педагог может предложить детям игру «Лото». Каждый ученик имеет карточку, расчерченную на шесть клеточек. В каждой клеточке разные слова. Учитель-ведущий имеет набор корней слов, которые объявляются последовательно всем игрокам. Дети анализируют объявленный корень слова, выделяют в каждом слове на собственной карточке корни слов и, если совпадают корни, слово закрывается. Выигрывает тот, кто самый первый закроет слова. Во время обработки правил на уроках украинского языка внедряю игру «Найди признак».
На уроках чтения во время чтения применяются игры «пирамида», «падают шишки». Очень полезны специальные игры на развитие памяти, выработке устойчивого внимания: «Засечка – бросок» (при слове «бросок» все начинают читать на максимальной скорости, «засечка» - чтение останавливается), «Отгадай» (выборочное чтение), «Волна» (начинают читать в произвольном темпе вслух, постепенно увеличивают силу голоса, доходящие до вершины и начинают уменьшать). Есть игры, которые учитель использует для чтения в парах: «Эхо или попугаи», «Волк и Зайчик». Одно предложение читает один ученик, а второе – другой. Затем чтение повторяется снова. Во время чтения одним учеником, второй внимательно следит за правильностью.
Урок-игру можно проводить и при изучении нового материала и для итоговой проверки знаний, обобщения и повторения. На уроке окружающего мира при ознакомлении с темой «Живая и неживая природа» провожу такую игру: «Помоги Колючке найти живую природу» (приложение 3).
На уроках математики используются и спортивные игры. Заранее готовятся карточки с примерами и ответами. На одних карточках ответы правильные, а на других неправильные. Поочерёдно показывают карточки, а ученики в ответ делают определённые движения (при правильном ответе – руки вверх, при неправильной – руки вперёд).
Используя интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «LG – Эврика») педагоги тренируют у детей смекалку, быстроту реагирования, память, умение обобщать.
Таким образом, используя игровой подход педагог может организовывать процесс обучения с использованием различных видов игр. Игры могут подбираться в соответствии с целями и задачами урока. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда к знаниям. Удовлетворяя свою естественную неусыпную потребность в деятельности, в процессе игры ребёнок «достраивает» в воображении все, что недоступно ему в окружающей действительности, в увлечении не замечает, что учится – познает новое, запоминает, ориентируется в разных ситуациях, углубляет ранее приобретённый опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию.
Выводы по главе II
В ходе анализа педагогического опыта мы выяснили, что педагоги реализуют игровой подход в процессе обучения школьников. По мнению педагогов игры можно использовать на всех уроках, чаще всего педагоги проводят игры на предметах гуманитарного курса. Педагоги считают, что игры помогают замотивировать учащихся, создают ситуацию успеха, способствуют развитию любознательности и инициативности учащихся. Педагоги используют разные виды игр на уроках, виды игр выбираются исходя из целей, задач уроков. Также необходимо учитывать возраст и способности учащихся.
Мы описали особенности организации процесса обучения на основе игрового подхода, выделили, возможность использования игр на разных этапах урока. Игры могут быть использованы для изучения нового материала и для закрепления, изученного, также можно использовать игровые ситуации на этапе рефлексии и актуализации знаний. Исходя из проведённого исследования, мы сделали вывод, что игровой подход может быть эффективно использован в условиях современного обучения.

Заключение
Игровой подход в процессе обучения – это способ обучения в основе, которого лежат игры и игровые ситуации. Данный подход содержит в себе условия для подготовки творческого и активного, способного видеть перспективу, формулировать проблему, ставить и самостоятельно решать ее. Учитывая проанализированные аспекты игры как ключевой категории игрового подхода в обучении, считаем игру – активатором процесса практической деятельности школьников. Игра в обучение выполняет несколько важных функций, существует большое количество подходов к классификации обучающих игр. Педагог может подобрать тот вид игр, который необходим для решения поставленных целей и задач урока.
Для выявления возможности использования игры в процессе обучения мы провели наблюдение и анкетирование педагогов на базе МБОУ СОШ № 3. Наблюдение и анкетирование педагогов показали, что использование игры в процессе обучения способствует воспитанию активных учащихся, вооружает их необходимыми умениями и навыками, поэтому важным является внедрение активных форм и методов обучения, среди которых ведущее место занимают игры.
Используя игровой подход педагог может организовывать процесс обучения с использованием различных видов игр. Игры могут подбираться в соответствии с целями и задачами урока. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда к знаниям.
Таким образом, игровой подход эффективное средство организации учебного процесса. В играх начинается непринуждённое общение ребёнка с коллективом класса, взаимопонимание между учителем и учеником. Благодаря игровым формам обучения удаётся привлечь пассивных учеников к систематическому умственному труду, дать возможность ребёнку почувствовать успех, поверить в свои силы, обучать без принуждения.
Список литературы
Гурин, Ю.В. Урок плюс Игра: Современные игровые технологии для школьников [Текст]: / Ю. Гурин. – М.: Сфера, СПб: Речь, 2010. – 157с.
Дьяченко, О.М., Говорова, Р.И. Игры по развитию умственных способностей у детей [Текст]: / О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова. - М.: Просвещение, 2000. – 231 с.
Зайцев, В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании [Текст]: / В.С. Зайцев. - Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. - 23 с. 
Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст]: / Е.Н. Кабанов-Миллер. – М.: Знание, 1981. – 123 с.
Казанцева, Е.А. Игровые технологии в образовании [Текст]: / Е.А. Казанцева. - Курган: Курганский государственный университет (КГУ), 2021. - 112 с.
Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: / В.Г. Коваленко – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
Ксензова, Г.Ю. Методика проведения игр и дискуссий на уроках в начальной школе [Текст]: / Г.Ю. Ксензова. – М.: Просвещение, 2001. – 432с.
Курыло О.В. Современные образовательные технологии [Текст]: / О.В. Курыло. — Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА), 2021. — 208 с.
Маликова А.Р. Литература по использованию игр на уроках и во внеурочное время [Текст]: / А.Р. Маликова. – М.: «Преподавание истории в школе», 2016. - №2. – С. 17.
Макарова, А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний [Текст]: / А.Ю. Макарова. – М.: «Школа и производство», 2002. - №3, с. 37 – 40
Интернет-журнал «Нспортал» [Электронный ресурс] - Малахова Н.В. Типы и формы интегрированных уроков [Текст]: // 2015. – 12 декабря. –Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialymetodicheskikh свободный
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]: / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Милютина, Е., Лучинкина, А. Игровые технологии [Текст]: / Е. Милютина, А. Лучинкина. - Киев.: Ника-Центр, 2015. — 252 с.
Новикова, С.Н. Методическая разработка Игровая технология Учимся играя [Текст]: / С.Н. Новикова. - Новомосковск, 2013. - 23 с.
Орлова, Л.А. Участие младших школьников в игровой деятельности [Текст]: / Л.А. Орлова. – М.: Начальная школа, 2017. – № 3 – С.34.
Павлова, И.П. Методика современного образования [Текст]: / И.П. Павлова. – М.: Молодой ученый, 2018. - № 2.- С.22-26
Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
Савушкина, Т.П. Дидактические игры на уроках в начальной школе [Текст]: / Т.П. Савушкина. – М.: Завуч начальной школы, 2018. - № 4. – С. 20-23
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Сергеева, И.С., Гайнуллова, Ф.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 с.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru свободный
Якубовская, Т.В. Ролевая игра как способ формирования информационно-правовой компетентности учащихся [Текст]: / Т.В. Якубовская. – М.: Преподавание истории в школе, 2016. - №2. – С. 8-10.
Приложение 1
Игра «Помоги солнышку угадать: существо или не существо»

Приложение 2
Игра «Найди среди животных зверей»


Игра «Чей детеныш?»

Игра «Кто больше съест яблок»

Игра «Полезно-вредно»

Приложение 3
Игра «Помоги Колючке найти живую природу»
 


написать администратору сайта