ТАНЕЦ. Применение педагогических принципов на уроке классического танца у детей среднего школьного возраста
Скачать 238.5 Kb.
|
Глава 1. Теоретический анализ значения хореографии и педагогических принципов на уроке классического танца в формировании и развитии гармоничной личности у детей среднего школьного возраста1.1. Понятие и сущность классического танцаИскусство хореографии основано на музыкально-организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими интонациями или мотивами. В них коренятся истоки образной природы. Хореография основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных жизненных движений, обогащаются и организуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого. Танец существует столько же тысячелетий, сколько существует человечество. Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были тесно связаны с танцем. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Сам же танец во все времена был связан с жизнью и бытом людей, явлениями природы, повадками животных. Такой танец сохранился до наших дней у народов Африки и народностей, заселяющих север России – хантов, манси, коряков, эвенков и т.д. Каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. Своими корнями танец глубоко уходит в обычаи, верования народа. В танце как бы проигрывалось, репетировалось предстоящее событие: удачная охота, удобное стойбище и т.д. Так у народов севера распространены охотничьи танцы с хореем и лассо у мужчин и танцы, изображающие выделку шкур и сооружение чума, у женщин. Рождаясь совершенно беспомощным, человек в течение своей жизни как бы проживает все этапы развития человечества, только очень быстро. Бессвязные звуки становятся речью, эмоциональная сфера от самых примитивных чувств «голод», «холод», «контакт» в процессе освоения мира развивается до самых сложных нюансов человеческой психики. То же самое происходит и с движением. Движения новорожденного ребёнка хаотичны и не подвластны мозгу. До того, как ребёнок сделает первый шаг, он должен освоить множество движений, научиться контролировать свои мышцы, т.е. постичь мир в движении. Следующее открытие ребёнок совершает, когда узнаёт, что существует ритм. Совсем маленьким, ещё не умея ходить, услышав ритмичную музыку, он начинает двигаться. Конечно, эти неловкие движения трудно назвать танцем. Скорее, это бессознательное стремление почувствовать и передать ритм собственным телом. «Входя» в ритм, ребёнок знакомится с ещё одной стороной человеческого бытия, с миром, подчинённым определённому ритму. Становясь на ноги более уверенно, ребёнок постепенно расширяет диапазон своих движений. А движения, исполняемые под музыку, доставляют ещё и удовольствие. Годовалый ребёнок увлечённо показывает, «как двигается медведь», «как прыгает зайчик», «как летит птичка» и т.д. А если эти движения делать под музыку или ритм, отбиваемый хлопками, чем не первобытный танец? Хорошо известно, что ребёнок, с которым много разговаривают, читают ему книги, рассказывают сказки, быстрее начинает говорить, легче осваивает азбуку, а в дальнейшем имеет меньше проблем с обучением. Точно то же происходит и в движении: чем меньше ограничиваются движения ребёнка, тем лучше развивается у него координация движений, быстрее развиваются и укрепляются все органы, тренируется нервная система. Таким образом, если родители заботятся о физическом развитии ребёнка не меньше, чем об интеллектуальном, то с возрастом сохраняется гибкость позвоночника и амплитуда движений, которые мы можем наблюдать у маленьких детей, т.е., расширяются физические возможности взрослого человека. В обычной жизни человек, если его профессия не связана с танцем или спортом, использует очень ограниченный набор движений, что со временем сказывается на подвижности позвоночника и всех суставов. А это, в свою очередь, отражается на его здоровье, его физическом и душевном самочувствии. Сохраняя с возрастом гибкость позвоночника и подвижность суставов, мы можем избавиться от многих болезней, избегая тем самым отрицательных эмоций, расширяя свои жизненные возможности. Уже в глубокой древности танец имел большое воспитательное значение: это было не просто зрелище – в процессе танца осваивались и усваивались движения и действия, необходимые в жизненно важных ситуациях. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Каждый этап в развитии общества выставлял определённый социальный заказ культуре, который мы можем выявить, исследуя танцы разных эпох. Так о месте танца в жизни Древней Греции можно судить по многочисленным изображениям танцующих в скульптуре и на вазовой живописи. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки», вазовая живопись «Кордакс» и «Сикиннис», скульптуры: «Танцующая гречанка», «Танцующая менада», знаменитые Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркурий», мраморный барельеф «Пирриха». В произведениях древних поэтов, писателей (Гомера, Аристотеля, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана) встречаются названия танцев, описание их участников и правила исполнения. Танец был обязательным предметом в древнегреческой школе и в военных эфебиях1. Древнегреческий философ Платон считал танец физиологической необходимостью, а его происхождение предлагал искать в природе самого человека. В мире не существует народа, который бы не имел своего танца. Танец - неотъемлемая часть культуры человечества, позволяющая познавать мир своими специфическими средствами, не доступными другим видам деятельности. Танец - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными переживаниями/впечатлениями от окружающего мира. Существуют разночтения и терминологическая неупорядоченность в определении понятия «танец» как в работах отечественных исследователей, так и в работах зарубежных ученых. По данным Э.А. Королевой, слово «танец» вошло в русский язык в XVII в. (от немецкого tanz, которое заимствовано было из польского, с добавлением суффикса -eц), а до этого пользовались славянским словом «пляска». В феодальной России понятие "пляска" было шире, чем понятие «танец», так как включало в себя все разновидности пляски: обрядовую и необрядовую, профессиональную и непрофессиональную, массовую и групповую, парную и сольную, а также пляску различных социальных, профессиональных и локальных общественных групп. Танец - одно из первых древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой, словом и песней. Хореография имеет три раздела: а) народный; б) бытовой (или как его еще называют бальный); в) профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет. Термин «классический танец» возник поздно и вытеснил прежние названия: «благородный, серьезный, академический». Классический танец сложился в последние четыре столетия и стал главным выразительным средством балетного спектакля. Мощный толчок для развития этого танца дал романтический балет. Классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Современную школу классического танца отличает строгая простота линий, оттoченность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность. Классическая хореография - это постоянный путь к совершенствованию. Не случайно в переводе с латинского языка само слово «классический» означает - «образцовый». Классика (от лат. «oбразцовый», первоклассный) - строгая простота линий, oтточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность. Класси́ческий та́нец — основное выразительное средство балета; система, основанная на тщательной разработке различных групп движений, появившаяся в конце XVI века в Италии и получившая своё дальнейшее развитие во Франции благодаря придворному балету. В Россию классический танец пришёл в 1-й половине XVIII века, а окончательное признание получил лишь в конце 19 века. Благодаря деятельности Жана-Батиста Ланде в Петербурге в 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства. Классическая хореография - это основа и хороший фундамент для изучения любых танцевальных направлений. Специфической особенностью занятий по обучению классическому танцу в хореографии является медленное поступательное вовлечение в физическую нагрузку всех мышц организма. Это приводит к улучшению осанки и координации, гармонизации работы всего организма. Привычное представление о классическом танце связано с внешним, традиционным обликом балерины: в белой пачке, трико и туфельках-пуантах с крепким носком, позволяющим танцевать «на пальцах». Классический танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства. Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце. Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой. Л.Д. Блок в книге «Классический танец. История и современность» рассматривает классический танец как определенную систему, сложившуюся в результате громадного профессионального труда многих поколений людей, стремившихся добиться наибольшей выразительности движений человеческого тела. По автору, классический танец — система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классический танец эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде2. Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. Классическим танцем называют особую форму танца театрального. Его движения и позы образуют целостную художественную систему, подчинены определенной эстетике и правилам. Движения и позы тут поэтически осмысленны и образно обобщены. Утверждается идея совершенного человека, свободно владеющего своим телом, побеждающего пространство и силу притяжения, способного воплотить концепцию прекрасного, гармоничного, соразмерного и целесообразного мира. Танцовщик, воспитанный в системе классического танца, - с одной стороны, артист, предназначенный играть роль, быть персонажем, в другой - инструмент, способный в пластике передать танцевальные созвучия, исполнить определенную партию. Это двуединство классического танца - основа его театральной и музыкальной природы, а сочетание того и другого дает неповторимое очарование особой игровой стихии. В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций. Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Хореографическая терминология представлена в Приложении 1. Обязательным принципом классического танца является выворотность - основа исходных положений и поз. В классическом танце утверждено пять позиций ног и три позиции рук, строго установлены положения корпуса, головы, плеч, формы поз: en face (ан фас), croise (круазе), efface (эффасе), ecarte (экарте), т. е. основные, одновременные развороты корпуса, ног и рук по отношению к зрителям, а также развитие движений наружу: en dehors (ан деор) и внутрь: en dedans (ан дедан). Система классического танца разработала четкие группы движений: сгибать и приседать - plie (плие), вытягивать - tendre (тандр), поднимать - relever (релеве), скользить - glisser (глиссе), прыгать - sauter (соте), бросать - elanser (элансе), поворачивать - tourner (турне). Классический танец схематизирует прыжок, исчерпывая все его возможности. Мы можем себе представить: прыжок с одной ноги на другую ногу, с одной ноги на две, с двух ног на одну, с двух ног на две и, наконец, прыжок на одной ноге — это все. Каждый из этих видов разработан в классическом танце до геометрически отчетливой схемы. Это схематизирование достигается, во-первых, тем, что прыжок вводится в танец не беспорядочным разбегом или не возникает внезапно и случайно; прыжок подготовляется стройной последовательностью вводящих па, для разбега, и всегда сопровождается плие в начале и конце, что придает ему уже известную завершенность. Корпус удерживается в вертикальном положении; это очень «неестественно», инстинкт требует обратного — сжаться, собраться; но этот прямой корпус продолжает прямую линию ноги или двух ног, в зависимости от прыжка. Требование классики — чтобы мы увидели ногу (ноги), на которую предстоит упасть, выпрямленной, с опущенным носком, в воздухе, до момента падения. Это дает нам отчетливую прямую, ту ординату, по которой наше восприятие измеряет и классифицирует движение. Аналогичной схематизации подверглись все танцевальные движения: шаг и бег, повороты корпуса и переборы ног, притопывания на месте, свойственные самому первобытному танцу. Хаос движений уже приведен в порядок в классическом танце; пусть этот танец еще далек от стадии музыки, поверившей «алгеброй гармонию», приводя в порядок хаос музыкальных звуков: все же система классики уже наметила некоторые ноты, из которых должна сложиться ее гамма. Наше же наследие классического балетного репертуара заключает примеры гениальных интуитивных находок, где содержание танцевального спектакля выражено средствами и приемами именно этой отвлеченной «геометрии» классического танца, без всяких заниманий у соседа — драматического спектакля, т. е. есть у нас уже наметки и для суждения о законах хореографической композиции. Как отметила Л.Д. Блок, классический танец — аналогичный продукт многовекового творчества: в нем все неестественно с точки зрения первобытных танцевальных побуждений и все закономерно, если подойти к строению тела умозрительно и задаться целью найти все его танцевальные возможности3. Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Основы классического танца позволят усовершенствовать свои движения, пластику и растяжку. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны. На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Как уже отметили, все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий. Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение. Основы классического танца вырабатываются при помощи экзерсиса, из которого состоит танцевальный урок как ученика, так и профессионального артиста балета. Экзерсис у опоры или на середине - это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов. Предмет классического танца состоит из трёх основных разделов: экзерсис у палки, на середине зала и прыжки. В начальных классах движения исполняются лицом к палке, в старших классах — боком к палке, держась за неё одной рукой. Весь экзерсис (фр. exercice — «упражнение») сопровождается музыкальным оформлением. Темп определяется уровнем обученности класса, характером движения и его раскладкой. Со временем у концертмейстера вырабатывается точность ощущения темпов. Есть некоторые важные критерии для исполнения музыки на уроке классического танца, которые следует учитывать. Она должна иметь: - Квадратную структуру; - Метрическую ясность; - Гамофонно-гармоническую связь, особенно мелодическую и гармоническую; - Конкретную жанровую принадлежность. Балет не существует без музыки. Танец по своей природе изначально существует только в единстве с музыкой. Музыка необходима для танца, прежде всего потому, что с нею связаны его темп и ритм. Хореографический метр — это равномерное чередование длительностей, заполненных танцевальными движениями. Метр упорядочивает порядок танца. В классике сложный размер не используется, в основном: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Движение в балете практически всегда начинается с препарасьона — подготовительного движения, в этот момент учащиеся приводят руки и ноги в нужную позицию. В музыке это занимает примерно 3 аккорда. Когда препарасьон отсутствует, необходимо сыграть всего 3 ноты перед началом движения. Первое движение в экзерсисе — plie. Музыкальный размер может быть как 3/4, так и 4/4, это зависит от того какую комбинацию задаст педагог и смотря как он её захочет делать — быстрее или медленнее. Иногда бывает, что на одно танцевальное движение подходит и трёхдольный и двудольный размеры. Так как plie — это медленное приседание, то и соответственно характеру движения музыка должна быть плавной, лирической, спокойной. Подойдёт, например: ноктюрн, элегия или медленный вальс. Переход с позиции на позицию (особенно в младших классах) играется с небольшими оттяжками и замедлениями. Такое движение в экзерсисе, как battements tendus (батман тендю) исполняется всегда на 2/4 или 4/4. Это движение чёткое и музыка должна быть такой же. Начало движения может приходиться как на затакт, так и на сильную долю, это стоит учитывать, когда задаётся комбинация. Сюда подойдёт что-то маршеобразное или гавот. Движения в чистом виде (например, только plie без добавления каких-либо других элементов) исполняются, когда их только разучивают, а вот когда их проучат, то начинают комбинировать с другими танцевальными движениями. Plie и tendu легко могут быть объеденены в одну комбинацию. Задача концертмейстера — запомнить и разложить по музыке заданную комбинацию. Экзерсис у палки состоит примерно из 10 движений. В экзерсисе на середине проходят в различных комбинациях те же движения что и у палки. Добавляются элементы вращения. Музыку для вращений можно взять из балетов, например: кода из «Венецианского карнавала», I акт вариации Китри из «Дона Кихота» или кода в фа мажоре из «Пламени Парижа». Туры также могут комбинироваться с другими движениям, например, с шене. И, наконец, прыжки. Когда аккомпанируют прыжкам, важно точно определиться с размером, создать эффект полёта, трамплинности и достичь синхронности с исполнителем. Музыкальный материал должен соответствовать уровню детей. Часто на маленькие прыжки играют польки (в младших классах), pa de de Дианы из «Эсмеральды», «Танца Наины» из «Руслана и Людмилы», сцена с Амуром из «Дона Кихота»... Бравурные вальсы подойдут на большие, высокие прыжки. Прыгнет танцор или нет, на 80% зависит от пианиста. При аккомпанировании важно понять, где подход и где сам прыжок. Прыгать можно как на сильную долю, так и на затакт — это надо учитывать. Музыка — это трамплин, от которого ученик отталкивается, а педагог должен помочь ему взлететь. Таким образом, благодаря соблюдению определённых позиций ног, рук, корпуса и головы и точному следованию принципам выворотности ног, вертикальности тела и изоляции различных его частей, движения классического танца стремятся к геометрической ясности. Элементы упражнений, взятые из классического танца, включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам. История классического танца научает нас, что профессиональный танец никогда не оставался одинаковым, равным самому себе долгий отрезок времени; вечно в развитии, в эволюции, он насчитывает и отчетливые деления, отчетливые этапы, связанные с зарождением новой идеологии, с новой эпохой в искусстве. Всякий яркий период в театре, всякий яркий талант приносят свой танец. |