ТАНЕЦ. Применение педагогических принципов на уроке классического танца у детей среднего школьного возраста
Скачать 238.5 Kb.
|
1.2. Влияние классического танца на развитие детей среднего школьного возрастаЛюбой, даже самый маленький ребенок – прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Поэтому главная задача хореографа - создать эмоциональный настрой у ребенка во время занятий. В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить музыкальную деятельность ребенка в школе. Основной целью воспитания является освоение социального опыта формирующейся личностью, ее всестороннее гармоническое развитие, которое в свою очередь несет на себе печать возрастных и индивидуальных особенностей. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе и использовать соответствующие формы, методы и средства воспитания. Возрасту присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии. В среднем школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Ребенок среднего школьного возраста находится в меньшей эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых в сравнении с младшим школьным возрастом. В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка данного возраста представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного обучения. В возрасте от 7 до 12 лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка. В возрасте 10 лет в мотивации общения ребенка наблюдается довольно резкая перемена направленности его интересов – от взрослых к сверстникам, причем общение носит в основном гомосоциальный характер. Возникновение просоциального поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода. Ведущим мотивом в средних классах является стремление подростка завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Возникновение поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 7 до 12 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, закладываются эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. Наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала. В среднем школьном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. У детей отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Они становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце. Учитывая это, в занятия классическим танцем включают музыкально – двигательные упражнения, позволяющие быстро научить ребенка правильно запоминать последовательность несложных движений, легко ориентируясь при этом в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся и так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы. Важной чертой хореографии и ритмики являются движения, отображающие характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность. Хореография не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. На занятиях хореографии осуществляются следующие задачи: - развитие музыкальных способностей; - умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия; - формирование красивой осанки, выразительным движениям; - развитие творческих способностей. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. Осваивая любую форму музыкальной деятельности, учитываются следующие принципы: - комплексное решение основных задач музыкального воспитания; - систематичность; - постепенность; - последовательность; - повторность. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей. Вот поэтому, так важны эти занятия для детей. На занятиях хореографии дети получают большой заряд энергии, получают большое удовольствие от общения с музыкой, а также эмоциональный заряд. Ритмические танцы с сопровождением, упражнения, игры, игра на детских музыкальных инструментах, яркая, красивая, образная музыка вызывает живой интерес у детей. Смешные песенки обеспечивают выполнение легких танцевальных движений и забавных упражнений подражательного характера. Использование фонограмм при обучении классическим танцем позволяет оторваться от инструмента и увлечь детей предлагаемыми музыкальными образами, расширить кругозор детей, пополнить музыкальный опыт, познакомить с новыми образами сказочных героев. Эти занятия радуют детей, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Во время занятия у детей формируется навык быстро реагировать на ситуацию и слова взрослого, развивается уверенность в себе. В детской психологии и методике развития речи школьников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей среднего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляет им большое удовольствие и радость. Систематические занятия классическим танцем оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья детей, их эстетическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное, общефизическое развитие оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. Высшей ступенью успехов детей - это момент выхода на публику. Праздник или участие в конкурсах и фестивалях различного уровня; положительные отзывы родительской и городской общественности - это праздник для ребенка, а также ответственное испытание на собранность, выдержку, организованность, силу воли. Опыт современных мастеров танца, педагогов-практиков, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что занятия танцем оказывают серьезнейшее воздействие на формирование правильной осанки, способствуют исправлению функциональных нарушений осанки, укреплению «мышечного корсета» и связочно-мышечного аппарата стопы и голени, развитию чувства равновесия, ловкости, координации, двигательной памяти. С детьми среднего школьного возраста занятия по танцу проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Горячее желание детей научиться танцевать, их устремленность к достижению намеченных целей создают на занятиях атмосферу делового и серьезного настроения. В содержание занятий с детьми среднего школьного возраста входят все те же разделы, которые включены в программу занятий с детьми младшего школьного возраста. В значительной мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка физической и умственной нагрузки. Кроме того, отдельные разделы получают иное значение, чем в работе с детьми младшей группы. Значительно расширяется объем работы над тренировочными классическими упражнениями. Дети изучают их и у станка, и на середине. Упражнения даются в более сложной форме, потому что в этом возрасте дети способны к координированию одновременных движений рук, ног, головы, корпуса. Показываемые им движения они исполняют точно и отчетливо. В группах этого возраста впервые вводятся тренировочные упражнения народного танца, точно так же проходимые и у станка, и на середине. При разучивании элементов народного танца необходимо провести беседу о стиле и характере движений народного танца, связывая их с особенностями жизни, быта, истории данной национальности. Разумеется, сведения, сообщаемые детям, должны быть согласованы с их общим развитием и знаниями, которыми обладают учащиеся данного класса. Детей нужно познакомить также с музыкой и песнями народа, танец которого они изучают, с национальными костюмами и орнаментом. Большое значение приобретает работа над развитием творческих способностей детей. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большой активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию, юмор. Если в занятиях с детьми младшего школьного возраста творческие способности детей развивались в процессе игр самого разнообразного содержания, в занятиях с детьми среднего школьного возраста эта работа ведется в форме сочинения танцевальных этюдов, помогающих детям понять содержание танца, найти характерные черты танцевального образа, продумать все подробности действия, разворачивающегося в танце. К своей творческой деятельности дети относятся с большой заинтересованностью. В самостоятельных работах они проявляют смелость, живость и непосредственность, присущие детям этого возраста. Они охотно сочиняют целый ряд вариантов на данную для этюда тему, внимательно прислушиваются к замечаниям и указаниям руководителя, с большим интересом просматривают и обсуждают этюды своих товарищей. Вполне закономерно объединять работу над этюдами с прохождением музыкально- ритмических заданий. При продуманном и грамотном отборе музыкального сопровождения для этюдов вполне возможно на этом материале познакомить детей со всеми музыкальными понятиями, терминологией, средствами музыкальной выразительности, т.е. проделать ту работу, которая составляет одну из задач раздела ритмических упражнений. В то же время музыка помогает детям развить содержание этюда, распределить свои действия и движения в соответствии с содержанием и строением музыкального отрывка и придать выразительность танцу. В процессе этой работы дети привыкают музыкально и ритмично двигаться, что очень важно в танцевальной подготовке. При работе над выразительностью исполнения танца большое значение имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, помогающий развивать природные данные ребенка. В возрасте 9-10 лет в хореографическом коллективе количество мальчиков значительно увеличивается, так как в более раннем возрасте они редко проявляют желание танцевать. Мальчики, как и девочки, любят танец, в нем они стремятся найти применение своей энергии и активности. Их привлекает красота, сила, ловкость, разнообразие танцевальных движений. Они охотно и усердно занимаются, добиваясь во многих случаях отличных результатов. Но на первых порах танец не легко дается мальчикам: они в этом возрасте часто мешковаты и неповоротливы, они медленнее, чем девочки, осваивают танцевальные движения. Это задевает их самолюбие и может стать причиной прекращения занятий. Мальчики не сразу начинают понимать значение тренировочных упражнений. Они сразу хотят танцевать и действовать, и задача педагога-хореографа – удержать их в коллективе, заинтересовать, вовремя подбодрить и поощрить. Необходимо проявить много инициативы и изобретательности, чтобы вовлечь мальчиков в занятия. В самые простые задания вкладывать близкий для мальчиков смысл, тем самым не только заинтересовывая их, но и лучше узнавать, выявляя способности и склонности каждого из них. Таким образом, построение первых занятий с мальчиками должно несколько отличаться от первых занятий с девочками. Девочек с первых же занятий увлекает сам процесс обучения. Их не утомляет однообразие упражнений и требование точного выполнения движений. Они с большим удовлетворением исполняют тренировочные упражнения классического танца, чувствуя красоту правильного и точного движения. Они сознательно подходят к упражнениям, понимают, что это постепенно подводит их к изучению и исполнению танцев. Мальчики же при поступлении в хореографический коллектив хотят сразу начинать с танца, считая, что танцевать совсем не трудно. Только через некоторое время они начинают понимать, что для хорошего исполнения танцев требуется серьезная и систематическая подготовка. К увлечению мальчиков движениями, требующими силы, ловкости, выносливости, следует подходить осторожно. Недопустимо перегружать трудными утомительными движениями. Введенные в занятия без предварительной систематической подготовки, в чрезмерном количестве и в отрыве от танца сложные элементы (присядки, ползунки и т.д.) могут оказаться вредными для детей, составляя чрезмерную физическую нагрузку, и с другой стороны, плохо влияя на развитие художественного вкуса детей. Увлечение голой техникой наносит вред детям, как мальчикам, так и девочкам, приводит к механическому исполнению танца и неверно ориентирует детей в самой сущности танцевального искусства. Даже в этом возрасте для детей должно быть ясным, что в танце всегда содержится определенное содержание, поскольку он является отражением мыслей, чувств, настроений. Известную трудность в занятиях с детьми этого возраста представляет объединение мальчиков с девочками. Мальчики охотно изучают и исполняют танцы, предназначенные только для мальчиков. В танцах же с девочками мальчики в начале обучения оказываются слабее, что для них неприятно. Кроме того, в этом возрасте мальчики часто сторонятся девочек, не хотят становиться с ними в пары, брать за руку и т.д. Здесь необходимо провести большую воспитательную работу, чтобы создать между ними простые и дружеские отношения. Это достигается постепенно, с применением различных методических приемов, приводящих через некоторое время к желаемым результатам. Показ танцевальных достижений мальчиков девочкам и девочек мальчикам, объединение их в общей танцевальной постановке, беседы о совместном труде, о дружбе, о необходимости общих усилий для достижения хороших результатов – все это постепенно приведет к установлению правильных взаимоотношений. Создается полноценный детский творческий коллектив. Участие в танцах девочек вместе с мальчиками позволяет готовить интересный, красочный танцевальный репертуар. В то же время объединение детей полезно в воспитательном отношении. Танцевальный репертуар для детей этого возраста достаточно разнообразен. В него входят народные танцы, требующие от исполнителей известной танцевальной подготовленности: казахские, татарские, узбекские танцы. Большой интерес представляют для них танцы с сюжетом. Выбирая репертуар необходимо обратить внимание, чтобы содержание постановки не было чрезмерно детским, а также не превышало их танцевальные возможности. Нужно научить детей правильно, красиво, выразительно исполнять танцы, по своему содержанию и по форме отвечающие возможностям, запросам и интересам детей данного возраста. |