ТАНЕЦ. Применение педагогических принципов на уроке классического танца у детей среднего школьного возраста
Скачать 238.5 Kb.
|
ЗаключениеТаким образом, термин классический танец появился во второй половине XIX века, но его истоки уходят к танцам Древней Греции, искусству дель арте и эпохи Возрождения. Мы обращаемся к классическому танцу как основе хореографического искусства: классический тренаж, направленный на воспитание двигательного аппарата человека, позволяет значительно расширить диапазон движений, сделать тело танцовщика «говорящим». Овладевая искусством классического танца, танцовщик получает огромную свободу движения. Несмотря на все препятствия, танец остается важным фактором развития и воспитания подрастающего поколения. Стремление человечества к идеалу гармонично развитой личности: пропорциональному сочетанию физического, интеллектуального и духовного развития, прослеживается на протяжении веков. Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Она впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Обучение детей среднего школьного возраста в хореографическом коллективе классическому танцу – это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное, все те аспекты, что способствуют их гармоничному развитию. Эффективность гармоничного развития качеств детей в условиях хореографического коллектива зависит от того, в какой степени деятельность педагога будет опираться на особенности данной возрастной группы, в какой мере художественные и педагогические начала будут взаимно обусловлены, взаимосвязаны в едином целенаправленном художественно-педагогическом процессе. Несмотря на многообразие существующих принципов и методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать их обучающее действие и в зависимости от предъявляемых к ним требований, преобразовывать их. Педагогические принципы должны стать внутренним способом организации учебного процесса. Главная задача педагога обучения классическому танцу детей среднего школьного возраста заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развивать у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца. Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание в том или ином упражнении. Изучение основ классического танца представляет собой сложный процесс, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет донести принцип того или иного движения, зависит четкость исполнения Для эффективности занятий хореографией следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетание сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Таким образом, использование данных педагогических принципов помогут в создании условий раскрытия и развития творческого потенциала учащихся, формирование у них устойчивой мотивации к урокам классического танца и достижение ими высокого творческого результата. Список литературыБаранов А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин, В. Р. Кучма // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. С. 4-8. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность / В.М. Гаевский, Е.Я. Суриц.- Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина: Издательство «Искусство», 1987 г.- 382 с. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980. 192 с. Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005.- 256 с. Мессерер А.М. Уроки классического танца. М.: ВТО, 1967.- 400 с. Некрасов А. С. Методика развития координационных способностей дошкольников с применением элементов спортивных бальных танцев: дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Белгород, 2006. 160 с. Овчинникова Е.В. Современная программа и методология преподавания классического танца на начальном уровне хореографического образования / Народное образование. Педагогика // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- № 4.- 2013.- С. 529-533 Погребная Е. А. Танцевально-двигательная подготовка как фактор модернизации содержания физкультурного воспитания детей 5-6 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2003. 26 с. Ромм В.В. Секреты танцев Древней Греции. - Новосибирск: ТРИНА, 1999.– 156 с. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.- 272 с. Шавкина М. И. Комплексная физическая реабилитация детей, больных бронхиальной астмой, с использованием танцевальных упражнений: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2004.- 23 с. Приложение 1Хореографическая терминология 1.demi plie - (деми плие) - неполное «приседание». 2.grand plie - (гранд плие) - глубокое, большое «приседание». 3.relevé - (релеве) - «поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног. 4.battement tendu - (батман тандю) - «вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП. 5.battement tendu jeté - (батман тандю жете) «бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом. 6.demi rond - (деми ронд) - неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше). 7.rond dejamb parterre - (ронд де жамб пар тер) - круг носком по полу круговое движение носком по полу. 8.rond de jamb en l'air - (ронд де жамб ан леер) - круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь. 9.en dehors - (андеор) - круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты. 10.en dedans - (андедан) - круговое движение к себе, круговое движение внутрь. 11.sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) - положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади. 12.battement fondu - (батман фондю) - «мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах. 13.battement frappe - (батман фрапэ) - «удар» - короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу. 14.petit battement - (пти батман) - «маленький удар» - поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги. 15.battu - (ботю) - «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги. 16.double - (дубль) - «двойной», • battement tendu - двойной нажим пяткой • battement fondu - двойной полуприсед • battement frapper - двойной удар. 17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади. 18.relevelent - (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше. 19.battement soutenu - (батман сотеню) - «слитный» - из стоики на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП. 20.développe - (девелопе) - «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше. 21.adajio - (адажио) - медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета. 22.attitude - (аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево. 23.terboushon - (тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево. 24.degaje - (дегаже) - «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок. 25.grand battement - (гранд батман) - «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок. 26.tombée - (томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением. 27.picce - (пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола. 28.pounte - (пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой , правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП. 29.balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху. 30.allongée - (аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем. 31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке. 32.temps lie - (тан лие) - маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад. 33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад - толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро) - «веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе. 1 Ромм В.В. Секреты танцев Древней Греции. - Новосибирск: ТРИНА, 1999. – С.14 2 Блок Л.Д. Классический танец. История и современность / В.М. Гаевский, Е.Я. Суриц.- Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина: Издательство «Искусство», 1987 г.- 382 с. 3 Блок Л.Д. Классический танец. История и современность / В.М. Гаевский, Е.Я. Суриц.- Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина: Издательство «Искусство», 1987 г.- 382 с. 4 Овчинникова Е.В. Современная программа и методология преподавания классического танца на начальном уровне хореографического образования / Народное образование. Педагогика // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- № 4.- 2013.- С. 529 5 Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2005.- С. 256 6 Овчинникова Е.В. Современная программа и методология преподавания классического танца на начальном уровне хореографического образования / Народное образование. Педагогика // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- № 4.- 2013.- С. 530-531 7 Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. М.: ВНМЦНТИКПР.- 1986. |