Психология. Лекция 2. Лекция 2 Ощущение. Восприятие
Скачать 20.05 Kb.
|
Лекция №2 Ощущение.Восприятие. Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны. В психологии существует несколько понятий порога чувствительности: (стр. 184-186) Виды ощущений. В основе любого психического процесса, в том числе и ощущения, лежат физиологические процессы возбуждения и торможения, протекающие в больших полушариях мозга. Выделяют: - Экстероцептивные ощущения, формируются с помощью палочек, являющихся аппаратом сумеречного зрения, и колбочек, позволяющих различать цвета. Человек способен распознавать до 180 тонов цвета и более 10 тыс. оттенков между ними. Все цветовые тона могут быть получены с помощью смешения трех основных цветов: красного, синего и зеленого. - Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или в воде, на вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, нёбе и надгортаннике. Необходимым условием возникновения вкусовых ощущений является растворение веществ в слюне ( или воде ). Сухо вытертый участок языка не дает вкусовых ощущений при воздействии на него твердыми веществами. Вкусовые ощущения разделяются на четыре группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого. Разные участки языка, к кислому – края языка, к горькому – область корня языка. - Обонятельные ощущения помогают человеку распознавать распространенные в воздухе летучие вещества и запах. Обонятельные рецепторы расположены в каждой половине носовой полости. До сих пор плохо известно, как происходит распознавание. Теоретически различают 7 основных групп запахов: эфирный ( ацетон ), камфорный ( нафталин ), цветочный ( запах розы ), ментоловый ( мята ), острый ( уксус ), гнилостный ( запах тухлого яйца ). - Обоняние играет важную роль в оценке потребляемой пищи. При насморке пища может показаться совсем безвкусной, т.к при приеме пищи мы всегда пропускаем воздух через полость носа. - Слуховые ощущения возникают в результате звуковых волн. Громкость звука определяется амплитудой волны, а его высота – частотой колебаний. - Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода в результате активизации температурных рецепторов. Интероцептивные ощущения отражают состояние внутренних органов, информация от которых отражают непрерывным потоком поступает в мозг. В большинстве случаев ощущения, за исключением сытости, голода, жажды, полового удовлетворения и т.д., не осознаются. Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д. Что такое восприятие Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения. Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга. Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность. Наиболее важные особенности восприятия: 1) Предметность восприятия - выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность играет особую роль в регуляции поведения. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия. Предметность играет большую роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение с внешним миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение. 2) Целостность восприятия В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. 3) Структурность восприятия- восприятия не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. 4) Константность восприятия Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающий данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Формирующаяся в процессе предметной детальности константность восприятия - необходимое условие жизни и деятельности человека. 5) Осмысленность восприятия Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. 4. Иллюзии восприятия Иллюзии восприятия (от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). Оптические иллюзии (более узко - зрительные иллюзии) - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» - баннерная слепота, и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия. К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров - меньший кажется тяжелее. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д.Н. Узнадзе и его учениками. Некоторые иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т.п. Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т.д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип Виды восприятия: стр.202-205 Разница между ощущением и восприятием Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно. У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас. Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая. У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее. В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше. |