Реферат на тему: «принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности». Рубежный контроль 2. Принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности
Скачать 39.2 Kb.
|
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ №2 по дисциплине «Общая и прикладная Акмеология » Реферат на тему: «принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности»
Москва 2021 Содержание Введение 1. Взаимосвязь и отличия интеллекта и творчества 2. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности Заключение Список используемой литературы Введение Интеллект и творчество - это слова, которые нам приходится довольно часто слышать в повседневной жизни. Глядя на умного и эрудированного человека с очень широкими познаниями в различных сферах, мы говорим - он интеллектуал. В то же время человек с богатым воображением, умением новаторски мыслить и создавать что-то самостоятельно есть человек творческий. Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) в современном понимании - это качество психики, состоящее в способности приспосабливаться к новым ситуациям, к обучению и запоминанию на основе опыта, это общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Творчество - это процесс деятельности, в результате которого появляется нечто новое, что никогда не существовало ранее; продукт творческой деятельности, который должен быть ценен не только для создателя, но и для других; специфический процесс, в результате которого создаются субъективные ценности. Важно отметить, что творческие черты не обязаны входить в противоречие с наличием глубоких интеллектуальных знаний, хотя соотношение творческого потенциала и собственно знаний в той или другой предметной области не представляется однозначным. Конечно, наличие сильно развитой базы знаний, обладающей множеством разнообразных и, в частности, оригинальных связей между отдельными понятиями, вообще говоря, создает предпосылки для творческих актов. Другими словами, создает условия для порождения правильных, но неожиданных с точки зрения большинства людей выводов. 1. Взаимосвязь и отличия интеллекта и творчества В психологии существует аж три точки зрения на взаимоотношения этих двух общих способностей. Однако одна из них - самая популярная и наиболее достоверная. Такие исследователи, как Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и другие рассматривают интеллект и творчество как единую человеческую способность высшего плана. Речь идет о том, что творчество - производное интеллекта. Высокий интеллект - высокие творческие способности. Низкий интеллект - никакого творчества невозможно. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта. Существует множество эмпирических данных, подтверждающих пресловутое единство интеллекта и творчества. Еще в 1921 году Л. Термен начал длительное исследование по изучению жизненного пути юных интеллектуалов. Из школ Калифорнии было отобрано более полутора тысяч младших школьников. Единственное, чем они отличались от своих одноклассников, так это высоким IQ (свыше 135). А из их менее умных одноклассников была сформирована контрольная выборка. Прошло 5, 11, 30 и 60 лет, и каждый раз оценивался уровень достижений интеллектуалов и их контрольных собратьев. В конце концов, к началу 50-х (спустя 30 лет) интеллектуалы опубликовали 67 книг, получили 150 патентов на изобретения, 78 из них стали докторами философии, 48 - докторами медицины, 47 вышли в справочник «Лучшие люди Америки» и т.д. Не интеллектуалы тоже добились определенных успехов, но в 30 раз реже и ниже. Интересно, что средний доход интеллектуала оказался в 4 раза выше среднего дохода на душу населения. Практически все добились высокого социального статуса. И практически все чрезвычайно успешно адаптировались в обществе. И это неудивительно. Ведь интеллект - это, прежде всего, высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира. Творческие способности человека могут иметь проявление в различных сферах жизни. Творческая деятельность — это умственная деятельность, что приводит к получению качественно нового результата, который отличается своей неповторимостью и оригинальностью. Принято выделять сферу так называемой художественного творчества, в процессе которой создаются художественные образы. Эти образы могут возникать при помощи разнообразных выразительных средств: живопись, слово, музыка, танец, фотография или путем их сочетания. Эту сферу творчества еще называют духовным творчеством, результаты которой напрямую связаны с духовной жизнью человека, формируют его духовный мир, ее мировоззрение и мировосприятие, общечеловеческие ценности, отношение к другим людям и окружающей среды. Результатом такого рода творческой деятельности являются произведения науки, литературы, искусства. Другая сфера — это техническое творчество, то есть деятельность, направленная на поиск новых технических или технологических средств решения задач в любой отрасли хозяйствования. Ее результатом могут быть технические устройства, машины, механизмы, инструменты, транспортные средства, оборудование, сооружения, новые вещества, решения в сфере конструирования, новые способы и технологии производства, достижения селекции. Результаты творческой деятельности человека (рукопись, картина, формула изобретения, изделие), которая дает возможность воспринимать их другим людям, входят в круг объектов гражданских прав. По своей природе они принадлежат к нематериальному благу, поскольку является продуктом человеческой мысли и не тождественны тем вещам, в которых воплощены. Все результаты творческой деятельности получили обобщенное обозначение, которое подчеркивает природу их происхождения, — объекты интеллектуальной собственности. В современной цивилистической науке существуют несколько подходов к пониманию сущности понятий «интеллектуальная собственность» и «право интеллектуальной собственности». Первый — так называемый проприетарный (от англ. «proprietor» — владелец) — базируется на том, что содержание права интеллектуальной собственности определяется так же, как он определяется для обычного права собственности. Субъективное право интеллектуальной собственности является правом его субъекта на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему в соответствии с законом результатом интеллектуальной деятельности. Вместе с тем сторонники этой теории признают, что интеллектуальная собственность отличается от общего понятия собственности рядом особенностей, в частности, нематериальным объектом, ограниченностью сроков действия, способами приобретения, оформления и защиты прав. Другой подход к пониманию понятия интеллектуальной собственности опирается на невозможность отождествления правового режима материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются результаты художественного и технического творчества. Именно поэтому категория собственности может быть применена только к материальным носителям творческих результатов. Создателю же последних принадлежит не право собственности, а особые исключительные права на использование, которые обеспечивают ему возможность осуществления всех разрешенных законом действий с одновременным запретом этого любым третьим лицам без разрешения владельца исключительных прав. Теория исключительных прав появилась и развивалась практически параллельно с теорией проприетарного подхода. Ее придерживался известный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич. В современности она остается также достаточно распространенной. Относительно самого термина «интеллектуальная собственность», то он является широко применяемым в законодательстве многих стран мира и в международно-правовых соглашениях. Поэтому в научной литературе высказано мнение, которая является своеобразным компромиссом в его определении и толковании. Она сводится к тому, что интеллектуальная собственность — это термин, который сложился исторически, является условным и имеет только терминологическое сходство с правом собственности в его традиционном восприятии и должен пониматься как совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности. 2. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности Существуют как минимум три основных подхода к проблеме творческой способности. Первая точка зрения заключается в том, что как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одарённость, чувствительность к проблемам, независимость в неопределённых и сложных ситуациях. Вторая точка зрения состоит в том, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эта точка зрения представляется наименее достоверной. Многое в этой позиции определяется взглядами её представителей на природу интеллекта. Сторонники сведения творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термина и К. Кокс. В 1926 году они проанализировали биографии 282 западноевропейских знаменитостей и попытались на основе достижений в возрасте от 17 до 26 лет оценить их коэффициент интеллекта. Кроме того, они опирались на шкалу Стенфорд-Бине для оценки интеллекта в детстве. В ходе оценки достижений учитывались не только интеллектуальные, но и творческие достижения, что априорно ставило под вопрос правильность выводов. Если методика учитывает не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи интеллекта и творческих способностей, являются артефактами метода. Тем не менее, результаты К. Кокс получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии. Сравнения возраста овладения знаниями и навыками знаменитыми людьми с аналогичными данными выборки обычных детей показало, что коэффициент интеллекта знаменитостей значительно выше среднего (158,9). Отсюда Л. Термен сделал вывод, что гении - это те люди, которых ещё в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высоко одарённых. Выяснилось, что интеллектуально одарённые дети опережают своих сверстников в среднем на два класса. Надо сказать, что дети, отобранные Термином, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и п.р.). Все интеллектуальные дети закончили успешно школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук. Однако, что касается творческих достижений, результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термина не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки литературы, искусства и так далее. Никто из них не внёс существенного вклада в развитие мировой культуры. Высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Л. Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, сосредоточения над решением проблем. Вывод Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных специализаций, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации. В отечественной психологии проблема интеграции интеллектуальных способностей и креативности имела место, однако была выражена не так рельефно, как в американской или западноевропейской науке. Главная причина состояла в отказе от теории и практики тестирования по системе IQ и в изучении интеллектуальных способностей в основном методом проблемных ситуаций, который, как известно, прямо ориентировал исследователя на трактование интеллекта (в первую очередь - мышления) как комплексной характеристики, рассматривающей креативность как необходимую составляющую. Психологическая диагностика сегодня располагает большим арсеналом разнообразных методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Методики диагностики интеллекта и креативности занимают среди них особое место, так как их использование имеет далекие социальные последствия. В настоящее время тесты определения способностей носят комплексный характер. креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана. деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Список используемой литературы Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 1999. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976 Маслоу А.Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М. Просвещение, 2005 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003 |