Главная страница
Навигация по странице:

  • В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНОЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Проблемы психология. Проблемы психологопедагогического воспитания современной молодежи в рамках религиозной, духовнонравственной культуры


    Скачать 278.97 Kb.
    НазваниеПроблемы психологопедагогического воспитания современной молодежи в рамках религиозной, духовнонравственной культуры
    АнкорПроблемы психология
    Дата09.12.2021
    Размер278.97 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаproblemy-psihologo-pedagogicheskogo-vospitaniya-sovremennoy-molo.pdf
    ТипДокументы
    #297315
    ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
    В РАМКАХ РЕЛИГИОЗНОЙ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
    Результаты исследований и их обсуждение. В отечественной и зарубежной литературе последних лет (МИ. Мамардашвили, Л. Н. Митрохин, В. И. Мурашов, А. Я. Гу- ревич, МИ. Шинкарук, МС. Каган и т. д) высказывается точка зрения о том, что в ос-
    Материал и методика исследований. Материалом исследования явились труды ученых, посвященные изучению религиозной культуры. Были использованы методы теоретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации.
    Актуальность исследуемой проблемы. Современная действительность диктует необходимость формирования культуры физического, психического, религиозного, дух овно-нравственного воспитания молодежи. Отсутствие нравственных ориентиров, обесценивание общечеловеческих гуманистических идеалов, слабое развитие моральных ценностей и общей культуры приводят к развитию социальных пороков, расцветших за последние десятилетия. Безвременье породило целое поколение, выросшее на чуждых российскому народу идеалах быстрого обогащения, гедонистического мировоззрения, индивидуализации. Возник большой разрыв между поколениями в жизненном укладе, мироощущении, мировоззрении и духовно-нравственных ценностях [4]. В связи с этим актуальность приобретают проблемы психолого-педагогического воспитания современной молодежи в рамках религиозной, духовно-нравственной культуры
    Религиозная культура в широком понимании (религиозное культурное наследие) включает специфические для каждой религии особые представления, всю совокупность соответствующей материально-предметной культуры, сформированной под мировоззренческим, духовным влиянием данной религии, – бытовую, художественную культуру, литературу, архитектуру и т. д. Сохранение и воспроизведение религиозного культурного наследия обуславливается особым вниманием к прошлому, что свойственно именно религиозной культуре. В нашей работе, рассматривая проблему влияния религиозной культуры на развитие духовно-нравственного потенциала молодежи, мы опираемся именно на это широкое определение понятия религиозная культура. По определению богословов, религиозная культура в целом выступает как посредник между Богом и миром, является способом сохранения и развития в нем духовно- религиозного начала, возвращая его к истинному бытию, которое лежит не в мире материи и времени, но простирается в сферу духовного ив вечность. Хотя с процессом секуляризации важным конституирующим элементом современной культуры стала выступать наука, религиозная культура продолжает занимать значительное место в жизни человечества, храня и транслируя масштабный позитивный опыт освоения человеком условий своего бытия. И ныне для значительной части российской молодежи религиозная культура не реликта живая функционирующая область действительности, определяющая духовную жизнь их семьи, общины, этноса, отвечающая их мировоззренческим, духовно- нравственным интересами просто жизненным потребностям [2]. В данной работе мы придерживаемся уже достаточно устоявшегося представления об образовании как феномене, органично включающем все процессы обучения, воспита- нове любой культуры независимо от ее типа и происхождения лежит определенное мировоззрение, интегрирующее содержание всех ее форм. Оно пронизывает все составляющие данной культуры, организует их в целостную систему. Религия, будучи мировоззрением, особенно в период становления исторических цивилизаций, формирования мировой культуры, была опорой, интегратором и хранительницей культурного опыта человечества. Ею задавалась иерархически выстроенная картина мира, где содержались предельно обобщенные представления о Боге, мире и человеке. Религия давала ответы на фундаментальные вопросы бытия, задавала человеку цель и смысл его индивидуального и общественного существования. Религиозные образы мира были той основой, из которой вырастала устойчивая система нравственных, правовых, художественных, экономических, семейных и других ценностей, культурных норм, определяющих образ жизни и ментальность народов, ценностные ориентации личности. Длительное время религия была практически единственной формой, в которой складывалось и сохранялось историческое и культурное наследие народов, цивилизаций. В сущности, культурный опыт человечества на протяжении тысячелетий и ныне пронизан религиозными воззрениями. Таким образом, содержание культуры, связанное с религией, может быть определено как религиозное культурное наследие или как религиозная культура – в широком смысле [5]. При этом следует подчеркнуть, что не существует религии и, соответственно, религиозной культуры вообще. Она представлена в форме культуры христианства различных деноминаций, мусульманства, буддизма, иудаизма, индуизма, конфуцианства, даосизма, различных видов язычества. Эти религии составляют мировоззренческие основы конкретных локальных культур и цивилизаций – русской, арабской, индийской, китайской и т. д, в том числе и локальных этнических национальных культур [3].
    Гуманитарные и педагогические науки
    ния и психологического развития личности учащихся, приобретения ими социального опыта. Причем в контексте, когда возникает необходимость подчеркнуть значимость психолого-педагогического аспекта духовно-нравственного компонента образовательной деятельности, ее направленность не столько на накопление информации, рациональных знаний и практических навыков, а на личностное развитие индивида, приобщение его к ценностным, аксиологическим пластам культуры, на первый план выходит понятие педагогической психологии. Человеческое общество не может развиваться без передачи накопленной культуры от поколения к поколению. Образование является, таким образом, ядром и инструментом культурного наследования, обеспечивающим преемственность и развитие каждой человеческой личности и общества в целом, народов и цивилизаций как уникальных феноменов человеческой истории. Психологическая функция образования состоит в буквальном образовании человека в духовном и социальном отношении, в его личностном развитии, освоении им исторического, культурного и социального опыта. Индивид осваивает культурное наследие в основном не механически, а сознательно, активно. Будучи активными деятельным существом, он избирательно, в соответствии со своими ценностными ориентациями, наследственными и приобретенными качествами отбирает информацию извне. Онтологическими свойствами человеческого сознания являются поиски создание смыслов. Осваивая знаки и символы культуры, человек непросто копирует запечатленные в них значения, но преобразует их в свои личностные смыслы. В процессе психолого-педагогического воспитания, преобразования социально значимого опыта родовое содержание культуры воплощается в личностные смыслы и ценности, культурные реалии становятся внутренним достоянием индивида, что обеспечивает его саморазвитие, а вместе стем развитие общества [1]. Изменения в общественной, политической и экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. Складывается новое многомерное социальное пространство, в ситуации которого меняется сам характер социализации молодого поколения. Перед системой образования встает задача подготовки молодого поколения к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную подготовку с духовным, эстетическими нравственным, гражданственным разделением личности учащегося, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания предметов социально-политического и гуманитарного цикла делают необходимым принципиальное изменение места и роли духовно-нравственного наследия в системе среднего образования. Современное общество выдвигает свои условия, требуя от человека проявления его творческих и духовных способностей. Современные представления о целях и задачах среднего образования исходят из необходимости обеспечить широкую демократизацию и гуманитаризацию этого процесса, дающие возможность учащимся овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, свободно определить свои мировоззренческие позиции, выбирать духовные ценности и развивать творческие способности. Проблема подлинной демократизации жизни, повышения материальной и духовной культуры, нравственности, религиозности и развития личности, реализации творческого потенциала учащихся, воспитания ответственного отношения к труду, зрелого экологического сознания – все это невозможно вне русла общечеловеческой религиозной культуры, основы которой заключаются в процессе образования. Проблема формирования
    духовно-религиозной культуры учащихся в настоящее время стоит очень остро из-за того, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может продвигаться вперед. Именно духовная православная культура может стать одновременно средством обновления и средством продвижения вперед. Этот взгляд очень понятен и близок нашей стране, так как всегда понятия Россия, духовность и духовная культура были взаимосвязаны. В психолого-педагогических трудах отечественных специалистов (И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, МВ. Ломоносов, АИ. Клизовский) можно всегда найти мысль о духовной культуре. Например, Е. Б. Сырейщиков писал, что нравственное воспитание юношества, составляющего подпору и подкрепление всякого общества, есть столько трудное, сколько же и важное дело, потому что от него непосредственно зависит благоденствие не только частных семейств, но и всего общества (1790). К. Д. Ушинский, В. П. Острогорский рассматривали эстетическое воспитание как воспитание у человека чувства красоты, изящества и любви, стремления к нравственному идеалу, что улучшает воспитание нравов. В. Г. Белинский, НА. Бердяев, Д. С. Лихачев в своих исследованиях пришли к тому, что значимость духовной, религиозной культуры была и остается очевидной. Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно по двум основным видам производства – материального и духовного. Так как психолого- педагогическое воспитание связано с духовной, религиозной культурой, оно охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Культура и духовность близки по смыслу. Оба эти понятия соединяются в третьем – духовная культура. Его содержательным ядром является активное, творческое и вместе стем ответственное отношение личности к жизни. Культура как целостное образование своеобразно преломляется в целостности культуры личности. Как никакие другие предметы в школе, православная духовная культура и основы православного мировоззрения обогащают духовную культуру учащихся, ориентируют на лучшее, расширяют их представление о современном мире, прививая им общечеловеческую культуру общения. Предназначение учителя – донести до каждого ученика эти простые понятия нравственности и духовной культуры. Таким образом, во-первых, именно в процессе общественного развития культура выступает как многофункциональное социальное явление, охватывающее все стороны жизни общества, начиная от материального производства и кончая художественным творчеством и формами общения людей между собой. Только через культуру как социальный механизм ориентации и регулирования многообразной деятельности, в которой формируются и развиваются человеческие способности, а вместе стем они же и реализуются в материальных и духовных ценностях, общество обеспечивает передачу от индивида к индивиду и от поколения к поколению форм социального опыта, трудовых навыков, знаний и нравственных норм [2].
    Во-вторых, огромная социальная значимость религиозной культуры в жизни человеческого общества определяется тем, что именно она формирует социально- нравственную активность человека, ориентируя его, прежде всего, на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида и любой общности людей. Ив такой же мере, в какой человек формируется трудом, он формируется и развивается культурой. Религиозно-духовная культура – это не только и не столько продукт, предшествующий деятельности человека, она вплетена в саму эту деятельность, пронизывая все ее стороны. Более того, культура – это в известном смысле проект человеческого существования, содержащий в себе многогранную композицию идей, ценностей, образцов поведения, которые играют огромную формирующую роль в развитии цивилизации, равно как ив развитии отдельной личности. Культура представляет собой осуществляемую в сферах материального и духовного производства активную творческую деятельность людей по освоению мира, созданию и потреблению общественно значимых материальных духовных ценностей, входе которой осуществляется процесс развития общества и личности (Д. С. Лихачев).
    В-третьих, более углубленным является рассмотрение духовно-религиозной культуры как трехкомпонентной системы деятельности материальные ценности – духовные ценности – саморазвитие общества и человека. Мы выделяем следующие аспекты этой системы, которые важны в нашем исследовании
     коммуникативный аспект религиозной культуры, который предполагает изучение особенностей и возрастающей роли культуры в обществе в качестве мощного средства коммуникации между творцами и потребителями культурных ценностей, между различными культурными регионами и культурами, а также как средство общения между народами и их сближения
     гуманистический аспект, связанный с выяснением направленного влияния культурных, нравственных ценностей на процесс формирования духовного мира человека
     психологический аспект, который связан с выяснением особенностей психологии духовного творчества.
    Резюме.
    Религиозная, духовно-нравственная культура формирует социально- нравственную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие. Лишь в процессе овладения духовной культурой, активного изучения, воспроизведения и обогащения всего, что создано предшествующими поколениями людей, человек становится действительно человеком. ЛИТЕРАТУРА
    1. Джеймс, У Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М. : Наука, 1993. – 432 с.
    2. Добреньков, В. И. Методологические вопросы исследования религии : спецкурс / В. И. Добрень- ков, А. А. Радугин. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 189 с.
    3. Левада, Ю. А Социальная природа религии / Ю. А. Левада. – М. : Наука, 1965. – 264 с.
    4. Писманик, МГ Личность и религия / МГ. Писманик. – М. : Наука, 1976. – 152 с.
    5. Угринович, ДМ Психология религии / ДМ. Угринович. – М. : Политиздат, 1986. – 352 с.


    написать администратору сайта