задания. задания по лекции 2. Прочитайте тексты. Определите тип каждого текста, способсвязи между предложениями и ключевые слова для пониманиязамысла
Скачать 35.36 Kb.
|
Прочитайте тексты. Определите тип каждого текста, способсвязи между предложениями и ключевые слова для пониманиязамыслаавтора.Докажитесвоюпозицию. Кононов Николай Михайлович (род. в 1958 году) — поэт, прозаик, издатель, родился на Волге в г. Саратове, окончил физический факультет Саратовского университета, аспирантуру по кафедре философии в Ленинградском государственном университете. Преподавал математику в школе. В 1993 году основал петербургское издательство «ИНА-Пресс» и стал его главным редактором. Дебютировал как поэт в 1981 году, по его словам, «много- стопные многоакцентные стихи» появились в 1983 году, а первая книга «Орешник» — в 1987 году. Затем вышли другие сборники стихов. Как прозаик печатается с 1992 года, роман «Похороны кузнечика» вошёл в шорт-лист Букеровской премии. Н. Кононов — стипендиат Фонда А. Тёпфера и Европейского Совета, занял второе место в сетевом литературном конкурсе «Улов» (2000) за рассказ «Воплощение Леонида», входил в шорт- листы премий имени А. Белого со стихами 1998 — 1999 годов и премии Ивана Петровича Белкина с рассказом «Микеша». Член русского ПЕН-центра. Печатается в журналах «Родник», «Новый мир», «Звезда». Автор романа «Нежный театр», напечатанного в 2004 году. (Открытаяэнциклопедия«Википедия») — А сейчас будет сладкий стол. Ведь вечером так приятно почаёвничать… Мы перешли в просторную белую кухню… Стоит описать меню. Оно было душераздирающим: сладкий немецкий ликёр цвета дыма над трубами завода «Крекинг», немецкие же кексы в серебряной бумаге, джем из консервной банки. Хозяйка сдержанно улыбалась этому импорту из ближайшего ларька. Да, ещё у всех троих рядом с чайной чашкой лежал «Марс», и он должен был нас, как говорится в рекламе, «зарядить бодростью на целый день». Но день уже подходил к концу. По-моему, они просто отобрали гуманитарную помощь у какой-то старухи. «Вот это скупость, — подумал я, — от этого стола не может быть никакого стула». Тем более мы восседали на высоких неудобных табуретках. — Мы как Оман, Артаксеркс и Эсфирь. Помните, у Рембрандта? — блеснула хозяйка. «У них на столе не было “Марса”», — сказал я сам себе. Потянулся культурный разговор о культуре. И это тоже было невыносимо и душераздирающе. Я спасался только тем, что давился ликёром и выходил покурить на балкон… Вечерело. Ликёр кончился, а я почему-то не уходил. (Н.Кононов) Прочитайте данные тексты, определите их стиль и тип речи.Докажитесвоёмнение. Эти люди, к которым я пожаловал в гости, изначально относились для меня к той же породе тихого зрелища, я ничем общим не был с ними связан, и, кроме одного безумного друга, … у нас не было почти ничего общего. Под «почти» я подразумеваю редкие встречи у редких милых людей. Через год здесь будет всё устроено для барбекю, — важно заявила она. В лоджиях Рафаэля не жарят мясо, — пошутил я. Милая мамочка, я прошу прощения у тебя и у Микеши за то, что я рассыпал «леголенд» с пиратиками… Я-то прощу тебя, милый мальчик, немного повременив, но вот сможет ли простить тебя Микеша — большой вопрос. Ты ведь нарушил распорядок дня, а сейчас, тебе прекрасно известно, забывчивый друг, время, отведённое чтению и рисованию впечатлений цветными карандашами. Ой-ой-ой, но, может, он меня всё-таки простит? Мне бы очень хотелось, чтоб он меня всё-таки простил, я так боюсь его гнева, — запричитал ребёнок, как в сказке о хорошо воспитанных напроказивших детях. Наказание может усугубиться, если ты не избавишься от отвратительной привычки именовать Микешу в третьем лице. Поди в детскую, плотно закрой дверь, а я сейчас попробую по- говорить с Микешей, — сказала она, без тени улыбки посмотрев на меня. Сдерживая слёзы, мальчик ретировался, закрыв за собой дверь — тихо и плотно. Через несколько минут до меня донёсся тихий монолог: Микеша тебя не прощает, так как ты нарушил порядок. Он даже передал, что собирается прийти и наказать тебя. В ответ раздался сдавленный писк. (Н.Кононов) В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухой и был у них сын Мартынка. Пришло время — заболел старик и помер. Остался Мартынка с матерью, потужили- поплакали, да делать-то нечего: мёртвого назад не воротишь. Пожили с неделю и приели весь хлеб, что в запасе был. Видит старуха, что больше есть нечего, надо за денежки приниматься, а старик-то оставил им двести рублей. Больно не хотелось ей начинать кубышку, однако сколько ни крепилась, а начинать нужно — не с голоду же умирать! Отсчитала сто рублей и говорит сыну: Ну, Мартынка, вот тебе сто целковиков, пойди попроси у соседей лошадь, поезжай в город да закупи хлеба. Авось как- нибудь зиму промаячим, а весной станем работу искать. Мартынка выпросил телегу с лошадью и поехал в город. Едет он мимо мясных лавок — шум, брань, толпа народу. Что такое? А то мясники изловили охотничью собаку, привязали к столбу и бьют её палками — собака рвётся, визжит, огрызается… Мартынка подбежал к тем мясникам и спрашивает: Братцы, за что вы бедного пса так бьёте немилостиво? Да как его, проклятого, не бить, — отвечают мясники, — когда он целую тушу говядины испортил! Полно, братцы! Не бейте его, лучше продайте мне. Пожалуй, купи, — говорит один мужик шутя. — Давай сто рублей. (Русскиенародныесказки) Устно передайте содержание изложенного выше теоретическогоматериалаблизкоктексту.Какиеособенностинаучногостилявыиспользуетевсвоёмрассказе? Проанализируйтеданныйтекстсточкизрениясодержанияиформальныхособенностейнаучногостиля. Элементарные группы слов могут объединяться в том или ином содержательном отношении, образуя тематические группы, семантические и лексические поля. Например, все способы выражения понятия «радость» в языке составляют лексико- семантическое поле «радость». Языковедческая семантика стремится дать полное описание семантической системы отдельного языка в виде словаря-тезауруса. Тезаурус наглядно демонстрирует, что в семантике языка закреплены результаты отражения и познания объективного мира, достигнутые в общественной практике людей: например, понятия «быть», «иметь», «время», форма», «содержание» и др., выработанные европейской культурой, в других культурах могут быть представлены иначе или отсутствовать. В языке американских индейцев хопи нет существительных типа «весна», «зима», «настоящее», «будущее», а соответствующие — но не тождественные — понятия передаются в виде наречий «когда тепло» и т. п. «Дождь» поименован как объект (субстанция) в индоевропейских языках, но как процесс (признак) в языке северо-американских индейцев хула, буквально — «он спускается». Вместе с тем противопоставление субстанции («объекта») и признака («процесса», «действия» и т. д.) объективно и универсально — каждый язык проводит его как противопоставление «имени» и «глагола» особыми средствами и в рамках собственной системы. Семантика выявляет и изучает эти универсальные семантические категории. (Ю.Степанов) |