Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОЕКТ Образ матери в литературных произведениях

  • Выполнил

  • Цель исследовательской работы

  • Работая над исследованием, мы поставили перед собой следующие задачи

  • 1.Образ матери в литературных произведениях: 1.1 Образ матери в повести Н.В гоголя «Тарас Бульба».

  • 1.2 Взаимоотношения матери и дочери в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

  • 1.4 Образ матери в стихотворениях С. Есенина

  • проект образ матери. Проект образ матери в литературных произведениях


    Скачать 38.86 Kb.
    НазваниеПроект образ матери в литературных произведениях
    Дата22.03.2022
    Размер38.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект образ матери.docx
    ТипДокументы
    #408630

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Мухинская средняя общеобразовательная школа»

    ПРОЕКТ

    Образ матери в литературных произведениях

    Тип проекта: исследовательский

    Работа допущена к защите

    «______»_________________2020 г.

    Работа защищена

    «______»_________________2020 г.

    С решением

    «____________________________»

    Председатель АК

    _____________________________

    Члены АТ

    _____________________________

    _____________________________

    _____________________________

    Выполнил: ученик 9 класса

    МОБУ «Мухинская СОШ»

    Бутяйкин Андрей Владимирович
    Руководитель: учитель русского языка и литературы

    Паланичук Ирина Анатольевна.



    Мухино 2020г.

    Оглавление

    Введение ……………………………………………………………………… 3

    1. Образ матери в литературных произведениях…………………………….5

    1.1 Образ матери в повести Н.В гоголя «Тарас Бульба»…………………….5

    1.2 Взаимоотношения матери и дочери в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»…………………………………………………………………...6

    1.3 Образ матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»………..9

    1.4 Образ матери в стихотворениях С. Есенина …………………………….10

    2. Анкетирование ……………………………………………………………..11

    3. Заключение………………………………………………………………….12.

    4. Литература…………………………………………………………………..13

    Введение.

    Образ матери является национальным культурным символом, не утратившим своего высокого значения от древнейших времен до наших дней. Мы решили обратиться к изучению проблемы воплощения образа и темы матери в русской литературе. Хронологические рамки исследования ограничены периодом ХIХ-XX столетия,

    Женщина - это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтов и писателей. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины матери-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. 

    Цель исследовательской работы: проследить, как в русской литературе, верной своим традициям, изображён образ женщины-матери, и доказать, что этот образ всегда будет присутствовать в русском слове.

    Работая над исследованием, мы поставили перед собой следующие задачи:

    рассказать, какое место занимает образ женщины-матери в художественной литературе;

    показать бессмертие образа матери во времени; провести небольшое исследование о взаимоотношениях наших сверстников с мамой.

    Актуальность проблемы: на белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов - «мама». Слово это несет в себе тепло-тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. Каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама». С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а её любовь согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувства поколений. Разве что-либо может быть актуальней? Каждый год 26 ноября в нашей стране отмечается День Матери.

    Мама! Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

    Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

    Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу - это произведения о матери.

    С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

    По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

    Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

    Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

    1.Образ матери в литературных произведениях:

    1.1 Образ матери в повести Н.В гоголя «Тарас Бульба».

    Повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» - это произведение о жизни украинского казачества, Запорожской Сечи, о национально-освободительной войне украинского народа, о жизни старого казацкого полковника Тараса Бульбы и его сыновей - Остапа и Андрия. 
    Как уже было отмечено, главными героями повести являются Тарас Бульба, Остап и Андрий. Также, Гоголь создал еще один образ, хотя он и второстепенный, но от того не менее значимый. Это образ матери Остапа и Андрия. 
    Впервые с матерью мы встречаемся в первой главе, когда Остап и Андрий возвращаются в родительский дом, закончив обучение в Киевской академии. Она стояла на пороге «…бледная, худощавая и добрая мать…». 

    Увидев сыновей, Тарас начинает подшучивать над сыновьями. Тут же, желая проверить, чему научились сыновья, начинает с Остапом кулачный бой. Бульба останавливается только тогда, когда понимает, что старший сын достаточно силен.

    Все это время мать пытается образумить своего буйного мужа и защитить своих детей. Она заступается за Андрия, закрыв его собой. На вопрос отца, о том, почему Андрий его не бьет, она отвечает, что это не по-христиански.

    Тарас Бульба решает отправить Остапа и Андрия на Запорожскую Сечь. Это известие очень опечаливает их мать, ведь она понимает, что больше ни когда не увидит своих сыновей. В ночь перед отъездом мать сидит у кроватей Остапа и Андрия, горько плачет и гадает о судьбе своих сыновей. Она мечтала о том, что возможно поездка будет отложена, но этого не случается. 

    Утром перед отъездом мать благословляет своих сыновей, надев им на шею маленькие иконки. Ее в слезах отрывают от Остапа и Андрия и уводят в хату.

    Думаю, что образ матери Остапа и Андрия является собирательным образом женщины того времени. Гоголь показал нам их роль в обществе, в семье. На страницах повести «Тарас Бульба» мы видим, как украинские женщины из прекрасных красавиц превращались в дряхлых старух, ведь были вынуждены тяжело работать. По сути, они были бесправны и безвольны. Гоголь восхищался их мужеством, умением смирится с гордостью и следовать за своим мужем.

    1.2 Взаимоотношения матери и дочери в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

    В анализируемом произведении дочь главной героини стала заложницей мнимых ценностей, а тема о взаимоотношении матери и дочери, освещенная в рассказе, остается острой и сегодня.

    В рассказе речь идет о пожилой женщине, доживающей свои дни в деревенской глубинке. У героини, по имени Катерина есть взрослая дочь, проживающая далеко в городе. В рассказе довольно тонко передана суть взаимоотношений матери и дочери.

    Престарелая Катерина Петровна чувствует приближение смерти. Её единственное и последнее желание – в последний раз увидеть дочь Настю. « Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. …вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень ». В серых и мрачных осенних буднях она ждет от дочери хотя бы письма, но кроме телеграммы с денежным переводом и парой наспех написанных слов не получает ничего. Старушка уже не надеялась на то, что перед смертью увидит дочь. Катерина Петровна «закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, закутывалась в седых волосах одна-единственная слеза». И даже слова Тихона о том, что Настя едет, не успокоили и не поддержали женщину: «Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку».

    Настя редко вспоминает о матери. «Письма от Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения : раз мать пишет – значит, жива» В суете ленинградских будней, в Союзе художников, в интеллигентной среде она чувствует себя интересной и нужной, ею движет желание проявить себя. Ленинград становится для нее городом, где она счастлива и профессионально востребована, а Заборье вызывает скуку. При этом Настя испытывает душевную боль, потому что чувствует неправильность своих поступков. Её душа не очерствела окончательно, она еще умеет делать добро людям. Это подтверждает эпизод с молодым скульптором Тимофеевым, которому девушка помогает организовать выставку работ. В честь Насти звучат аплодисменты и похвала, а в это время приходит телеграмма о том, что мать её умирает. Она так далека от матери, что сразу и не поняла, о ком говорится в телеграмме. «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть это не мне». Так, находя оправдания для себя и для окружающих в нехватке времени, Настя оправдывала черствость своей души, но, наконец, к ней пришло прозрение. Заговорившая совесть в символическом образе Гоголя свидетельствует о начале возрождения её внутреннего мира: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!».

    А после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

    Когда Настя вспоминает слово «мама», её давят слезы отчаяния. Она чувствует, что в это мгновение отдала бы всё, чтобы оказаться рядом с ней.

    « Что же это, мама? Что? Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила». Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает материнского прощения. Хоронят Катерину Петровну чужие люди, они не говорят о Насте, но в глубине души осуждают её. На вопрос молодой сельской учительницы бабка Матрёна отвечает: «…почитай, что совсем одинокая… Есть у неё в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников».

    Немаловажным моментом в описании Насти становится тот факт, что художники звали её Сольвейг – за русые волосы и большие холодные глаза. Недаром автор использовал этот эпитет в описании героини, ведь глаза – зеркало души. Равнодушные пустые глаза говорят о холодном жестоком сердце. Стоит отметить, что Сольвейг – это героиня поэмы "Пер Гюнт" норвежского писателя Генрика Ибсена. Сольвейг – образ любящей женщины, всю жизнь ждущей своего жениха. Она ушла из семьи к преследуемому односельчанами Перу Гюнту. История Сольвейг известна своим финалом: более сорока лет героиня прожила в избушке, построенной Пером Гюнтом, в то время как он был вынужден бежать из леса, странствовал по миру и вернулся в Норвегию. Судьба подарила в конце жизни женщине за верность встречу с любимым, и он видит, что его дождалась только она. Так, если провести параллель между историей Ибсена и Паустовского, то Сольвейг стоило бы назвать Катерину Петровну, а не Настю. Возможно, Настя не знала историю Сольвейг, тогда она не думала бы лишь о внешней схожести.

    Трагизм положения Насти заключается в том, что в ее душе навсегда поселилось чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести.

    Рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского звучит как тревожный сигнал обществу о злободневной проблеме когда работа, становится ближе и роднее людям, чем мама.

    1.3 Образ матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

    В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…»

    Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

    Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

    «Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

    Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

    Так будет, «…и может тогда невыдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли, соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви… Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!» (Из повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»)

    1.4 Образ матери в стихотворениях С. Есенина

    Сейчас сложно найти действительно любимого тобой человека, но всегда стоит помнить, что он у вас и так есть. Конечно же, это мама. Нет на свете человека родней и ближе, она всегда знает о вас порой лучше вас самих. Этого человека нельзя не любить, и именно это показывают нам поэты в своих произведениях. Подобные стихотворения также появлялись в творчестве Сергея Есенина. Чтобы определить, какую роль в его жизни играла мать, рассмотрим несколько произведений, посвящённых именно её. В стихотворении под названием "В хате" Сергей Александрович рисует маму как истинную покровительницу очага. Она не жалеет себя: "Мать с ухватами не сладится, нагибается низко...". Сын показывает, каким большим и беспокойным было её хозяйство и как сложно было его содержать. В произведении "Разбуди меня рано..." Есенин использует эпитет "терпеливая мать", чтобы показать, что матерью быть нелегко, но для вознаграждения за её старания, терпеливость и радушие, он пишет "Воспою я тебя и гостя, нашу печь, петуха и кров...". В следующем произведении "Ты запой мне ту песню..." он вспоминает о мелодии, которую напевала ему мать с нежной дрожью в голосе. Сергей Александрович пишет, что ему "так приятно и так легко ... видеть мать...". Также он любит вспоминать её с "золотистыми косами" и "в холщовом сарафане".

    Но наиболее глубоко материнский образ раскрывается в стихосворениях "Снежная память дробится и колется" и "Письма матери". В первом из них Сергей рассказывает о своём визите к матери, как она рада его видеть и как "очи её слезятся". На тот момент она была уже стара, поэтому писатель называет её "старушка моя" и показывает, что из-за своего пожилого возраста "чайная ложка скользит из рук". Но, несмотря на возраст и почти беспомощность, она всё такая же "милая, добрая, старая, нежная" и лучше, чем она, он никогда не встречал. В "Письме матери" Сергей Есенин успокаивает матушку: говорит ей, что у него всё хорошо, что он "не такой уж и горький пропойца", "я по-прежнему такой же нежный". В его мечтах одно: вернуться к ней в низенький дом. Он ценит её и любит, как верный сын. "Ты одна мне помощь и отрада".

    Я думаю, в своих произведениях С. А. Есенин раскрывает не только образ своей любимой матери, но и всех женщин в целом. Дети должны ценить матерей и навещать их, как делал это писатель.

    2. Анкетирование

    Анализируя произведения известных писателей мы увидели, как трепетно и чутко относятся к своим героиням-матерям писатели. Мне стало интересно: какие отношения складываются у детей 21 века со своими матерями. Мы провели анкетирование, в котором участвовало 20 человек. (Приложение №1)

    В результате исследования мы пришли к выводу, что у всех опрошенных отношения с матерью доброжелательные. Но иногда возникают конфликтные ситуации, в результате которых виноваты мы сами дети. 70 % считают, что виновниками конфликтов являются и дети, и родители. А на вопрос: «Часто ли вы говорите своим мамам ласковые слова?» - 50 % ответили «редко». (Приложение № 2)

    Анкетирование показало, что современной молодёжи трудно сказать маме ласковые слова и легче стать участником конфликта.

    3.Заключение

    Таким образом, мы считаем, чтобы улучшить отношения с матерью, нам самим нужно быть чуткими и внимательными к ней.

    Мы призываем всех: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой!

    Как бы ни манил вас бег событий,

    Как ни влек бы в свой водоворот,

    Пуще глаза маму берегите

    От обид, от тягот, от забот…

    Как необыкновенно важно в наш компьютерно-эмансипированный век не утратить самого высокого предназначения женщины. Ведь для маленького человека, вступающего в жизнь, где любовь, добро и красота вечно воюют с предательством, злом и безобразием, где ошибиться и запутаться легче, чем в любой физической задаче, первым учителем должна стать прежде всего мать. И как правильно заметил когда-то Жан-Жак Руссо: «Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщине»

    Говорят, наше время добавило сложности и в непростые отношения "отцов и детей”. Наверное, это так, потому что личные контакты человека с человеком сужаются, снижается культура человеческого общения. Эти и другие издержки прогресса, несомненно, сказываются и на семье. Есть немало равнодушных, холодных сыновей и дочерей, для которых мать – не ближе, чем «соседка по квартире». Причин тут немало, и, к сожалению, не всегда в трудно складывающихся отношениях повинны дети, много зависит и от родителей, а в частности, и от матери, потому что мама играет важную и, пожалуй, главную роль в воспитании ребёнка. Она словно сама создаёт нового человека, формируя окружающий мир ребёнка. Не случайно говорят, что глаза матери – глаза её ребёнка, слова матери - слова её ребёнка. И когда малыш впервые ступает на землю, он видит мир таким, каким видит его мать.

    И сколько бы нам не было лет – 5, 15 или 50 – нам всегда нужна мать, ее ласка, ее внимание, ее любовь, И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь. Не так ли?!

    Действительно, произведения о матери – это одна из святых страниц в нашей литературе. Это не только воплощение любви, счастья, но и вдохновения. И поэты следующего поколения обязательно примут эту тему для исследования. Образ матери будет жить в веках.


    написать администратору сайта