Главная страница

проект по музыке моцарт. проект по музыке. Проект по музыке


Скачать 328.65 Kb.
НазваниеПроект по музыке
Анкорпроект по музыке моцарт
Дата10.03.2023
Размер328.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапроект по музыке .docx
ТипРеферат
#978605


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Пограничная средняя общеобразовательная школа 1 Пограничного муниципального округа"

Проект по музыке

"Симфоническое развитие музыкальных образов"
Выполнила: Кузьмина Анастасия, ученица 5 '' Б '' класс

Руководитель: Власенко Д.А., учитель музыки

Дата защиты « » 2022 г

Оценка « »

п. Пограничный

2022

Содержание





Введение 3

1.Музыкальные образы 4

2. Симфонические образы 5

3. «Симфония №40» Амадея Моцарта 7

4. «Моцартиана» Петра Чайковского 9

Вывод 11

Список использованной литературы 12

Приложения 13



Введение



Образы симфонической музыки часто связаны с каким – либо сюжетом или программой. Раскрывает перед слушателем многообразие жизненных явлений, a также переживания не только одного человека, но и целых поколений.. Сложен внутренний мир человека и какой бы симфонической музыки прошлого или настоящего мы не обратились в центре его содержания человек и его отношение к окружающему миру. Основной принцип развития музыкальной формы является сходство и различие, ярким приемом симфонического развития является основной контраст. Проверить эти утверждение, a также понять внутренний мир человека, a также понаблюдать за развитием образов можно обратившись к различным композиторам. Данная тема интересна для изучения по сей день, именно поэтому проект «Симфоническое развитие музыкальных образов является актуальным.

Цель проекта – изучить симфоническое развитие музыкальных образов и ознакомиться с композиторами.

Для этого необходимо выполнить такие задачи как:

  • рассмотреть понятие музыкальных образов;

  • исследовать симфонические образы;

  • изучить самые популярные симфонии и их музыкальные образы;

  • сделать вывод.


  1. Музыкальные образы



Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

  1. Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.

  2. Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.

  3. Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.

  4. Сказочный. Показывает выдуманные фантазии и воображения.

  5. Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.

Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы , то или иное жизненное содержание.

2. Симфонические образы



Симфоническая музыка - это музыка предназначенная для исполнения симфоническим оркестром, наиболее значительная и богатая область инстр. музыки, охватывающая и крупные многочастные произв., насыщенные сложным идейно-эмоциональным содержанием, и мелкие муз. пьесы. Симфонический оркестр, соединяющий в себе разнообразные инструменты, предоставляет творцу музыки богатейшую палитру звуковых красок, выразительных средств, технических возможностей для воплощения художественных замыслов.

Исполнение музыкальных произведений большими инструментальными ансамблями и оркестрами практиковалось и в античности, и в средневековье, но лишь на исходе эпохи Возрождения инструментальная музыка стала равноправной с вокальной. Постепенно вырабатывался независимый от хорового многоголосия специфически инструментальный (ансамблево-оркестровый) стиль. Музыка для оркестра развивалась в постоянном взаимодействии с другими видами музыкального искусства - с музыкой камерной, органной, хоровой, оперной.

Характерные жанры 17 - 1-й пол. 18 вв.:

  • танцевальная сюита,

  • концерт - ансамблево-оркестровый

  • позднее сольный концерт,

  • увертюра (симфония) оперного образца (сначала как вступление к опере, балету, затем и самостоятельная).

Мощный подъём симфонической музыки связан с выдвижением на передний план симфонии, развитием её как цикличной сонатной формы и совершенствованием классического типа симфонического оркестра и использование разнообразие музыкальных образов.

Схема построения симфонии называется сонатно – симфоническим циклом. Он состоит из 4-х самостоятельных частей. Первая часть симфонии пишется как правило в сонатной форме и называется сонатным аллегро. Она состоит из экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция включает изложение и развитие основных тем главной и побочной партии, вторая часть исполняется в свободном темпе, третья как правило минуэт и четвертая финал звучит итог жизнеутверждающий – стремление вперед. В симфонии композитор может выражать всю глубину чувств, передавать душевную борьбу.

Симфоническая музыка 19 века воплотила огромный мир идей и эмоций. В ней нашли выражение темы широкого общественного звучания, глубочайшие переживания, картины природы, быт и фантастика, нац. характеры, образы пространственных искусств, поэзии, фольклора.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в симфоническом произведении. Слушание музыкального образа, - т. е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

3. «Симфония №40» Амадея Моцарта



Известная «Симфония №40» Моцарта – шедевр классической музыки, гениальное творение, прославившееся своего автора на века. Она удивительна по своему содержанию, ведь сочетает глубокую оперную драматургию и мотивы народного танца, тонкий психологизм и изысканный стиль звучания.

Её относят к наиболее популярным сифоническим произведениям во всем мире, её постоянно исполняли и по сей день исполняют оркестры под управлением прославленных дирижеров разных стран, открывая в ней что-то свое неповторимое. «Каждая нота в ней чистое золото, каждая часть ее – это клад» - писал о симфонии немецкий композитор – романтик 19 века Шульман.

Вольфганг Амадей Моцарт написал более пятидесяти симфоний, но некоторые из них были утеряны, а оставшиеся по сей день восхищают и завораживают ценителей классической музыки. Самыми знаменитыми являются три последних - №39, №40 и №41. Все они написаны в 1788 году, а сама работа заняла у маэстро полтора месяца.

Знаменитая симфония состоит из четырех частей, но не имеет вступления, а начинается сразу с главной партии.

• В первой части музыка раскрывает искренние и необычайно глубокие переживания души. Главная тема звучит пронзительно и взволнованно, интригующе сочетаясь с певучестью и задумчивостью. Порой кажется, что герой погружен в мир отрешения, но это лишь на мгновение. Мечты о душевном покое молниеносно рассеиваются.

• Вторая часть в некоторой степени теряет взволнованность мелодии. Наступает умиротворение, музыка приобретает напевно-ласковое и задумчивое звучание. Она начинает излучать теплый солнечный свет, даря прекрасную надежду и пробуждая скрытые чаяния души.

• Третья часть, несмотря на свое название, мало напоминает менуэт. Ее звучание – это не столько танец, как драматическая миниатюра.

Порой музыка становится суровой и властной, иногда кажется, что она холодная, но всегда – наполнена необычайной силой.

• Четвертая часть завораживает своими контрастами, которые звучат с пронизывающей выразительностью. Основная тема развивается бурно, эмоционально, порывисто. Кульминация приносит с собой высший градус напряжения.

Симфония №40 помогает ощутить весь жизненный путь Моцарта. От восторженного успеха беззаботного гениального мальчика до трагических переживаний большого художника, переросшего свой век.

Симфонию № 40 очень часто называют вершиной творчества композитора. Она отличается богатым и достаточно сложным содержанием. В центре внимания – человек, его переживания, мысли и стремления. Он ищет гармонии и ясности, размышляет о жизненных конфликтах и несовершенстве мира. Многим современникам Моцарта его симфония казалась странной, но это отчасти потому, что она опередила свое время.

4. «Моцартиана» Петра Чайковского



Моцарт оказал большое влияние на всех последующих композиторов. По словам Петра Ильича Чайковского он узнал что такое музыка именно благодаря произведениям Моцарта. Он вспоминал, что испытывал святой восторг, когда в детстве слушал механический орган, игравший фрагменты оперы Моцарта «Дон Жуан».

В 1886 году в своем дневнике композитор записал: «Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки». В 1887 году он создал оркестровую сюиту – музыкальное произведение из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом «Моциртиана». Премьера сюиты состоялась в 1887 в Петербурге, дережировал сам композитор. Сюита состоит из четырех частей, части которой являются переложением на произведение самого Моцарта.

В предисловии Чайковский объяснил, что цель создания сюиты дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества и назвал ее «старина в современной обработке», что следует понимать как взгляд композитора 19 века на музыку предшествующей эпохи.

Первая часть – маленькая жига для клавира, стремительно проносящаяся, где главную роль играют струнные и деревянно-духовые инструменты, медные выступают лишь с несколькими репликами. В старых сюитах его ставили в конце произведения. Петр Ильич ставит эту композицию в начале произведения, чтобы чувствовался праздник, настоящий музыкальный пир.

Вторая часть – менуэт для клавира, здесь ещё больше выдержан камерный характер звучания, спокойное движение главной темы оттенено тонко сплетёнными мелодическими узорами.

Третья часть называется «молитва», музыка светлая и величавая, мелодия сопровождается полнозвучными аккордами и переливами арпеджио в исполнении арфы, вносящими новую краску в оркестровую палитру сюиты.

Четвертая часть – десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку».

Об этой музыке норвежский композитор Э.Григ написал: «Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть… хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облеченную в современную инструментовки. Против таких изменений,  предпринимаемых для проявления чувств восхищения, возразить ничего нельзя».

Таким образом с помощью оркестровки малоизвестных в 19 веке произведений Моцарта, Петр Ильич Чайковский создал музыкальный памятник великому композитору и осуществил связь времен.


Вывод



Исходя из проделанной нами работы, можно сделать вывод, что мы изучили симфоническое развитие музыкальных образов и ознакомились с двумя композиторами Амадеем Моцартом и Петром Ильичем Чайковским и рассмотрели музыкальные образы в их симфонических произведениях.

Таким образом, невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую деятельность. Понимание дает возможность осознать, что такое музыкальный образ и как он зарождается.

Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения. Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. То есть под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей или же различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества. -

Список использованной литературы





  1. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка 5 класс» 2016 г.

  2. Э.Б.Абдуллина «Музыка в 4-7 классах» 2000г.

  3. В.В. Бондаренко, Ю.В. Дроздов «Энциклопедия популярной музыки» 2002 г.

  4. «Boutique project» статья «В.А.Моцарт Симфония №40» URL:https://www.boutique-project.ru/reading/other/286

  5. Статья на тему: «Музыкальный образ» URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/01/07/muzykalnyy-obraz


Приложения





Приложение 1 - Вольфганг Амадей Моцарт




Приложение 2 – Петр Ильич Чайковский


написать администратору сайта