Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель

  • 4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. 1. Раздел «Культура

  • 2.Раздел «Ритмопластика»

  • 3. Раздел «Театральная игра»

  • 4.Раздел «Этика и этикет»

  • 6.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «МАСКАРАД»

  • 7.МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • 8.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА.

  • Учебно-тематический план II -го года обучения

  • Проект программы театрального кружка Маскарад


    Скачать 69.38 Kb.
    НазваниеПроект программы театрального кружка Маскарад
    Дата14.03.2022
    Размер69.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаmetodika_raspechatat.docx
    ТипПояснительная записка
    #395138
    страница1 из 3
      1   2   3



    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Проект программы театрального кружка «Маскарад» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов. Театральный кружок «Маскарад» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений. Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Мой проект рабочей программы рассчитан на детей 8-10 лет. В этом возрасте детям интересен сюжет, подвижные игры уходят на второй план. Поэтому детям нравится анализировать произведения и играть в тематические игры. Так же стоит готовить произведения по ролям и оттачивать речь и пластику через персонажа которого изображает ребёнок. Важно чтобы у ребёнка была хоть маленькая, но роль.

    2.АКТУАЛЬНОСТЬ.
    В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

    3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

    Цель - гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений;

    Задачи:

    1.Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

    2.Формирование у воспитанников нравственных качеств и духовных ориентиров;

    3.Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

    4.Развитие системы социальных и личностных отношений внутри детского коллектива через организацию разнообразных видов воспитывающей деятельности;

    4.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

    1. Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

    2.Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

    3. Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

    4.Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития, учащегося и возможную его корректировку.

    5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате освоения программы театрального кружка «Маскарад» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

    К концу первого года обучения дети должны знать:

    1.Историю театра, понятие театральных терминов;

    2.Основные постановочные единицы: миниатюра, этюд, пьеса;

    3.4-6 скороговорок;

    Должны уметь:

    1.Чётко и внятно произносить слова;

    2.Разыгрывать не сложные представления;

    3.Произносить скороговорки в разных темпах;

    4.Снимать напряжение с отдельных групп мышц;

    К концу второго года дети должны знать:

    1.Устройство театра;

    2.Театральную терминологию;

    3.Несколько театральных руководителей;

    Должны уметь:

    1.Произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

    2.Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

    3.Читать наизусть текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

    4.Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

    5.Выступать на сцене с подобранным репертуаром.

    6.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

    «МАСКАРАД»

    Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений. Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности. Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки. Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

    7.МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1.Музыкальный центр;

    2.Музыкальная фонотека;

    3.Аудио и видео кассеты;

    4.СД– диски;

    5.Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

    6.Элементы костюмов для создания образов;

    7.Электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»;

    8.Сценарии сказок, пьес, детские книги;

    8.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА.



    Тема занятий

    Количество часов

    Учебно-тематический план 1-го года обучения



    1

    Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

    1

    Культура и техника речи

    2

    Игры по развитию внимания

    3

    3

    Выпуск газеты «Слово в театре…»

    2

    Ритмопластика

    4

    Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

    2

    5

    Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

    2

    Театральная игра

    6

    Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

    2

    7

    Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

    1

    8

    Упражнение на артикуляционный аппарат

    1

    9

    Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

    1

    10

    Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

    1

    11

    Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

    2

    12

    Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

    2

    13

    Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

    2

    14

    Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

    2

    15

    Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

    2

    16

    Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

    2

    17

    Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

    1

    18

    Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

    2

    19

    Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

    2

    20

    Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

    1

    21

    Привычки дурного тона. (Этикет)

    1

    22

    Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)

    3

    23

    Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

    1

    24

    Игры по развитию языковой догадки

    3

    25

    Вечер «Знание – сила»

    2

    26

    Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

    1

    27

    Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

    2

    28

    Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

    3

    29

    Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

    1

    30

    Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

    2

    31

    Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

    1

    34

    Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

    2

    35

    Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

    3

    36

    Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

    3

    37

    Знакомство со сценарием сказки «Теремок»

    1

    38

    Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

    2

    39

    Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

    3

    40

    Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

    3

    41

    Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

    3

    42

    Выступление перед учащимися группы продленного дня.

    2

    43

    Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).

    1

    44

    Понятие такта. Золотое правило нравственности

    1

    Учебно-тематический план II-го года обучения

    1

    Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

    1

    2

    Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

    2

    3

    Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)

    3

    4

    Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных.

    1

    5

    Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

    2










    6

    Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций.

    2

    7

    Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

    3

    8

    Генеральная репетиция

    3

    9

    Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).

    1

    10

    Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

    1

    11

    Анализ работы за год.

    1

     12

    Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Маскарад»

     3

    13

    Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

    1

    14

    Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

    1

    15

    Игры со словами, развивающие связную образную речь.

    2

    16

    Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

    1

    17

    Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

    3

    18

    Испытание пантомимой.

    2

    19

    Тренировка ритмичности движений.

    1

    20

    Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

    2

    21

    Совершенствование осанки и походки.

    1

    22

    Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

    1

    23

    Значение подробностей в искусстве.

    1

    24

    Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

    2

    25

    Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

    1

    26

    • Сценические этюды на воображение.

    • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

    • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

    2

    27

    Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

    1

    28

    Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

    1

    29

    Техника грима. Светотень.

    1

    30

    О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

    1

    31

    Анализ мимики своего лица.

    1

    32

    Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

    1

    33

    Чтение и обсуждение инсценировки по русской народной сказке «Три топора». Обсуждение , ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

    2

    34

    Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

    4

    35

    Генеральная репетиция. Оформление сцены.

    3

    36

    Премьера. (Перед учащимися начальных классов)

    2

    37

    Анализ выступления.

    1

    38

    Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.

    4

    39

    Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

    1










    40

    (Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

    2

    41

    (Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

    2

    42

    Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.

    2

    43

    Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

    3

    44

    Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.

    1

    45

    Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой).

    2

    46

    Работа над упражнениями, развивающими речь.

    1

    47

    Работа над образом. Сказочные гримы.

    2

    48

    Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

    1

    49

    Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

    2

    50

    Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

    3

    51

    Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

    3

    52

    Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

    3

    53

    Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

    1

    54

    Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

    2

    55

    Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

    3

    56

    Премьера спектакля.

    2

    57

    Анализ выступления.

    1

    58

    Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

    1

    59

    Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.

    1

    60

    Анализ работы

    1
      1   2   3


    написать администратору сайта