Управление разработкой информационных систем. Проектирование информационной системы для маркировки обуви и одежды
Скачать 1.01 Mb.
|
1.2 Объектно-ориентированное моделирование объекта автоматизацииДля всякой системы, разработанной с чистого листа, на первом этапе необходимо создание концептуальной модели, основанной на требованиях заказчика, с учетом специфики предприятия. Модель информационной системы разработана при помощи визуального языка моделирования общего назначения, который используется для спецификации, визуализации, конструирования и документирования, называемого UML. UML (унифицированный язык моделирования) – это визуальный язык моделирования общего назначения, который используется для спецификации, визуализации конструирования и документирования программной системы. Язык UML поддерживает объектно-ориентированный подход к созданию программного обеспечения. Конструкции языка UML позволяют смоделировать статику (структуру) и динамику (поведение) системы. Система представляется в виде взаимодействующих программных модулей, которые реагируют на внешние события. Взятые в комплексе модели обеспечивают полное описание системы. Модели создаваемые с помощью UML делятся на три группы: статические; модели поведения; модели изменения состояния. Модель будущей информационной системы представляется в виде диаграмм. Что обеспечивает UML: иерархическое описание сложной системы путем выделения пакетов; формализацию функциональных требований к системе с помощью аппарата вариантов использования; детализацию требований к системе путем построения диаграмм деятельностей и сценариев; выделение классов данных и построение концептуальной модели данных в виде диаграмм классов; выделение классов, описывающих пользовательский интерфейс, и создание схемы навигации экранов; описание процессов взаимодействия объектов при выполнении системных функций; описание поведения объектов в виде диаграмм деятельностей и состояний; описание программных компонент и их взаимодействия через интерфейсы; описание физической архитектуры системы. В качестве средства проектирования моделей системы был использован проект StarUML. StarUML — это проект с открытым кодом для разработки быстрых, гибких, расширяемых, функциональных и, главное, распространяемых бесплатно платформ UML/MDA для 32-разрядных систем Windows. Цель проекта StartUML - создание универсальной бесплатной платформы для моделирования, которая послужит аналогом для таких коммерческих проектов, как Rational Rose, Together и других. UML — это постоянно расширяющийся стандарт, управлением которого занимается OMG (Группа Управления Объектами). StartUML поддерживает и будет поддерживать самые последние версии UML - как, к примеру, новый стандарт UML-UML 2.0, появившийся совсем недавно и уже поддерживаемый StartUML. Чтобы соответствовать быстро растущим потребностям пользователей в увеличении функциональных возможностей утилит моделирования, утилита должна иметь хорошо определенную платформу, предусматривающую подключение плагинов. StarUML имеет простую и мощную архитектуру с поддержкой плагинов, так что любой имеет возможность принять участие в расширении функций утилиты, разработав и подключив собственный модуль, используя COM-совместимые языки (С++, Delphi, C#, VB, ...). Это дает платформе много большие перспективы развития, нежели ее коммерческим аналогам. Простота использования является наиболее важной характеристикой в разработке приложений. Бесплатная платформа StarUML выгодно отличается от своих аналогов, в том числе и коммерческих, поддержкой множества особенностей, таких как быстрый диалог, управление с помощью клавиатуры, обзор диаграмм и многое другое. Кроме того, все эти дополнения понятны даже для неподготовленного пользователя. Диаграмма вариантов использования: Субъект (actor) — это некто или нечто (человек, машина и т.д.) взаимодействующее с системой. Субъект взаимодействует с прецедентом, ожидая получить некий полезный результат. Типичным графическим изображением субъекта является «штриховой человечек». В общем случае субъект может быть показан в виде прямоугольного символа класса. Подобно обычному классу субъект может обладать атрибутами и операциями (связанными с событиями, сообщения о которых он отправляет и получает). На рисунке 1.1 показаны субъекты: Владелец товара и Администратор базы данных. Рис. 1.1 Субъекты системы «Маркировка» Прецеденты удовлетворяют функциональные требования за счет предоставления субъекту полезного результата. При этом не имеет значения, в какой последовательности решает бизнес-аналитик свои задачи: сначала обозначает субъектов, а затем прецеденты, или наоборот. Прецедент наглядно показывает варианты использования системы. На рисунке 1.2 показаны прецеденты моделируемой системы. Рис. 1.2 Прецеденты системы «Маркировка» Диаграмма вариантов использования – это наглядное графическое представление субъектов и прецедентов и их взаимодействий в системе вместе с любыми дополнительными определениями и спецификациями. Она представляет собой не просто некую схему, а является полностью документированной моделью предполагаемого поведения системы. Диаграмма прецедентов для моделируемой системы представлена на рисунке 1.3. Рис. 1.3 Диаграмма вариантов использования для системы «Маркировка» Диаграмма активности: Диаграмма активности — UML-диаграмма, на которой показаны действия, состояния которых описано на диаграмме состояний. Под деятельностью понимается спецификация исполняемого поведения в виде координированного последовательного и параллельного выполнения подчинённых элементов — вложенных видов деятельности и отдельных действий англ. action, соединённых между собой потоками, которые идут от выходов одного узла ко входам другого. Диаграммы деятельности используются при моделировании бизнес-процессов, технологических процессов, последовательных и параллельных вычислений. Диаграммы деятельности состоят из ограниченного количества фигур, соединённых стрелками. Основные фигуры: прямоугольники с закруглениями — действия; ромбы — решения; широкие полосы — начало (разветвление) и окончание (схождение) ветвления действий; чёрный круг — начало процесса (начальный узел); чёрный круг с обводкой — окончание процесса (финальный узел); стрелки идут от начала к концу процесса и показывают потоки управления или потоки объектов (данных). Сотрудник, обладающий необходимыми правами, оформляет и направляет спецификацию, посредством заполнения предоставленной формы. После отправки, обращение оценивается на корректность складом, при успешной оценке, спецификация загружается в систему. В случае, когда необходима корректировка, спецификация отправляется клиенту, который в свою очередь решает данную проблему, или направляет недостающие компоненты в «Честный знак». При несоответствии данных, указанных в спецификации, и ветки, куда направлено обращение, осуществляется оформление отказа и оповещение клиента. Диаграмма активности представлена на рисунке 1.4. Рис. 1.4 Диаграмма активности для системы «Маркировка» Диаграмма последовательности: Диаграмма последовательности — диаграмма, на которой для некоторого набора объектов на единой временной оси показан жизненный цикл какого-либо определённого объекта (создание-деятельность-уничтожение некой сущности) и взаимодействие актёров (действующих лиц) ИС в рамках какого-либо определённого прецедента (отправка запросов и получение ответов). Основными элементами диаграммы последовательности являются обозначения объектов (прямоугольники с названиями объектов), вертикальные «линии жизни», отображающие течение времени, прямоугольники, отражающие деятельность объекта или исполнение им определенной функции (прямоугольники на пунктирной «линии жизни»), и стрелки, показывающие обмен сигналами или сообщениями между объектами. Диаграмма последовательностей относится к диаграммам взаимодействия UML, описывающим поведенческие аспекты системы, но рассматривает взаимодействие объектов во времени. Другими словами, диаграмма последовательностей отображает временные особенности передачи и приема сообщений объектами. Диаграммы последовательностей обычно содержат объекты, которые взаимодействуют в рамках сценария, сообщения, которыми они обмениваются, и возвращаемые результаты, связанные с сообщениями. Впрочем, часто возвращаемые результаты обозначают лишь в том случае, если это не очевидно из контекста. Диаграмма последовательности представлена на рисунке 1.5. Рис. 1.5 Диаграмма последовательности для системы «Маркировка» Диаграмма состояний: Диаграмма состояний — это, по существу, диаграмма состояний из теории автоматов со стандартизированными условными обозначениями, которая может определять множество систем от компьютерных программ до бизнес-процессов. Основные элементы, использующиеся в диаграмме состояний: круг, обозначающий начальное состояние; окружность с маленьким кругом внутри, обозначающая конечное состояние (если есть); скруглённый прямоугольник, обозначающий состояние. Верхушка прямоугольника содержит название состояния. В середине может быть горизонтальная линия, под которой записываются активности, происходящие в данном состоянии; стрелка, обозначающая переход. Название события (если есть), вызывающего переход, отмечается рядом со стрелкой. Охраняющее выражение может быть добавлено перед «/» и заключено в квадратные скобки (название_события [охраняющее_выражение]), что значит, что это выражение должно быть истинным, чтобы переход имел место. Если при переходе производится какое-то действие, то оно добавляется после «/» (название_события [охраняющее_выражение]/действие); толстая горизонтальная линия с либо множеством входящих линий и одной выходящей, либо одной входящей линией и множеством выходящих. Это обозначает объединение и разветвление соответственно. На рисунке 1.6 представлена диаграмма состояний для разрабатываемой ИС. Рис. 1.6 Диаграмма состояний для системы «Маркировка» |