Главная страница
Навигация по странице:

  • Проективные карты (МАК) в педагогике

  • Проективные карты (МАК) в коучинге

  • Приложение 2. Описания распространенных МАК.

  • Tahiti (Таити)

  • Список литературы

  • Проективные методики в психологическом анализе. Диплом Уйменова. Проективные методы изучения личности. Классификация проективных методик. Метафорические ассоциативные карты.


    Скачать 163.89 Kb.
    НазваниеПроективные методы изучения личности. Классификация проективных методик. Метафорические ассоциативные карты.
    АнкорПроективные методики в психологическом анализе
    Дата10.07.2022
    Размер163.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом Уйменова.docx
    ТипДиплом
    #628226
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Приложения

    Приложение 1. Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт (МАК)


    Этап 1. «Привет!» Знакомимся с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог вытаскивает карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты. Для закрепления этого этапа можно повторить процедуру, проиллюстрировав картой ситуацию данной консультационной встречи и попросив клиента сделать то же самое.

    Этап 2. «В чем проблема?» Просим клиента в открытую выбрать 1–3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он ее видит, и прокомментировать свой выбор.

    Этап 3. «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1–3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающим желаемый исход. «Мостик» можно выстраивать, подбирая карты как в открытую, так и вслепую. Желательно интерпретировать каждую карту, составляющую «мостик», однако иногда можно обойтись и без интерпретации, бывает достаточно решения проблемы на символическом уровне.

    Этап 4. «Что еще можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3–5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы. Возможно, это что-то, что раньше никогда не приходило ему в голову, или что-то, на что он прежде не обращал внимания. Дайте клиенту достаточно времени для осмысления вытащенных карт.

    Этап 5. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить еще две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить еще одну карту – она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

    Проективные карты (МАК) в педагогике

    Использование карт на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. Можно попросить учеников вытащить карты из колоды – этот прием можно использовать для выбора темы следующего урока, тем для самостоятельной работы и домашних заданий. В массовой школе карты применяют на занятиях, относящихся в большей степени к искусствам, чем наукам: уроках музыки, литературы, иностранного языка, рисования. Учащиеся сочиняют стихи, истории и сказки, индивидуально или в маленьких группах, придумывают новые поговорки, составляют описания карты на изучаемом иностранном языке и при этом выучивают новые для себя слова. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с картой, которая им досталась. Делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Слушают, обсуждают музыкальные произведения, ассоциирующиеся с выбранными картами. Сочиняют мелодии, которые могли бы напевать герои, изображенные на карте. Вариантов использования проективных карт в учебном процессе много, выбор (или изобретение) способа зависит от конкретных задач, от предпочтений ведущего и от специфики класса.

    Проективные карты (МАК) в коучинге

    Проективные карты применяются на всех этапах коучинга. Они используются для диагностики уровня удовлетворенности клиента жизнью, жизненного баланса и гармонии, самореализации, выявления ценностей, видения, постановки целей в соответствии с ценностями клиента и его жизненным планом, помощи клиенту в преодолении «внутреннего саботажа», для усиления мотивации, улучшения умения опираться на себя, развития волевых качеств. Кроме того, при помощи карт осуществляется коррекция эмоциональных состояний, мешающих самореализации клиента, поиск успешных стратегий действия, нахождение выхода из сложных и неоднозначных ситуаций, встречающихся в процессе развития и изменения.

    Приложение 2. Описания распространенных МАК.


    SAGA

    55 карт-картинок для сочинения и рассказывания легенд, мифов и сказок, это 55 красочных акварельных картинок в формате обычных игральных карт, изображающих героев и события из стран и времен, которых до этого никогда не существовало. Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

    Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл. Карты «Сага» отражают иногда прямо, а иногда метафорически сказки, героические истории и мифы. Каждая карта описывает определенную сцену или историю. С помощью карт мы можем подобрать слова для создания универсального мифа.

    Каждая карта — это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому началу. Карты «Сага» дают возможность тренировать воображение, развлекаться и играть. Это игра без набирания очков, без победителей и побежденных.

    MORENA

    «Морена» состоит из двух колод карт: 88 нарисованных карт-картинок описывают сцены из жизни племени Шингу в тропических девственных лесах Бразилии. 22 карты-следы были созданы для дополнения к 88 картам-картинкам, они предлагают неожиданные встречи, ведущие в мир изображенных на картах сюжетов или наоборот, уводящие из них, приглашают нас войти в мир образов, представленных на картах-картинках.

    Таким образом, набор состоит из двух видов карт: цветных рисунков и изображений следов на песке. Две колоды могут использоваться вместе или самостоятельно. «Морена» может применяться в комбинации с любыми другими колодами метафорических ассоциативных карт.

    «Морена» — это слово из языка Шингу, означающее место, откуда произошли люди. Бразильский художник Вальде Мар создал художественную летопись жизни племени Шингу. Валде Мар жил среди Шингу несколько лет и утверждает, что никогда не встречал более счастливых людей. Их жизнь примитивна, незатейлива и в тоже время богата и разнообразна. В их жизни в племени и в их отношениях с окружающей средой, гораздо больше мира и гармонии, чем в жизни любого представителя западной цивилизации.

    Племенная жизнь существует в наши дни лишь в маленьких и изолированных областях Земли. Однако длительный период человеческой истории большинство людей жило в небольших племенных группах или общинах. Социальная форма общества, в котором жили многие поколения наших предков, оставила в нас глубокий след. Дальнейшая эволюция общественного строя, связанная с развитием сельского хозяйства и появлением новых технологий, не стерла эти следы, а скорее, как при отложении земных пород, покрыла их слоями последующего опыта. Память человечества избирательна и может хранить лишь небольшие отрывки нашей истории. Где же спрятан остальной опыт нашей цивилизации?

    Карты, изображающие жизнь первобытного племени в бразильской сельве, стимулируют воображение и позволяют придумывать истории, сказки и притчи, действие которых происходит как в настоящем, так и в далеком прошлом.

    Карты «Морена» через игру приглашают нас на некоторое время побыть в этом мире, позволяют на короткий миг игры приобщиться к жизни и традициям этого племени. Возможно, жизнь этого племени похожа на ту, которую вели наши предки много тысячелетий назад. Наша фантазия может быть разбужена яркими картинками из жизни племени: мы имеем возможность придумывать любые истории, рассказывать их или рисовать, разыгрывать представления. С помощью этой игры мы можем восстановить баланс в культурном обмене, который исторически имел только одно направление и осуществлялся путем проникновения западного образа жизни в бразильские джунгли. «Морена» придает нашему воображению новую энергию, заключенную в жизни этого племени, протекающей без участия современных технологий и захватнических амбиций.

    ОН

    Набор состоит из 88 карт, обозначающих различные   жизненные ситуации и   88 карт с изображениями, раскрывающими возможное содержание этих ситуаций. Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы.

    Сочетание этих двух колод позволяет прояснить неосознаваемые мотивы поведения человека в различных проблемных ситуациях и найти внутренние ресурсы для их решения.

    Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальт терапии, при использовании системной семейной терапии (Б.Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы.

    COPE

    Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

    ECCO

    Карты с абстрактными цветовыми композициями, стимулирующие воображение. Подходят для любого возраста, для выражения чувств и для творчества. Карты могут использоваться для обучения и для психотерапии, при работе с детьми и взрослыми, для работы над преодолением трудностей в общении и языковых трудностей.

    Habitat

    В этом наборе карт представлены разнообразные отношения человека с окружающей природой. Карты предоставляют возможность найти новые связи между нами и природой, и призывают еще раз проверить способы взаимоотношений между нами и другими творениями, сосуществующими с нами на земном шаре.

     

    Mythos

    На картах, входящих в этот набор, изображены сказочные и мифологические герои. Эти карты могут служить отличным трамплином для погружения в мир воображения и снов. Можно использовать эти карты вместе с картами "САГА".

    Personita

    77 портретов, нарисованных художниками Эли Раманом и Мариной Лукьяновой представляют детей и молодых людей всех стран и культур нашего мира. Иллюстрации, похожие на скульптуры А. Giacometti, на 44 картах-ситуациях помогают нам оживить портреты, вызывая наши собственные внутренние групповые и семейные истории. Карты «ПЕРСОНИТА» – игровое приглашение к обмену ассоциациями, которые всплывают из памяти и фантазии.

    1001

    Карты, изображающие сюжеты "Тысяча одной ночи". В них отражена жизнь тела, духа и души в восточной культуре. Ключевым образом является Шахерезада, рассказывающая каждую ночь сказку царю, чтобы спастись от уготованной ей злой судьбы. Она рассказывала свои сказки в течение тысячи и одной ночи, и вылечила царя от злых чувств и стремления убивать. Можно сказать, что это и было началом библиотерапии – исцеления при помощи историй и метафор. Карты "1001" приглашают нас исследовать наши внутренние мифы и одеть их в одежды Древнего Востока.

    SHEN HUA

    Эти 55 карт были нарисованы пекинской художницей Han Wei. Используя традиционный китайский стиль акварели, она объединила коллекцию явлений, сцен и персонажей, благодаря которым мы можем получить вдохновение для рассказывания историй в китайском стиле. Привлекательные изображения «SHEN HUA» берут начало в легендах и мифах старого Китая. С или без знания фактических историй мы можем ответить на изображения нашими собственными ассоциациями, и так создать совершенно новые истории.

    Bosch

    66 цветных карт, представляющих собой фрагменты фрески "Сад земных наслаждений" голландского художника Иеронима Босха. Символы, изображенные на картах, пробуждают кошмары воображения, страхи - как осознаваемые, так и бессознательные. и помогают разобраться в сновидениях и мечтах.

    Beauregard

    55 абстрактных картин, с выставки коллажей художницы Джоан Бёргард. Сочетание и столкновение контрастирующих фигур и красок стимулируют выражение эмоциональных состояний и межличностных отношений: в рисунке, в музыке, пантомиме, танце и драматизации.

    Tahiti (Таити)

    Поль Гоген (1848 - 1903) создал яркие работы в свои поздние годы жизни на отдаленных островах Таити. Он выразил свое восхищение и очарованность в картинах, которые выражают его глубокую тоску по красоте и невинности. Гоген изобразил сцены ежедневной жизни, сельской местности и людей, главным образом женщин. Эти карты, отобранные из его лучших картин, богаты поэзией и несомненной гармонией, которая кажется почти райской.

     Список литературы


    1. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: Учебное пособие. - М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 415с.

    2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2011. - 384с.

    3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты и поэтическая терапия в психотерапии синдрома эмоционального выгорания. // СМАЛЬТА. 2014. - № 3. - С. 49-56.

    4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Новосибирск, 2015. – 230с.

    5. Кац Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г. Кац, Е. Мухаматулина. - М.: Генезис, 2014. - 160с.

    6. Малкина-Пых И.Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. / И.Г. МалкинаПых.-М.: Эксмо, 2010. - 864с.

    7. Metaphorische Karten OH Verlag. http://oh-cards-na.com/about/moritz-egetmeyer/

    8. Морозовская Е. Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги / Е. Морозовская. - М.: ГЕНЕЗИС, 2014. - 168с.

    9. Морозовская, Е. Проективные карты в работе психолога: полное руководство. - Одесса: Институт Проективных Карт, 2012.

    10. Старшенбаум Г.В. Энциклопедия начинающего психолога. / Г.В. Старшенбаум. - Изд.2-е. - Ростов н\Д: Феникс, 2014. - 347с.

    11. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 859с.

    12. Беллак Л. О проблемах концепции проекции. Теория апперцептивного искажения. / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс,2000. – С. 10–29.

    13. Беллак Л., Абт Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология Изд.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2000 — 528с.

    14. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997. – 128с.

    15. Проективная психология / Перевод с английского, М.: Апрель Пресс изд. «ЭКСМОПресс», 2007.

    16. Соколова Е.Т. «Проективные методы исследования личности» - Москва: изд. Московского Университета, 2000.

    17. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности / Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.

    18. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии - М: Алетейя, 1997. – 224с.

    19. https://www.psyoffice.ru/

    20. https://svetvam.ru/
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта