Главная страница

эссе римское право. Профессиональные коллегии в римском праве


Скачать 21.83 Kb.
НазваниеПрофессиональные коллегии в римском праве
Дата05.11.2021
Размер21.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе римское право.docx
ТипДокументы
#263890

Эссе на тему: “Профессиональные коллегии в римском праве”

Выполнил:

Журавлева. Евгения. Олеговна.

Институт права

Юриспруденция

СИНД21о1

Самара 2021

Что представляют собой коллегии в общем и целом в Древнем Риме? Коллеегия  в Древнем Риме представляла собой юридическое лицо, выполнявшее различные функции. Коллегии могли представлять собой гильдии, общественные клубы или погребальные общества. На практике они иногда представляли собой организацию местных деловых людей и даже криминала, которые имели меркантильный или криминальный интерес в данном городском районе. Организация коллегии часто осуществлялась гражданским руководящим органом, олицетворением которого был сенат Рима. Зал заседаний коллегии часто назывался курией, так же, как зал заседаний Сената. По закону требовалось только три человека, чтобы создать коллегию. Единственным исключением была коллегия консулов, которая включала только двух человек.

В Риме всего было 4 главных религиозных коллегий. Если упорядочить их по убыванию важности, это были: Pontifices (также известная как Коллегия понтификов); Augures; Quindecemviri; Epulones.

 В целом положение коллегий в римском праве можно охарактеризовать следующим образом: коллегия процессуально действовала  т.е. «вместо лица», «как если бы она была лицом»; коллегия жила своей самостоятельной юридической жизнью, отдельной от юридических жизней ее членов; существование коллегии не прекращалось и не нарушалось, если кто-либо из членов выходил из ее состава; имущество корпорации было обособлено от имущества ее членов. Обычно каждая коллегия имела свой фонд — area (касса, казна). Здесь очень важным является правило, сохраненное Ульпианом: «Если некто должен что-то корпорации, это не означает, что он должен это ее отдельным членам; точно также и то, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены»; в качестве юридического лица коллегия вступала в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, специально на то уполномоченных. Такой представитель назывался «управляющим», а также «защитником, поскольку ему часто приходилось выступать в судах от имени корпорации.

Обратимся за объяснением вышесказанного к примерам из Древнего Рима. В древнем Риме на коллегии накладывались определенные ограничения, дабы удержать их от противозаконной и антигосударственной деятельности. Организации, замешанные в этом, объявлялись «незаконными» , подлежали роспуску, за чем следовало уголовное преследование их. Исходя из этих соображений, государство уже во времена республики неоднократно пыталось ограничивать свободу образования союзов. Одной из первых мер такого рода был знаменитый сенатускон- сульт о вакханалиях (SC de Bacchanalibus, 186 г. до н.э.), который под страхом смерти запрещал ритуалы в честь бога Вакха (греч. Диониса) и все коллегии его приверженцев как незаконные. Затем, уже в условиях гражданских войн I в. до н.э., сенат не раз издавал постановления, объединенные общим названием senatusconsultes de collegiis, в которых, в частности, предписывался роспуск всех тайных организаций, в особенности в армии, создававших угрозу политической стабильности и в тех исторических условиях часто являвшихся силовыми структурами, на которые опирались претенциозные лидеры во внутриполитической борьбе. Наконец, в самом начале эпохи принципата по особому закону Августа о коллегиях (lex Julia de collegiis, около 21 г. до н.э.) были распущены все корпорации, за исключением нескольких наиболее древних; при этом новые коллегии отныне могли возникать не иначе как с разрешения сената. 

Так же, одним из примеров является Древнейшие жреческие коллегии: авгуров и луперков, совершавших луперкалии (празднества в честь Луперка) и связанных с двумя патрицианскими родами - Фабиями и Квинтилиями. В процессе возникновения территориальных общин появились жреческие коллегии салиев (Палатинские и Квиринальские). О глубокой древности коллегии арвальских братьев свидетельствует их связь с аграрным культом. Согласно римской традиции, царь Нума Помпилий упорядочил жизнь древних сакральных коллегий (фециалов, весталок) и создал коллегию понтификов; её глава – так называемый великий понтифик осуществлял контроль над всеми жреческими коллегиями. Нуме Помпилию приписывается также учреждение ремесленных коллегий.

В период республики возникли объединения плебеев с целью взаимопомощи - похоронные коллегии, позднее - коллегии «мелкого люда», а также корпорации предпринимателей, дельцов и торговцев. В период поздней республики объединения плебса по кварталам Рима принимали активное участие в борьбе политических лидеров, и по этой причине в зависимости от политической конъюнктуры коллегиям то запрещались, то восстанавливались (например, в 58 году до нашей эры плебейским трибуном Клодием).

В эпоху империи деятельность коллегий строго регламентировалась, получили поддержку новые коллегии - августалов (осуществлявшие культ императоров), домашние (для почитания гения господина). Всем коллегиям присущи пестрота социального состава (свободные, вольноотпущенники и рабы), частично общее имущество (деньги, алтари и т.п.), наличие выборных магистров, следивших за отправлением культа, кассой и т.д., и покровителей (римские боги, а порой и реальные патроны из сенаторов и всадников). В период домината членство в коллегиях стало принудительным и наследственным, что служило процессу закрепощения сословий.

В заключении можно сказать, что каждая коллегия имела свой закон, свое законодательное собрание (или ассамблею), своих магистров, своих чиновников (секретаря, казначея), своих священников, жрецов, свои финансы. Закон (или устав) коллегии регулировал условия приема в нее, которые включали плату за вход, ежемесячные взносы, своеобразный экзамен для вступающих, различного рода штрафы за нарушения, как мы бы сейчас сказали, «клубного устава», наконец, исключение из коллегии в случае постоянных или серьезных нарушений.

Собрание коллегии в соответствии с уставом избирало своих лидеров раз в год, и они, как городские чиновники, вступая в должность, давали коллегии клятву верности ее делу, а в конце года отчитывались за свою деятельность.

Коллегии имели свой бюджет, смету доходов и расходов, в том числе, и на строительство и поддержание своего храма или своего «клубного здания», на проведение торжественных церемоний и праздников, проводимых коллегией.

В императорскую эпоху Римской империи коллегии с политической направленностью их деятельности окончательно упраздняются, все коллегии этого типа раз и навсегда запрещаются специально для этого возобновленным законом Юлия Цезаря. Время от времени в профилактических целях появляются новые распоряжения общего характера, в которых лицам, стоявшим у власти, предписывалось строго следить за тем, чтобы подобные общества не возникали.


написать администратору сайта