Главная страница

Дипломная работа хореографическое творчетсво. Профессиональное образовательное учреждение


Скачать 5.89 Mb.
НазваниеПрофессиональное образовательное учреждение
АнкорДипломная работа хореографическое творчетсво
Дата31.03.2023
Размер5.89 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаdiplom_loschinina_final.docx
ТипЗакон
#1028055
страница2 из 4
1   2   3   4
§2 Эстрадный танец и его специфика
2.1 Характеристика эстрадного танца и его жанровое многообразие
Современный эстрадный танец – это направление в хореографии, объединившее в себе элементы самых различных танцевальных стилей.

Основные характеристики эстрадного номера – приспособленность его выразительных средств к различным условиям.

К основным особенностям современного эстрадного танца можно отнести:

  • Четкую драматическую основу номеров эстрадного танца;

  • Лаконичность;

  • Разнообразие средств хореографической выразительности, применяемых при постановке;

  • Содержание элементов неожиданности (это относиться как к характеру исполнения и жанровым решениям, так и к развитию сюжета драматургии).

Жанровые разновидности эстрадного танца можно условно классифицировать по их техникам: классический, пластический, ритмический, акробатический, бытовой и другие. Эстрадный танец может совмещать в себе различные выразительные средства хореографического искусства, режиссуры, музыки, сценографии, декораций, костюмов, различных технических эффектов, света и даже вокала.

Рассмотрим некоторые исторические аспекты развития эстрадного танца. Историю его развития условно делят на два этапа: период до ХХ века и период с ХХ века и до современности.

Истоки эстрадного танца лежат в народном творчестве, его ранние формы были применимы в России в выступлениях плясунов на народных гуляниях, в конце XIX века начали проводиться концерты на «эстрадах» вокзалов, садов и других площадках. Репертуар подобного концерта состоял из «каскадных» номеров, нередко исполнялись и народные танцы.

Помимо этого прародителями современной эстрадной хореографии можно считать также дивертисменты. Они представляли собой сценки, которые исполнялись между музыкальными действиями или частями спектаклей, в них исполнялись оперные арии, отрывки из балетов, песни и танцы.

Основа комедийного эстрадного номера берет свое начало в XX веке с появления на эстраде нового сценического жанра, используемого в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, положивших начало традиции юмористического номера на фольклорной основе.

В первой половине ХХ века были популярны «салонные» или «декадантские» танцы, основанные на элементах модных бальных танцев, например танго, и усложненные элементами акробатических поддержек. Появлялись сюжетные миниатюры с комедийной тематикой, популярностью пользовались танцы «герлс» (синхронное повторение движений группой девушек). Вначале «салонные» танцы исполняли гастролеры, но позже их освоили и русские исполнители.

В 60-е гг. прошлого столетия были организованы заведения для подготовки эстрадных танцоров (Киевская студия эстрадного и циркового искусства, Всероссийская творческая мастерская). А в 70-е гг. появились большие концертные многожанровые коллективы.

Для современного эстрадного танца большую роль играет индивидуальность каждого исполнителя, поэтому часто используется один из основных принципов эстрадного танца – импровизация.

Одной из особенностей эстрадной хореографии является «кратковременность» номера, это обусловлено, в первую очередь тем, что исполнителю требуется огромная затрата физических сил во время исполнения номера в эстрадной стилистики.

Эстрадный номер также должен следовать требованию «концентрации художественных выразительных средств», то есть все выразительные средства номера должны быть нацелены на раскрытие его идеи.

Эстрадный артист должен или отыскать для своих выступлений какую-то новую своеобразную форму, или научиться уплотнять свои выразительные средства до предела насыщенности, чтобы успеть «захватить» зрителя за тот короткий отрезок времени, который имеется в его распоряжении» [22, с175]

Эстрадный танец с особой быстротой и гибкостью отзывается на вкусы и потребности своего зрителя, в нем всегда можно увидеть образ времени – это является его главной силой.

Со дня своего появления эстрада сразу превратилась в широкую площадку для экспериментов, поисков нового танцевального языка. Это происходило в результате симбиоза различных танцевальных направлений и систем, под влиянием музыкального материала и благодаря тесному соприкосновению сюжетов эстрадных номеров с жизнью.

Основными разновидностями эстрадного танца являются:

  • Акробатический танец;

  • Классический танец – граничащий виртуозностью поддержек с акробатическим;

  • Сюжетно-характерный или сюжетно-миниатюрный;

  • Народный танец, решенный по схеме построения эстрадного танца;

  • Танцы, основанные на синхронных ритмических и физкультурных движениях;

  • Ритмические танцы (с применением чечетки и степа, бального танца);

  • Бытовой танец;

  • Танцы с элементами джаз-танца, модерн-балета;

  • Хореография с элементами современных, уличных стилей танца.

Современный эстрадный танец – это направление, объединившее в себе элементы разных стилей. В эстрадном хореографическом номере могут присутствовать движения хип-хопа, классического и джазового танца, чечетки и так далее. Порой трудно провести четкую грань между номерами эстрадного и уличного танца, многие считают, что в этих двух направлениях сходств больше, чем различий. Но все же мы можем наблюдать основное отличие между ними, которое заключается в возможности импровизации исполнителей.

Как отмечено ранее – в номер эстрадного танца могут быть включены элементы различных стилей от классического танца до уличных направлений. Рассмотрим подробнее некоторые стили, чаще всего используемые в современной эстрадной хореографии.

Hip-hop. В постановке эстрадного номера могут применяться все виды хип-хопа, от стилистики 80-х годов до новой хореографии, используемой в наше время. Так же возможно включение элементов танца, приспособленного для демонстрации на соревнованиях. Хореографы делят направление хип-хоп на множество стилей, таких как: new jack swing, ramming, popping, locking, new LA, crumping, new style и другие. В постановке хип-хоп может быть представлен как одним стилем, так и комбинациями, составленными из любых танцевальных стилей и направлений хип-хопа.

Чаще всего в эстрадной хореографии хип-хоп представлен непосредственно как собирательный образ стиля, так как он включает в себя многообразие различных направлений. Постановщики использую шаги, элементы брейка и акробатические фигуры, быстрые комбинации, комбинации с динамической работой ног, активные движений корпуса, пружинящие движения ног, тела и т.д. Все используемые движения и элементы должны быть соответствующими музыке и ее темпо-ритму.

Disco. В номер могут быть включены элементы обычного танца в стиле диско или элементы, модифицированные для соревнований. При исполнении движений обычно используется все сценическое пространство. Наиболее используемые тенденции стиля диско в эстрадных танцах: активная работа всего тела с волнами от бедер, включение элементов джаза и некоторых классических элементов (контракшн, волны, джазовые шаги и пробежки, кики, классические вращения и иногда прыжки), часто изменяемые шаги, большое количество элементов работы рук, небольшие движения тела с динамическими движениями рук и ног, часто используемы движения различных социальных танцев (главным образом латино-американских). Номер с использованием элементов стиля диско является ярким и зрелищным.

Street dance. Яркое представление всех стилей уличного танца. Такой номер должен быть драматургичным, с немалой долей театрализованности, иметь ясные начало и конец. Здесь могут использоваться как чистые стили и техники, так и смешанные. Этот вид постановки подобен красочным шоу, представлен динамикой танца и популярной музыкой.

Haus. Танец, исполняемый под музыку haus. Музыка и танец олицетворяют друг друга: быстрый, монотонный ритм рождает скоростные, энергичные, имеющие амплитуду движения. Эмоциональная отстраненность музыкального сопровождения придает технике исполнения механичность, но возможны также «чувственные» движения, исполняемые во время замедляющихся фрагментов, характерных этой музыке.

R’n’B. Данное направление можно встретить в клипах многих известных западных исполнителей, таких как Jastin Timberlake, Janet Jakson, Britni Spears, Mariah Carey, Shakira, B2K и других. Название танца расшифровывается как «ритм и блюз», что характеризует также и музыкальное направление, в котором соединяются четкий ритм и лирическая составляющая. Из этого стиля в эстрадной хореографии часто используются движения, называемые «кач», а так же волнообразные и вращательные движения.

Брейк-данс. По мере развития данного стиля возникает все больше направлений, большинство из них используются в эстрадных постановках. Перечислим некоторые из них: верхний брейк или boogie – вид танца, при котором все элементы исполняются стоя, в большей степени применяется работа рук и корпуса; electric boogie – пластичные движения, имитирующие разряды электрического тока, в эстрадной хореографии применяются его элементы, такие как скольжения, волны, пластические фигуры и т.д.; robot- стиль схожий с предыдущим, но здесь используются более механические движения.

Так же используются такие стили как techno, появившийся от аналогичного музыкального стиля; dance show, который соединяет отдельные движения эстрадного танцы в характерные этюды и танцевальные композиции; go-go – более известен как вид танца, исполняемый в ночных клубах, но изначально go-go был не стилем танца, а способом передачи стилей и методов танцев, которые исполнялись в клубах, солисты поодиночке или группами сменяли друг друга на сцене, что создавало эффект хаотичности танца.

Таким образом, можно сказать, что жанровое многообразие эстрадных танцев очень и очень велико. Данное направление хореографии дает постановщикам возможность работать с использованием неограниченных стилей, позволяет соединять и синтезировать танцы. Возможность импровизации на сцене так же расширяет стилистические рамки эстрадных номеров.

2.2 Постановка сюжетной эстрадной композиции
Современные номера эстрадной хореографии объединяют в себе элементы самых разных стилей и направлений. С точки зрения профессионалов эстрадный номер – это музыкально-хореографическая миниатюра с четко выраженной идеей и драматургическим построением.

Номер – отдельное законченное выступление солиста или коллектива.

Перечислим признаки эстрадного номера.

Первым важнейшим признаком является ограниченность по времени. Ранее было отмечено, что кратковременность эстрадной постановки обусловлена сильной физической нагрузкой танцоров во время исполнения номера, но это так же ставит постановщика в жесткие рамки, заставляющие мыслить кратко и ясно, отбрасывать все идеи, требующие длительной продолжительности.

Самостоятельность и законченность – важнейший признак эстрадного номера. Такая постановка представляет собой самостоятельное, законченное произведение искусства, содержащее в себе экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и финал, а так же раскрытие темы, выразительные средства, идею. Самостоятельность эстрадного номера дает возможность его демонстрации на различных площадках и мероприятиях, в различных концертных программах.

Эстрадный номер является мобильным – он не только обладает способностью к передвижению и демонстрации на любых площадках, но и может видоизменяться и трансформироваться, в зависимости от условий его показа, численного состава артистов или публики.

Следующий признак напрямую связан с предыдущим. Мобильностью номера обусловлена необходимость импровизации. Эстрадная импровизация зависит от условий, в которых исполняется номер, поведением публики и т.д.

Один из определяющих признаков эстрадного номера – его лаконичность. Не масса деталей, а одна часть, одно целое номера. Для решения этой проблемы постановщик должен обратить особое внимание на отбор выразительных средств, специальное (порой вынужденное) сужение темы, концентрации внимания публики на важных деталях номера. Так же большое значение предают сценическому оформлению и реквизиту.

Сюжетный танец – это широкое и многообразное понятие. Благодаря пластическому языку хореографии – танец понятен человеку любой национальности без перевода, способен взволновать зрителя и вызвать у него самые различные чувства. Особенно это характерно для сюжетных композиций.

Сюжетом можно назвать развитие действия номера, это цепочка взаимосвязанных событий и ситуаций, происходящих на сцене. Сценическое действие может быть физическим, психологическим, активным, пассивным, непосредственным или символическим.

В сюжетном танце действие – это движущая сила драматургического развития.

Чем же является сюжетная эстрадная композиция? Это как бы маленький спектакль, где отражаются жизненные события, конфликты, показаны действия и переживания героев, их характеры, взаимоотношения, внутренний мир, чувства, мысли. Все многообразие жизни постановщик раскрывает посредством танца, превращая определенные действия в сюжетную хореографию.

Сюжетный танец – всегда образный, действуя в танце, раскрывая сюжет, герои всегда несут какой-либо образ.

Сюжет – стержень хореографического действия, здесь обязателен конфликт, столкновение сторон, борьба; это важнейшая сторона содержания танца, которая раскрывает его идейно-тематический смысл. Идейно-тематическое содержание зачастую находится в движении событий и связано с определенной жизненной ситуацией.

Работая над сюжетной композицией, постановщик выступает в трех ролях: драматург, режиссер и хореограф. Отсюда становится понятно, какой объем знаний и умений необходим для постановки сюжетного танца.

Важную роль в работе над сюжетным номером играет личная взволнованность постановщика, его творческая заинтересованность темой, отношение к проблеме, которую он хочет затронуть в своей постановке. В ходе постановочной и репетиционной работы хореограф должен суметь передать свое субъективное мнение и творческий интерес всем исполнителям, иначе идея композиции будет не точно передана зрителю (относительно задумки постановщика).

Выбор сюжета и темы является ответственным для хореографа, он должен чувствовать время, в котором живет и творит, а значит, выбранная идея должна поднимать понятные зрителю вопросы.

Постановщики всех времен стремились отразить в своих работах окружающую действительность и найти средства для решения и воплощения того или иного замысла. Но найти и выделить тему для будущего номера недостаточно. Необходимо решить, нужна ли такая постановка людям, вызовет ли она нужные эмоции и отклик? Послужит ли данный номер духовному обогащению зрителя, ведь, в конечном итоге, именно на это и нацелена работа постановщика. Разумеется, что для каждой постановки ответы на эти вопросы будут различными и весьма субъективными. «Красиво не то, что по театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей» сказал К.С. Станиславский.

Когда работа над выбором темы и сюжета закончена – следует решить, какой жанр постановки наиболее успешно раскроет ее замысел. Жанр определяется в зависимости от возможностей постановщика и исполнителей. В соответствии с выбранным жанром нужно подобрать выразительные средства (танцевальные движения, пантомимы, музыкальное сопровождение, костюмы, реквизит и т.д.).

Для процесса постановки номера нет строгих канонов, точных определений и правил. Естественно, что каждый хореограф идет к воплощению своей постановки по индивидуальному пути, это зависит от «виденья» номера – представляется ли весь танец сразу, или только его кульминационные моменты, элементы движений, характерные образы или развитие действия. Постановочная работа должна идти по удобному для хореографа и исполнителей плану.

Необходимо помнить, что постановщик сюжетной композиции всегда обязан следовать основному закону драматургии.

Первый этап создания постановки – написание либретто, в котором находится драматургия сюжетного танца. Именно здесь заложена идея номера, его сюжет и персонажи. Разработку либретто необходимо начинать уже после решения, о чем будет рассказывать постановка, какими средствами выразительности это будет обусловлено.

Хореограф, заимствующий сюжет у другого произведения, должен помнить, что каждому виду искусства свойственны только ему присущие законы драматургии. Так же часто постановщики сочиняют свои сюжеты для танцев, в этом случае необходимо глубоко изучить интересующую тему, искать походящие ситуации, окружать героев обстоятельствами, всесторонне раскрывающими их характерные черты.

При работе над сюжетной композицией существенную помощь оказывает составление композиционного плана. Он представляет собой схему будущего номера. В нем фиксируют характер музыки, ритм и размер, количество музыкальных частей (если музыкальное сопровождение состоит из нескольких композиций), дается точный хронометраж каждой части и всего произведения. Это дает постановщику возможность оценить и рассчитать необходимое для номера время, ведь бывает, что танец не успевает раскрыть весь смысл идеи или наоборот – танец выглядит затянутым и долгим.

Все сюжетные постановки строятся и развиваются по законам драматургии. В начале номера происходит раскрытие действия, показываются герои, окружающая их обстановка, взаимоотношения – это экспозиция. Далее происходит действие, благодаря которому развивается дальнейший конфликт – это завязка. Она порождает ряд поступков, приводящих к борьбе и углублению конфликта – это развитие действия. Развитие действия приводит к кульминации, после чего наступает заключение и развязка, в которой дается логический вывод.

После построения драматургии следует процесс сочинения хореографической композиции: музыкальное сопровождение, хореографический текст, режиссура номера. Но для сюжетного танца характерны свои особенности.

Музыка в сюжетной постановке является не только образным началом, но и выразительным средством. Хореографический текст здесь – синтез всех пластических возможностей человека, он должен полностью раскрывать законченную мысль в условиях сценической формы. С этой же целью в танец порой вводят элементы пантомимы.

Действенным выразительным средством служит рисунок пространственного перемещения исполнителей. В отличие от бессюжетного танца, в сюжетных постановках рисунок танца связан с режиссурой. Исполнительская техника в сюжетном танце должна являться не самоцелью, а средством раскрытия художественного образа.

Таким образом, мы можем отметить, что работа над постановкой сюжетной эстрадной композиции – синтетическая работа, объединяющая в себе большой объем знаний. На сегодняшний день эстрадная хореография представляет собой самостоятельную форму хореографического искусства. Эстрадные номера охватывают самые широкие и разнообразные зрительские слои, заставляя их откликаться на различные темы.

ГЛАВА II ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НОМЕРА
1§ Этапы подготовительной работы


    1. Определение замысла, сбор и накопление материала


Основой хореографического номера является известный советский кинофильм «Девчата» снятый в 1961 году по одноименной повести Бориса Бедного.

Премьера комедии «Девчата» состоялась 7 марта 1962 года, советским начальством комедия была охарактеризована как «чересчур бытовая и мелкая для советского экрана», однако зрителям и критикам картина понравилась, став лидером советский кинопрокатов.

По сюжету фильма в уральский леспромхоз по распределению приезжает 18-летняя Тося Кислицина. Поселившись в общежитии, она становится соседкой четырех девушек: Нади Ерохиной, Кати, Анфисы и Веры Кругловой.

На танцевальном вечере в местном клубе Тося встречает местную знаменитость Илью Ковригина. Между Тосей и Ильей происходит стычка, после которой Илья приглашает девушку на танец, но та при всех ему отказывает. Не привыкший к отказам Илья спорит с другом о том, что в течении недели влюбит в себя девушку.

Вскоре Илья начинает ухаживать за Тосей, но ее подруги не верят Илье и всячески препятствуют их отношениям и рассказывают девушке о случившемся споре. Тося и Илья ссорятся, девушка не верит словам о настоящей любви.

Весной все жители строят дома для семейных пар, Илья прячется от Тоси на чердаке дома, но его друзья отправляют туда девушку под предлогом отнести гвозди. Илья и Тося мирятся.

Опираясь на сюжет комедии можно ярко изобразить танцевальные сцены, характеры героев, создать хореографические образы и ставить их в необходимые по сюжету ситуации, которые наиболее точно раскрывали бы идею номера.



    1. Жанровое стилистическое определение хореографического решения номера


Эстрадный танец объединяет в себе разнообразные жанровые формы, определительной чертой которых является легкость приспособления к различным условиям публичной демонстрации, кратковременности, ярких выразительных средствах и возможности индивидуального творческого проявления исполнителей.

В эстрадном танце ярко видна синтетика различных выразительных средств: от хореографических до технических. Эта особенность помогает постановщику создавать яркие, запоминающиеся номера.

Современный эстрадный танец объединяет в себе самые разнообразные стили, в нем могут присутствовать как элементы классического танца, модерна или джазового танца, бального танца, так и любые стили уличных танцевальных направлений (от хип-хопа до брейк-данса).

Постановки эстрадного жанра отличаются возможностью импровизации исполнителей, ведь эстрадный танец не просто последовательность комбинаций и движений, а небольшая танцевальная постановка. Здесь исполнителю необходимы не только танцевальные данные, но еще и проявление его актерских способностей.

Одним из принципов современного эстрадного танца является импровизация, исполнитель должен творчески подходить к танцу, уметь выразить себя, свое внутренние состояние.

Современный эстрадный танец – музыкально-хореографическая миниатюра, со своей четкой драматургией. Эстрадный номер должен «зацепить и держать» зрителя во время всей своей протяженности, а это около 4 минут (как правило, это малые формы хореографических композиций). Что же удерживает внимание зрителя? Особенность идеи, доступность изложения, современность, интересный подбор музыкального сопровождения, неожиданные повороты сюжета, необычные хореографические решения. Часто зрители путают современную и уличную хореографию с эстрадной. Отличительной жанровой чертой эстрадных номеров можно считать доступность сюжета – эстрадная постановка всегда должна давать ясное понимание, о чем она рассказывает – о любви, дружбе, победе и так далее. Часто это называют «плакатным» подходом.



    1. Работа с музыкальным материалом


Первым компонентом композиции танца является драматургия, а вторым – музыкальное сопровождение, органично связанное с драматургией номера.

Музыка и хореография имеют глубокую связь. Музыка помогает усилить выразительность танцевальной пластики, дарит эмоциональную и ритмическую основу. Музыкальное произведение способствует рождению музыкального образа, который в танце преобразуется в образ пластический. Музыка и танец имеют способность проникновения вглубь человеческой души, вызывая самые различные эмоции и переживания.

Музыка является необходимой частью хореографического произведения, дополняет его эмоционально-образное содержание, оказывает влияние на драматургию, структуру и ритм танца.

В хореографической постановке «Девчата» использовано несколько музыкальных композиций различных авторов:
1. «Хорошие девчата (Песня подруг)»

Песня написана в 1961 году Александрой Пахмутовой и Михаилом Матусовским специально для кинофильма «Девчата».

2. Станислав Костюшкин – Женщина я не танцую

Станислав Костюшкин является российским певцом, поэтом и актером. Песня «Женщина я не танцую» была выпущена в 2014 году.

3. DJ Maksy & Ottomix – Ragga Boom Samba

Некогда начинающий Dj Maksy из Таллина, сейчас уже работает с известными авторами и звукозаписывающими компаниями, имеет сотни поклонников, а его музыку можно часто услышать на турнирах по спортивным бальным танцам. Ottomix – итальянский диск-жокей.

4. Ольга Бузова – Wi-Fi

Телеведущая и певица Ольга Бузова выпустила песню «Wi-fi» в 2017 году, песня в короткие сроки поднялась на первое место в российском iTunes.

  1. Dillon Francis & Skrillex – Bun Up the Dance

Френсис Диллон – американский исполнитель и продюсер. Сонни Джон Мур, более известен под псевдонимом Скриллекс, американский музыкант, продюсер и ди-джей.

  1. Nick Jonas - Find You

Николас Джонас – американский исполнитель, композитор и актер. Песня выпущена в 2017 году.



    1. Архитектоника хореографической композиции



Тема номера: история любви парня и девушки, показанная в кинофильме «Девчата».

Идея номера: перенос сюжета кинофильма в современную эстрадную постановку.

Композиция хореографической постановки:

  • Экспозиция

Мизансцена: Тося Кислицина стоит в окружении своих подруг Катя, Веры, Нади и Анфисы. Девушки занимаются домашними делами, а затем начинают собираться на танцы – это показано с помощью актерского мастерства исполнителей.

  • Завязка

На танцах Тося встречает Илью Ковригина, между ними происходит конфликт, который позднее перерастает во взаимную симпатию.

  • Развитие действия

Подруги предостерегают Тосю от отношений с Ильей, рассказывая о том, что он бабник.

  • Кульминация

Тося и Илья вновь ссорятся, после чего девушка признается подругам в том, что любит молодого человека. Подруги решают помирить влюбленных.

  • Развязка

Молодые люди мирятся, показывая свои чувства в дуэтной части номера. В финальной комбинации все участники танца проявляют свои радостные чувства от примирения влюбленных.

2
1   2   3   4


написать администратору сайта