Курс лекций. История социальной работы. Рабочая программа. Программа дисциплины для специальности 35. 05. 00 Социальная работа
Скачать 449.5 Kb.
|
План семинарского занятияНормативные регуляторы социального поведения при феодализме: религиозные, правовые, социально-корпоративные и общекультурные нормы. Основные институты и формы поддержи в феодально-сословном обществе. Исторические причины институционализации форм социальной помощи. Первые общественно-волонтерские и профессиональные движения и общества социальной работы. ЛитератураОсновная:Губман Н. Смысл истории: очерки современных западных концепций/ Н. Губман. М., 1991. С. 6-34. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ А.Я. Гуревич. М., 1990. С. 31-36; 308-375. История средних веков: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 142-184. Карсавин Л.П. Монашество в средние века/ Л.П. Карсавин. М., 1992. Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинов и др. М., 1994. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.В. Фирсов. М., 1999. С. 234-244. Дополнительная: Карпова С.П. История средних веков/ С.П. Карпова. М., 1998. Книга для чтения по истории средних веков/ Под ред. А.К. Сванидзе. М., 1991. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Ж. Ле Гофф. М., 1992. Периодизация всемирной истории. Казань, 1984. Степанова В.Е. История средних веков: Хрестоматия/ В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. Цикличность в социальных системах // Социальные исследования. 1992, №6. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке/ А.Л. Ястребицкая. М., 1995. Тема IV. Особенности становления института социальной работы в России в контексте мирового цивилизационного процесса Место отечественной парадигмы социальной помощи в контексте развития мировой цивилизации; понятие западной и восточной цивилизации. Идеологическое, религиозное, культурно-историческое своеобразие западного и восточного общества. Основные этапы развития форм социальной поддержки на Западе и Востоке. Срединное геополитическое положение России, проблемы духовного самоопределения национального самосознания. Россия как христианский Восток. Идеи евразийства и поиски национального и социально-культурного образа в современной России. Критерии периодизации и основные этапы исторического развития социальной помощи в России. ЛитератураОсновная:Антология социальной работы: В 5 т. Т. 1. М., 1994. С. 9-29. Панов А.М. Социальная работа в России: состояние и перспективы/ А.М. Панов// Актуал. пробл. соц. работы в России (Материалы Координационного совещания 12-14 октября 1992г., Москва). М., 1992. С. 40-48. (Социальная работа. Вып.6). Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях / А.С. Сорвина// Проблемы социальной работы в России: Материалы Первой нац. конф. М., 1995. С. 60-67. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов вузов/ М.В. Фирсов. М., 1999. С. 5-12; 234-244. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России/ Е.И. Холостова. М., 1995. Дополнительная: Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России/ Л.В. Бадя, Л.И. Демина, В.Н. Егошина и др. М., 1994. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси/ Л.В. Данилова. М., 1994. Егошина В.Н. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России/ В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова. М., 1994. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси/ А.И. Клибанов. М., 1994. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России/ П.И. Нещеретний. М., 1993. Фроянов И.Я. Древняя Русь/ И.Я. Фроянов. М.-СПб., 1995. Тема V. Основные формы помощи и взаимопомощи в древнейших славянских общинах Родовые отношения, языческое миросозерцание и мироощущение как основания архаической парадигмы помощи у древних славян. Роль общинного существования, обрядовой и трудовой деятельности. Культовые, общинно-родовые и хозяйственные формы поддержки. Культовые формы поддержки и система обрядовой практики помощи. Тризны, игрища, «справы» как сакрализация механизмов помощи. Социальные аспекты основополагающих культов («Рода и рожаниц», Перуна и др.). Фетишизация, обереги, «период духов». Братчины как более поздняя форма почитания богов. Культ предков. Общинно-родовые формы поддержки. Складчины, княжеские пиры. Дружинные формы поддержки. Проблема инфантицида и институт «старцев». «Мирское нищепитательство», «изгои», «вдовы», «сироты». Система общественных кормлений. Дарообмен, система «приймачества». Хозяйственные формы помощи. «Помочи», совместная трудовая деятельность; совместные трудовые праздники. Сиротские и вдовьи помочи, толоки, складчины, «супряга». Влияние обычаев «помочей» в крестьянской практике трудовых отношений в дальнейшей российской истории. |