Главная страница

Компьютерная графика. Программа для 3х,4х классов дхш (учащиеся 1315 лет) со сроком обучения 1 год (132 часов) 2 раза в неделю по 2 часа


Скачать 391.26 Kb.
НазваниеПрограмма для 3х,4х классов дхш (учащиеся 1315 лет) со сроком обучения 1 год (132 часов) 2 раза в неделю по 2 часа
АнкорКомпьютерная графика
Дата24.12.2021
Размер391.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла_Komp_yuternaya_grafika_programma.pdf
ТипПрограмма
#317183
страница1 из 2
  1   2

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Бийская детская художественная школа»
Рассмотрена
Педагогическим советом ДХШ
Протокол № ____ от _________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО «Бийская ДХШ»
____________________ Т.А. Болычева
«_____» _______________ 20 _____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
И ДЗАЙН»
дополнительная (общеразвивающая) программа для 3-х,4-х классов ДХШ
(учащиеся 13–15 лет) со сроком обучения 1 год (132 часов)
2 раза в неделю по 2 часа.
Разработчик:
Балиева Д.Д.
Преподаватель, заместитель директора по УВР
БИЙСК, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. стр. 03 2. Планируемые результаты освоения учебного курса ............................................... стр. 05 3. Содержание учебного курса «Компьютерная графика» …………………………. стр. 09 4. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ……………………………………………………………………………... стр. 12 5. Материально-техническое обеспечение учебного курса .………………………... стр. 13 5.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий ….. стр. 13 5.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся …. стр. 13 6. Тезаурус ……………………………………………………………………………... стр. 14 7. Список литературы …………………………………………………………………. стр. 20 7.1. Основная литература ……………………………………………………………... стр. 20 7.2. Дополнительная литература ……………………………………………………... стр. 20 7.3. Периодические издания ………………………………………………………….. стр. 20 7.4. Интернет- ресурсы ………………………………………………………………... стр. 21 8. Портрет выпускника ………………………………………………………………... стр. 22 9. Календарно-тематический план учебного курса «Компьютерная графика» …… стр. 23 10. Рецензии на рабочую программу ………………………………………………… стр. 26

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Бийская детская ху- дожественная школа» (ДХШ)
реализует дополнительную общеобразовательную (общеразви- вающею) программу со сроком обучения 4 года. Дисциплина «Компьютерная графика и Ди- зайн» является составной частью данной предпрофессиональной программы и включена в еѐ
Учебный план, а так же реализации программы в условиях коммерческой услуги.
Учебная дисциплина «Компьютерная графика и Дизайн» пронизывает содержание мно- гих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методоло- гического плана. Основное назначение курса «Компьютерная графика и Дизайн» состоит в выполнении творческого культурологического и социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
На предмете «Компьютерная графика и Дизайн» имеется возможность более детально- го и углубленного изучения отдельных разделов современного искусства и дизайна благода- ря новым информационным технологиям. Гибкость индивидуальной программы, разрабо- танной преподавателем, приближает обучение к реалиям современной жизни.
На занятиях учащиеся изучают основные информационные технологии, базовые прие- мы работы с компьютерной графикой, узнают о сферах использования компьютерной техни- ки в работе современного художника. Это возможно только при условии обучения учащихся работе с информацией, привлекая для этого современные технические средства, в том числе, компьютер.
Программа построена на принципах:
Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаѐтся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допуска- ется повторение части материала через некоторое время.
Цикличности – способствует использованию полученных знаний всего спектра образо- вательной программы для более сложного и интегрированного проектирования учебных за- даний и углубленного изучения материала.
Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз большее информа- ции, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются та- кие формы обучения, как проектный метод обучения, совместные обсуждения поставленных вопросов и свободное творчество.
Актуальность программы обуславливается профессионально-ориентированной направ- ленностью, насущной потребностью системы художественного образования в сфере культу- ры и искусства для обеспечения непрерывности художественного образования, включает за- дания, ориентированные на подготовку обучающихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, а также важностью изобразительного искусства для развития и воспита- ния молодого поколения.
Рабочая программа учебного курса «Компьютерная графика и Дизайн» на 1 год состав- лена с учѐтом следующих документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций до- полнительного образования детей»;
– Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительно- го образования детей»;
– Примерные программы по дополнительным общеразвивающим программам в обла- сти изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, рекомендованные
Министерством культуры РФ (г. Москва, 2013 г.);
– Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Бийская детская художественная школа».
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к фондам школьной библиотеки. Биб- лиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета. Обу- чающиеся могут использовать интернет для сбора дополнительного материала в ходе само- стоятельной работы.
Мастерская оснащена стульями и табуретами, персональными компьютерами, доской, методическими плакатами и учебными пособиями. Учебные занятия по учебному предмету
«Компьютерная графика» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеа- удиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консульта- ций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью с 6 до 10 человек.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «РИСУНОК»
Цель дисциплины: целостное культурно-эстетическое воспитание личности, развитие твор- ческого потенциала обучающегося через приобретение художественно-исполнитель-ских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету «Компьютерная графика и
Дизайн».
Исходя из цели дисциплины и Федеральных государственных стандарты (ФГС) сфор- мулированы следующие задачи:
– усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, алгоритма решения проблем, этапов творческой деятельности (предметные достижения);
– освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при ре- шении проблем в реальных жизненных ситуациях (метапредметные достижения);
– формирование в образовательном процессе системы ценностных отношений обуча- ющихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (личностные достижения).
Предметные достижения приобретаются учащимися в результате формирования ком- плекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства. Пройдя полный курс программы, обучающийся должен:
– сформировать теоретические знания об основных элементах и периферийных устрой- ствах, определяющих эффективность использования компьютера при работе с графическим материалом;
– освоить базовые основы создания графических изображений, сведения о растровой, векторной, фрактальной графике, о цветовых моделях (RGB, CMYK и т.д.);
– изучить современные стандарты компьютерной графики;
– получить теоретические знания о способах хранения графической информации;
– освоить прикладные знания в области использования векторной графики в практиче- ской деятельности;
– освоить прикладные знания в области использования растровой графики в практиче- ской деятельности;
– освоить прикладные знания в области верстки изданий различного характера.

Метапредметные достижения учащихся характеризуются:
– Умением самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– Умением самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтерна- тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава- тельных задач;
– Умением соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей- ствий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соот- ветствии с изменяющейся ситуацией;
– Умением оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возмож- ности еѐ решения;
– Владением основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– Умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, клас- сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанав- ливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин- дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– Умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее ре- шение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формули- ровать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
– Умением осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей комму- никации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
– Сформированностью компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
– Сформированностью проектного мышления, умением применять его в познаватель- ной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации .
Личностные достижения рассматриваются как готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мо- тивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизнен- ные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения образовательной программы:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культу- ры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационально- го российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обу- чающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчи- вых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской пози- ции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимо- понимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом регио- нальных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе- ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова- тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея- тельности;

– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил ин- дивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожа- ющих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах ;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уров- ню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следу- ющие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приѐмов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творче- ства.
Таким образом, содержание учебного курса «Компьютерная графика» направлено на развитие предметных и универсальных учебных навыков обучающихся, личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение личностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Уровень достигнутого мастерства учащегося должен быть таков, чтобы полученное начальное образование могло быть продолжено в средних и высших учебных заведениях ху- дожественного профиля.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН»
Содержание включает характеристику учебного предмета, отражает последовательность изучения тем программы с указанием учебных часов на каждую из них (в том числе ауди- торных и внеаудиторная занятий, а также самостоятельной работы обучающегося).
Программные задания располагаются в методической последовательности, усложняясь по годам обучения. Это позволяет постепенно сформировать у обучающегося специфические профессиональные навыки и качества, необходимые для художественной творческой дея- тельности.
Срок реализации учебного предмета – 1 год. Задания адаптированы и доступны для школьников 5–9 классов общеобразовательной школы. Общий объем аудиторной нагрузки, предусмотренный Учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Компьютерная графика и Дизайн» – 132 часа.
Самостоятельная работа не подле- жит нормированию и зависит от желания и возможностей конкретного учащегося.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды аудиторных занятий: лекция
(Лек), семинар (Сем), практическое занятие (Пр).
Внеаудиторная работа обучающихся включает посещение учреждений культуры (вы- ставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие в творческих мероприяти- ях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, иницииро- ванных и контролируемых преподавателем.
Самостоятельная работа учащихся – это деятельность, выполняемая по заданию препо- давателя, но без его непосредственного участия. В ходе такой работы осуществляется за- крепление и углубление полученных знаний, приобретение навыков и формирование уме- ний. Основными видами самостоятельной работы обучающихся является завершение в до- машних условиях аудиторных заданий; выполнение упражнений; чтение рекомендуемой ли- тературы; подготовка сообщений к семинарским занятиям; выполнение творческих работ для участия в выставках и конкурсах.
Реализация программы учебного курса «Компьютерная графика и Дизайн» обеспечива- ется консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки к кон- трольным урокам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям.
Оценка качества реализации программы включает в себя входной контроль,
текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Контроль успеваемости проводится в счѐт аудиторного времени, предусмотренного Учебным планом образовательной организации для данной дисциплины.

Входной контроль (ВК) – педагогическая диагностика уровня готовности к художе- ственно-изобразительной деятельности на основе анализа средств и способов выполнения изображения в процессе наблюдения за ходом выполнения работы учащимися.
Текущий контроль успеваемости (ТК) – поэтапный и предварительный просмотр учеб- ных работ, сопровождающийся дескриптивной и нормативно-статистической (пятибалльной) оценкой качества выполнения учебного задания. Текущий контроль осуществляется посред- ством контрольных заданий, устных опросов (коллоквиумов), творческих просмотров и об- суждения практических заданий, индивидуальных консультаций во время работы над поста- новкой, проверки домашних заданий.
Промежуточная аттестация (ПА) – экзамен в форме просмотра, предполагающего пуб- личный показ практических работ по результатам художественной деятельности обучаю- щихся за отчѐтный период. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого учебно- го полугодия. По итогам просмотра выставляются оценки по пятибалльной шкале, резюми- рующие уровень освоения программы обучающимся по данному предмету.
Итоговая аттестация (ИА) проводится в конце 4 класса в форме просмотра творческих работ учащихся по дисциплине «Компьютерная графика».
Оценка знаний обучающихся производится по следующим критериям:
– оценки «отлично» (5) заслуживает учащийся, обнаруживший всестороннее, система- тическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять практические задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется учащимся, выполнившим все практические задания без ошибок или допустив- шим несущественные ошибки, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
– оценки «хорошо» (4) заслуживает учащийся, обнаруживший полное знание учебно- программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе практиче- ские задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как прави- ло, оценка «хорошо» выставляется учащимся, выполнившим большинство практических за- даний без ошибок или допустившим несущественные ошибки, а в других заданиях допу- стившим существенные ошибки, показавшим систематический характер знаний по дисци- плине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы;
– оценки «удовлетворительно» (3) заслуживает учащийся, обнаруживший знание ос- новного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы,
справляющийся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, зна- комый с основной рекомендованной литературой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется учащимся, выполнившим половину практических заданий без ошибок или до- пустившим несущественные ошибки, а в других заданиях сделавшим существенные ошибки, допускающим погрешности в устном ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
– оценка «неудовлетворительно» (2) выставляется учащемуся, обнаружившему пробе- лы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится учащимся, которые выполнили все практические задания с существенными ошибками, либо вовсе не выполнили их, которые не могут про- должить обучение в образовательных учреждениях художественной направленности по окончании школы без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
После изучения дисциплины «Компьютерная графика и Дизайн» обучающийся должен знать:
– основные требования, предъявляемые к компьютеру при работе с графическими ре- дакторами; реализацию аппаратно-программных модулей графической системы; основные приемы геометрического моделирования и решаемые им задачи; основы представления ви- деоинформации и ее машинной генерации; современные стандарты компьютерной графики; основные способы визуализации изображения: растровая и векторная графика; основные форматы файлов, используемые при работе с графикой; основные принципы создания век- торных графических изображений; основные принципы создания растровых изображений и их редактирования; основные принципы компьютерной верстки различных изданий; уметь:
– применять интерактивную графику в информационных системах; создавать двумер- ные растровые и векторные графические изображения и их редактировать в наиболее рас- пространенных графических редакторах; сохранять созданные изображения в необходимом формате; создать новый файл публикации и редактировать его в одной из наиболее популяр- ных издательских систем.
Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методи- ческом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.

4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Программное обеспечение учебного процесса включает:
– Системные программные средства: операционная система (Microsoft Windows XP), оболочки операционных систем, программы-утилиты, архиваторы, антивирусные програм- мы, программы технического обслуживания и диагностические программы.
– Прикладные программные средства: текстовый процессор Microsoft Word; электрон- ная таблица Microsoft Excel; программа для создания и просмотра презентаций Microsoft
PowerPoint; растровые и векторные графические редакторы Adobe Photoshop, Adobe
Illustrator и Corel Draw; веб-браузер Google Chrome; аудио- и видео-проигрыватель Windows
Media Player.
В процессе обучения используются:
– слайд-шоу, наглядно демонстрирующие узловые вопросы по каждой теме, дающие основные определения понятий, пояснительные таблицы и схемы;
– специализированные видеофильмы по отдельным темам;
– фондовые лекции по дисциплине, конспект лекций, пособия по дисциплине;


электронные учебники и учебные пособия, имеющиеся в библиотеке.
В период подготовки обучающихся к зачету (экзамену) используются: электронные ма- териалы фондовых лекций, включая конспект лекций, подготовленные преподавателями школы; учебные слайд-шоу по всем темам курса.

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА И ДИЗАЙН»
Учебный процесс в ДХШ , материально-техническое обеспечение занятий организованы с учѐтом Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федера- ции от 04.07.2014 № 41 СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций до- полнительного образования детей»;
5.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
Стандартно оборудованные аудитории для проведения практических занятий в обла- сти изобразительного искусства: светлая окраска стен тѐплых оттенков, занавески, урны, лампы дневного света, мольберты, стулья, подставки для постановок, подиумы, осветители, предметный реквизит из бытовых предметов, драпировок, геометрических тел, архитектур- ных деталей и гипсовых орнаментов и голов.
Мебель (учебные столы и стулья) стандартные, комплектные и имеют маркировку, со- ответствующую ростовой группе. Технические средства обучения, методические материалы, используемые для творчества, безопасны для здоровья детей.
5.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся
Минимально необходимый для реализации курса перечень материально-технического обеспечения включает:
– для преподавателя: рабочий стол, альбомы репродукций, образцы выполнения учеб- ных заданий, классный журнал, компьютерное и видеопроекционное оборудование для пре- зентаций с выходом в интернет, средствами звуковоспроизведения и экраном, классная дос- ка, мел, магнитная доска.
– для обучающихся: персональный компьютер, стол, стул.

6. ТЕЗАУРУС
Учебный курс «Компьютерная графика и Дизайн» сопровождается овладением специаль- ной терминологией, словарѐм, собранием сведений, полномерно охватывающими понятия и определения данной области знаний (сферы деятельности), что должно способствовать пра- вильной лексической, корпоративной коммуникации (пониманию в общении и взаимодей- ствии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией).
Раздел содержит термины, понятия и величины, обязательные для освоения в рам- ках программы дисциплины, и систематизирован в алфавитном порядке.
Альфа-канал (alpha channel) — дополнительный канал растровых данных, используе- мый для хранения сведений о прозрачности изображения (попиксельной, поблочной или для всего изображения). Степень прозрачности пикселя, заданная восьмибитовым альфа- значением, находится в интервале от 0 (пиксель полностью невидим — прозрачен) до 255
(пиксель полностью виден — непрозрачен).
Воксел (voxel) — минимальный адресуемый объемный элемент изображения трехмер- ного пространства — трехмерный пиксель.
Метафайл (metafile) — файл, который содержит элементы изображения, выполненный с использованием как растровой, так и векторной графики. Термин введен в употребление
Комитетом по графическим стандартам и планированию SGGRAPH в 1997 году, соответ- ствующие форматы записи называют «метафайловыми». Их отличает облегченный перенос с одной системы на другую; меньший размер по отношению к растровой версии того же изоб- ражения; обычно метафайлы хорошо сжимаются. Однако работа с метафайлами сложна и требует специальной подготовки.
Пиксел (pixel, picture element) — минимальный адресуемый элемент двумерного раст- рового изображения.
Растр (raster) — дискретное изображение, представленное в виде матрицы «точечных» элементов — пикселей.
Z-buffer — специальный буфер памяти, в котором хранятся сведения о глубине объек- тов, заполняющих сцену. На основе этих данных формируется порядок отрисовки объектов
(чем больше разрядность буфера, тем точнее формируемая модель. Z-buffer называют также массив, в котором хранятся данные о положении каждой точки трехмерного изображения по оси Z (глубина положения точки).
Термины, связанные с формированием цвета и уровня яркости изображения:
Шкала уровней серого (gray scale) — количество одновременно отображаемых оттен- ков яркости одного цвета. Оттенок серого — любой составной цвет, у которого все три ос- новных цвета заданы одним и тем же значением. Оттенки серого характеризуются только
яркостью, но не цветностью. Обычно определяется по монохромному (черно-белому) изоб- ражению.
Полутоновое изображение — изображение, состоящие из различных оттенков яркости
– уровней серого, передается группами мелких (черных) точек обычно сгруппированных в матрице 4х4 или 8х8.
Дитеринг (dithering) в компьютерной графике — техника изменения точек в изображе- нии для передачи оттенков серого. Все точки при этом имеют одинаковые размер и яркость в отличие от передачи оттенков (градаций) серого, когда каждая точка имеет свою яркость, а также фотографического воспроизведения полутонов, при котором точки имеют различные размеры. Дитерингом называют также процесс замены цветов, не поддерживаемых данным видеорежимом, на комбинацию допустимых цветов или отображения цветов, отсутствую- щих в устройстве вывода. Области отсутствующего цвета создаются путем «смешивания» монохромных пиксельных значений со значениями пикселей имеющегося цвета, что обеспе- чивает достижение цветового эффекта.
Цветность (chrominance) — цветовая характеристика изображения, представляет собой набор данных о цвете, насыщенности и яркости или сочетании трех первичных цветов (крас- ного, зеленого и синего).
Цветовая модель (color model) — способ распределения и задания цвета в конкретной программе или системе. Все используемые в компьютерной графике цветовые модели можно условно подразделить на монохромные (в том числе двухградационные или графические и полутоновые) и цветные (в том числе индексные и полноцветные).
RGB (Red-Green-Blue) — аддитивная цветовая модель получения (задания) характери- стик изображения на экране монитора путем сложения трех составляющих его цветов — красного, зеленого и синего. В этой модели на каждый пиксел выделяется 24 бита памяти (по
8 на каждый из суммируемых компонентов), что дает возможность кодирования до 16,8 млн. цветовых оттенков.
CIE Lab — аддитивная цветовая модель построения изображения, которое описывается в системе трех осей координат: светности или яркости (ось L — Lightness, меняется от 0 до
100), цветовой координаты — оси a), меняющейся от зеленого до красного цвета (от -120 до
+ 120) и цветовой координаты — оси b), меняющейся от синего до желтого цвета (от -120 до
+120). Модель разработана CIE (Comission International de I`Eclairage) в 1931 году для созда- ния на ее основе стандарта для измерения цвета. В 1976 году после усовершенствования она получила наименование CIE Lab. Отличительной особенностью модели является ее аппара- турная независимость (одинаково выглядит как на мониторе, так и принтере), поэтому она используется в качестве эталонной в системах управления цветом.

HSB — перцепционная цветовая модель построения изображения. Ее цветовыми ком- понентами являются: Hue — цветовой тон, измеряемый в градусах (от 0 до 3600) по стан- дартному цветовому кругу; Saturation — насыщенность (от 0 до 100%); Brightness — яркость
(от 0 до 100%).
HLS — перцепционная цветовая модель построения изображения по компонентам Hue
(цветовой тон), Lightness (освещенность), Saturation (насыщенность); представляет собой ва- риант модели HSB, в которой нелинейный параметр B (Brightness) заменен на линейный компонент L (Lightness), который изменяется от 0 до 100%.
YUV — перцепционная цветовая модель построения изображения, которое описывает- ся в системе трех осей координат (Y, U, V): первая — яркости, две последующие — цветно- сти. Нулевое значение яркости, независимо от значений компонент U и V, определяет чер- ный цвет. Максимальному значению яркости соответствует белый цвет, независимо от зна- чений U и V. Цветовая модель YUV используется в европейском телевизионном стандарте
PAL; часто применяется и в компьютерной графике, например, в форматах JPEG.
CMYK — субтрактивная цветовая модель построения графического пространства в от- раженном свете основана на использовании трех базисных цветов: Cyan — голубого,
Magenta — пурпурного, Yellow — желтого. Черный цвет (blacK) образуется наложением ба- зисных цветов, взятых с максимальной плотностью, однако чисто черного цвета при этом достичь не удается. Попарное наложение двух базисных цветов, взятых с максимальной плотностью, позволяет получить цвета, близкие к модели RGB.
YIQ — цветовая модель, разработана в 1953 году для передающих телевизионных си- стем, поддерживающих североамериканский стандарт NTSC. Каждый цвет задается путем установки значений трех компонент: интенсивности — Y и двух цветовых — I («синфаз- ной») и Q («интегрированной»), позволяющих совместно управлять созданием цвета телеви- зионного изображения. Каждая из компонент YIQ модели может изменяться в диапазоне от 0 до 255. В случае использования монохромного дисплея на экране будет отображена только компонента Y. Для воспроизведения на экране телевизора цвета модели YIQ автоматически конвертируются в RGB. В компьютерной графике эта модель не используется.
Профиль ICC (ICC-profile) — совокупность математических описаний цветовых про- странств разных устройств, принятая ICC (International Color Consortium) и предназначенная для пересчета цветовых координат от одной модели к другой, а также специальный файл, в котором хранится математическое описание цветового охвата конкретного устройства, и таблица коэффициентов для коррекции вносимых им искажений цвета. Файлы ICC имеют стандартное расширение.icm. Стандарт ICC различает профили входных устройств (сканеры,
цифровые аппараты), профили мониторов, профили выходных устройств (принтеры, плотте- ры).
Цветовой охват (color gamut) — количество цветовых оттенков, которое способен раз- личать человек либо воспроизводить то или иное устройство.
Цветовой канал (color channel) — изображение в градациях серого, содержащее распре- деление яркости для какого-либо базисного цвета, а также цветовая палитра (palette) в компьютерной графике. Под цветовой палитрой понимают общее количество цветов и цветовых оттенков, используемых в графической системе и/или доступных для построения изображения на экране монитора и указание видеоадаптеру на генерацию аналогового сиг- нала, соответствующего коду цвета в одной из моделей его задания (RGB, HLS, HSV).
Цветовая гамма (color gamut) — диапазон цветов, которые могут отображаться с помо- щью данной цветовой модели или устройства отображения.
Комбинированный цвет (composite color) — цвет, заданный в цветовой модели посред- ством упорядоченного набора и система, в которой для задания цвета используются несколь- ко цветовых каналов.
Косвенный цвет (inderect color) — цвет, определенный при помощи палитры или таб- лицы цветов.
Bilinear sampling (filtering) — комбинация четырех цветов, используемая для увеличе- ния разрешения выводимого трехмерного изображения.
Система управления цветом (Color Management System, CMS) — программный ком- плекс, обеспечивающий согласование цветовых пространств различных устройств (сканеров, мониторов, принтеров, печатающих машин), используемых при подготовке и выводе изоб- ражений. Основные компоненты системы: 1) аппаратно независимое эталонное цветовое пространство; 2) цветовые профили отдельных устройств, подвергаемых согласованию; 3) модуль управления цветом CMM.
Модуль управления цветом (Color Management Module, CMM) — программный про- дукт, в функции которого входит преобразование аппаратно зависимого цветового простран- ства входного устройства в эталонное с последующим его пересчетом в аппаратно зависимое цветовое пространство выходного устройства.
Объекты, операции и другие термины машинной графики:
Артефакт (artifact) в машинной графике — фиксируемое изменение изображения, по- лученное в результате использования какой-либо программы или средства (редактирования, сжатия или распаковки). Проявлениями артефактов могут служить изменения в виде добав- ления в изображение какого-либо элемента или ухудшение его качества. По признакам,
определяющим причины появления артефактов, выделяют артефакты сжатия (compression artifact) и квантования (quantization artifact).
Бандинг (banding) — вертикальные, горизонтальные или диагональные полосы обес- цвечивания, неумышленно внесенные в изображение в процессе его создания или визуализа- ции.
Вырезание (cut) — операция редактирования изображения, связанная с удалением вы- деленной его части и переносом в специальную буферную память — буфер вставки (paste buffer). При необходимости удаленная часть (вырезка, cutout) может быть установлена в за- данное место изображения.
Вставка (paste) — операция редактирования изображения, заключающаяся в перемеще- нии выбранного фрагмента из области памяти (в том числе из буфера вставки или библиоте- ки файлов изображений, хранящейся во внешней памяти, например на жестком диске) в за- данное место.
Градиентное заполнение (gradient fill) — заполнение замкнутой области части изобра- жения непрерывным цветом, который создается из двух других, расположенных в противо- положных концах этой области путем плавного перехода от одного цвета к другому.
Заливка (flood filling) — однотонная закраска изображений плоских графических форм, имеющих четкие границы; производится автоматически путем указания цвета в любой точке, находящейся в пределах замкнутого пространства окружающих ее границ.
Конвейер (conveyor) — процесс визуализации трехмерного изображения, включающий этапы: построение трехмерной каркасной модели; проведение геометрических преобразова- ний, включающее отбрасывание невидимых поверхностей и наложение установок освещен- ности; рендеринг.
Фрактал (fractal от лат. fractus — разбитый) — неравномерная форма или поверхность, получаемая в результате процедуры повторяющегося деления. Фракталы используются для моделирования и отображения средствами компьютерной графики различного рода процес- сов (биологических, географических), связанных с изменением исходного состояния слож- ных объектов, например: рост различных организмов, изменение фарватеров рек, береговой черты.
Графтал (graftal) — класс графических объектов, обладающих свойствами фракталов, правила генерации которых допускают локальные модификации свойств.
Тесселяция — геометрическое преобразование сложных объектов на совокупность бо- лее простых, называемых также примитивами.
Примитив (графический примитив, primitive) — элементарный графический объект
(линия, прямоугольник, треугольник, окружность, конус, тор, куб), используемый в графиче-
ской системе в качестве шаблона для построения более сложных графических объектов.
Примитив является составной частью набора графических примитивов (parcel), предназна- ченного для реализации эффективного построения изображений объектов.
Графический объект (graphics object) — совокупность графических примитивов, соот- ветствующих одному объекту отображаемого пространства или сцены.
Спрайт (sprite) — графический объект заданной формы и цвета, созданный из набора пикселей, который служит готовой формой для создания других графических объектов. Су- ществуют программы, позволяющие пользователю определять форму, цвет и другие харак- теристики исходных графических объектов, объединяя и комбинируя которые можно созда- вать на экране монитора необходимые изображения, включая и изображения компьютерной анимации.
Extrusion — построение трехмерной модели в машинной графике путем «выдавлива- ния» или «выталкивания» двумерного компонента (поперечного сечения объекта) в опреде- ленном направлении — обычно по оси Z.
Lathing — построение фигуры вращения в трехмерной машинной графике путем пово- рота главного сечения объекта.
Mesh — разбиение поверхности графического объекта на многоугольники (треугольни- ки, квадраты); обычно используется для ускорения операций преобразования или отображе- ния.
Profile — в машинной графике главное (поперечное) сечение геометрического объекта.
Prototile — геометрическая фигура, используемая для многократного заполнения плос- кости по принципу узора («черепицы»).
Pattern — двумерный растровый шаблон, используемый для заполнения изображения поверхностей различных графических объектов путем многократного дублирования.
Stipple — растровое изображение, состоящее из многократно повторяющихся шабло- нов, используемых в качестве трафаретов при заполнении фона.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7.1. Основная литература
1. Ботелло К., Рединг Э.А. Adobe InDesign, Photoshop и Illustrator. Руководство дизай- нера. Пер. с англ. + CD.– М.: Эксмо, 2008 г. – 600 с.: ил.
2. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веба и мультимедиа. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013 г. – 272 с.: ил.
3. Adobe Photoshop CS6. Официальный учебный курс. Пер. с англ. + CD. – М.: Эксмо,
2012 г. – 432 с.: ил.
4. Adobe Illustrator CS6. Официальный учебный курс. Пер. с англ. + CD. – М.: Эксмо,
2013 г. – 592 с.: ил.
5. Иоханнес Иттен Искусство цвета. – Д.Аронов, 2007 г.
6. Келби С. Adobe Photoshop CS6. Справочник по цифровой фотографии. Пер. с англ. –
Вильямс, 2013 г. – 464 с.: ил.
7. Саттон Т., Виллен Б. Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. – СПб.: АСТ, Астрель, 2004 – 216 с: ил.
7.2. Дополнительная литература
1. Уайт Ян В. Редактируем дизайном. – СПб.: Университетская книга, 2009 – 244 с: ил.
2. Ковтанюк Ю.С. Corel Draw 12: официальная русская версия. Руководство пользова- теля. Киев: «МК-Пресс», 2006.
3. Миронов Д., Corel Draw X3: учебный курс. СПб: «Питер», 2006.
7.3. Периодические издания
1. ИСКУССТВО: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. – М.:
Первое сентября.
2. ЮНЫЙ ХУДОЖНИК: журнал по изобразительному искусству для детей и юноше- ства. – М.: Юный художник. http://y-art.ru/
3. Журнал «Художественная школа». – М.: Художественная школа.

7.4. Интернет- ресурсы
1. Российская академия художеств. Люди, события, факты истории [Электронный ре- сурс]:
Российская академия художеств.

Режим доступа: http://www.rah.ru/content/ru/home_container_ru.html
2. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: artprojekt.ru. – Режим до- ступа: http://www.artprojekt.ru/
3. Энциклопедия живописи и графики [Электронный ресурс]: Art-каталог. – Режим до- ступа: http://www.art-catalog.ru/
4. Галерея Arttrans [Электронный ресурс]: каталог русских и знаменитейших мировых художников. – Режим доступа: http://www.arttrans.com.ua/sub/artists/
5. История русской живописи Александра Бенуа [Электронный ресурс]: Русская школа живописи XIX веке. – Режим доступа: http://www.benua-rusart.ru/main.html
6. Музей рисунка [Электронный ресурс]: Журнал all_drawings. – Режим доступа: http://all-drawings.livejournal.com/
7. Уроки рисования [Электронный ресурс]: Opox. – Режим доступа: http://opox.ru/
8. Уроки рисунка [Электронный ресурс]: сайт «График». – Режим доступа: http://graphic.org.ru/drowing.html
9. Библиотека изобразительных искусств [Электронный ресурс]: ArtLib.ru. – Режим до- ступа: http://www.artlib.ru/
10. Живопись и рисование [Электронный ресурс]: Электронная библиотека. – Режим доступа: http://rubooks.ws/risovanie/
11. Основы учебного академического рисунка [Электронный ресурс]: Энциклопедия искусства. – Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/school/academic/index.html
12. Основы рисунка – А. Ф. Шембель [Электронный ресурс]: Коллекция книг о живо- писи и искусстве для учащихся в художественных учебных заведениях. – Режим доступа: http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka.html

8. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Овладение компьютером и основными информационными технологиями развивают в учащихся полезные качества, которые помогут им и в учѐбе, в дальнейшей профессиональ- ной деятельности:
– четкость и строгость мышления и делового общения;
– умение раскладывать поставленную задачу на подзадачи;
– осознание допущенных ошибок, и исправление их.
– самое главное – умение четко планировать свои действия и последовательно дости- гать результата по разработанному плану.
Следующие два качества являются элементами специального развития учащегося с помощью предмета «Компьютерная графика»:
– понимание принципов обработки информации в компьютере и принципов управления работой компьютера;
– умение пользоваться компьютером и периферией в будущей профессиональной дея- тельности и в быту.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы
Вид
Общий объем времени (в учебного часах)
занятия
Максим
Самост
Аудито альная оятельн рные учебная ая занятия нагрузк работа а
Раздел 1. Векторная графика.
Графическая программа Insckape
1.1.
Вводная беседа. Роль компьютерной графики в дизайне. Графический дизайн.
Урок
4
2
2
Графические программы. Интерфейс векторной программы Insckape. Создание файла. Сохранение файла.
1.2.
Панель инструментов. Технические приемы создания векторных рисунков.
Урок
2
1
1
Изобразительные средства векторной графики. Линия. Пятно. Цвет. Текстура.
1.3.
Инструмент «Фигура». Редактирование
Урок
2
1
1
формы графического объекта.
1.4.
Инструмент «Свободная форма».
Урок
2
1
1
Инструмент линия (прямая).
Редактирование абриса.
1.5.
Инструменты «Прямоугольник», «Овал»,
Урок
4
2
2

«Многоугольник».
1.6.
Группировка объектов.
Функции: объединение, подгонка,
Урок
2
1
1
пересечение.
1.7.
Инструмент «Художественное
Урок
2
1
1
оформление».
1.8.
Заливка цветом. Редактирование цвета –
Урок
2
1
1
инструмент «Пипетка». Фонтанная заливка. Заливка узором. Заливка текстурой.
1.9.
Интерактивные инструменты. «Эффекты».
Урок
2
1
1
22
11
11
Раздел 2. Приемы работы в программе
Insckape
2.1.
Создание простых векторных изображений, рисунков и несложных
Урок
2
1
1
графических объектов.
2.2
Создание графических композиций
(дизайн – фонов) на основе использования
Урок
2
1
1
линий. Технические приемы создания векторных дизайн – фонов.
2.3.
Создание графических композиций
(дизайн – фонов) на основе использования
Урок
2
1
1
пятна. Технические приемы создания
векторных дизайн – фонов.
Раздел 3. Знакомство с законами и
приемами композиции
Методы выявления центра композиции.
3.1.
Создание декоративных графических
Урок
2
1
1
композиций, созданных на основе букв.
Композиция в квадрате. Композиция в круге.
3.2.
Статика. Создание векторных
Урок симметричных графических объектов.
2
1
1
3.3.
Динамика. Создание векторных
Урок асимметричных, бисимметричных
2
1
1
графических объектов.
3.4.
Освоение приемов построения
Урок композиций. Ритм. Виды ритма: ритмы
2
1
1
линейные, ритмы цветовые, ритмы тональные, восходящие ритмы,
устойчивые ритмы, рваные ритмы.
3.5.
Орнамент на основе геометрических
Урок
2
1
1
элементов (геометрический орнамент).
3.6.
Орнамент на основе растительных
Урок
2
1
1
элементов (растительный орнамент).
18
9
9
Раздел 4. Программа Gimp. Растровая

графика
4.1.
Интерфейс растровой программы Adobe
Potoshop. Создание файла.
Урок
2
1
1
Панель инструментов. Сохранение файла.
4.2.
Способы и приемы работы с инструментами программы
Gimp.
Урок
2
1
1
4.3.
Способы и приемы редактирования
Урок
2
1
1
растровых изображений.
4.4.
Работа с фильтрами. Преобразование
Урок
2
1
1
фотографии в графику.
4.5.
Преобразование фотографии в графику.
Урок
2
1
1
Графический пейзаж.
4.6.
Преобразование фотографии в графику.
Урок
2
1
1
Графический портрет
4.7.
Работа со слоями.
Урок
4
2
2
4.8.
Фотоколлаж.
Урок
4
2
2
20
10
10
Раздел 5. Роль и значение цвета в
графическом дизайне
5.1.
Работа с цветом в программе CorelDRAW.
Урок
2
1
1
Цветовой круг. Цветовые пантоны.
5.2.
Редактирование цвета в векторной
Урок
2
1
1
графике.
5.3.
Знакомство с цветовой гармонизацией.
Способы гармонизации цветных дизайн –
Урок
2
1
1
композиций.
5.4.
Основные цветовые контрасты.
Урок
2
1
1
Раздел 6. Основы шрифтовой
композиции
6.1.
Подбор шрифта. Редактирование шрифта.
Урок
4
2
2
6.2.
Буква-образ.
Урок
2
1
1
6.3.
Слово-образ.
Урок
2
1
1
6.4.
Текст-образ.
Урок
2
1
1
6.5.
Шрифтовой плакат.
Урок
4
2
2
22
11
11
Раздел 7. Основы типографики
7.1.
Тональная цветность в типографике.
Урок
2
1
1
7.2.
Контрасты в типографике.
Урок
2
1
1
7.3.
Ритм в типографике.
Урок
2
1
1
7.4.
Кинетика в типографике.
Урок
2
1
1

7.5.
Спонтанность в типографике.
Урок
4
2
2
7.6.
Форма – контрформа.
Урок
2
1
1
7.7.
Эскиз поздравительной новогодней
Урок
2
1
1
открытки.
16
8
8
Раздел 8. Единство стиля в
графическом дизайне
8.1.
Фирменный графический сегмент.
Урок
1
8.2.
Фирменный цветовой строй.
Урок
1
2
0
2
Раздел 9. Импорт, экспорт изображений
9.1.
Фотомонтаж. Упражнения. Программа
Урок
8
4
4
Gimp.
9.2.
Фотоколлаж. Упражнения. Программа
Урок
8
4
4
Adobe Photoshop.
9.3.
Импорт растровых изображений в программу Insckape. Трассировка
Урок
4
2
2
растровых изображений. Редактирование трассированных изображений.
9.4.
Экспорт изображений. Формат EPS.
Урок
4
2
2
9.5.
Редактирование импортированных
векторных картинок и шрифтов в
Урок
8
4
4
программе Gimp.
32
16
16
ИТОГО
132
66
66
Годовые требования. Содержание разделов и тем
Раздел 1. Векторная графика. Графическая программа Insckape.
  1   2


написать администратору сайта