№
| Тема урока
| Сроки
|
1
| Литература и её роль в духовной жизни человека.
| Сентябрь
1неделя
|
2
| «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы.
|
|
3
| Художественные особенности «Слова…». Поэтические особенности языка. Полемика вокруг авторства. Подготовка к домашнему сочинению
|
|
4
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века.
| 2 неделя
|
5
| М. В. Ломоносов - учёный и общественныйдеятель.Труды Ломоносова в области языка и литературы. «Вечернее размышление о Божием величестве…»
|
|
6
| М.В. Ломоносов. Ода "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы".
|
|
7
| Г.Р. Державин - поэт и гражданин. Литературная деятельность.
Слово о поэте. "Властителям и судиям". Обличение несправедливости.
| 3 неделя
|
8
| Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта.
|
|
9
| А.Н. Радищев. Слово о поэте. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Изображение российской действительности
|
|
10
| «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
| 4 неделя
|
11
| Сентиментализм как литературное направление 70-х годов 19 века
Н.М. Карамзин - поэт, прозаик и историк. «Осень». "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
|
12
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
|
|
13
| Рр Подготовка к сочинению. «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1 -2 произведений)
| Октябрь
1 неделя
|
14
| Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.
|
|
15
| Романтическая лирика начала 19 века. Слово о В.А. Жуковском - поэте, переводчике, родоначальнике консервативного романтизма. «Море», «Невыразимое»
|
|
16
| Жуковский В.А. «Светлана». Особенности жанра баллады
| 2 неделя
|
17
| К.Н. Батюшков Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений».
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Муза» и др.
|
|
18
| А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Лекция .
|
|
19
| "Горе от ума". Обзор содержания. Чтение ключевых сцен. Идейный замысел, композиция, комментированное чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции.
| 3 неделя
|
20
| Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума".
|
|
21
| Чацкий в системе образов. Общечеловеческое звучание образов персонажей.
|
|
22
| Рр Язык комедии «Горе от ума». Обучение анализу эпизода.
| 4 неделя
|
23
| И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии.
|
|
24
| А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина
|
|
25
| Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».
| Ноябрь
|
26
| Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики.
| 2 неделя
|
27
| Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
|
|
28
| А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма.
| 3н.
|
29
| «Евгений Онегин" А.С. Пушкина – роман в стихах. История создания романа в стихах. Онегинская строфа.
| 3н.
|
30
| Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.
| 4 неделя
|
31
| Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
|
|
32
| Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
|
|
33
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
| Декабрь
1 неделя
|
34-35
| Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
|
|
36-37
| Рр Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин»
|
|
38
| А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».
| 2 неделя
|
39
| М.Ю. Лермонтов:Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике . «Парус», «И скучно и грустно…»
|
|
40
| Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»
|
|
41
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
| 3 неделя
|
42
| Эпоха безвременья в лирике. «Дума». Тема России и её своеобразие.
|
|
43
| Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман в рус лит. Жанр и композиция.
|
|
44
| Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в гл. «Бэла» и «Максим Максимыч».
| 4 неделя
|
45 - 46
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
|
|
47
| Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина.
|
|
48
| Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.
| Январь
2 неделя
|
49
| Споры о романтизме и реализме романа. Творчество Лермонтова в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
|
|
50
| Контрольная работа по лирике и по роману «Герой…»
|
|
51
| Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества.«Вечера …, «Миргород». «Мёртвые души» - обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия.
| 3 неделя
|
52-53
| Система образов поэмы «Мёртвые души».
| 3н.
|
54
| Образ города в поэме «Мёртвые души».
| 3н.
|
55
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
| 4н.
|
56 - 57
| «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Белинский о поэме. Подготовка к сочинению.
| 4н.
|
58
| А.Н. Островский: слово о писателе.«Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
| 4н.
|
59
| «Бедность не порок». Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев.
|
|
60 - 61
| Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тема «петербургского мечтателя» в образе главного героя повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.
| Февраль
1 неделя
|
62
| «Белые ночи». Роль истории Настеньки.
|
|
63
| Л.Н. Толстой: слово о писателе. Обзор содержания повести «Юность». Формирование личности героя.
|
|
64
| А.П. Чехов: слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе.
| 2 неделя
|
65
| А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
|
|
66
| Рр Подготовка к сочинению-ответу на вопрос «В чём особенности изображения внутреннемго мира героев русской литературы Х1Х века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)».
|
|
67
| Беседа о стихах Н.А. Некрасова,
Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихи разных жанров.
|
|
68
| Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
| 3 неделя.
|
69
| И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
|
|
70
| Мастерство Бунина в рассказе .«Темные аллеи».
|
|
71
| М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов в повести Сатира на общество шариковых и швондеров.
| 4неделя
|
72
| Поэтика повести «Собачье сердце». Смысл названия. Гуманистическая позиция автора.
|
|
73
| М.А. Шолохов: слово о писателе. «Судьба человека».
|
|
74
| Особенности поэтики рассказа «Судьба человека». Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
| Март
1 неделя
|
75
| А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Тема праведничества .
|
|
76-77
| «Матрёнин двор». Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы.
|
|
78
| Контрольная работа по произведениям 2-й половины Х1Х и ХХ века.
| 2 неделя
|
79
| Русская поэзия Серебряного века.
|
|
80
| А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…». Трагедия лирического героя в «страшном мире».
|
|
81
| А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока.
| 3 неделя
|
82
| С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь
Моя родная…», «Край ты мой заброшенный…».
|
|
83
| Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…».
|
|
84
| В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество о труде поэта.
| 4н.
|
85
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», «С большою нежностью - потому…», «Откуда такая нежность?».
| Апрель
|
86
| Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».
| 1н.
|
87
| Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики.
|
|
88
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
| 2 неделя
|
89
| А.А. Ахматова. Стихи о поэте и поэзии.
|
|
90
| Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных - тяжёлый крест…». Философская глубина лирики .
|
|
91
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте.. Раздумья о родине и о природе. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».
| 3 неделя
|
92
| А.Т. Твардовский «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.
|
|
93
| Вн. Чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов Х1Х - ХХ веков. Н.Языков.«Пловец», В. Сологуб. «Серенада» (Закинув плащ, с гитарой под рукою…), Н. Некрасов «Тройка», А. Вертинский «Доченьки», Н, Заболоцкий «В этой роще берёзовой…».
|
|
94
| Проверочная работа по русской лирике ХХ века.
| Май
1неделя
|
95
| Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».
|
|
96
| Данте Алтгьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.
|
|
97
| У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
| 2 неделя
|
98
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
|
|
99
| И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски праведливости и смысла человеческой жизни.
| 3 неделя
|
100
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
|
|
101-102
| Выявление уровня литературного развития. Итоги года и задания для летнего чтения.
|
|