Автор, рассказчик, персонаж, характер, образ в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Герой нашего времени. Автор, рассказчик, персонаж, характер, образ в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Скачать 219.5 Kb.
|
1 2 Институт журналистики и литературноготворчества Заочное отделение РЕФЕРАТДисциплина: Основы литературного творчества Тема: Автор, рассказчик, персонаж, характер, образ в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Ф.И.О. студента: Лиморенко Екатерина Владимировна Курс: первый Москва 2009 Оглавление
Введение О герое Герой нашего времени. Это название знают даже те, кто никогда не дотрагивался до страниц известного романа, кто еще не общался ни с Печориным, ни с Кавказом, кто пока не был дружен с Лермонтовым. И тем не менее героя времени знают. Конечно, это не Григорий Александрович из 30-ых годов 19 века. Это Печорин нынешний, настоящий. Пусть для каждого этот образ имеет свое собственное, неповторимое значение. Но в совокупности вырисовывается единый характер. Если же еще и хорошенько пофантазировать, можно уже заключить его в определенную, только ему присущую оболочку, подарить ему возможность двигаться. А когда он заговорит, сразу станет понятно… Вот он - Печорин! Совсем рядом. Герой времени! На вид – вполне привлекательный молодой человек, или девушка. Или женщина? А может это я? Я – герой? Конечно я. И все остальные тоже: от каждого человека, проживающего здесь и сейчас, в этом мире взята частичка для создания героя нашего времени. А выбор падает на эту микроскопическую «геройскую» молекулу не случайно. Ведь именно в рассматриваемое время у нашего мира есть свое состояние, свои ценности, поведение, развитие, которые естественным образом отличаются от других миров. И, подчиняясь этому особому состоянию, в герое времени накапливается, и в итоге складывается воедино тот самый «печоринский» характер, только уже присущий 21 веку. К сожаленью, точно ответить какой именно этот характер для меня довольно сложно. Это будет исключительно мое личное мнение, но, пожалуй, вспомнив своих знакомых, друзей, наконец, попросту посмотрев в зеркало, я могу сказать, что герой моего времени – это человек, который хочет за выделенный ему маленький кусочек времени, успеть… Успеть сделать что-то. Что именно – цель каждого в отдельности. Воспитать ли детей, получить ли Нобелевскую премию, может спасти или же погубить человечество. Неважно. Главное – уложиться в срок. Глава 1 Предисловие автора Теперь же оставляя моего героя, надобно вернуться к герою времени Лермонтова. И, следуя заявленной теме, детально рассмотреть автора, рассказчика, персонажа, характер и образ (их действия в произведении, роль и значение) в романе «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича. Однако хотелось бы внести некоторое примечание. Дело в том, что все эти действующие лица можно объединить в одно – автора. Именно автор создал и рассказчика, и всех персонажей, все образы и характеры романа. Поэтому все участники – это воплощение замысла Лермонтова. Тем не менее, отсюда совсем не следует, что, к примеру, Печорин – прототип писателя. Чему кстати свидетельствует, разразившаяся после выхода в свет «Героя», полемика между Лермонтовым и Бурачком, писателем, поместившим свою критическую статью в своем журнале «Маяк». В ней он писал, что образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей, что «весь роман – эпиграмма, составленная из беспрерывных софизмов», он утверждал, что в романе «философии, религиозности, русской народности и следов нет».1 Бурачок был из числа тех критиков, которые считали, что автор нарисовал свой портрет. На что Лермонтов отвечал: «... видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!» Именно предисловие есть достойный ответ на все выпады критиков, где мы отчетливо видим автора, его мнение по поводу своего же творения. С особой силой Лермонтов отражает здесь обвинение в том, что его герой - «портрет одного человека», и всячески предостерегает читателя от сравнения автора с героем произведения. Также в предисловии истолкован общественный и психологический смысл романа, каким он представлялся самому автору. Лермонтов видел в «Герое нашего времени» опыт реалистического романа, а в образе Печорина создавал синтетический образ, сложившийся из наблюдений над жизнью и мыслью целого поколения. Автор утверждает, что Печорин есть типовой портрет «нашего поколения»; если находить его «дурным» и отрицать «возможность» его «существования», то он не менее вероятен, чем все «трагические и романтические» герои. На вопрос, касающийся характера Печорина Лермонтов опять же в предисловии – обращении к читателям: «Мой ответ – заглавие книги». Обязательно стоит процитировать относительно лермонтовского предисловия В.Г.Белинского: «Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая эти строки, читаешь и между строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опасаясь стать многоречивым».2 Белинский давал понять, что предисловие Лермонтова написано применительно к цензуре, и что читатель должен вычитать «между строками» основную мысль Лермонтова: что если «герой нашего времени» - слаб и ничтожен, то это оттого, что ничтожно то «время», в которое он живет, ничтожно то общество, в котором он вырос. То есть, как уже говорилось выше, на «геройское» начало влияет среда его окружающая. Таким образом, позиция автора по отношению к своему произведению и герою становится вполне ясной. 1 2 |