Главная страница
Навигация по странице:

  • Результаты призеров соревнований, показанные в День спорта в мае 1920 г. в городах Московской губернии

  • Голощапов. История ФКС учебник. Программа "Физическая культура и спорт"


    Скачать 3.44 Mb.
    НазваниеПрограмма "Физическая культура и спорт"
    АнкорГолощапов. История ФКС учебник.doc
    Дата28.01.2017
    Размер3.44 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГолощапов. История ФКС учебник.doc
    ТипПрограмма
    #209
    страница12 из 27
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27

    Глава 7. Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта


    Становление отечественного физического воспитания и спорта в советский период происходило на базе того, что уже было достигнуто в дореволюционной России. Осталось немалое наследие, созданное прогрессивной общественностью в области теории и практики физического воспитания и спорта, разработки их естественно-научных основ, подготовки кадров для этой сферы деятельности, и многие из них продолжали успешно трудиться на этом поприще и после октября 1917г. В конце XIX — начале XX в. в России возникли спортивные кружки и клубы, общественные физкультурно-спортивные организации, которых к 1914 г. было около 360. В период 1911 —1915 гг. ежегодно издавалось в среднем 18 книг по физической культуре и спорту.

    7.1. Организационно-управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления ее развития в 1920 —1930-е годы


    Создание основ советской системы физического воспитания и спорта началось с введения в ней государственных органов управления. Вначале (1918 — 1920) это было Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии (Всевобуч). Появление этого органа было вызвано нуждами шедшей тогда гражданской войны. В его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и допризывников. В 1920 г. был организован Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930 г. переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР. Наконец в 1936 г. высший орган управления получает наименование Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). По существу, с тех пор структура управления, основанная на принципе вертикальной подчиненности нижестоящих организаций вышестоящим, не менялась до прекращения существования СССР, т.е. до 1991 г. Лишь в 1953 г. Спорткомитет ввели в структуру Министерства здравоохранения, но через 9 месяцев вернулись к прежней системе управления, а в период 1960—1968 гг. в стране функционировал Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР — общественный орган управления. Однако и такая система управления была признана нецелесообразной. Практика выявила ошибочность подобного подхода к руководству физкультурно-спортивным движением.

    В начале 20-х гг. отсутствовало единое мнение о содержании и методах работы по физической культуре. Было ясно, что принципы советской физкультуры должны быть иными, чем в западноевропейских странах, но сторонниками разных направлений предлагались своеобразные пути ее развития. Так, представители одного из них видели развитие “социалистического” характера физического воспитания в том, чтобы в школах “занимались только считавшейся благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью”. Таким образом, предлагалась упрощенная схема физического воспитания.

    Приверженцы медицинского направления исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни ослабили организм рабочих и их детей. Поэтому, учитывая влияние трудностей производственной деятельности, считали, что дополнительные нагрузки, связанные с выполнением физических упражнений, занятием спортом, вредны для здоровья рабочих. Такие виды спорта, как футбол, бокс, тяжелая атлетика, борьба, гимнастика на снарядах, по их мнению, из физического воспитания рабочего класса должны быть исключены как слишком нагрузочные. Предлагался так называемый порядок физического воспитания согласно нормам, который рекомендовал молодежи заниматься только упражнениями с незначительной нагрузкой, гигиенической и лечебной гимнастикой, играть и гулять. К примеру, футбол, как сообщает “Всеобщий календарь Российского общества Красного Креста”, изданный в 1925 г., “...вызывает сильное напряжение сердца и легко приводит к азарту, а сердце у пионера слабое, управлять собой пионер не сразу научается и в увлечении может вместо получаса проиграть 3 часа, что очень вредно... Высший совет физической культуры запрещает играть в футбол раньше 17 лет. Точно так же нельзя пионерам заниматься французской борьбой... Вместо французской борьбы можно рекомендовать сопротивление в виде перетягивания друг друга на палке”.

    Специфическую форму развития физической культуры предлагали приверженцы Пролеткульта. Они полностью отрицали “буржуазную систему упражнений”. Доходило до абсурда. Например, в 1925 г. была опубликована статья о педагогической сущности футбола, где доказывалось, что эта игра, поскольку она является изобретением английской буржуазии, учит советскую молодежь обману, что, дескать, финт — это обман, а следовательно, он (финт) отрицательно влияет на личностные качества занимающегося этим видом спорта. Вместо “буржуазных упражнений” рекомендовалась “трудовая гимнастика”, т. е. подражательные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и т. п.). Большая роль отводилась зрелищным демонстрациям, где упражнения нужно было выполнять с выразительной силой, наподобие балета. Особенно ярко это проявлялось в танцевальных движениях. Например, выдающаяся американская танцовщица А. Дункан, жившая в России в начале 20-х гг., стремилась в хореографических образах воплотить лозунги коммунистической революции. Она танцевала “идею красного знамени”, “гимн III Интернационала”, песни пионеров и комсомольцев.

    Это направление не выступало против спорта вообще, но отрицало личные соревнования. Приверженцы Пролеткульта были против развития в нашей стране целого ряда видов спорта (бокса, спортивной гимнастики, футбола и др.) только потому, что они культивировались в капиталистических странах. В программных тезисах ЦК Пролеткульта “О задачах физической культуры пролетариата” говорилось:

    1. Отрицая с исторической и научной точки зрения все старые системы физической культуры буржуазии, пролетариат создает классовую физическую культуру.

    2. В настоящее время надо строить не физическую культуру для пролетариата, а физическую культуру пролетариата.

    3. Новая физическая культура пролетариата — это психофизиологическое воспитание квалифицированного человека.

    4. Новая физкультура пролетариата есть новая трудовая гимнастика и новый коллективный спорт...”.

    Эти положения Пролеткульта критиковались В. И.Лениным и ЦК РКП(б) “...как теоретически неверные и практически вредные...”. По заданию Ленина публицист Я. А. Яковлев в 1922 г. написал большую статью в газете “Правда” с критикой позиций Пролеткульта в физической культуре и спорте. В статье не без сарказма отмечалось: “Отныне мы играем в футбол, лаун-теннис, городки, выбрасываем руки, ноги и тело в разные стороны в “сокольских играх” по-новому, по-пролетарскому, по-культурно-пролетарскому, посрамляя тем культуру Ллойд-Джорджа всячески”. Тем не менее взгляды Пролеткульта нанесли существенный вред физическому воспитанию в нашей стране. Мнение сторонников Пролеткульта примитивно сводилось к тому, что спортивное оборудование и снаряды, физические упражнения и качества обусловливают ту или иную мораль.

    Показательна в этом плане судьба скаутского движения одной из популярных среди детей и юношей внешкольной формы работы по всестороннему воспитанию, в том числе и физическому. Отношения скаутов с большевиками были определенно холодными и со временем еще более ухудшались. Кроме непосредственной связи многих скаутов и скаут-мастеров с белогвардейцами были и другие причины ухудшения отношений. Дело в том, что с созданием в 1918 г. комсомольской организации скауты стали в некотором роде ее конкурентами. Кроме того, оппозиционно настроенные по отношению к большевикам слои рассматривали скаутов как противоядие анархии, революции и безбожию. По их убеждению, скауты олицетворяли дисциплину, стабильность, истинные духовные ценности святой Руси. В свою очередь, многие большевики считали скаутов “инструментом” британского правительства и мировой буржуазии. Но хотя дискуссии о скаутском движении проходили остро, оно сохранялось и даже развивалось вплоть до 1922 г. Так, например, к 1920 г. было создано 14 скаутских отрядов в различных городах Московской губернии. Эти отряды вошли в состав московской дружины скаутов. В этом же году подотдел физической культуры отдела народного образования Московского губ-совдепа провел второе расширенное совещание по скаутизму. Было заслушано сообщение одного из лидеров этого движения В. А. Попова. Он, в частности, сказал, что скаутские организации ставят своей целью борьбу с моральным и физическим вырождением юного рабоче-крестьянского поколения; средством борьбы с этими явлениями скаутские организации считают физические упражнения детей и подростков до 16-летнего возраста в естественных природных условиях. В. А. Попов отметил, что организационная и содержательная деятельность скаутских отрядов подчинена законам и обычаям скаутов, принятым комиссией по разработке положения о скаутизме при Центральном управлении Всевобуча. Скаутские отряды должны создаваться на добровольных началах по территориальному принципу, чтобы скауты легко могли поддерживать связь между собой, быстро собираться в случае стихийных бедствий — пожаров, наводнений, катастроф и т. п.

    В 1920 г. Центральным управлением Всевобуча были разработаны законы, правила и обычаи, разрядные требования (1, 2 и 3-й разряды), программа состязаний по скаутской подготовке. В качестве примера приводим требования к 1-му разряду:

    1. Пробыть в организации не менее 6 месяцев.

    2. Знать краткую историю скаутского движения в России и за границей.

    3. Уметь оказывать первую помощь до прибытия врача.

    4. Уметь сделать съемку местности.

    5. Проплыть не менее 50 м и владеть приемами спасания.

    6. Пробыть 2 недели в лагере и участвовать не менее чем в 5 экскурсиях.

    7. Пройти одному или с товарищем 15 км и представить письменный отчет об этом.

    8. Определить на глаз расстояние в лесу, комнате, на площадке.

    9. Уметь вести отряд из 30 скаутов.

    10. Иметь какой-нибудь трудовой навык.

    11. Провести беседу на тему о скаутизме.

    В день принятия Всевобучем законов и обычаев скаутов 20 мая 1920 г. в Московской губернии проводился День спорта. Он состоялся в Москве и ряде уездных (районных) городов: Павлове-Посаде, Верее, Волоколамске, Клину, Богородске (Ногинске). Результаты, показанные на этих состязаниях, представлены в таблице на с. 86.

    В программу праздника, например в Волоколамске, входили: торжественный митинг, где выступавшие говорили о значении спорта, допризывной подготовки и всеобщего военного обучения как условий для оздоровления населения; состязания в легкоатлетическом пятиборье (бег на 100 и 400 м, толкание ядра, прыжки в длину и высоту с разбега), поднятии тяжестей, футболе, перетягивании каната. Об этих соревнованиях тогда, в частности, писалось: “...по тяжелой атлетике выступал тов. Егоров, который показал упражнения с “двойниками и живым весом”. Особенно публику заинтересовало вколачивание рукой гвоздя в толстую доску и растягивание (перетягивание) каната двумя партиями (группами) по пять человек с каждой стороны”. А вечером в местном театре был поставлен спектакль силами артистов Волоколамска.
    Результаты призеров соревнований, показанные в День спорта в мае 1920 г. в городах Московской губернии

    Виды соревнований

    Москва

    Волоколамск

    Сходня

    Бег на 60 м, с





    7,5 7,8 7,9

    Бег на 100 м, с

    11,9 12,5 13,0

    13,0



    Бег на 400 м, мин, с



    1.17



    Прыжок в длину, м



    4,19

    5,27 5,22 5,02

    Прыжок в высоту, м

    1,60 1,50 1,45

    1,30

    1,50 1,45 1,40

    Метание диска, м

    32,62 29,88 28,02



    28,08 27,36 25,03

    Метание копья, м

    42,09 32,54 29,81



    37,13 34,15 30,30

    Толкание ядра, м



    7,28





    Организаторы детского движения в советской России понимали, что скаутские занятия — дело интересное и полезное и что речь должна идти не о ликвидации содержательной стороны скаутизма, а об изменении идеологической направленности его деятельности применительно к воспитательным задачам, решаемым в государстве.

    В 1922 г. 18 скаут-мастеров Москвы выступили с декларацией по вопросу создания детского движения в РСФСР. В ней, в частности, говорилось: “В основу организации детских групп должна быть положена система “скаутинг”, освобожденная от ее буржуазного налета и наполненная новым общественно-трудовым содержанием. Старое скаутское движение, покоящееся на отвергнутых буржуазных принципах, является, естественно, противоположным новому детскому движению и потому не может вызвать с нашей стороны ничего иного, как борьбу за победу именно “освобожденного скаутинга”. Название “скаут”, поскольку оно является синонимом движения со старым содержанием, может быть заменено новым, причем лучшим и наиболее ярко отражающим сущность движения было бы название “юные пионеры”.

    Эти публичные заявления свидетельствуют о желании сохранить содержательную суть скаутизма, изменив идеологическую направленность его деятельности в соответствии с учением марксизма-ленинизма. Различие во взглядах состояло лишь в подходе к названию детского движения: одни выступали за сохранение старого названия, другие предлагали заменить его термином “пионерское движение”. Декларация была опубликована практически одновременно со Второй Всероссийской конференцией РКСМ, принявшей постановление “О детском движении”, в котором речь шла о создании в стране пионерской организации. По существу, в обоих этих документах говорилось об одном и том же.

    Так на смену скаутскому пришло пионерское движение. Главное, что их различало в то время, — идеологическая основа деятельности. Ведь само по себе употребление слова “пионер” вместо “скаут” ничего не меняло. Сам основатель скаутского движения Р. Баден-Пауэл говорил, что “скаут — это и есть охотник, первопроходец, зачинатель, т. е. пионер”. В организационном и методическом отношении пионерская организация многое взяла из системы скаутинга: структуру организации, форму, некоторые из законов, правил и обычаев, призыв “Будь готов!”, некоторые ритуалы, летние лагеря и т. д.

    В 20-е и в какой-то мере в 30-е гг. пионерское движение было очень популярно, оно пользовалось всенародным признанием.

    То было во всех отношениях и во многом противоречивое время. С одной стороны, для советских людей были характерны жизнерадостность, чувство всеобщего энтузиазма, гордость за свою страну, ощущение подъема и убежденности в возможности решения самых трудных задач, вера, что материальные трудности — временные, ударным трудом они будут преодолены и советских людей в ближайшее время ждет светлое будущее. Все это во многом определяло успехи и в работе пионерской организации. С другой стороны, этот всеобщий оптимизм во многом был внешним, формальным, не подкрепленным материальной и финансовой базой.

    Названные противоречия в полной мере проявились и в деятельности пионерской организации, с которой начали сотрудничать и некоторые скаут-мастера. Уже к концу 20-х гг. в деятельности пионерской организации начинает заметно проявляться формализм. Она перестала быть ограниченным по численности движением, каким был скаутизм. Так, если в 1924 г. в стране насчитывалось 16 тыс. пионеров, то к концу 1925 г. — 1,5 млн., а к 1941 г. — 12 млн. Но рост численности пионеров не сопровождался соответствующим материальным обеспечением. Требовались профессионально подготовленные руководители и организаторы, а их было очень мало. Скаутское содержание в пионерском движении исчезло полностью. Сам же скаутизм стали однозначно представлять как чуждое советскому строю детское движение. Запрет детского скаутского движения в советской России — яркий пример отрицательных перегибов идеологического толка.

    Скаутизм содержит в себе мощный воспитывающий потенциал. Это распространенная в современном мире система внешкольного воспитания. Контакты между скаутскими организациями разных стран осуществляют международные комитеты, объединяющие около 16 млн. скаутов более чем из 120 стран мира.

    В России процесс возрождения скаутского движения начался в 1990-х гг. Определилось несколько направлений его деятельности: направление, находящееся под покровительством Русской православной церкви, — Федерация православных следопытов; направление, созданное на принципах межконфессиональности, — Федерация скаутов России; направление, проводящее работу на принципах Организации российских юных разведчиков (ОРЮР). Одна из основных проблем возрождающегося скаутизма в России — материально-финансовые и организационные трудности.

    Обозначились в 20-е гг. и концепции, согласно которым рекомендовалось без всяких изменений внедрять в физическое воспитание молодой советской страны немецкую, шведскую, сокольскую, французскую или другие гимнастические системы.

    В обстановке существования различных концепций, по которым предлагались указанные выше направления развития физической культуры, большое значение имело постановление ЦК РКП(б) 1925 г. “О задачах партии в области физической культуры”. В нем сформулированы определение социалистической системы физического воспитания, ее задачи и содержание; организационная структура; место физкультурно-спортивного движения в обществе. В постановлении, в частности, указывалось, что физическую культуру необходимо рассматривать не только с точки зрения физического воспитания и оздоровления, как одну из сторон культурной, хозяйственной и военной подготовки молодежи, но и как один из методов воспитания масс, (поскольку физическая культура развивает волю, вырабатывает коллективные навыки, настойчивость, хладнокровие и другие ценные качества), как средство сплочения широких рабочих и крестьянских масс вокруг партийных, советских и профессиональных организаций.

    Развитие физической культуры в СССР, говорилось в постановлении, имеет большое значение, поскольку спортивно-гимнастические связи трудящихся нашей страны с рабочими организациями зарубежных стран еще более укрепляют международный фронт.

    Физическая культура, отмечалось в постановлении, не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и пр., но должна включать общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха и т. д.

    Относительно соревнований в постановлении говорилось, что нагрузки в них следует научно обосновать. Соревнования должны вовлекать массы в занятия физкультурой.

    Физическая культура как неотъемлемая часть общеполитического культурного воспитания и образования, оздоровления масс должна быть включена в общий план деятельности профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ, органов здравоохранения и т. д. Поэтому она не должна обособляться и в организационном отношении в какие-либо самостоятельные спортивно-гимнастические объединения, что неизбежно привело бы к отходу от основной политико-просветительной работы и к отрыву занимающихся физической культурой масс от основных общественных организаций.

    Непосредственное руководство физическим воспитанием в школах осуществляют органы Наркомпроса.

    Объединением и согласованием деятельности всех организаций, ведущих работу по физкультуре, руководят ВСФК и его местные организации, в которые должны входить ответственные представители всех объединяемых организаций. Задачи этих советов: общее направление физкультурной деятельности, а также научно-методическое и учебное руководство ею и согласование мероприятий по взаимному использованию площадок, стадионов, проведению соревнований, физкультурных выступлений и т. п.

    Для выполнения этого постановления перед партией были поставлены следующие задачи:

    1. обеспечить политическое руководство физкультурным движением, не допуская его отрыва от массовых, профессиональных и политорганизаций;

    2. придать этому движению массовый характер с вовлечением в него не только рабочих и работниц, но и крестьян, и не только молодежи, но и взрослых рабочих и работниц; при этом особое внимание надлежит обратить на постановку физической культуры среди пионеров и коренного населения нацреспублик;.

    3. усилить работу ВСФК в части обеспечения дела научного руководства физическим воспитанием и развитием;

    4. принять меры к выделению в местные СФК ответственных представителей ведомств и организаций и не допускать замены их техническими сотрудниками.

    Это постановление имеет принципиально важное значение для заложения фундамента советской системы физического воспитания. Так или иначе оно декларирует ее основные компоненты: цель, задачи, основы, принципы, средства. В последующих многочисленных постановлениях партии и правительства о физической культуре и спорте в основном развивались положения, заложенные в этом первом руководящем документе. Из него же следует усиление роли политического и идеологического факторов в управлении физкультурным движением. Вместе с тем оно в полной мере демонстрирует командно-административный подход к управлению физической культурой и спортом. Состав президиума ВСФК, который осуществлял главные функции управления, подтверждает это. Он состоял из пяти человек: председателя, заместителя председателя (обычно им был представитель военного ведомства), представителя ЦК РКП(б), представителя ЦК РКСМ, представителя ВЦСПС. Членом ВСФК был и представитель Главного политического управления.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   27


    написать администратору сайта