Главная страница

Голощапов. История ФКС учебник. Программа "Физическая культура и спорт"


Скачать 3.44 Mb.
НазваниеПрограмма "Физическая культура и спорт"
АнкорГолощапов. История ФКС учебник.doc
Дата28.01.2017
Размер3.44 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГолощапов. История ФКС учебник.doc
ТипПрограмма
#209
страница4 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Глава 3. Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока



Многие восточные единоборства и оздоровительные стили представляют собой четкую систему физических упражнений с философской и морально-этической базой, что позволяет осуществлять не только физическое, но и нравственное, психологическое, духовное совершенствование человека. Известно, что ни прикладная, ни даже спортивная сторона ушу, каратэдо, таэквондо и пр. не существует на Востоке изолированно. Являясь частью воспитания человека и образа его жизни, эти виды единоборств служат развитию и становлению гармоничной личности. В боевом искусстве, например, как это ни парадоксально, содержится и миролюбие буддизма: мастера боевого искусства никогда не бывают агрессивными, напротив, любые приемы начинаются с защитных, а не с атакующих движений. “Мастер ушу никогда не нападает первым, он лишь возвращает назад зло, которое исходит от противника” — такова заповедь боевого искусства. Еще пример: именно на Востоке рукопашный бой был превращен в искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьез. Именно поэтому оно сохранилось до наших дней.

Истоки практики йогов восходят к магии древнейшей религии II в. до н.э. в жизни племен, населявших Древнюю Индию. Йога буквально означает связь, единение, сосредоточение, усилие. Основоположником этой религиозно-идеалистической системы принято считать Патанджали (II в. до н.э.). Его ценное наследие дошло до нас в виде сборников афоризмов под общим названием “Драгоценные четки”. В такой своеобразной форме изложены основные постулаты хатха-йоги, цели которой определяются следующими восемью ступенями совершенства: строго соблюдать всеобщие моральные заповеди — яма; заниматься (путем самодисциплины) внешним и внутренним очищением — нияма; посредством физических упражнений (принятия поз — асан) стремиться достичь физического здоровья; научиться контролировать свое дыхание и таким образом управлять потоками праны (общеуниверсальной энергии) как в своем теле, так и за его пределами — пранаяма; уметь управлять своими чувствами (эмоциями) — пратьяхара; научиться в нужный момент сосредоточивать (контролировать) свое внимание на поставленной цели (задаче) — дхарана; овладеть всеми премудростями созерцания (медитации), направляя свое мышление в необходимое русло, — дхъяма; достичь состояния самадхи, т. е. слияния с понимаемым каждым по-своему абсолютом (богом, истиной, космосом и т.д.).

В результате многовековых усилий кроме религиозной и философской систем сложилась и уникальная система психофизиологического тренинга, т. е. возникли многие течения йоги, основанные на двигательных действиях. Среди них можно выделить хатха-йогу. Ее относительно подробно описал в IV—V вв. Шилпасатраке в книге “Руководство по искусству движений”.

Хатха-йога, или физиологическая йога, по своей сути представляет собой метод очищения и укрепления организма с помощью особой системы упражнений. Основными элементами, которые составляют хатха-йогу, являются асаны (позы) и пранаямы (дыхательные упражнения). Кроме этого, выделяют еще методы контроля и воздействия на эмоциональное состояние человека, гигиену, питание и сон.

Развитие хатха-йоги совпало с периодом расцвета медицины в Древней Индии, которая более чем на тысячу лет раньше У. Гарвея знала законы кровообращения, объясняла роль микробов в возникновении болезней. Поэтому не случайны различные асаны в системе йога, воздействующие на системы организма.

В XIII в. система хатха-йога, состоявшая из статичных асан, пополнилась течениями, где уже были динамические упражнения. Эти течения назывались дандалок и баскик. Заметную роль в этом сыграл пророк провинции Пенджаб гуру Нанак (1469 — 1538). Следует заметить, что в отличие от христианства религия средневековой Индии не была противником физических упражнений, и йоги в частности. Напротив, она активно и положительно влияла на практику йоги, основанной на движениях.

В учении йогов много по-настоящему ценного, полезного для людей. Опыт ее применения изучается и совершенствуется в наше время на уровне научно-исследовательских институтов. На этой основе создается более совершенная система. В частности, разработана йога для здоровья (Р. Хитлман, 1991), многие упражнения йоги находят свое применение и в современном физическом воспитании школьников. Но здесь часто речь идет о внешнем сходстве асан с современными физическими упражнениями. Например, обучая школьников выполнению стойки на лопатках (“березке”), учитель акцентирует внимание на освоении этого двигательного действия. Далее же, когда ученик освоит это упражнение, учитель, как правило, не возвращается к нему, т.е. ставится исключительно двигательная (физическая) задача. А вот какова целевая установка при выполнении “березки” в йоге? Эта асана называется сарвангасана (“свеча”). Во-первых, освоение позы (“свеча” выполняется в двух вариантах) необходимо для того, чтобы в дальнейшем использовать ее в оздоровительных целях. Во-вторых, при выполнении этой асаны йог знает о следующем: асана оказывает воздействие не только на различные мышцы, но и на систему кровообращения, щитовидную железу, железы внутренней секреции. Специалисты современной йоги утверждают, что сарвангасана незаменима при лечении гастритов, гепатитов, запоров, диспепсии, различных функциональных заболеваний органов глаз и области уха—горла—носа, а также для снятия головной боли. Целительно воздействие этой позы и при расширении вен на ногах. Даются указания, что упражнение следует выполнять после окончания рабочего дня и всегда перед едой. Специалисты считают, что фиксировать эту позу можно до 15 мин. Начинающим же достаточно и 1 мин, затем время удержания позы постепенно увеличивается, но следует проверять, как это сказывается на кровяном давлении и на работе сердца. Вышесказанное, разумеется, не является методическим указанием, а лишь демонстрирует различие между физическими упражнениями со спортивной направленностью и такими же упражнениями (по своей внешней форме) из оздоровительной системы йога.

Система дыхательных упражнений (пранаяма) отличается своим совершенством, ее эффективность признается большинством современных специалистов.

Немалое значение в системе йога придается вопросам мышечного расслабления. Оно может осуществляться двумя способами: либо при помощи последовательной релаксации (расслабления) отдельных частей тела, либо путем одновременного общего расслабления. Для последовательной релаксации йоги выделяют 16 областей тела, на которых поочередно следует концентрировать внимание: кончики пальцев ног, голени, колени, бедра и руки, сфинктер прямой кишки, половые органы, пупок, желудок, сердце, шея, губы, кончик носа, глаза, пространство между бровями, мозг.

Особого внимания заслуживают многие рекомендации по личной гигиене. Занимающиеся йогой не курят, не употребляют спиртных напитков, ограничивают количество принимаемой пищи.

Большое внимание йоги придают чистоте тела. Помимо общеизвестных рекомендаций в йогических текстах встречаются советы по гигиене дыхательных путей.

В целом обновленная система йогов заняла по-настоящему важное место в системе оздоровительной физической культуры.

Ушу означает в переводе “воинское искусство” или “воинская техника”. Оно (искусство) включает в себя: рукопашный бой без оружия и с оружием, стрельбу и метание различных снарядов, вольтижировку, акробатические трюки в театральных поединках и т.п. Соответствующий психофизический тренинг считается необходимой составной частью любой разновидности ушу.

Термин “ушу” появился в Китае в Средневековье, однако лишь в XX в. он стал обозначать все созданные в Китае способы единоборства с оружием и без него, а также связанные с подготовкой бойцов методы тренировки и основанную на их базе гимнастику. Таким образом, в Китае под ушу иногда подразумевают все виды восточных единоборств: вьетнамское — водао, корейское — таэквондо, японское — каратэдо и другие азиатские системы, развившиеся во многом на китайской основе.

В Китае классические, “главные”, виды ушу обычно подразделялись на три группы: единоборство с оружием и без него, стрельба и метания, театральные и спортивные выступления.

В настоящее время в КНР ушу подразделяется так: выполнение комплексов формальных (общеразвивающих) упражнений, обусловленный спарринг без оружия, свободный спарринг двух партнеров без оружия, бой без оружия против нескольких противников, упражнения с оружием и схватка с оружием или без него против вооруженных противников, лечебно-оздоровительная гимнастика с включением дыхательных упражнений и точечного массажа.

На протяжении веков обучение воинов или крестьян в повстанческих отрядах проходило по облегченной программе классических видов ушу, которая должна была привить определенную культуру движений, навыки владения оружием, верховой езды и т. п. Настоящие же мастера ушу проходили многолетний курс обучения в монастырях и закрытых школах, где опытные наставники посвящали их в тайны цигун — техники управления “жизненной энергией” организма — абсолютным оружием древности. Только в специальных, предназначенных исключительно для посвященных, школах, оснащенных соответствующим оборудованием и методиками, мастеру могли дать ключ к искусству владения ушу.

Гимнастика ушу содержит в себе два исторически сложившихся направления — “внешнее” и “внутреннее”. Считается, что “внешнее” развивает тело, т.е. его физические кондиции, а “внутреннее” — психику, сознание.

Сейчас в ушу насчитывается несколько сотен не похожих друг на друга школ. Такое разнообразие стилей — результат как многовековой истории развития ушу, так и ее широкой разбросанности по огромной территории Китая. Сначала системы упражнений разделялись на внешнее и внутреннее направления — первое, как уже говорилось, с упором на развитие физических качеств (“длинный кулак”) — шаолиньская школа, второе — с акцентом на мобилизации “жизненной энергии” (школы тайцзи, синъи, багуа). Затем великая река Янцзы обозначила границу северного (хуацюань, чацюань, таньтуй, дитанцюань, фаньцзыцюань) и южного (школы Хун, Лю, Цай, Ли, Мо, юнчунь, уцзу) направлений. На северное и южное течения распалась и шаолиньская школа, развивавшаяся главным образом усилиями нескольких одноименных монастырей. Многие школы ушу имеют в своем арсенале упражнения со снарядами — спортивными вариантами оружия прошлых эпох, разновидности которых исчисляются десятками. Наконец, самобытной ветвью ушу являются так называемые подражательные стили — “звериные” школы: “Орла”, “Обезьяны”, “Богомола” и т.п., школа “Пьяного”. Они встречаются и на юге, и на севере как во внешних, так и во внутренних стилях.

На примере становления и развития ушу в северной шаолиньской школе, культивировавшей внешнее направление, проследим далее ее эволюцию в Китае.

Шаолинь, находящийся и в настоящее время недалеко от древней столицы Лоян, по праву считается колыбелью классических воинских искусств “внешнего” стиля. Он был построен в III в. Шаолиньское ушу вобрало в себя богатейшие традиции борьбы, существовавшие в Китае на протяжении многих веков. Так, в 35 километрах от Шаолиня на стене древней ханской гробницы были обнаружены фрески с изображением борьбы. Эти фрески нарисованы тремя веками раньше основания монастыря.

Монастырь, построенный группой буддийских монахов с помощью местных крестьян, должен был защитить братию от войск враждующих феодалов и свирепых разбойничьих банд. Монастырь получил название Шаолинь — Молодой лес.

В V в. Шаолинь был уже главным буддийским центром государства Северная Вэй. Старое здание было перестроено, монахам были созданы все условия для занятий боевыми искусствами. Император распорядился оставить в монастыре гарнизон для охраны. Отныне монахам не нужно было нести караульную службу, изнурять себя разучиванием сложных приемов рукопашного боя. Посвятив свое время религии, они надолго отошли от практики ушу. Почти на сто лет традиции монастырского рукопашного боя были преданы забвению.

История свидетельствует, что в 527 г. н. э. в Китай из Индии прибыл буддийский проповедник Бодхидхарма с небольшой группой единомышленников. Прибыл он для проведения посвящения. Его желание стать советником правителя государства Северная Вэй не осуществилось, и он удалился в буддийский центр этого государства — Шаолинь. С его именем связывают то, что на протяжении VI —IX вв. центром обучения военно-прикладному искусству кулачного боя (цюань-шу) снова стала монастырская школа Шаолиня, имевшая филиалы при нескольких храмах в разных частях страны. Уже во времена Бодхидхармы, как свидетельствуют китайские историки, в Шаолине появились профессиональные преподаватели воинских искусств.

Любопытно, что среди борющихся монахов на фресках встречаются некитайские этнические типы — с удлиненными носами и темной кожей. Так согласно канону принято было изображать индийцев. Вероятно, художники увековечили память первых наставников ушу, пришедших в монастырь вместе с Бодхидхармой.

Сам Бодхидхарма не был профессиональным наставником воинских искусств, вероятно, владел ими лишь в той мере, которая считалась необходимой и достаточной. Тем не менее для учеников, полных дилетантов в этом деле, он был непререкаемым авторитетом. Нет ничего удивительного в том, что молодым монахам нравилось чередовать продолжительную сидячую медитацию с овладением искусством кулачного боя.

На первых порах обитателям Шаолиня было показано 18 элементарных приемов, которые должны были составить минимальный комплекс самообороны. До нашего времени в китайском искусстве кулачного боя было разработано несколько тысяч приемов, причем многие из них зародились в Шаолине, но упражнения Бодхидхармы всегда оставались неотъемлемой частью программы обучения. В них, как утверждают современные специалисты, нашли законченное воплощение характерные особенности боевой практики Чань (Чань — одно из направлений религии-учения — буддизма): концентрация, расслабление, контроль за дыханием, плавность и незаметность переходов, повышенная координация движений, неослабевающий контроль за маневром противника, точность выполнения приема, следование специфическому ритму боя.

Введенный Бодхидхармой или его преемниками комплекс ушу назывался “Восемнадцать движений рук архатов” (архат — земной полубог), поскольку именно в этих исходных положениях были запечатлены в скульптуре и фресках Индии канонические изображения древних индийцев буддийского пантеона (храма). По преданию, Бодхидхарма ввел и специфическую разминочную гимнастику, изложив ее суть в трактате “Перемены в мышцах и сухожилиях”. Она также включала в себя 18 основных упражнений и была рассчитана исключительно на повышение общего жизненного тонуса монахов.

Дамо (так китайцы называли Бодхидхарму, так как по-китайски вторая часть его имени — “дхарма” звучит как “дамо” — путь, закон), кроме названного приписывают сочинение еще одного важного трактата — “Трактата о мозге костей”. Вообще, в Китае существует традиция — связывать великие свершения и открытия с легендарными героями древности.

Отличия монастырской системы самообороны от светской были продиктованы рядом обстоятельств. Воины (а искусство кулачного боя уже с эпохи Хань (II в. н.э.) в упрощенных формах практиковалось в семьях потомственных военных) пользовались мечом, пикой, секирой, клевцом, шестопером и др. В бою ставка делалась главным образом на владение оружием. Физические действия без оружия использовались лишь в самом крайнем случае. Между тем монахам волей-неволей приходилось рассчитывать только на физические возможности да силу молитвы. Уставом буддийской общины монахам разрешалось иметь в личном распоряжении 18 (комплекс ушу, как вы уже знаете, также состоял из 18 приемов!) предметов, в том числе плошку для подаяния, четки, трут и прочие совершенно непригодные для боевых действий вещи. Были в том списке также посох и нож, которые, конечно, разрешалось пускать в ход при самозащите, преимущество перед мирянином могли дать только виртуозное владение своим телом, быстрая реакция, четкая постановка удара и блока. Лишь спустя столетия в практику монастырского ушу вошла отработка приемов с различными видами оружия.

Принципы военной подготовки монахов основывались на результатах предельных по трудности упражнений, позволявших надеяться, что боец всегда сумеет отразить действия противника и нанести смертельный ответный удар. Школе Шаолиня в отличие от светского ушу были свойственны прежде всего жесткость и прямолинейность движений в сочетании с предельной резкостью. В Шаолине поощрялась практика ближнего боя, причем наряду с ударами отрабатывались и различные виды захватов кисти руки с последующим воздействием на болевые точки. В борьбе с сильным противником большего веса умело захваченный мизинец мог скорее принести победу, чем несколько серий ударов руками и ногами. Впоследствии в рамках монастырской школы был разработан целый комплекс приемов по захватам руки.

На протяжении VI —IX вв., пока обитатели Шаолиня удерживали в тайне наиболее существенные элементы своего искусства, монастырская система самообороны успешно развивалась. В основе совершенствования были наблюдения за повадками животных. Например, удары руками наносились не только кулаком, но и пальцами в положении птичьей лапы — ими резко сжимались участки кожи (особенно в области лица). Эта техника возникла в Шаолине и получила название “Орлиные когти” по аналогии с манерой орла нападать на свою жертву, вонзая в нее когти и разрывая тело.

Первые патриархи Шаолиня разработали монастырский устав, который неукоснительно соблюдался. Монахи вставали в 5 ч утра и в любое время года проводили 2 ч в медитации на открытом воздухе. Несколько наставников с бамбуковыми палками ходили между рядами монахов и ударами по плечу будили нерадивых, начинавших дремать. Вслед за медитацией шло выполнение гимнастических упражнений. Большое внимание уделялось водным процедурам и массажу. То и другое производилось в специальных павильонах.

После легкого завтрака несколько часов отводилось теоретическим занятиям.

Рукопашный бой, занимавший важное место в жизни обитателей Шаолиня, рассматривался как продолжение религиозной практики, своего рода активная медитация, ведущая к “прозрению”.

Занятия ушу проходили во внутреннем дворе монастыря либо под огромным навесом, прикрывавшим место занятий от дождя. Вся братия выстраивалась рядами в определенном порядке, соответствовавшем семи рангам старшинства. Перед строем становился главный наставник воинских искусств, а рядом с ним четыре помощника (шифу). Ученики и учителя склонялись в ритуальном поклоне. После этого приступали к повторению знакомых приемов и разучиванию новых.

В полдень шли обедать в трапезную. В рационе преобладали рис, соя, кунжут, овощи, а также всевозможные полезные коренья и травы. Считалось, что вегетарианская диета не только позволяет свято соблюдать заповеди Будды, но и способствует очищению организма от различных шлаков, созданию идеального “сосуда” для циркуляции биоэнергии.

После короткого отдыха занятия ушу продолжались, но теперь вся братия разделялась на группы: новичков, опоясанных символической толстой веревкой (вервием) — характерным атрибутом шаолиньского монаха, и старых мастеров. Новички осваивали базисные стойки и приемы, затрачивая порой месяцы и даже годы на отработку одного-единственного движения. Лишь спустя три года они допускались к работе с партнером в свободном спарринге.

“Опоясанные вервием” (новички) занимались по четыре человека под руководством “старших братьев” — опытных наставников шифу. Они разучивали сложные комбинации приемов, применяя в схватке различные способы нападения и защиты. Старые мастера совершенствовали свое мастерство под присмотром главного наставника. Для них объектом изучения были “точечные касания” (болевые приемы), секретные методы дыхания и контроль жизненной энергии.

Под вечер группы вновь объединялись, чтобы продемонстрировать друг другу и “старшим братьям” свои умения. Ежедневная оценка освоенных движений позволяла наставникам судить об успехах или о неудачах каждого монаха. При этом излишняя самоуверенность и бахвальство жестоко карались: вызвав хвастуна, наставник перед строем легко доказывал ему кулаком несовершенство его познаний. Личный пример при обучении ушу был в основе обучения. Учитель же, потерпев поражение в схватке с учеником, хотя и сохранял свой престиж, но по отношению к данному ученику уже не мог считаться учителем. Традиции и этика Шаолиня предписывали мастеру до глубокой старости оставаться в форме и уметь противопоставить свое мастерство азарту молодежи. В истории монастыря как символ активного долголетия и непревзойденного мастерства осталось имя патриарха Линь Во. Почтенный старец сумел одолеть в поединке 30 шифу подряд, не получив ни единого удара.

Поскольку схватки проводились в полную силу, без всяких скидок на “учебный” характер занятий, монахи часто получали тяжелые травмы и должны были сами лечить поверженных собратьев. Помимо традиционного канона они владели секретными приемами реанимации, в основе которых была система “точечного касания”. Как и способы поражения ударами в уязвимые точки на теле, эти способы лечения держались в глубокой тайне, порождая в народе легенды о сверхъестественных способностях шаолиньских лекарей. Сейчас эти места на теле человека называют биологически активными точками (БАТ).

Необыкновенные способности воспитанников Шаолиня были продемонстрированы в настоящих боевых действиях. Основатель династии Тан (618 — 907) император Гао-цзу, прослышав о мастерах Шаолиня, обратился к настоятелю с просьбой предоставить отряд монахов в распоряжение действующей армии. Такой отряд был сформирован. Появляясь на самых опасных участках, монахи вклинивались в ряды неприятеля и прокладывали путь главным силам. Вооруженные лишь тяжелыми деревянными или железными посохами, дружинники Шаолиня были непобедимы в рукопашном бою. Сплоченность, мужество и презрение к смерти преумножали их силы. После воцарения новой династии слава о школе воинских искусств Шаолиня гремела по всему Китаю. Но секреты монастырского ушу по-прежнему оставались достоянием избранных. Составленный тогда трактат по искусству кулачного боя “Цюань-цзин” тщательно хранился внутри монастыря. К сожалению, этот уникальный труд сгорел во время пожара.

Конец IX — начало X в. были тяжелым временем для буддизма в Китае. Подавляя народные волнения, правительство обрушило удар и на буддийское духовенство, считавшееся одним из источников смуты. Было разрушено и сожжено 4,5 тыс. больших буддийских монастырей и около 40 тыс. других храмов. Не избежал этой трагической участи и Шаолинь со всеми своими филиалами. Монахи, изгнанные из обители, вынуждены были искать убежища среди мирян. Опасаясь преследования, многие сменили монашеское одеяние на крестьянское платье. Гонения на буддизм вскоре прекратились, но Шаолинь уже не был прежней академией воинских искусств. Выйдя за стены монастыря, ушу все глубже проникает в народную среду, приобретая новый, светский, характер.

Монгольское владычество в Китае в XIII—XIV вв. послужило косвенной причиной оживления деятельности мастеров ушу. Строгий запрет на ношение оружия выдвинул на передний план искусство цюань-шу (цюань — кулак). Возникали новые школы, многие из них были на нелегальном положении.

Предание гласит, что с помощью шаолиньских монахов был освобожден от монголов Пекин, завоеватели были изгнаны в северные степи, за Великую стену.

В начале XV в. монастырю вновь были пожалованы деньги и земельные угодья. Влияние монахов при дворе заметно возросло. Но многие шифу предпочитали из гуманных соображений не раскрывать тайны ушу. Один из мастеров, например, завещал выбить на своем надгробии следующие слова: “Дети мои, здесь погребено всеобъемлющее Учение. Сокрытая здесь мудрость — это богатство, которое никогда не увидит света дня. Молчание было необходимо, чтобы уберечь Учение от неразумных, — иначе могилу эту нельзя было бы назвать могилой мудрости”. Оставшиеся немногие хранители секретов Шаолиня не были сторонниками раскрытия секретов школы. Во-первых, шифу запрещалось обучать лиц, не являющихся буддийскими монахами или хотя бы послушниками. Во-вторых, они опасались жестокой конкуренции, так как в миру уже было немало мастеров, способных успешно соперничать с питомцами Шаолиня. Наконец, учитывая всеобщее падение нравов в хаосе антимонгольской борьбы и междоусобиц, можно было предположить, что из вчерашнего ученика может выйти обыкновенный разбойник с большой дороги. В конце концов шаолиньская школа оказалась перед выбором: превратиться в некое наследие прошлого, лишенное какой-либо практической ценности, или идти по пути радикального обновления. Ведь замкнутость — противник прогресса.

История возрождения ушу в Шаолине связана с именем Цзяо Юаня (конец XV в.). Им были разработаны 72 приема захвата рук. Основанные на хорошем знании анатомии и законов биомеханики, приемы Дзяо Юаня были рассчитаны на воздействие на болевые точки в суставных соединениях. Он также хорошо знал, что Китай буквально наводнен специалистами ушу самых разных школ, у которых есть чему поучиться. Покинув стены Шаолиня, Цзяо Юань отправился странствовать по Китаю, надеясь пополнить знания об ушу. Поиски закончились тем, что три крупнейших мастера — Цзяо Юань, Ли Чэн и Бай Юйфэн — впервые в истории китайского ушу объединили усилия по его совершенствованию. Старец Ли владел тайной “медленной смерти”, страшным и разрушительным оружием — искусством “эффективного касания”, поражения уязвимых точек, а также искусством реанимации и точечного массажа. Бай Юйфэн предложил обновить и усовершенствовать традиционные “звериные” стили и способы ведения боя — стили “Тигра”, “Дракона”, “Леопарда”, “Змеи”, “Журавля”. Так был разработан новый комплекс из 170 приемов шаолиньского ушу.

Возрождение Шаолиня имело и моральную сторону. Моральный кодекс шаолиньского монаха содержал знаменитые “Десять заповедей Цзяо Юаня”, большинство из которых украшают стены современных спортивных залов и первые страницы пособий по ушу:

  • изучающий цюань-шу должен заниматься ревностно и упорно, не допуская никаких посторонних отвлечений;

  • применять цюань-шу разрешается исключительно в порядке самообороны;

  • обучающийся должен быть почтителен и скромен в обращении к наставнику и старшим товарищам, всегда проявлять по отношению к ним уважение;

  • обучающийся должен быть всегда вежлив, честен, доброжелателен в отношениях с товарищами;

  • изучающий цюань-шу обязан на людях сдерживать желание обнаружить свои познания, уклоняться от любого вызова;

  • изучающий цюань-шу ни в коем случае не должен первым затевать драку;

  • изучающий цюань-шу не должен пить вино и есть мясо;

  • обучающийся должен сдерживать половое влечение;

  • не следует торопиться обучать цюань-шу людей посторонних, не являющихся истинными буддистами, дабы не нанести вреда себе и своему делу. Обучать нужно лишь достойных — добрых сердцем и отвечающих искренней благодарностью;

  • изучающий цюань-шу должен всемерно избегать злобы, жадности и хвастовства.

В эпоху Мин, наступившую после изгнания монголов (XIV— XVII вв.), в Шаолине комплекс из 170 приемов Цзяо Юаня существенно усовершенствовался. В это время по всей территории Китая возникает немало школ, течений, направлений и стилей ушу. Морские торговые пути способствовали в конце XV в. проникновению ушу в другие страны. Отдельные монахи нередко покидали монастырь и разбредались по разным городам и весям. Одним из таких отходников был Чэнь Юаньбин, который в 1558 г. прибыл в Японию и обосновался в одном из монастырей. Там он обучал многих молодых самураев, положив начало одной из популярных школ — дзю-дзюцу (джиу-джитсу).

В период 1644—1723 гг. Китай подвергся нашествию маньчжуров. В течение многих лет монастырю удавалось сохранить видимость лояльности к маньчжурским властям, оставаясь одновременно центром заговорщиков. Конспиративная антиманьчжурская деятельность Шаолиньского монастыря закончилась тем, что огромный отряд правительственных войск взял штурмом упорно сопротивлявшуюся крепость и учинил среди ее защитников кровавую резню. 128 монахов-рыцарей погибли на поле брани. Лишь пятерым удалось скрыться. Вскоре, в 1723 г., хэнаньский Шаолинь был восстановлен. Новые обитатели поддерживали традиции монастыря, однако от антиманьчжурской борьбы решительно отказались.

Практика духовного и военного обучения монахов в Шаолине в XVII — начале XX в. была характерна следующим. Долгие часы медитации, философские беседы и упорные практические занятия ушу были основными видами воспитания обитателей. Тренировки уже включали упражнения, способствующие владению оружием. К ним приступали те члены братии, которые прошли базовый пятилетний курс цюань-шу и освоили основы цигун.

Сила ударов чаще всего отрабатывалась на мешках с рисом или песком. Для укрепления костей следовало наносить удары кулаком, ребром ладони вначале по песку, затем по гравию, по доскам, по скрученной лошадиной шкуре, по железному ведру с песком или водой, по металлической пластине и, наконец, по раскаленной плите. Такой способ подготовки назывался “железный кулак”. Закалке подвергались не только те части тела, которые наносили удар, но и те, которые могли принимать удары противника. Например, мышцы живота разрабатывались до такой степени, что могли не просто принять удар, но и “втянуть” бьющую руку, зажав ее, словно в тисках. Подвижность в суставах доводилась до такой степени, что человек мог отразить удар в лицо, всего лишь приподняв и выдвинув вперед плечо. Тем же путем достигалось удлинение руки или ноги на несколько сантиметров при выполнении ударов. Известно, что некоторые мастера XX в. умели таким же образом увеличивать свой рост.

В Шаолине теория и практика ушу составляли неразрывное единство. Все свойства человеческого организма учитывались, проверялись практикой и составляли целостную систему, которая является основой всех современных школ “внешнего” стиля.

Многолетний психофизический тренинг в стенах Шаолиня был направлен на выработку пяти бойцовских качеств: повышенного состояния органов чувств и скорости двигательной реакции, прямоты и искренности, бесстрастности, ловкости и грациозности, способности к комбинированному мышлению. На очередных и “выпускных” экзаменах, которые сдавали монахи, проверялись и оценивались именно эти качества.

Первое подразумевало умение “чувствовать” противника в бою, воспринимать его психические импульсы и мгновенно на них реагировать. Для этого следовало как бы слиться с ним и раствориться в нем, полностью “перестроиться на его волну”, буквально физически ощутить его сильные и слабые стороны. Существовали специальные упражнения на развитие такой “чувствительности” — от простых до невероятно сложных. К простым относились парные упражнения с контактом. Например, человек, сидя на плечах партнера, с закрытыми глазами улавливает импульсы перехода последнего из одной стойки в другую и сопровождает каждый переход соответствующим ударом или блоком. Более сложное упражнение: между разведенными большим и указательным пальцами партнер держал листок бумаги и неожиданно отпускал его. Следовало двумя пальцами схватить падающий листок. Это же проделывалось с палочкой или металлической пластинкой. Затем то же выполнялось с закрытыми глазами. Еще несколько упражнений... Два партнера становились друг против друга и поочередно с закрытыми глазами наносили удары так, чтобы они не достигали цели на несколько миллиметров. Защищающийся должен был по “биоэнергетической волне” определить, в какое место направлен удар и правильно среагировать на него. Постепенно упражнение усложнялось: увеличивалось количество атакующих, стоящих по кругу (до 8 человек), удары периодически достигали цели, и на них нужно было ставить блок либо уклониться. Выполнялись и упражнения с “темной комнатой”. За дверью в темной комнате становился человек, иногда с палкой, который должен был нанести входящему удар. Задача входящего — предугадать направление удара и блокировать его либо уклониться от удара. Постепенно число нападающих доводилось до четырех, причем им разрешалось использовать оружие.

Прямота и искренность рассматривались как чисто моральные качества. Они вырабатывались годами психической закалки, испытаниями при перенесении боли, голода, жажды, унижений и оскорблений во время обучения в монастыре. Медитациями достигались спокойствие и непоколебимость духа.

Ловкость, грациозность и экономичность движений отрабатывались в тао — комплексах формальных упражнений.

Способность к комбинированному мышлению выявлялась в умении соединить физические действия с осмысленным анализом их выполнения. Например, умение представить стратегию и тактику предстоящего боя, когда действия противника мысленно “проигрываются” на много ходов вперед, как в игре в шахматы...

Подготовленность монахов в Шаолиньском монастыре проверялась системой промежуточных тестов и на “выпускных” экзаменах. По окончании срока обучения, длившегося в среднем 12 — 15 лет, претендент на звание шифу должен был предстать перед настоятелем и несколькими наиболее уважаемыми монахами. Сначала следовали вопросы по истории, теории и этике цюань-шу в тесной связи с учением Чань (религия или учение буддизма). Если собеседование проходило успешно, испытуемый допускался непосредственно к экзаменам.

Первым этапом испытаний была “Комната радости и грусти”, где проверялись интеллектуальные способности, здравый смысл и самообладание. Делалось это так: члены комиссии поочередно рассказывали испытуемому смешные и грустные истории. Если он проявлял хоть какие-либо эмоции, результат испытания был обречен на провал.

Сумевший невозмутимо выслушать все смешные анекдоты и душераздирающие повествования имел право пройти в следующий зал — “Комнату могущества”, где проверялись его физические возможности. Сила определялась подниманием над головой каменной гири весом приблизительно в 150 кг, требовалось натянуть огромный и тугой лук, пронести через зал две корзины с камнями весом по 200 кг каждая. Экзаменуемый должен был прямым ударом кулака разбить три кирпича, а ребром ладони или основанием кулака — от семи до десяти (сложенных, разумеется, стопкой) и примерно такое же количество — ребром стопы. Затем перед монахом ставился напоминающий гильотину аппарат, позади которого была укреплена мишень. Между гильотиной и мишенью горел огонь. Требовалось нанести удар по мишени и мгновенно отдернуть руку, так как удар приводил в действие нож. Если испытуемый не успевал убрать руку, то падающий нож втыкался в руку неудачника.

Успешно прошедшему “Комнату могущества” открывался допуск в “Комнату мрака” — темный коридор, где сразу же за дверью подстерегало падающее справа или слева бревно. Если “шестое чувство” не подводило монаха, он должен был, увернувшись от бревна, сесть посреди помещения и устремить взгляд на ступни скрещенных ног. В почти непроницаемой темноте в сидящего бросался нож. Ориентируясь по свисту рассекаемого воздуха и смутному блеску стали, следовало либо уклониться в сторону, либо блокировать нож рукой, либо перехватить его в воздухе. Последним испытанием в “Комнате мрака” было следующее: массивный деревянный брус на колесах с разгона влетал в темный коридор и мчался прямо на человека. Необходимо было или прижаться к стене, или перепрыгнуть через эту “смертельную коляску”. В противном случае не исключался летальный исход.

Предварительные испытания заканчивались в “Комнате отмщения”. Там экзаменующийся получал в свое распоряжение небольшую деревянную скамью, с помощью которой требовалось продержаться не менее 5 мин против десяти вооруженных палками монахов.

В монастырях более позднего периода, вплоть до 30-х гг. XX в., сдавший экзамены “выпускной сессии” считался вполне квалифицированным шифу. Однако в Шаолине в конце XVII в. выпускнику предстояло выполнить очень опасное дополнительное задание...

Предание гласит, что в одном из двух главных корпусов монастыря находилась галерея, оборудованная 108 человекообразными манекенами, — “Коридор смерти”. Каждая из деревянных фигур была вооружена мечом, копьем, топором, молотом, дубиной и пр. В определенный момент манекен обрушивал на соответствующий квадрат коридора смертельный удар. Хитроумный пружинный механизм приводился в действие нажатием на половицы, причем очередность, направление и сила ударов зависели от веса испытуемого и ширины шага, т.е. начало “смертельных” действий манекена было практически непредсказуемым. Следует, правда, заметить, что ряд западных и японских мастеров единоборств сомневаются в технических возможностях китайцев в то время оснастить “Коридор смерти” так, как это описано в преданиях. В то же время многие считают существование подобных манекенов реальностью.

Итак, монах вступал в галерею, не будучи защищен ничем кроме веры и приобретенных за годы учения навыков. Чтобы пройти по галерее, он должен был голыми руками отразить направленные на него острия холодного оружия или увернуться от них, что было еще труднее: ведь неверный шаг приводил в действие новый манекен, а иногда сразу два или три. Пропущенный удар мог быть смертельным или грозил тяжким увечьем. Далеко не всем удавалось пройти этот путь. Миновав манекены, монах приближался к овальной двери, ведущей во двор. Здесь выход преграждало последнее препятствие — железная урна весом около 200 кг с раскаленными углями внутри. Урну следовало отодвинуть, нажав предплечьями на обе ее стороны, после чего на руках оставались выжженные изображения дракона и тигра — клеймо, а заодно и “диплом” Шаолиня.

В классической восточной литературе существует метафора: “битва дракона с тигром”, означающая смертельную схватку. Клеймо Шаолиня символизировало, что монах преодолел этот жестокий поединок и победил. По преданию, выдержать последнее испытание удавалось одному из десяти.

Полный курс обучения в Шаолине проходили не все: одни умирали, другие погибали, третьи сходили с ума: изнурительные молитвы сменялись не менее тяжелыми хозяйственными работами, а занятия ушу проводились так, что выдержать их было под силу лишь отдельным монахам.

Ничто не тревожило размеренную жизнь монахов вплоть до 1928 г., когда монастырь неожиданно стал местом сражения двух противоборствующих в гражданской междоусобной войне сторон — гоминьдановских и революционных войск. Тогда монастырь был сожжен. Шаолинь горел более сорока дней. Шестнадцать храмов, бесчисленные сокровища, произведения искусства, священные реликвии обратились в пепел. В 1957 г. началась реконструкция Шаолиня. В 1980 г. на базе нового монастыря состоялся грандиозный чемпионат по национальным воинским искусствам с участием команды из Японии. Поселившиеся в монастыре 50 престарелых мастеров цюань-шу начали большую работу по возрождению исторического наследия Шаолиня.

Традиции ушу продолжали жить и в 30-е, и в 40-е гг. в небольших подпольных секциях, сектах и школах.

Вплоть до конца Второй мировой войны большинство легальных военно-спортивных обществ, секций и клубов ушу в Китае существовало под эгидой Центрального института национального бокса и физической культуры и Ассоциации китайского бокса. Рукопашному бою обучали также в армии, в полиции и, разумеется, в многочисленных незарегистрированных мелких школах.

К середине XX в. ушу представляло огромный конгломерат школ, стилей и направлений, не имеющих ни общей терминологии, ни единой методики преподавания. Многие стили попросту вымирали, так как уходили из жизни последние мастера, знавшие их. После образования в 1949 г. КНР правительством и Комитетом по физической культуре и спорту было принято решение об упорядочении системы ушу. Считалось, что сложные, предназначенные исключительно для посвященных, основанные на суеверных представлениях о существовании таинственных, сверхъестественных сил способы преподавания ушу в школах были малодоступны новому молодому поколению. Другой причиной преобразований стало то, что преподавание ушу в то время было в руках лидеров тайных обществ, не проявляющих лояльности к властям.

В КНР ушу называют “величайшим культурным сокровищем китайского народа”, являющимся не только исторической ценностью, но и эффективным средством оздоровления нации. Сейчас работают Всекитайская академия ушу, факультеты ушу при университетах.

В 60 —70-е гг. китайские мастера ушу посетили более чем 50 стран мира, пропагандируя и демонстрируя это искусство. В 1985 г. прошли первые международные соревнования, в которых приняли участие 88 спортсменов из 15 стран, а через год — 145 спортсменов уже из 20 стран. С 1990 г. ушу входит в программу Азиатских игр. Наконец, после 1985 г. созданы международные федерации ушу.

Одна из самых распространенных в настоящее время разновидностей китайской гимнастики ушу — тайцзицюань.

Виды ушу, где не применялось оружие, назывались цюань-фа, что дословно означает “способы кулачного боя”. Они развивались главным образом в той среде, где не полагалось иметь оружие — в монастырях, среди крестьян. К настоящему времени термин “цю-ань”, можно сказать, почти утратил свой первоначальный смысл, и под ним подразумевают совсем не “кулак”, не “действие кулаком”, а просто гимнастику определенной системы или школы.

Понятие “тайцзи” — “Великий предел” — берет свое начало от философского учения о “дао”, или “пути” (вещей), исходящего, в частности, из того, что в мире нет неизменных вещей, и процесс бесконечного изменения приводит их к противоположности. Так, в трактате основоположника даосизма Лао-цзы “Трактат о дао и дэ” сказано: “Дао рождает Единое, Единое рождает двойственность, двойственность рождает тройственность, тройственность рождает тьму вещей”.

Великий предел разделен на “два значения”, противоположных по своему свойству. В гимнастике это отступление и наступление, податливость, мягкость и жесткость, “внутренние мягкие” школы и “внешние жесткие” школы ушу и т. д.

В начале XIX в. Ян Лучань, основоположник оздоровительного направления тайцзицюань, вносит существенные изменения в гимнастику. Он делает движения более плавными и растянутыми. Стиль приобретает все более возрастающее оздоровительное значение. Один из учеников Ян Лучаня писал по этому поводу так: “Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни”. Создание стиля Ян завершил в начале XX в. его сын Ян Чэнфу. Он определял суть занятий тайцзицюань как “тренировку духа”, критикуя стили внешнего направления за нерациональный упор на физическую силу и “рваные” (резкие) движения. Это, по его мнению, истощало внутренние резервы организма.

В 50-е гг. в Китае на основе стиля Яна был создан современный спортивный и оздоровительный стиль тайцзицюань, широко распространенный по всему миру. Эта гимнастика отличается мягкостью, плавностью, округлостью движений, характеризуется эффективным оздоровительным воздействием.

В числе новых в 1956 г. появился комплекс “Упрощенный тайцзицюань из 24 форм”, составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

В конце 70-х — начале 80-х гг. специалистами была выполнена работа по изучению всех стилей тайцзицюань, и на этой основе создан комплекс из 48 форм движений. Этот комплекс более сложен, но он дает и большие возможности для решения оздоровительных задач средствами упражнений из тайцзицюань.

На чем же основан оздоровительный эффект тайцзицюань? В этой гимнастике воспроизводится природный принцип расслабления, мягкости и гармонии. Плавный характер движений, округлые и естественные позиции, сочетание действий всего тела — “диалог движений” — создает непередаваемое ощущение полного единства и свободы. Занятия тайцзицюань требуют глубокого сосредоточения, т.е. одним из основных требований является главенство мысли и воли над собственно движением. Одно лишь механическое выполнение движений, без психоконцентрации, лишает гимнастику ее оздоровительно-лечебного и психорегулирующего эффекта.

Оздоровительные функции тайцзицюань, по мнению китайских специалистов, поистине поразительны. Более того, занятия ею благоприятно влияют на ход лечения многих заболеваний. Вот почему в современном Китае тайцзицюань используется не только как оздоровительная система, но и как вид сопутствующей терапии при лечении многих заболеваний. Сейчас во многих лечебно-профилактических учреждениях КНР тайцзицюань служит мощным средством оздоровления и реабилитации больных. По радио часто звучит музыка, задающая ритм тайцзицюань. Телевидение транслирует учебные передачи для желающих овладеть этим искусством.

Хотя выполнение даже полного комплекса тайцзицюань из 88 форм упражнений занимает около 20 мин, на его полное освоение уйдет несколько лет. В Китае на этот счет есть поговорка: “Малый успех приходит через три месяца, большой успех — через три года”.

Древнекитайские системы ушу дали толчок к развитию многочисленных восточных боевых искусств. Наиболее распространенными из них в настоящее время являются каратэдо, джиу-джитсу, дзюдо, айкидо, таэквондо, сумо, кэндо.

Родиной каратэдо является остров Окинава. До начала XVII в. он был самостоятельным и независимым, но постоянно подвергался нападениям китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных войск и в конце концов вынужден был выплачивать дань обоим грозным соперникам. Влияние Китая было более сильным, на острове жила целая колония переселенцев из этой страны, они-то, по-видимому, и познакомили жителей острова с китайскими боевыми искусствами. На острове постоянно происходили вооруженные столкновения между правителями разобщенных районов, а крестьянам иметь оружие было запрещено. Первый такой запрет был провозглашен еще в XV в.

В 1609 г. архипелаг был без особого труда захвачен японцами. Окинавская армия была распущена, а все оружие конфисковано. Ни один житель под страхом мучительной казни не мог иметь оружия, было запрещено изготовление даже церемониальных мечей, в деревнях единственный топор и нож приковывали на цепь и выставляли для охраны несколько вооруженных солдат. Эти обстоятельства и определили появление своеобразных школ, которые иногда называли “школой в зарослях”. В них и овладевали окинава-тэ — искусством “окинавской руки” (слово “тэ” в переводе с японского означает “рука”). Конечно, в то время ни о какой разносторонности воздействия этого искусства на человека не могло быть и речи. Овладевали лишь техникой выполнения боевых приемов, направленных против вооруженных самураев. Сила ударов достигала такой мощи, что ударом кулака или ноги убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а что говорить об ударах в незащищенные части тела. Местные крестьяне использовали не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их руках были сельскохозяйственные орудия — кама (серпы), нунчаку (приспособление для обмолота риса), саи, которыми взрыхляли почву, бо (шесты), джо (посохи) и другие подручные средства. Упражнения с этими предметами вошли в традицию, в настоящее время они изучаются в каратэдо. Восстания против японских самураев продолжались около 100 лет. После подавления волнений занимающихся окинава-тэ становится значительно меньше.

В конце XII в. Окинава официально становится японской провинцией и ее жители призываются в армию так же, как и японцы из других районов страны. На призывных пунктах сразу было замечено, что окинавцы, занимающиеся рукопашным боем, значительно превосходят остальных призывников в показателях физической подготовленности. В 1902 г. Министерство образования Японии приняло решение о включении окинава-тэ как универсального средства физического воспитания в школьную программу.

По инициативе Министерства образования в 1921 г. в Токио был организован фестиваль боевых искусств, на который был приглашен известный в то время мастер боевых искусств (и окинава-тэ, в частности) школьный учитель Фунакоси после его успешного выступления в присутствии императорской семьи, военных и спортивных деятелей, в том числе профессора Д. Кано, создателя дзюдо. Он предложил Фунакоси устроить выступление по окинава-тэ в своем центре дзюдо Кодокан. В результате японское общество всерьез заинтересовалось окинава-тэ. Фунакоси написал несколько работ по истории и методике этого единоборства. Вскоре, примерно в 1930 г., термин “окинава-тэ” был заменен на каратэ-дзюцу (“искусство китайской руки”, иероглиф “кара” использовался для обозначения Китая и всего китайского).

В 1936 г., когда на Окинаве встретились представители нескольких стилей каратэ-дзюцу, было принято решение о замене иероглифа “кара”, обозначающего “китайский”, на такой же иероглиф, только обозначающий японское понятие “пустой” (по учению буддизма пустота — сущность Вселенной, “пустота — это форма, а форма — это пустота”, “только пустая долина отражает звук” и т.п.). Тогда же слово “дзюцу” было заменено на слово “до” (“путь”). Тем самым Фунакоси, по инициативе которого это преобразование было сделано, подчеркнул, что каратэдо не просто единоборство, включающее в себя двигательные действия, а именно искусство, направленное на всестороннее совершенствование человека.

В каратэдо существует четыре стиля, а в их рамках — несколько десятков разновидностей. Помимо этих стилей существует еще один, пожалуй, наиболее популярный и в Японии, и в мире, — стиль Кекусин-кай. Он был создан в конце 40-х гг. М. Оямой.

В 1951 г. Ояма вернулся в большой мир (в 1948 — 1951 гг. он жил в буддийском монастыре в горах) и занялся пропагандой своего стиля в Японии и за рубежом. Невысокий, мощный, буквально квадратный Ояма на глазах изумленной публики сокрушал доски, кирпичи, черепицы и даже такие предметы, которые вроде бы и разбиваться не могли. Он устроил бой с быком, отрубив ему рог ударом ребра ладони и затем убив 600-килограммовое животное кулаком. Он провел 52 таких показательных боя. Ояма побывал во многих странах мира. В 50 —60-е гг. он написал несколько книг по каратэдо, которые до сих пор пользуются огромной популярностью, в том числе “Что такое каратэ?” и “Это каратэ”. Японская ассоциация каратэдо была создана еще в 1948 г. За рубеж каратэдо попало в начале века — в 1920 г., когда один из окинавских мастеров демонстрировал это единоборство в Лос-Анджелесе. В 1965 г. был создан Европейский союз каратэдо (ЕКУ), который объединил 15 стран. В этом же году прошел первый чемпионат по каратэдо. А в 1970 г. в Токио представители 33 национальных организаций каратэдо провели совместный конгресс, на котором был создан Всемирный союз организаций каратэдо (ВУКО).

Единоборство джиу-джитсу возникло в XI—XII вв. н. э. В отличие от ушу и каратэдо оно никогда не становилось всеобщим достоянием, культивировалось преимущественно самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу.

Японских самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Западной Европы. Это военное сословие по большей части не было таким жестоким и кровожадным, как его часто представляют в литературе. Слово “самурай” происходит от глагола “сабурахи” — служить великому человеку, человеку высшего сословия.

В современной Японии многие писатели, художники, кинематографисты с благословения властей развернули кампанию по возрождению морали Бусидо (кодекс чести японских самураев). Есть в этом потоке пропаганды “самурайского духа” и примитивные творческие решения, когда, например, в роли злодеев нередко выступают иностранцы (европейцы, американцы, китайцы), которые терпят позорное поражение в борьбе с носителями духа Бусидо. Самурайской тематике отдают дань и всемирно известные художники японского кино, такие, как А. Куросава, М. Тосиро и др. Популяризация самурайской морали — типичная особенность современного японского общества.

Сам термин “джиу-джитсу” появился в XVI в. В русском языке он имеет до десяти значений: “тайное искусство”, “незаметное искусство”, “искусство четырех пальцев”, “искусство незаметного отключения” и т.д.

На основе приемов джиу-джитсу возникла наша отечественная борьба самбо.

Самый яркий след джиу-джитсу в истории единоборств — это то, что оно было источником зарождения японской борьбы дзюдо.

Выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы: удушающие, болевые (за исключением болевых на локтевой сустав и на ноги, которые хорошо контролируются) — и взял из джиу-джитсу наиболее эффективные броски, разработав методику обучения им. Это направление он назвал дзюдо — “гибкий путь”, или “мягкий путь”. Увидев в джиу-джитсу сильное воспитательное средство, он создал не вид спорта, а систему духовного воспитания через занятия этим единоборством.

В 1882 г. Кано основал свою школу дзюдо — “Кодокан”, а через год организовал первые соревнования в Японии с участием различных школ джиу-джитсу (соревнования были не спортивные, а по прикладному искусству с боевой направленностью). Ученики Кано одержали в них убедительную победу. Дзюдо становится популярным в Японии, школы по этому единоборству открываются В различных учебных заведениях страны. В начале XX в. дзюдо выходит за пределы Японии: в США, Англии, Германии, Франции, Голландии и других странах были открыты филиалы “Кодокан”, где преподавали такие известные специалисты, как профессора Каваиши, Конзуми, Ри и др.

Дело отца продолжил сын — Р. Кано, при котором зарождается (в конце XIX в.) современное спортивное дзюдо.

В 1948 г. образовался Европейский союз дзюдо (УЕД), объединяющий в настоящее время более 30 стран. Значительным событием явилось создание в 1956 г. Международной федерации дзюдо (ФИД), которая объединяет более 100 стран мира. Чемпионаты Европы проводятся с 1951 г., а мира — с 1956 г. Интересно, что первым чемпионом мира стал не японец, а голландец Геезинк.

СССР стал принимать участие в чемпионатах Европы и мира с 1962 и 1965 гг. соответственно.

Дзюдо стало первым и до 1994 г. единственным из восточных единоборств олимпийским видом спорта. Мужское дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 г., а женское — с 1992 г.

Многие специалисты считают, что, как только восточное единоборство становится видом спорта, это неизбежно приводит к искажению его как искусства, направленного на всестороннее развитие человека, отходу от основных принципов, потере традиций. Тем не менее известно, что японские и корейские руководители спорта упорно стремятся к тому, чтобы и каратэдо, и таэквондо стали олимпийскими видами.

Корейское национальное боевое искусство таэквондо получило это название в 1955 г. (таэ — удар ногой, квон — удар рукой, до — путь. Варианты произношения: “тхэквондо” и “тэквондо”). Истоки зарождения корейских воинских искусств уходят в далекое прошлое. Задолго до создания, например, шаолиньского ушу в Корее уже существовали разновидности кулачного боя и борьбы. Об этом свидетельствуют фрески, обнаруженные археологами во время раскопок, датируемые началом I в. н. э. На них изображены сцены рукопашных поединков, очень напоминающие современное каратэдо. Бесспорным является и то, что единоборства в Корее во многом впитали в себя достижения китайского искусства ушу. Недаром некоторые западные специалисты в своих трудах утверждают, что таэквондо — полностью заимствованная система, причем одна треть технического арсенала взята из ушу и две трети — из каратэдо.

Таэквондо имеет и свои специфические черты, делающие его очень популярным в мире. Это прежде всего акцент на нанесение ударов ногами. Классический прием — в высоком прыжке выбить всадника из седла. Овладевают искусством наносить удары в прыжках в длину (на расстояние не менее 3 м через согнутые спины нескольких партнеров) и в высоту (примерно до уровня баскетбольного щита и выше). Обучающиеся взбегают по стене и наносят удар обеими ногами в прыжке и т. п.

Популярность таэквондо за рубежом, и прежде всего в США, объясняется знакомством многих американцев с этим видом боевых искусств в период войны в Корее (1950—1953). По возвращении на родину бывшие “зеленые береты”, обучавшиеся под руководством квалифицированных мастеров, открыли свои школы, где сейчас занимаются сотни тысяч американцев. Много сделал для становления американского варианта таэквондо легендарный Джун Ри. Он кореец по происхождению, с 1956 г. живет в США, обладатель черного пояса (одновременно с получением черного пояса присваивается дан — мастерская степень. В большинстве восточных боевых искусств различают 10 данов. Имеется еще и ученические степени, или кю. Только в ушу нет ни кю, ни данов, ни поясов). Известно, что Ри был инструктором по боевым единоборствам известного актера и спортсмена Брюса Ли и отвечал за физическую подготовку знаменитого боксера-профессионала Мохаммеда Али (К. Клея). Он долгое время возглавлял Президентский совет по физической подготовке и спорту в США.

Социальная значимость занятий детей боевыми искусствами оценивается Д. Ри прежде всего с позиций гуманизма и улучшения здоровья. “Я никогда не говорю своим подопечным, что они обязательно должны стать такими, как Брюс Ли или Чак Норрис, — подчеркивает Д. Ри, — прежде всего каждый должен стать человеком с большой буквы”. Еще он говорит: “Чтобы быть счастливым, человеку необходимы три качества: знания в голове, честность в сердце и сила в теле”. Все эти качества, по Ри, должны развиваться сбалансировано. Средством же достижения подобной гармонии служат правда, красота и любовь. Формула здесь такова: если ты правдив — ты прекрасен, если ты прекрасен — тебя любят, если тебя любят — ты счастлив.

У нас в стране существуют клубы таэквондо имени Д. Ри, где занимаются сотни детей.

В 1973 г. была создана Всемирная федерация таэквондо, в которую входят около 100 стран мира. По этому виду единоборств с 1973 г. проводятся чемпионаты мира, с 1994 г. его включили в программу соревнований на Олимпийских играх.

С 1973 г. таэквондо было введено в обязательную программу физического воспитания средних школ Южной Кореи.

Что касается России, то нельзя сказать, что в ней раньше ничего не было известно о восточных единоборствах. (Наиболее распространенный термин, которым называют все восточные единоборства, — кэмпо. Японское слово “кэмпо” в переводе означает “учение кулака”, “наука рукопашного боя”, “праведный закон кулака”). Развитие, например, джиу-джитсу в России начинается в 1920-е гг. благодаря Василию Ощепкову. Вышло так, что он занимался дзюдо в японской центральной школе “Кодокан”, получил там второй дан (дзюдо тех времен было во многом схожим с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. В. С. Ощепков (в 1937 г. он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую школу техники приемами национальных видов борьбы (например, грузинской — чидаоба, узбекской — кураш и др.).

В качестве одной из норм второй ступени комплекса ГТО в 1932 г. были введены приемы самозащиты и обезоруживания. Разрабатывал эти нормативы В. С. Ощепков.

Параллельно на базе джиу-джитсу в органах НКВД разрабатывается САМОЗ — прикладная техника самозащиты, которая предназначалась для работников разведки и контрразведки. В 1946 г. “борьба вольного стиля” (дзюдо) получила название самбо и стала видом спорта.

Сложной была судьба каратэдо в России. В 1978 г. вышел приказ Спорткомитета СССР “О развитии борьбы каратэ”, а в 1984 г. — “О запрещении обучения каратэ в спортивных обществах”. Тогдашнее руководство правоохранительных органов связало широкое культивирование каратэ в стране с повышением уровня уличной преступности. Действительно, некоторые наши “специалисты” восточных единоборств рассматривали каратэдо как технику нанесения ударов в уязвимые места человека. Существует опасность, что подобный взгляд может возобладать и в настоящее время, когда единоборства официально разрешены.

Интерес к различным видам восточных единоборств и оздоровительным стилям, главным образом китайским, японским и корейским, заметно возрос во второй половине 1980-х гг.

В 1989 г. в СССР создается самостоятельная хозрасчетная государственно-общественная Всесоюзная ассоциация боевых искусств (ВАБИ). Наша страна перестала быть единственной в мире, запрещавшей занятия каратэдо и все остальные системы восточных единоборств и боевых искусств. Госкомспорт СССР принял решение о признании боевых искусств в советской системе физического воспитания официальными видами спорта и средствами оздоровления населения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта