Голощапов. История ФКС учебник. Программа "Физическая культура и спорт"
Скачать 3.44 Mb.
|
Глава 2. Физическая культура в Средние векаВ различных частях мира к феодальным формам физической культуры пришли не в одно время. В таких регионах, как Индия, Китай, Япония и др., где развитие шло постепенно, главную роль играли традиции. Здесь не отказались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменили его. Однако на огромной территории бывшей Римской империи преобразования рабовладельческой формации сопровождались значительными изменениями, обусловленными влиянием стран-завоевателей и стран, стоящих выше в своем культурном развитии. Так, на физическую культуру в русских княжествах значительное влияние оказали Византия и Золотая Орда, на венгров и поляков — немецкие рыцарские ордена, на ряд народов стран Европы — Турция, а на японцев — китайцы. Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным. Православная церковь довольно спокойно относилась к западноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое воспитание детей французского и английского государств, проходившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Разница во взглядах на физическое совершенство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия “аскетизм”. Греческим словом “аскет” (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонично развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, отшельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удовольствиях. Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Яркий пример этому — рыцарская система военно-физического воспитания. Рыцарь становится к тому же идеалом аскета, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, и церковь отвергала их. Отношение религии к физическим упражнениям в странах Востока было во многом специфичным, о чем подробнее будет рассказано в главе 3. Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем. Так, в Индии в IV—V вв. появляется книга “Руководство по искусству движений”, положившая начало течениям йоги, основанным на двигательных действиях. В данной книге излагается хатха-йога. Начиная с VI в. в Китае интенсивно развиваются виды борьбы, основанные на способах самообороны. Название корейской национальной борьбы таэквондо упоминается в летописях в конце VII в. Изображение китайской игры в мяч — “чжу кэ”, которую отдельные историки спорта считают предшественницей современного футбола (около II в. до н.э.) К началу этапа развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Она носила исключительно прикладной, главным образом военный, характер. До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Основой армии были рыцари в латах. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Но в названных условиях мало ценились военно-физические умения. Неслучайно из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом, бег с оружием, боевые ритуальные танцы, характерные для античной военной подготовки. Нормы рыцарской военно-физической подготовленности включали только семь умений: езду верхом, преодоление водных переправ, охоту, стрельбу из лука, владение приемами боя, игру в развлекательные игры, владение хорошими манерами и танцы. Самым главным и наиболее сложным искусством — верховой ездой — сначала овладевали в детском возрасте на деревянном макете, причем макет имитировал изгибы крупа живой лошади (вот куда уходят корни возникновения гимнастического снаряда — коня). Для преодоления водных переправ необходимо было научиться плавать, уметь переправляться с использованием лошади, бурдюков, различных подручных средств. Охота служила средством развлечения рыцарей. В сохранившейся литературе отмечается, что наряду с военно-физическими навыками рыцари должны были следовать семи добродетелям: верности церкви, верности сюзерену (крупному феодалу), личной храбрости, соблюдению правил поединков, святости данного слова, великодушию по отношению к побежденным и более слабым, благородному отношению к аристократическим дамам. Феодалы посылали своих сыновей, достигших 7-летнего возраста, или друг к другу, или к главному сюзерену (королю). С 7 до 14 лет они были в услужении у хозяйки дома, а с 14 до 21 года — на службе у сюзерена, где овладевали рыцарскими навыками. Служба завершалась посвящением в рыцари. Основной формой военно-физической подготовки феодалов были рыцарские турниры — парные и групповые. В своей классической форме они сложились к XII в. В парных турнирах рыцари стремились с помощью копья выбить друг друга из седла. Если эта часть турнира или поединок на рапирах заканчивались безрезультатно, то состязание завершалось борьбой. Использование боевых копий часто приводило к трагическому исходу, поэтому к XIV в. соперников стали разделять барьером и применять специально изготовленные виды турнирного оружия. В XIV в. рыцарские войска потерпели серию поражений от швейцарской, английской, турецкой пехоты, а также от более мобильных легковооруженных войск восточноевропейских государств. Под влиянием этих поражений и в связи с изобретением огнестрельного оружия рыцарская система военно-физической подготовки потеряла свою значимость. Возрождение — период в истории западноевропейской культуры с XIV до XVI в., который характеризовался бурным развитием искусства, литературы, философии, естественных наук, педагогической мысли, в том числе и в области физической культуры. В это время усиливается антифеодальное мировоззрение, начинает зарождаться новый класс — буржуазия, идеалом которой становится всесторонне, гармонично развитой человек. В эпоху Возрождения появляются теоретические трактаты, в которых предлагается организованная система физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них В. Фелътре (1378 — 1466) — итальянский гуманист, Т.Кампанелла (1568 — 1639) — итальянский утопист, Т. Мор (1478 — 1535) — английский гуманист и писатель, И. Меркуриалис (1530—1606) — итальянский врач, Ф. Рабле (1483 — 1553) — французский гуманист, А. Везалий (1514—1564) — бельгийский профессор медицины, У.Гарвей (1578 — 1657) — английский врач, Я. А. Каменский (1592 —1670) — чешский педагог-гуманист и другие. Их принципы и педагогические взгляды во многом совпадают, и если их обобщить, то они сводятся к следующему:
А. Везалий и У. Гарвей, вскрывая человеческие трупы, обнаружили много неточностей в анатомических описаниях древнеримского врача К. Галена. Полностью был опровергнут механизм кровообращения, описанный Галеном. Было высказано предположение, что кровь оттекает от сердца по артериям и возвращается к нему по венам, что артерии соединены с венами очень тонкими сосудами, замыкающими круг кровообращения, что кровь заполняет сначала предсердия, а затем желудочки и выталкивается сокращением мышечных стенок. И. Меркуриалис стал автором первого учебного пособия по физическому воспитанию — “Об искусстве гимнастики”. Его труд в дальнейшем в течение 200 лет был основным руководством в этой области знаний. В эпоху Средневековья на детей смотрели как на маленьких взрослых, игнорируя возрастные особенности их анатомо-физиологического и психического развития. Поэтому принципиально важным было предложение учитывать эти отличительные черты детей при их физическом воспитании. Прогрессивные идеи передовых представителей эпохи Возрождения, по сути дела, не оказали существенного влияния на практику физического воспитания того времени, поскольку они, во-первых, значительно опережали то время; во-вторых, в большинстве учебных заведений по-прежнему господствовали концепции церковных кругов, выступавших против физического воспитания. Гуманисты и утописты отдавали предпочтение воспитанию в семье, нежели в школе. В большинстве своем они не были педагогами-практиками, за исключением Т. Мора и Т. Кампанеллы, сами придерживались таких взглядов на гуманизм, которые были характерны для аристократии. Например, игры подразделялись ими на “достойные” и “не достойные” свободных граждан, исходя не из воздействия этих упражнений на детей, а из сложившихся в обществе традиций. Пренебрегали они и физическим воспитанием женщин. И хотя непосредственное влияние прогрессивных идей представителей эпохи Возрождения на педагогическую практику того времени было крайне незначительным, постепенно создавались принципиальные предпосылки для дальнейшего развития процесса физического воспитания. Они считали, что благодаря сформировавшимся “прогрессивным личностям” можно разрешить и общественные проблемы. Акробатические прыжки сквозь обручи в XVI в. С именем чешского педагога Я. А. Коменского связывают становление современной педагогики как науки. В работе “Великая дидактика” он пишет, что правильно выбранные и дозированные движения сохраняют здоровье, помогают переносить усталость, связанную с умственной деятельностью. В связи с введением в школах расписания уроков, Коменский предложил, чтобы длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями. Он еще не говорит о специальных уроках физического воспитания, но оно органично включается в режим школьного дня. Помимо поисков возможности занять учеников полезной деятельностью, Коменский ищет пути к более рациональной системе физических упражнений для повседневной жизни и военной подготовки. Он рекомендовал широко использовать принцип наглядности: “...Сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнить без всякой опасности для жизни”. В педагогике Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и этическое воспитание, указывает на те достоинства, которыми обладают детские состязания: “...Побеждай в игре храбростью, а не обманом... с кем бы и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или в драку”. Положение о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовало созданию современного физического воспитания в школе. В одном из наиболее известных трудов “Мир чувственных вещей в картинках” есть такие разделы, как “Плавание”, “Фехтование”, “Игры с мячом”, “Бег наперегонки”, “Детские игры”. Выводы
|