Рабочая программа по Выпиливание лобзиком. Программа кружка Выпиливание лобзиком
Скачать 4.69 Mb.
|
Раздел 3 Изготовление выпиловочного столика. Для изготовления выпиловочного столика пригодно строганная дощечка толщиной 15 мм. или фанера толщиной 10 – 12 мм. Учащиеся изготовляют выпиловочный столик с ориентировкой по чертежу (рис. 3) и образцу. Предварительно необходимо составить план работы: Разметка и выпиливание заготовки в размер 100х180 мм. (Допускается разметка по шаблону). Сверление отверстия диаметром 25 мм. Выпиливание выреза. Изготовление кронштейна. 5. Сборка столика на шурупах. Раздел 4 Организация рабочего места и правила техники безопасности при выпиливании. В данном разделе учащиеся, на наглядных примерах, знакомятся с первоначальными приемами и правилами, которые необходимо соблюдать при выполнении практических работ. Работают лобзиком сидя на табурете, обрабатываемую деталь располагают на выпиловочном столике, прижимая её левой рукой, столик, в свою очередь, закрепляется на столе или верстаке. Во время работы необходимо выполнять следующие правила: Не наклонять лобзик в сторону – сломаешь пилку. Пилку лобзика держать под прямым углом к заготовке, которую пилишь. Не нажимать на лобзик при движении его вперед, чтобы не сломать пилку. Если пилку зажало в пропиле, не делать резких движений, а аккуратно разработать место зажима шилом. Если пилка согнулась, вставить новую; согнутая пилка уходит в сторону от контура выпиливания и быстро ломается. При выпиливании детали с внутренним контуром, внутренний контур выпиливается в первую очередь. Правила техники безопасности: Во время работы сидеть надо прямо, не горбясь; дышать через нос. Опилки сдувать в сторону, чтобы они не закрывали линию рисунка. Пилят только при хорошем освещении, чтобы рисунок был ясно виден. Через каждые 15 – 20 минут делают небольшой перерыв. С первого раза учащимся трудно усвоить вышеуказанные правила, поэтому впоследствии перед началом практических работ их необходимо периодически повторять, пока они не выработаются у школьников автоматически. Раздел 5 Выпиливание деталей по наружному контуру. Это занятие целесообразно начинать с выпиливания деталей геометрической формы, контур которых состоит преимущественно из прямых линий. При выпиливании острых углов на первоначальной стадии обучения желательно делать в этих местах проколы шилом. При тренировочном выпиливании рекомендуется изготовлять изделия небольшого формата в целях экономии фанеры (рис. 4). Для изготовления звезды берётся фанера толщиной 4 мм, перед работой заготовка тщательно обрабатывается наждачной бумагой. Контур звезды наносится на заготовку при помощи шаблона остро заточенным карандашом. По окончании выпиливания лучи звезды обрабатываются напильником с мелкой насечкой. Чтобы фанера не расслоилась, напильник необходимо держать под углом к плоскости изделия. Готовые изделия можно использовать в качестве счетного материала в начальных классах. Раздел 6 Выпиливание деталей с внутренним контуром. Перед началом занятий необходимо напомнить учащимся, что в первую очередь выпиливается внутренний контур изделия. Кольцо (рис.5) вычерчивается на заготовке при помощи циркуля. Последовательность работы целесообразно проводить с ориентировкой по предметной технологической карте, что вырабатывает у учащихся навыки самостоятельности и экономит время учителя (рис. 6). Разметить заготовку при помощи циркуля, сделать на внутреннем контуре прокол шилом. Выпилить внутренний контур. Выпилить наружный контур. Выполнить чистовую обработку кольца напильником с наждачной бумагой. Раздел 7 Совершенствование навыков выпиливания. Данный этап занятий основан на самостоятельной работе учащихся, где они отрабатывают приёмы и навыки выпиливания деталей по внутреннему и наружному контуру. Учащимся предлагается выпилить набор букв составляющих их имя и фамилию (для чего необходимо иметь шаблоны всех букв алфавита). Надо отметить, что учащиеся выполняют эту работу с большой охотой. Во время работы учитель совершает целевые обходы, помогает отстающим учащимся, указывает на допущенные ошибки. Впоследствии изготовленные буквы можно использовать для оглавления различных стендов (рис. 7). Раздел 8 Перевод рисунка на фанеру. Перед переводом рисунка на фанеру, заготовку необходимо тщательно отшлифовать. Рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, сверху копировальной бумаги кладут рисунок, чтобы рисунок не сдвинулся, его прикрепляют кнопками. Переводят рисунок простым ученическим карандашом не остро заточенным (чтобы не прорвать бумагу). После перевода рисунка необходимо проверить, все ли контуры переведены, и только после этого можно приступать к выпиливанию. Для выработки первоначальных навыков можно изготавливать простые контурные фигурки зверей (рис. 8), которые впоследствии можно использовать в качестве сувениров или елочных украшений. Раздел 9 Изменение формата рисунка. В ряде случаев при изготовлении изделий выпиливанием приходится изменять формат рисунка (уменьшить или увеличить). Увеличить рисунок можно при помощи специального прибора – пантографа, но это не всегда предоставляется возможным. Наиболее доступно изменение формата рисунка методом клеток. Это сравнительно сложная работа и не каждый учащийся сможет её выполнить, поэтому учитель проводит данный вид работы индивидуально с более способной группой учащихся (рис. 9). Раздел 10 Изготовление игры «Накинь кольцо». Игра «Накинь кольцо» (рис. 10) состоит из трёх деталей. Поскольку у учащихся уже имеется готовое кольцо (раздел 6), остается выпилить контур жирафа и подставку, что на данном этапе обучения не составляет для учащихся особой сложности. Сложность данной работы состоит в том, что им придется выполнить шиповое соединение деталей. Поскольку учащимся ранее не приходилось выполнять шиповое соединение способом пропиливания, то на данном этапе работы учитель проводит индивидуальную работу с каждым учащимся, объясняя им особенности подгонки шипа. Раздел 11 Склеивание. После подгонки шипового соединения, при изготовлении игры «Накинь кольцо», детали необходимо склеить. Склеивание двух деталей не займет много времени, но так как учащимся на последующих занятиях придется неоднократно работать с клеем, следует рассмотреть эту тему более подробно. Склеивание – один из простых, но и надежных способов соединения деталей между собой. Очень важно, что при склеивании соединяемые поверхности деталей не повреждаются. В учебниках по столярному делу большое внимание уделяется глютиновому и казеиновому клеям, но так как они достаточно сложны в приготовлении и быстро теряют свои клеящие свойства, для склеивания фанеры, более удобно применять синтетические клеи, получившие в настоящее время большое распространение. Наиболее пригоден для этих целей клей ПВА, так как он достаточно дешев, экологически безопасен, не вреден для кожи рук и не требует предварительного приготовления. Работа с клеем. Чтобы клей не попал на верстак, его необходимо застелить, для этой цели лучше всего иметь специально подготовленный лист из ДВП или другого листового материала. Работать с клеем нужно быстро и аккуратно, экономно его расходуя. На склеиваемые поверхности клей наноситься тонким слоем, нанести много клея – не значит прочно склеить. Клей всегда наносят на обе склеиваемые поверхности деталей. После нанесения клея необходимо плотно сжать склеиваемые поверхности, только плотно сжатые детали будут прочно склеены. После работы необходимо убрать рабочее место, плотно закрыть банку с оставшимся клеем, вымыть кисточку и руки. Клей попавший на одежду удаляется влажной тряпкой. Раздел 12 Выжигание. Выжигание является одним из видов художественной отделки изделий из древесины. Иногда изделия выпиленные лобзиком для дополнительной выразительности украшают выжиганием (рис. 11). Для выжигания применяется специальный прибор – элекровыжигатель. Выжигание очень похоже на рисование только вместо карандаша применяется раскаленная электричеством специальная (нихромовая) проволока (перо). Выжигаемый рисунок наносят на изделие при помощи копировальной бумаги, так же как и при выпиливании (раздел 8). Чтобы не испортить выпиленное изделие, перед началом выжигания нужно потренироваться на негодном обрезке фанеры «набить руку». Правила безопасной работы с выжигателем. Нельзя включать прибор без разрешения учителя, выжигатель включается в розетку только тогда, когда всё подготовлено к работе. Накал «пера» должен быть темно-красным. Нельзя допускать чтобы накал был ярко-красного или белого цвета – выжигаемый рисунок может обуглиться или перегорит «перо». Ручку включённого прибора нельзя класть на стол (верстак) – может произойти возгорание. После 10-минутной работы прибор выключают для охлаждения на 2-3 минуты. Помещение, где занимаются выжиганием, нужно часто проветривать. Раздел 13 Прозрачная отделка изделия. Большинство изделий выпиленных лобзиком требуют дополнительной прозрачной отделки. Прозрачная отделка – это покрытие изделия различными прозрачными красителями (лаком, олифой), она направлена на сохранение естественных декоративных свойств древесины, предохраняет изделие от загрязнения и воздействия влаги. Для прозрачной отделки изделий выпиленных лобзиком лучше всего использовать нитролаки, которые в настоящее время имеют самое широкое применение. Нитролаковые покрытия очень быстро высыхают, образуют достаточно твердые и стойкие покрытия. Перед прозрачной отделкой изделие должно быть тщательно обработано наждачной бумагой и очищено от древесной пыли, трещины, сколы и другие дефекты не допускаются. Лаковое покрытие наносится при помощи кисти или тампона. В первую очередь при помощи кисти лаком покрываются внутренние и наружные кромки контура. Тампон используется для покрытия плоскостей изделия, изготавливать тампон следует из материалов, не поддающихся воздействию лака (разъеданию), лучше всего для этой цели подходит кусочек ваты, обмотанный марлей. Тампон обмакивают в ёмкость с лаком и быстрыми движениями, вдоль волокон древесины, покрывают изделие. При лакировании изделия необходимо следить за тем, чтобы не осталось пропущенных участков. После лакирования изделие необходимо оставить до полного высыхания и затвердения лака. Правила безопасной работы при лакировании: Лакокрасочные покрытия огнеопасны, нельзя работать с лаками вблизи открытого огня. Загустевшие лаки разбавляют специальным растворителем. Не допускайте попадание лака в глаза. После работы с лаком необходимо проветрить помещение, вымыть руки теплой водой с мылом. Раздел 14 Изготовление подвижных игрушек. Подвижные игрушки, как правило, состоят из нескольких деталей соединенных между собой осями или шарнирными узлами (рис. 12), поэтому учащиеся могут изготовить такие игрушки как индивидуально, так и объединившись в группы по 2 человека, в зависимости от количества времени отведенного на данную тему. Технология изготовления таких игрушек достаточно проста. Учащиеся, опираясь на ранее приобретенные навыки, в большинстве случаев могут выполнить такие работы самостоятельно без помощи учителя. Раздел 15 Изготовление объемных изделий накладным способом. Изделия, изготовленные данным способом, представляют собой несколько контурных заготовок, склеенных между собою в «пакет» (рис. 13). Сложность изготовления такого изделия состоит в том, что контур заготовок необходимо выпиливать как можно точнее, не уходя в сторону от линии разметки. Склеенные между собой детали необходимо сжать струбцинами или в зажиме верстака и выдержать их в таком состоянии до полного высыхания клея. После склеивания изделие обрабатывается напильником и наждачной бумагой до придания склеенным заготовкам общего (монолитного) контура, острые ребра скругляются. Основание изготавливается из строганной дощечки или толстой фанеры. Собранное и обработанное изделие желательно раскрасить, глаза вырезаются из бумаги и наклеиваются на готовую фигурку. Оси для катушек с нитками изготавливаются из гвоздей соответствующего диаметра. Дополнительно изделие можно укомплектовать игольницей из наклеенного кусочка поролона. Несколько таких швейных приборов могут быть хорошим подарком для швейной мастерской. Раздел 16 Соединение на задвижных пазах. Соединение на задвижных пазах являются наиболее простейшим из всех соединений, применяемых при изготовлении объемных изделий, состоящих из нескольких деталей (рис. 14). В деталях запиливаются пазы, ширина которых равна ширине деталей (фанеры). Для достижения наибольшей точности пазы рекомендуется запиливать несколько уже (по внутренней линии разметки) и впоследствии дорабатывать напильником. Чем точнее выполнены пазы, тем прочнее будет собрано изделие. Детали такого изделия могут быть прочно соединены между собою без склеивания. Несмотря на простоту соединения, учащимся рекомендуется сначала потренироваться на учебных заготовках (рис. 15). Раздел 17 Угловое серединное соединение на шипах. Угловое серединное соединение деталей на шипах является самым распространенным и самым сложным из всех соединений, применяемых при сборке объемных изделий, состоящих из нескольких деталей, так как требуют особой точности разметки и выполнения. Поэтому при изготовлении изделий с применением шипов данного вида к работе нужно относиться достаточно аккуратно. Учащимся уже приходилось выполнять такое соединение при помощи учителя (раздел 10). Дополнительные трудности при изготовлении объемных изделий с применением углового серединного соединения на шипах заключается в том, что несколько шипов одновременно должны совпадать с гнездами (рис. 16), при несовпадении хотя бы одного из них собрать изделие будет невозможно. Кроме того для прочности склеивания все соединения должны быть подогнаны достаточно плотно и не иметь зазоров. Для достижения точности выполнения соединений рекомендуется все шипы делать немного увеличенными (по наружной линии разметки), а все гнезда немного уменьшенными (по внутренней линии разметки) и при подгонке соединения, дорабатывать их напильником. Чтобы не испортить изделие, учащимся сначала необходимо потренироваться на учебных заготовках из негодных обрезков фанеры (рис. 17). Раздел 18 Угловое концевое соединение на шипах. Угловое концевое соединение на шипах иногда называют ящичным, т.к. оно используется для изготовления изделий имеющих форму ящика (коробочек, шкатулок и т.п., рис. 18). Такие соединения достаточно прочные, но тем не менее они дополнительно склеиваются. Немаловажную роль играет точность выпиливания заготовок, чем точнее подогнаны шипы, тем аккуратнее выглядит изделие. Раздел 19 Пропильная резьба. Овладев в достаточной степени приемами и навыками выпиливания лобзиком, можно приступать к выполнению пропильной резьбы. Пропильная резьба – работа, требующая определенного мастерства, аккуратности и терпения. Порой одна допущенная ошибка, превращает долгий, кропотливый труд в неисправимый брак. Для выполнения пропильной резьбы необходимо выбирать качественную, хорошо проклеенную фанеру. Перед нанесением рисунка, заготовку необходимо тщательно обработать наждачной бумагой. Также необходимо учитывать расположение рисунка на заготовке – рисунок должен располагаться строго вдоль волокон верхнего слоя фанеры. Проколы шилом, для выпиливания внутреннего контура резьбы, нужно делать очень аккуратно, особенно при выпиливании мелкого орнамента. Выпиливание начинают после прокола всех отверстий в детали. Основы пропильной резьбы – плоскостной, сквозной орнамент. Отрабатывать навыки резьбы лучше всего на деталях имеющих повторяющийся рисунок (рис.19) который наносится на заготовку при помощи шаблонов. Впоследствии переходят на изготовление деталей в виде ажурной сетки растительного или геометрического характера (рис.20). Очень привлекательны в прорезной резьбе фигурки животных и птиц (рис.21). После выпиливания детали, необходимо выполнить её чистовую обработку при помощи надфилей и наждачной бумаги. Раздел 20 Накладная резьба. Накладная резьба это разновидность пропильной резьбы. При изготовлении изделий украшенных накладной резьбой – пропильная резьба накладывается на сплошную основу, в итоге получается деталь, состоящая из двух слоев фанеры. Накладная резьба увеличивает прочность изделия и его эстетического восприятия. Для более отчетливого выделения контура выпиленного рисунка, основу рекомендуется покрыть красителем (например, раствором морилки). На рис.22 приведен фрагмент шкатулки, выполненный способом накладной резьбы. Раздел 21 Объемные изделия с применением пропильной резьбы. Изготовление объёмных изделий с применением пропильной резьбы требует высокого уровня мастерства, и доступно только наиболее способным учащимся. Сложность такой работы заключается в том, что изделие, как правило, состоит из большого количества деталей, которые должны быть безукоризненно подогнаны между собой. Кроме того, объемные изделия имеют по несколько одинаково повторяющихся деталей, изготовление которых требует особой точности. На рис.23 изображены детали вазы для фруктов, в основу изготовления которой входит пропильная резьба. Раздел 22 Практическое повторение. Учащиеся, опираясь на раннее приобретенные знания и умения, занимаются выполнением школьных заказов, изготовлением сувениров и подарков, подготовкой к выставке. Совершенствуют свое мастерство в искусстве выпиливания лобзиком и пропильной резьбы, которые, несомненно, пригодятся им в жизни. Учитель, в свою очередь, при определении заданий учащимся, должен учитывать их индивидуальные способности, степень мастерства, поощрять отличившихся учащихся, оказывать школьникам посильную помощь при выполнении работы, делать все возможное, чтобы радость творчества не превратилась в скучную, принудительную работу. Для разнообразия выполняемых работ используются различные журналы, альбомы, приложения и другие методические пособия соответствующего характера. Приложение 2 ЧЕРТЕЖИ, ШАБЛОНЫ, ОБРАЗЦЫ |